Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Петровская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Русский язык»
3 класс
Разработана
учителем начальных классов
Барсуковой Любовью Александровной
2016
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Русский язык», авторской программы «Русский язык: 1 – 4 классы» М.С.Соловейчик (УМК «Гармония»)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvvvw.consultant.ru/; http://wvvvv.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г.
№ 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России03.02.2015 г. № 35847) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528) //http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
10.Приказ Министерства образования Оренбургской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области» от 13 августа 2014 г. N 01-21/1063 (с изменениями от 06.08.2015 № 01-21/1742)
11. Учебный план МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича» Оренбургской области на 2016- 2017 учебный год.
12. ООП НОО МОБУ Петровская СОШ
Рабочая программа разработана с учетом возможностей программы «Гармония» и ориентирована на работу по учебнику:
Соловейчик М. С., Кузьменко Н.С. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Соловейчик М. С., Кузьменко Н.С – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 5 часа в неделю, всего 170 часов (34 недели)
2. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (Лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У третьеклассника будут сформированы.
- представление о русском языке как языке своей страны;
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя — как носителя русского языка;
— представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
— элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;
— становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
— элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
— понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; '
— выраженного познавательного интереса к русскому языку;
- сознательного отношения к качеству своей речи.
МЕТАПРЕДМЕНТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;
— действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
— оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;
— читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения;
- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
— находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
- понимать информацию, представленную в модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
— применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
— находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
— осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
— осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;
— осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;
— коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения;
— подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения и3вестных существенных признаков.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
— делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
— осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
— анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определенным параметрам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
— участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
— участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
— задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
— высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
- строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка, и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирая для этого языковые средства;
- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова-
ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
— создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
— оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
— инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
— создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
— применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы
Третьеклассники:
— овладеют начальными представлениями о языке как средство общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
— освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объеме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать: гщ-„тць: языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой
деятельности
Третьеклассник научится:
— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
— пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
— соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
— понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
— озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
— восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
— строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
— замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
— находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
— письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
— письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
— проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
— понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
— конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
— создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
— редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области речи, речевой деятельности
Третьеклассник научится:
— участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
— самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;
- пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
— соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
— понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;
— озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
— различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
— письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
— письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);
— письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
- улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
— самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
— самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности-оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА
В области фонетики и графики
Третьеклассник научится:
— различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся‚ -ться);
— понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
- анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
— правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
— пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Третьеклассник получит возможность научиться:
— классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
— письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области лексики
Третьеклассник научится:
— осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
— различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
— выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
— в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
— стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
— самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
— понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области словообразования (морфемики)
Третьеклассник научится:
— выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
- отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
— сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
— соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
— различать изменяемые и неизменяемые слова.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
— отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
— определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
— выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области морфологии
Третьеклассник научится:
— выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
— ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
— определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
— сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
— пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
— правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения З-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
— под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
— пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов, понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
— находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
— выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного);
— соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
— замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; а
— понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Третьеклассник научится:
— различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
— выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
— устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
— отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
— проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
- распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Третьеклассник получит возможность научиться:
— осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
— строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
— использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Формирование орфографических умений
Третьеклассник научится:
— по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
— разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
— пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
— применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1-3-го классов);
— пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
— писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
— проверять написанное и вносить коррекгивы;
— писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
— оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой З класса);
— эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Содержание учебного предмета.
