ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» С.В.Иванова (система учебников «Начальная школа 21 века») в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Данная программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю и предназначена для обучения учеников 3 класса начальной школы. Программа «Русский язык» направлена на решение задач лингвистического образования и речевого развития младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
При знакомстве учащихся с основными положениями лингвистики, у них формируется научное представление о системе и структуре родного языка, развивается логическое и абстрактное мышление, русский язык представляется как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово – ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
Учебный комплект «Русский язык» состоит из учебника в 2 – х частях и 2 – х рабочих тетрадей на печатной основе : «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок».
В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим учебный материал учебника «Русский язык» структурирован по трём блокам , каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен русский язык», «Правописание» и «Развитие речи». В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточится на выполнении и отработке определённого учебного действия. Уроки каждого блока перемежаются друг с другом и объединяются изучаемой языковой единицей .
Такое структурирование позволяет :
- успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления;
- Решать практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развития речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
- избавить ученика от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов деятельности.
Кроме этого по данной программе используются рабочие тетради на печатной основе, которые позволяют обеспечить педагогическую поддержку как «сильному», так и слабоуспевающему ученику. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у слабоуспевающего ученика трудности, а для «сильного» ученика создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.
Важной отличительной стороной программы «Русский язык» является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладением умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе курса, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширять кругозор учащихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни русского языка, что позволяет реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Данная программа предусматривает проведение текущего и итогового контроля знаний. Который осуществляется по каждому из блоков:
1) к урокам блока «Как устроен наш язык» -
- текущие и итоговые контрольные работы,
- тесты с заданиями по теории языка;
2) блок «Правописание» -
- текущие и итоговые диктанты,
- списывание,
- тесты с орфографическими заданиями.
- словарные диктанты,
3) к урокам блока «Развитие речи» -
- текущие изложения.
Изучение курса «Русский язык» в 3 классе предполагает внеучебную деятельность учащихся по предмету : подготовку и участие в школьной и районной олимпиаде, Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», КВНе по предмету.
Учебно-тематическое планирование
по Русскому языку
Класс: 3
Учитель: Щербакова Елена Алексеевна
Количество часов:
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Планирование составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебник: Учебник по русскому языку в двух частях; авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова – Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2012год.
Табличное представление учебно-тематического планирования
Дата |
№ |
Тема урока |
Количество уроков |
Тип урока |
Результаты освоения учебного предмета |
Использование ИКТ |
Вид контроля |
Корректировка |
УУД |
||||||||
1. |
Повторяем фонетику |
1 |
Урок открытия нового знания |
Знать обозначение звуков на письме. Уметь сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции Работать со схемой (задание «Дополни схему»); участвовать в обсуждении проблемных вопросов; работать с таблицами; сравнивать буквенную запись слов с записью слов при помощи транскрипции. |
текущий |
|||
2. |
Вспоминаем правила написания прописной буквы |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные Сопоставлять, анализировать и выбирать слова, сочетания слов по образцу; контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
текущий |
|||
3. |
Фонетический разбор слов. |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать правило переноса слов. Уметь применять алгоритм фонетического анализа слова. Выполнять упражнения на правила переноса слов, анализировать ошибки; обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слов, правило; отрабатывать алгоритм правила; активизировать словарный запас. |
1 |
текущий |
||
4. |
Вспоминаем правила переноса слов |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило переноса слов. Уметь применять изученные правила в написании слов. Отрабатывать правила переноса слов; обсуждать правила переноса слов; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
5. |
Повторяем: текст, его признаки и типы. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило подбора заголовка, типы и признаки текста. Уметь выделять главное в тексте, называть признаки типов текстов |
1 |
текущий |
||
6. |
Фонетический разбор слов. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило переноса слов. Уметь применять алгоритм фонетического анализа слова. Наблюдать над языковым материалом (рубрика «Вспомни 2 класс»): омонимы; работать в парах; отрабатывать алгоритм фонетического анализа слов. |
текущий |
|||
7. |
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь разъяснять сущность усвоенного правила о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу |
текущий |
|||
8. |
Повторяем состав слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать части слова и их обозначения, образование слова в русском языке. Уметь разбирать слова по составу |
текущий |
|||
9. |