Тема |
Содержание программного материала |
Контрольные и творческие работы |
Знаем - повторим, не знаем – узнаем. -20 ч: |
Повторение изученного о речи. Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии. Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро-/-ра-, -оло-/-ла-, -ере- /-ре-. Правописание суффиксов -ек- и -ик- (общее знакомство). Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-/-ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами. Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. Изложение (обучающее). |
Входная контрольная работа Контрольная работа № 2 по теме «Повторение» Тестовая работа по теме Контрольное списывание |
Каждое слово - часть речи. 26 ч |
Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи». Знакомство с названиями знаменательных частей речи. Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания времени - «в одной из своих форм»). Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён – изменения по падежам. |
Контрольная работа №3 по теме «Каждое слова – часть речи» Тестовая работа по теме «Части речи. Формы слова.» Тестовая работа по теме «Части речи – имена.» |
Глагол как часть речи. 35 ч. |
Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме. Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя (формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений. |
Контрольная работа №4 по теме «Неопределенная форма глагола» Тестовая работа по теме «Неопределенная форма глагола» Контрольное списывание Контрольная работа №5 по теме «Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени» Тестовая работа по теме «Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени» Изложение с изменением лица |
Что мы знаем о частях речи? 11 ч. |
Повторение изученного о частях речи. Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. |
Контрольное списывание |
Возвращаемся к разговору о предложении. 20 ч. |
Повторение изученного о предложении. Знакомство с понятием «член предложения». Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции. Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям. |
Тестовая работа по теме «Части речи. Члены предложения. Текст.» Контрольная работа №6 по теме «Части речи. Члены предложения. Текст.» |
И вновь о частях речи. 20 ч. |
Повторение изученного об именах. Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих его освоение. Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи. Создание словесных зарисовок. |
Контрольная работа №7 по теме « Имя существительное и имя прилагательное» Тестовая работа по теме «Написание ь после букв шипящих на конце имен существительных» |
Обо всём, что мы теперь знаем. 15 ч. |
Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач. Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе. |
Изложение с элементами сочинения. Контрольная работа №8 за 4 четверть Тестовая работа за курс 3 класса |
Продолжаем учиться хорошей речи. 19 ч. |
Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста. Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям. |
Тестовая работа по теме «Текст. Предложение в тексте. Слово.» Контрольное списывание. |
Подводим итоги, строим планы. 4 ч. |
Комплексная контрольная работа. Работа со словарями, имеющимися на «Справочных страницах» учебника. На их основе проведение различных игр, конкурсов («Объясни слово», «Кто ни разу не ошибётся?!», «Скажи правильно!», «Заметь и исправь ошибку!»), решение и составление лингвистических кроссвордов. Подготовка небольших групповых проектов «Из истории слов и выражений»; «Мы узнали о словах...»; «Составляем свой словарь правильной речи» (на основе речевых неправильностей в собственной речи и речи одноклассников), их защита. |
Комплексная контрольная работа №9 |
4. Учебно-тематический план
Содержание программного материала |
Количество часов |
|
1 |
Знаем - повторим, не знаем – узнаем. |
20 ч |
2 |
Каждое слово - часть речи. |
26ч |
3 |
Глагол как часть речи. |
35 ч |
4 |
Что мы знаем о частях речи? |
11 ч |
5 |
Возвращаемся к разговору о предложении. |
20ч |
6 |
И вновь о частях речи. |
20ч |
7 |
Обо всём, что мы теперь знаем. |
15ч |
Продолжаем учиться хорошей речи. |
19ч |
|
Подводим итоги, строим планы. |
4ч |
|
Итого: |
170ч |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения |
Диагностический материал |
1 четверть |
Контрольных работ -3 (из них 1 входная контрольная работа) Самостоятельных работ – 3 |
2 четверть |
Контрольных работ - 2 Самостоятельных работ - 2 |
3 четверть |
Контрольных работ - 2 Самостоятельных работ – 2 |
4 четверть |
Контрольных работ - 2 Самостоятельных работ – 2 Изложение - 1 |
Итого: |
Контрольных работ - 9 Самостоятельных работ - 9 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013
2. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 1-4 класс.- Смоленск «Ассоциация XXI век», 2015
Материально-техническое обеспечение
1) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
2) интерактивная доска;
3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор )
Интернет-ресурсы:
«Ассоциация ХХ Ι век»www.ass21vek.ru.
http:www.Nachalka.com.
http:www.rusedu.ru.
http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/mat.pdf
http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа :www.uroki.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed
Официальный сайт «УМК «Гармония»». – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Петровская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор МОБУ Петровская СОШ
Протокол №____
от «____» __________ 2016г _____________ Чучучина А.Б.
Календарно – тематическое планирование уроков
предмета «Русский язык»
3 класс
Разработано
учителем начальных классов
Барсуковой Любовью Александровной
2016 г
Поурочно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе 170 ч (5 ч в неделю)
Дата |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Работа по учебнику |
Словарные слова |
Домашнее задание |
Фактич. |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (20 ч) |
||||||
1 |
Повторение изученного о речи. |
1-2 |
Сентябрь, хорошо |
С.6 №3 |
||
2 |
Повторение изученного о речи. |
4-6 |
Завтрак, обед, сосиска |
С.6 №7-8 |
||
3 |
Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи. |
9-15 |
С.8 №12 |
|||
4 |
Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. |
16-24 |
Собака, петух, мальчик, конфета, карандаш |
С.12 №23 |
||
5 |
Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. |
25-30 |
Деревня, капуста, город, дорога, береза, лимон |
С.13 №29 |
||
6 |
Повторение изученного по орфографии. |
31-36 |
С.15 №37 |
|||
7 |
Входная контрольная работа (диктант.) |
38-41 |
С.16 №41 |
|||
8 |
Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. |
42-49 |
Россия, магазин, молоко, колесо, берег |
С.18 №47-48 |
||
9 |
Правописание суффиксов –ЕК, -ИК. |
50-57 |
С.21 №57 |
|||
10 |
Правописание ударных и безударных сочетаний –цы- - -ци-. |
58-63 |
Цыпленок, огурец |
С.22 №62,63 |
||
11 |
Правописание ударных и безударных сочетаний –цы- - -ци- |
64-66 |
Цыпленок, черный |
С.24 №66 |
||
12 |
Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). |
67-70 |
Собака, ребята |
С.25 №70 |
||
13 |
Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). |
71-76 |
Коллекция, огород |
С.26 №76 |
||
14 |
Словарный диктант. Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. |
77-82 |
С.28 №83 |
|||
15 |
Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. |
84-88 |
здоровье |
С.28 №84 Тест ТЗ с.4-9 |
||
16 |
Тестовая работа по теме «Повторение». |
Тест КЗ с.3-10 |
||||
17 |
Работа над ошибками. |
Тест ТЗ с.10-11 |
||||
18 |
Диктант№ 2 по теме «Повторение». |
|||||
19 |
Обучающее изложение. |
89-92 |
||||
20 |
Контрольное списывание. 1 |
93-94 |
октябрь |
Тест ТЗ с.12-14 |
||
Каждое слово – часть речи. (26 ч) |
||||||
21 |
Представление понятия «части речи». |
95-104 |
Коллекция, лаять, желтый, одиннадцать, таять, клеить, огромный, растение, библиотека, черный, двадцать, ботинки |
С.34 №103,104 |
||
22 |
Знакомство с названиями частей речи. |
105-113 |
Огород, одиннадцать, клеить, лестница, таять, жужжит, интересный, аккуратный, человек, пятьдесят |
С.37 №113 |
||
23 |
Назовем слова – указатели. |
114-119 |
С.39 №119 |
|||
24 |
Освоение личных местоимений. |
120-126 |
С.41-42 №125,126 |
|||
25 |
Знакомство с названиями слов – помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. |
128-133 |
С.45 №132 |
|||
26 |
Обучение употреблению и написанию служебных частей речи. |
134-140 |
Кровать, карандаш |
С.46 №140 |
||
27 |
Употребление и написание служебных частей речи. Словарный диктант. |
Тест ТЗ с.15-16 |
Тест ТЗ с.17-18 |
|||
28 |
Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. |
141-144 |
С.48 №144 |
|||
29 |
Изложение: обучению рассказу о словах. |
145 |
||||
30 |
Тестовая работа по теме «Части речи. Формы слова». |
Тест КЗ с.10-11 |
Словарные слова |
|||
31 |
Формирование умения определять часть речи и правильно писать служебные слова; повторение. |
|||||
32 |
Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. |
147-152 |
Дорога, береза |
С.51 №152 |
||
33 |
Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного |
153-157 |
С.53 №157 |
|||
34 |
Знакомство с начальной формой имени прилагательного. |
158-162 |
С.54 №162 |
|||
35 |
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. |
163-171 |