Повторяем правописание безударных гласных в корне слов |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, форму одного и того слова, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы |
текущий |
|||
10. |
Повторяем признаки и типы текста |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план |
текущий |
|||
11. |
Разбор слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать части слова и их обозначения, образование слова в русском языке. Уметь разбирать слова по составу |
1 |
текущий |
||
12. |
Повторяем правила правописания согласных в корне слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правила написания парных согласных в корне слов и на конце. Уметь подбирать проверочные слова |
текущий |
|||
13. |
Повторяем словообразование |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь применять суффиксы и приставки для образования новых слов |
текущий |
|||
14. |
Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Уметь проверять данную орфограмму |
текущий |
|||
15. |
Диктант по теме «Повторение орфограмм корня» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания |
контрольный |
|||
16. |
Текст и его заглавие. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы |
текущий |
|||
17. |
Разбор слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять значимые части слова Отрабатывать алгоритм разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки); решать проблемные задачи; работать в парах: выписать слова с приставками. |
текущий |
|||
18. |
Вспоминаем правописание суффиксов. Списывание. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь конструировать и классифицировать слова. Правильно списывать текст. |
списывание |
|||
19. |
Повторяем правописание приставок |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь грамотно писать слова на изученные орфограммы |
текущий |
|||
20. |
Заглавие и начало текста |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст |
1 |
текущий |
||
21. |
Предложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь видеть связь слов в предложении, различать слово, словосочетание и предложение, составлять из слов предложение |
текущий |
|||
22. |
Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь выполнять тестовые контрольные работы |
контрольный |
|||
23. |
Виды предложения по цели высказывания и интонации |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь определять предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске |
1 |
текущий |
||
24. |
Последовательность предложений в тексте |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь излагать текст последовательно устно и письменно, восстанавливать посл-ность предложений в тексте |
текущий |
|||
25. |
Деление текста на абзацы |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь делить текст на смысловые части, видеть в тексте нарушение последовательности изложения материала, определять в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев |
текущий |
|||
26. |
Главные члены предложения |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятия: главные члены предложения, грамматическая основа в предложении |
1 |
текущий |
||
27. |
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь доказывать правильность выбора знака. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; наблюдать над языковым материалом; повторять слова с непроизносимым согласным звуком; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
28. |
Главные члены предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять в предложении грамматическую основу. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; коллективно обсуждать правила и алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; анализировать языковой материал; работать в парах: подбирать подходящие по смыслу слова. |
1 |
текущий |
||
29. |
Учимся писать приставки |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь анализировать и писать слова с приставками з- и с- |
текущий |
|||
30. |
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь применять правило написания приставок на з- и с- |
текущий |
|||
31. |
Подлежащее |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь определять подлежащее в предложении |
1 |
текущий |
||
32. |
Сказуемое |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь находить сказуемое в предложении |
1 |
текущий |
||
33. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать понятие обращение. Коллективная работа: составлять план текста по вопросам; наблюдать над обращением в письмах; активизировать словарный запас; контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. |
текущий |
|||
34. |
Подлежащее и сказуемое. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять грамматическую основу |
текущий |
|||
35. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь подписывать письма, обращаться к адресату |
текущий |
|||
36. |
Второстепенные члены предложения |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятия второстепенные члены предложения, грамматическая основа. Уметь различать распространенное предложение и нераспространенное |
текущий |
|||
37-38. |
Обстоятельство |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь различать главные и второстепенньrе члены предложения |
1 |
текущий |
||
39. |
Итоговая К/Р по теме «Простое предложение» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь выполнять тестовые задания |
текущий |
|||
40. |
Учимся писать приставку с- |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь выделять приставку с- в словах |
текущий |
|||
41. |
Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания |
контрольный |
|||
42. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь составлять план текста, корректировать письмо |
текущий |
|||
43-44. |
Определение |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие определения. Уметь работать с правилом, разбирать предложения. Выполнять упражнения на нахождение определений; работать в парах: поиск определений. |
1 |
текущий |
||
45. |