Автобус, автомобиль, трамвай |
С.58 №171 |
||
36 |
Закрепление изученного о роде имен существительных и имен прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. |
172-176 |
Лестница, коллекция, полотенце, пальто, огурцы, яблоко |
С.60 №176 |
||
37 |
Изменение имен существительных по числам, имен прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. |
177-182 |
Природа, полотенце, сарай, облако, отдых, варежки, ножницы |
С.62 №182 |
||
38 |
Тестовая работа по теме «Части речи – имена». |
Тест КЗ с.12-13, 16-17 |
Тест ТЗ с.21-22 |
|||
39 |
Работа над ошибками. |
Тест КЗ с.14-16 |
Тест ТЗ с.23-25 |
|||
40 |
Диктант№3 за 1 четверть |
|||||
41 |
Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени). |
183-188 |
сахар |
С. 65 №188 |
||
42 |
Знакомство и изменением по падежам; наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений. |
189-196 |
Ученик, учитель, щенок, интересно, ванна |
С.68 №196 |
||
43 |
Название падежей и их вопросы. Способ определения падежа. |
197-204 |
С.71 №204 |
|||
Продолжаем знакомиться с частями речи. (35 ч) |
||||||
44 |
Освоение способа действий для определения падежей. Закрепление изученного. |
205-210 |
Корыто, пирог, сапог |
С.72 №210 |
||
45 |
Систематизация сведений об именах существительных и прилагательных. |
211-215 |
двадцать |
С.75 №222 |
||
46 |
Уточнение общего признака всех имен: изменять по падежам. |
216-220 |
Сорок, весело |
С.75 №223 |
||
47 |
Повторение изученного о частях речи. |
224-227 |
ноябрь |
С.76 №227 |
||
48 |
Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий. |
228-232 |
С.78 №232 |
|||
49 |
Наблюдение за изменением глаголов: по числам и родам или по числам и лицам |
233-237 |
корова |
С.79 №237 |
||
50 |
Наблюдение за изменением глаголов. |
238-246 |
Лестница, математика, русский |
С.83 №245 |
||
51 |
Знакомство с системой времен глагола. |
247-252 |
конфета |
С.83 №252 |
||
52 |
Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. Словарный диктант. |
|||||
53 |
Как отличить глагол от других частей речи? |
253-260 |
||||
54 |
Знакомство с понятием «неопределенная форма глагола» и ее двумя вопросами. |
261-266 |
Словарные слова |
|||
55 |
Способ нахождения неопределенной формы глагола. |
267-272 |
С.90 №272 |
|||
56 |
Строение и написание слов в неопределенной форме. |
273-280 |
овощи |
С.92 №280 |
||
57 |
Строение и написание слов в неопределенной форме. |
281-286 |
дорога |
С.94 №285 |
||
58 |
Обучение нахождению неопределенной формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть. |
Тест ТЗ с.26-27 |
Веять, видеть, гладить, готовить, падать |
Тест ТЗ с.28-29 |
||
59 |
Тестовая работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола». |
Тест КЗ с.18-21 |
||||
60 |
Работа над ошибками. |
Словарные слова |
||||
61 |
Диктант № 4 по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола». |
|||||
62 |
Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. |
287-294 |
Футбол, декабрь |
С.97 №294 |
||
63 |
Контрольное списывание. 2 |
295-301 |
С.100 №301 |
|||
64 |
Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. |
302-306 |
плавать, прыгать, сеять, слушать, слышать, ставить |
С.101 №305 |
||
65 |
Использование глаголов прошедшего времени в речи. |
307-308 |
||||
66 |
Особенности глаголов настоящего времени; понятия о личных окончаниях. |
309-314 |
С.106 №314 |
|||
67 |
Определение и образование форм глагола; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени. |
315-318 |
Праздник, каникулы |
С.107 №318 |
||
68 |
Знакомство с двумя формами будущего времени. |
319-325 |
С.109 №325 |
|||
69 |
Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. |
326-332 |
С.109 №325 |
|||
70 |
Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. |
333-337 |