Учимся писать слова с двумя корнями |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь писать сложные слова. Анализировать языковой материал: сложные слова с соединительной гласной; формулировать на основе анализа вывод; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; записывать текст под диктовку; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
46. |
Запоминаем соединительные гласныео и е |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь находить сложные слова, записывать их правильно. Выполнять упражнения: сложные слова с соединительными гласными; работа в парах: классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе ; записывать текст под диктовку. |
текущий |
|||
47. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь составлять примерный план письма, корректировать текст |
текущий |
|||
48-49. |
Дополнение |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь разбирать предложения по членам, находить дополнения в предложениях Уметь находить второстепенные члены предложения |
1 |
текущий |
||
50-51. |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
2 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь писать слова с данной орфограммой. Наблюдать над обозначением звука(о) после шипящих в корнях слов; формулировать на основе анализа правило; обсуждать алгоритм применения правила; выполнять тренировочные упражнения; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
52. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь называть фразеологизмы, использовать в тексте письма фразеологизмы |
текущий |
|||
53. |
Однородные члены предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются |
1 |
текущий |
||
54. |
Контрольная работа по теме «Члены простого предложения» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь применять изученное правило на практике |
контрольный |
|||
55. |
Учимся обозначать звук ы после звука ц |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки. Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов; решать проблемную задачу; формулировать на основе анализа вывод; обсуждать алгоритм применения правила; классифицировать слова с ци в корне, с цы в корне, с окончанием –ы; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
56. |
Однородные члены предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь находить предложения с законченным и незаконченным перечислением |
текущий |
|||
57. |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. |
текущий |
|||
58. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь составлять план текста. Обсуждать проблемный вопрос; работать с рисунком учебника; самостоятельная работа. |
текущий |
|||
59. |
Диктант по темам «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь применять изученные правила на практике |
контрольный |
|||
60. |
Однородные члены предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь составлять предложения с однородными членами предложения. Выполнять тренировочные упражнения; исправлять ошибки в употреблении однородных членов; участвовать в решении проблемной ситуации; выполнять сложное задание и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. |
текущий |
|||
61. |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами |
текущий |
|||
62. |
Однородные члены предложения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией |
текущий |
|||
63. |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения. |
текущий |
|||
64. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь подписывать точный адрес на конверте |
текущий |
|||
65. |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор |
текущий |
|||
66. |
Диктант по теме «Однородные чл. предложения» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь писать под диктовку |
контрольный |
|||
67. |
Анализ диктанта. Повторение. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь писать орфограммы корня, выделять грамматическую основу, писать предложения с однородными членами. |
текущий |
|||
68. |
Части речи. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать понятие части речи. Уметь различать слова, относящиеся к разным частям речи |
1 |
текущий |
||
69. |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи. Наблюдать: самостоятельные и служебные части речи; формулировать правило на основе наблюдения; решать проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем; классифицировать слова по образцу. |
текущий |
|||
70. |
Повторение. Списывание. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь списывать текст. Работа над текстом: озаглавить текст, составить план текста; разграничить и сравнить текст-описание и текст-повествование; индивидуальная работа: создать собственный текст. |
списывание |
|||
71. |
Имя существительное |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные |
1 |
текущий |
||
72. |
Повторение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике |
текущий |
|||
73. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать сведения, необходимые для написания изложения. Работать с рубрикой «Обрати внимание»; работать с текстом: тип текста, смысловая цельность текста; обсуждать проблемную ситуацию; работа в группах: продолжить текст;. |
текущий |
|||
74-75. |
Род имён существительных |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь определять род имен существительных Уметь определять род имени существительного, неизменяемые имена существительные |
1 |
текущий |
||
76. |
Контрольная работа |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь осмысленно применять полученные знания на практике |
котрольный |
|||
77. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно |
текущий |
|||
78. |
Число имён существительных |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь определять число имен существительных. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; обсуждать правило; классифицировать им.сущ в форме ед. числа и мн. числа; самостоятельная работа: определять число им.сущ в тексте. |
1 |
текущий |
||
79. |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь применять правило написания ь после шипящих у имен существительных |