Горох, квартира, малина, огород, однажды, вдруг, скоро, потом, осина, рисунок, аккуратно, топор, суббота, работа, понедельник, четверг, быстро |
С.114 №337 |
||
71 |
Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. |
338-339 тест ТЗ с.30-31 |
Тест ТЗ с.32-33 |
|||
72 |
Тестовая работа по теме «Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени». |
Тест КЗ с.22-26 |
||||
73 |
Работа над ошибками. |
Словарные слова |
||||
74 |
Диктант №5 за 2 четверть |
|||||
75 |
Изложение с изменением лица: пересказ текста от первого лица. |
340 |
||||
76 |
Изложение текста – воспоминания (или создание собственного по аналогии). |
341 |
||||
77 |
Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении елочной гирлянды. |
342-344 |
Оформить инструкцию |
|||
78 |
Создание текста «Как я сделаю…». Написание новогодних поздравлений. |
345-348 |
Новогоднее поздравление |
|||
79 |
Повторение изученного о глаголе. |
Тест ТЗ с.34-35 |
Тест ТЗ с.36-38 |
|||
Что мы знаем о частях речи? (11 ч) |
||||||
80 |
Учимся рассказывать о действиях. |
|||||
81 |
Обобщение изученного |
|||||
82 |
Повторение изученного о частях речи. |
349-352 |
январь |
С.5 №352 |
||
83 |
Повторение изученного о частях речи. |
Тест ТЗ с.50-53 |
Словарные слова |
|||
84 |
Сходство и различия имен существительных и прилагательных. |
353-356 |
Пальто, ботинки, валенки |
С.6 №356 |
||
85 |
Отличие глаголов о других частей речи. Способ нахождения неопределенной формы глагола; суффиксы пред –ть. |
357-362 |
Работа, ребята |
С.8 №362 |
||
86 |
Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. |
363-367 |
Скоро, сначала |
С.10 №367 |
||
87 |
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. |
368-373 |
С.13 №373 |
|||
88 |
Анализ глагола как часть речи. |
374-378 |
С.15 №378 |
|||
89 |
Словарный диктант. Повторение способа решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределенной форме. |
|||||
90 |
Знакомство со способом выбора между -ться и - тся в глаголах. |
379-386 |
С.17 №386 |
|||
91 |
Освоение правила выбора между -ться и - тся в глаголах. |
387-391 |
Синица, ворона, сорока, соловей |
С.18 №391 |
||
92 |
Контрольное списывание. 3 |
|||||
Возвращаемся к разговору о предложении. (20 ч) |
||||||
93 |
Обучающее изложение. Обучение составлению плана. |
392-398 |
С.21 №398 |
|||
94 |
Обучающее изложение. Обучение детализации действий. |
399-400 |
февраль |
|||
95 |
Обучающее изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. |
401-402 |
||||
96 |
Обучающее сочинение. Создание рассказа по картинкам. |
403-405 |
завтрак |
|||
97 |
Обучающее сочинение. Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. |
|||||
98 |
Повторение изученного о предложении. |
406-409 |
Интересно, комната |
С.25 №409 |
||
99 |
Знакомство с понятием «член предложения». |
410-414 |
С.28 №414 |
|||
100 |
Понятие «главные члены предложения», способ их выявления. |
415-419 |
С.31 №419 |
|||
101 |
Упражнение в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом. |
420-424 |
Овощ, горох, капуста, морковь, картофель |
С.32 №424 |
||
102 |
Упражнение в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом. |
Тест ТЗ с.39-41 |
Тест ТЗ с.41-43 |
|||
103 |
Общее представление о второстепенных членах предложения; предложения распространенные и нераспространенные. Характеристика предложения. |
425-427 |
С.33 №427 |
|||
104 |
Общее представление о второстепенных членах предложения; предложения распространенные и нераспространенные. Характеристика предложения. Словарный диктант. |
428-431 |
||||
105 |
Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. |
432-437 |
С.37 №437 |
|||
106 |
Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. |
438-444 |
Дорога, черный, щенок |
С.39 №444 |
||
107 |
Тестовая работа по теме «Части речи. Члены предложения. Текст». |
Тест КЗ с.27-32 |
||||
108 |
Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. |
445-448 |
Мороз, лестница |
С.41 №448 |
||
109 |
Наблюдение за использованием частей речи. |
449-453 |
Весело, сегодня, праздник, картина |
С.44 №453 |
||
110 |
Совершенствование грамматических и орфографических умений. |
454-458 |
||||
111 |
Диктант №6 по теме «Части речи. Члены предложения. Текст». |
|||||
112 |
Работа над ошибками. |
|||||
И вновь о частях речи. (20 ч) |
||||||
113 |
Создание текстов изобразительного характера. |
459-461 |
вокруг |
С.47 №461 |
||
114 |
Создание текста – инструкции. |
462-463 |
||||
115 |
Повторение изученного об именах. |
464-469 |
щенок |
С.50 №468 |
||
116 |
Повторение изученного об именах. |
470-475 |
Человек, аккуратный, интересный, ужинать, завтрак, деревня, праздник |
С.52 №475 |
||
117 |
Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. |
476-484 |
Варенье, сахар, повидло, мороженое, арбуз, колбаса, компот, пирожки |
С.55 №484 |
||
118 |
Знакомство со «Словарем трудностей». |
485-491 |
С.57 №491 |
|||
119 |
Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. |
492-497 |
Тарелка, ягода |
С.60 №497 |
||
120 |
Словарный диктант. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. |
|||||
121 |
Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. |
498-502 |
Вокруг, балкон, завод, завтра |
С.63 №502 |
||
122 |
Повторение изученного и обобщение; подготовка к контрольной работе. |
518-524 |
корабль |
Тест ТЗ с.48-49 |
||
123 |
Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарем трудностей». |
525-530 |
Картофель, дорога, шоссе |
С71 №530 |
||
124 |
Диктант №7 за 3 четверть |
|||||
125 |
Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих. |
503-510 |
С.66 №510 |
|||
126 |
Правило написания Ь на конце имен существительных после шипящих. |
511-517 |
Товарищ, гараж |
С.67 №517 |
||
127 |
Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих. |
Тест ТЗ с.44-45 |
Тест ТЗ с.46-47 |
|||
128 |
Тестовая работа по теме «Написание ь после букв шипящих на конце имен существительных». |
Тест КЗ с.33-36 |
||||
129 |
Работа над ошибками. |
|||||
Обо всем, что мы теперь знаем. (15 ч) |
||||||
130 |
Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарем трудностей». |
531-533 |
Животное, девочка, улица |
Словарные слова |
||
131 |
Изложение: обучение правильности и точности речи. |
534 |
||||
132 |
Создание словесных зарисовок. |
535-536 |
||||
133 |
Повторение общих сведений о частях речи и предложении. |
537-540 |
Апрель, велосипед, месяц, |
С.76 №540 |
||
134 |
Изложение с элементами сочинения на основе картины. |
541-542 |
||||
135 |
Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. |
543-547 |
С.80 №547 |
|||
136 |
Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. |
548-554 |
С.83 №554 |
|||
137 |
Различные случаи употребления Ь. |
555-560 |
С.85 №560 |
|||
138 |
Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарем трудностей». |
561-566 |
адрес |
С.87 №566 |
||
139 |
Обобщение сведений о частях речи и членах предложения. |
Тест ТЗ с.68-71 |
Тест ТЗ с.54-58 |
|||
140 |
Повторение способов решения разных орфографических задач. |
Тест ТЗ с.72-74 |
Мебель, платок, минута, солдат |
Тест ТЗ с.58-63 |
||
141 |
Совершенствование орфографических умений на тексте с объяснением значения слов; подготовка к изложению. |
567-571 |
С.88 №571 |
|||
142 |
Изложение: формирование умения рассказывать о словах. |
572-573 |
||||
143 |
Словарный диктант. Систематизация изученных орфографических правил. |
574-578 |
Огурец, цыпленок, библиотека, черный, желтый, обидеть, таять, строить, товарищ, полотенце |
С.91 №578 |
||
144 |
Решение разнообразных орфографических задач. |
579-581 |
Тест КЗ с.40-44 |
|||
145 |