текущий |
|||
80. |
Правописание ь после шипящих на конце имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь применять правило написания ь после шипящих у имен существительных |
текущий |
|||
81. |
Число имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь определять род имени существительных, ставить имя существительное в определенную форму числа |
текущий |
|||
82-83. |
Изменение имён существительных по числам |
2 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе |
текущий |
|||
84. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь передавать содержание услышанного текста. Индивидуальная работа: написать изложение текста-описания; работать в парах: взаимопроверка; решать проблемную задачу. |
текущий |
|||
85. |
Изменение имен существительных по падежам |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие изменение слова по падежам. Решать проблемную задачу; обсуждать правило; знакомиться с рубрикой «Обрати внимание»; выполнять тренировочные упражнения; работать в парах. |
текущий |
|||
86-87. |
Падеж имен существительных |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь определять падеж имени существительного в предложении |
текущий |
|||
88. |
Учим слова с удвоенными согласными в корне |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь воспринимать на слух прочитанный текст. Анализировать языковой материал: классификация слов; работать в парах: записать слова в алфавитном порядке; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
89. |
Учимся писать письма |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь передавать содержание от первого лица. Анализировать текст учебника; индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица; контролировать правильность и аккуратность записи. |
текущий |
|||
90. |
Падеж имен существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять имена существительные по падежам. Решать проблемную ситуацию; выполнять упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; работать в парах: нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определённого падежа. |
текущий |
|||
91. |
Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять значимую часть слова, выделять суффикс |
текущий |
|||
92. |
Падеж имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять имена существительные по падежам. Работать в парах: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа; выполнять тренировочные упражнения. |
текущий |
|||
93. |
Учимся писать суффиксы -ец- и |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь выделять в словах суффиксы -ец- и |
текущий |
|||
94. |
Работа с текстом |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь различать различные типы текстов. Работать над текстами: озаглавить , исправить текст; индивидуальная работа: составить и записать рассказ о животном; контролировать правильность и аккуратность записи. |
текущий |
|||
95. |
Склонение имён существительных. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь различать склонения имен существительных. Наблюдать за языковым материалом; знакомиться с понятием склонение; классифицировать им. сущ. по склонениям; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
96. |
Учимся писать |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило написания сочетания -инк- и -енк-. Наблюдать за языковым материалом; на основе анализа формулировать правило; обсуждать алгоритм применения правила; составлять слова по заданным моделям. |
текущий |
|||
97. |
Проверочный диктант по теме «Суффиксы» |
1 |
Урок развивающегоконроля |
Уметь писать под диктовку |
контрольный |
|||
98. |
Склонение имён существительных |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь выделять основные грамматические признаки имен существительных |
1 |
текущий |
||
99. |
Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь писать безударные окончания существительных 1-го склонения |
текущий |
|||
100. |
Работа с текстом |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правила продолжения текста. Уметь выделять главное в тексте |
текущий |
|||
101. |
Склонение имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям |
текущий |
|||
102. |
Тест по теме «Склонение имен существительных» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь выполнять самостоятельно тестовые задания |
котрольный |
|||
103. |
Правописание безударных окончаний имён сущ. 1-го склонения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь объяснять выбор безударного падежного окончания существительного |
текущий |
|||
104. |
Имена существительные одушевленные и неодушевлённые |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие одушевленные и неодушевлённые, имена существительные. Уметь классифицировать слова |
1 |
текущий |
||
105. |
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь анализировать языковой |
текущий |
|||
106. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь пересказывать от первого лица, корректировать готовый план |
текущий |
|||
107. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь различать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
текущий |
|||
108. |
Учимся писать безударные скончания имён существительных 2-го склонения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь разъяснять сущность усвоенных правил и применять их |
текущий |
|||
109. |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать понятие имена существительные собственные и нарицательные |
текущий |
|||
110. |
Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать о правописании гласных в окончаниях существительных после шипящих и ц |
текущий |
|||
111. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выполнять порядок действий при написании изложения |
текущий |
|||
112-113. |
Способы образования имён существительных |
2 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь классифицировать слова по способу образования |
текущий |
|||
114-115. |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 3 склонения. |
2 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь развернуто объяснять выбор безударного окончания |
текущий |
|||
116. |
Учимся писать изложение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правила корректировки текста |
текущий |
|||
117. |
Контрольное изложение |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь писать изложение по самостоятельно составленному плану |
контроьный |
|||
118. |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Выполнять тренировочные упражнения; записывать слова в порядке данных схем, работать в парах: фонетический анализ слова; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; выполнять сложное задание и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. |
текущий |
|||
119. |
Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь применять полученные знания |
контрольный |
|||
120. |
Имя прилагательное |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным |
1 |
текущий |
||
121. |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные окончания имен существительных множественного числа |
текущий |
|||
122. |
Повторение. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план |
текущий |
|||
123. |
Имя прилагательное |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять имена прилагательные по родам и числам, определять. Решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем»; формулировать правило и обсуждать его; наблюдать над склонением имён прил.; выполнять тренировочные упражнения на определение рода, числа, падежа прил. |
текущий |
|||
124. |
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь классифицировать слова по орфограммам |
текущий |
|||
125. |
Контрольный диктант за 3-ю четверть |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания |
контрольный |
|||
126. |
Анализ К/Р Повторение Об им.сущ |
1 |
текущий |
|||||
127. |
Имя прилагательное |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного |
текущий |
|||
128-129. |
Правописание окончаний имен существительных на -ий, |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания |
текущий |
|||
130. |
Повторение правописания безударных окончаний имён существительных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных |
текущий |
|||
131-132. |
Качественные имена прилагательные |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним |
текущий |
|||
133. |
Изложение с элементами сочинения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать, что такое текст-рассуждение. Уметь анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану |
Самостоятельная работа |
|||
134. |
Правописание окончаний имён прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять имена прилагательные по падежам |
текущий |
|||
135. |
Учимся писать изложение (обучающее) |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать, что такое изложение с элементами сочинения. Уметь анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения |
Самостоятельная работа |
|||
136. |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь пользоваться изученным правилом. Работать с таблицей учебника; формулировать вывод о правописании окончаний имён прил; выполнять тренировочные упражнения: изменение им. прил. по падежам, выделение окончаний; активизировать словарный запас. |
текущий |
|||
137. |
Краткая форма качественных прилагательных |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Иметь представление о краткой форме качественных прилагательных |
1 |
текущий |
||
138. |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать и применять правила правописания окончаний имен прилагательных |
текущий |
|||
139. |
Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь списывать текст. |
контрольный |
|||
140. |
Учимся писать сочинение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать отличие сочинения от изложения. Уметь исправлять нарушения в тексте |
текущий |
|||
141. |
Относительные имена прилагательные |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения |
текущий |
|||
142. |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать правило правописания -н- и -нн-. Уметь классифицировать словас-н-, -нн- |
текущий |
|||
143. |
Как образуются относительные прилагательные |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь находить относительные имена прилагательные. Классифицировать имена прил.; обсуждать правило; решать проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»; работать с рубрикой «Обрати внимание; |
текущий |
|||
144. |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь образовывать слова по схемам |
текущий |
|||
145. |
Учимся писать сочинение |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст |
текущий |
|||
146. |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь отличать качественные и относительные имена прилагательные |
текущий |
|||
147. |
Притяжательные прилагательные |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь различать качественные и относительные прилагательные. Наблюдать над языковым материалом: работать с таблицей учебника; формулировать правило; работать в парах: вставить пропущенные суффиксы; выполнять тренировочные упражнения. |
1 |
текущий |
||
148. |
Правописание притяжательных прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять суффиксы имен прилагательных |
текущий |
|||
149. |
Составление текста по его части |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь восстанавливать текст по его части. Восстанавливать текст; работать в группах: выбирать и обсуждать подходящее по смыслу начало текста; контролировать правильность и аккуратность записи. |
текущий |
|||
150. |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выполнять фонетический анализ слов. Выполнять тренировочные упражнения: способы образования относительных прил.; проводить фонетический анализ слов. |
текущий |
|||
151. |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Знать правила выполнения тестовых работ |
контрольный |
|||
152. |
Анализ к\работы и работа над ошибками |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять ошибки в работе и исправлять их |
текущий |
|||
153. |
Правописание краткой формы качественных прилагательных |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь образовывать краткую форму имен прилагательных, формулировать правило |
текущий |
|||
154. |
Местоимение |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие местоимение. Обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения; решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем»; наблюдать над языковым материалом; обсуждать правило; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
1 |
текущий |
||
155. |
Работа с текстом |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь работать в группах |
текущий |
|||
156-157. |
Личные местоимения |
2 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь находить местоимения. Уметь пользоваться правилом |
текущий |
|||
158. |
Правописание местоимений |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь заменять имена существительные местоимениями |
текущий |
|||
159. |
Как изменяются местоимения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь изменять местоимения по падежам |
текущий |
|||
160. |
Контрольная работа |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выполнять самостоятельно тестовые задания |
контрольный |
|||
161. |
Правописание местоимений |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь заменять имена существительные местоимениями. Работать в орфографической тетради: выполнять тренировочные упражнения.: |
текущий |
|||
162. |
Как изменяются местоимения |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь определять грамматические признаки местоимений |
текущий |
|||
163. |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь выполнять грамматические задания |
контрольный |
|||
164. |
Работа над ошибками. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Уметь выделять ошибки в работе и исправлять их |
текущий |
|||
165-170. |
Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений |
6 |
Урок общеметодологической направленности |
Знать изученные орфограммы. Уметь применять орфограммы на практике |
1 |
текущий |
||
ИТОГО: 170 ЧАСОВ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис Предложение. Главные члены предложения: подлежащее: и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельныеи служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-,-енк-, сочетаний –ичк-,-ечк-.Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи»
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Содержание курса
№п/п Содержательная линия |
Учебный материал |
Требования ФГОС Планируемые результаты |
|
УУД |
Предметные |
||
«Как устроен наш язык»: Фонетика Состав слова Синтаксис Морфология |
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу. Предложение. Главные члены предложения: под- лежащее и сказуемое. Вто ростепенные члены пред- ложения: дополнение, определение, обстоятель- ство. Однородные члены предложения. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя сущемствительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. |
Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и пись- менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению. Р: учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках) К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформиро- ваны на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;различатьособенности диалогической и монологической речи; |
Знать понятия: звук и буква , гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. - зв Называть, приводить примеры: звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых ); кратко характеризовать: - качественные признаки звуков; - у написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок, - развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов. Научится: различать предложение, словосочетание, слово; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. Научится: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж. Получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. |
Правописание |
Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах . |
Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Р: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада- ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого |
Получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); Применять правила правописания: падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ–онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения. |
Развитие речи |
Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. |
Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания. |
Научится: подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста; Получит возможность научиться: исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей); составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
Резервные уроки |
Закрепление пройденного; повторение пройденного; проверочные и контрольные работы. |
Требования к уровню подготовки ученика третьего класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащие и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки;
составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
падежных окончаний имен существительных;
суффиксов имен существительных - онок- (-ёнок-), -ик-, -ек-, -ост(ь)-;
падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
постановки знаков препинания при однородных членах предложения
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Учебник: «Русский язык» (авторы: С.В.Иванов, О.А.Евдокимова, М.И.Кузнецова) в 2 – х частях. -М.: «Вентана – Граф» 2013 г.
Рабочие тетради: 1. «Пишем грамотно» (М.И.Кузнецова).-М.: «Вентана – Граф» 2014 г.
2. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» (М.И.Кузнецова) .: «Вентана – Граф» 2014 г..
Методические пособия:
«Русский язык. Комментарии к урокам». 3 класс. ( С.В.Иванов, М.И.Кузнецова). «-М.: «Вентана – Граф» 2007 г.
«Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2007 г.
Беседы с учителем. Методика обучения. Под ред. Л.Е.Журовой – М.: Вентана-Граф, 2007