Решение разнообразных орфографических задач. |
|||||
146 |
Диктант №8 за 4 четверть |
|||||
147 |
Работа над ошибками |
Тест КЗ с.45-55 |
||||
Продолжаем учиться хорошей речи. (19 ч) |
||||||
148 |
Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». |
582-588 |
С.95 №558 |
|||
149 |
Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета; воспроизведение текста. |
589-592 |
сахар |
С.96 №592 |
||
150 |
Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. |
593-595 |
С.97 №595 |
|||
151 |
Работа над основной мыслью текста. |
Тест ТЗ с.50-53 |
||||
152 |
Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста. |
596-603 |
||||
153 |
Тестовая работа по теме «Текст. Предложение в тексте. Слово». |
Тест КЗ с.37-39 |
||||
154 |
Создание текстов – повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. |
604-606 |
С.101 №606 |
|||
155 |
Словарный диктант. Создание текстов – повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. |
|||||
156 |
Знакомство с особенностями словесных этюдов. |
607-610 |
С.102 №610 |
|||
157 |
Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. |
611-614 |
С.103 №614 |
|||
158 |
Контрольное списывание. |
|||||
159 |
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. |
615-617 |
||||
160 |
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. |
|||||
161 |
Создание текстов разных жанров: (загадки). |
|||||
162 |
Создание текстов разных жанров: (записки). |
618-620 |
||||
163 |
Создание текстов разных жанров: (письма, поздравления). |
|||||
164 |
Создание текстов разных жанров: (инструкции). |
|||||
165 |
Комплексная контрольная работа |
|||||
166 |
Работа над ошибками |
|||||
Подводим итоги, строим планы. (4 ч) |
||||||
167 |
Перелистывая учебник…Повторение изученного за год. |
621-622 |
||||
168 |
Итоговая тестовая работа за курс 3 класса |
|||||
169-170 |
Повторение изученного за год |
|||||
ИТОГО |
170 |
Приложение
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор МОБУ Петровская СОШ
Протокол №____ _____________ Чучучина А.Б.
от «____» __________ 2016г приказ № ____ от «____» _________ 2016г.
Контрольно – измерительный материал
по русскому языку
УМК «ГАРМОНИЯ»
3 класс
Составлен
учителем начальных классов
Барсуковой Любовью Александровной
2016
Контрольные работы составлены на основе примерной общеобразовательной программы, автор Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., учебник «Русский язык 3 класс», издательский дом «Ассоциация 21 век».
Контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"
Входная контрольная работа №1 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения: сентябрь Цель: определить уровень качества усвоения основных тем, изученных во 2 классе. Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; –обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Диктант Осень Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово) Грамматические задания: 1. Провести звуко – буквенный разбор 1 вариант - Осень 2 вариант - Листья
2. Разобрать слова по составу: 1 вариант: воздухом, лесные, кустик. 2 вариант: ковром, ближний, лесок. 3. Разделить слова для переноса: 1 вариант: русский, листья 2 вариант: осенний, капелька Контрольный диктант № 2 (по итогам повторения) Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.
Диктант. Лев. Вы хотите узнать про льва? Я расскажу. Это хищник. У зверя гладкая шкура и огромная голова. На носу нашлепка. На кончике хвоста есть кисточка. В мягких подушках на ступнях когти. Их концы кривые и острые. Я ходил в цирк и смотрел на льва з-б через прутья з-б клетки. Мне понравилась его походкас-с. (50 слов) По Ю. Яковлеву Языковые задания. 1. В подчеркнутом предложении, отметить все орфограммы, на полях указать их количество. (Всего 9 орфограмм). 2. Выполнить указанный вид разбора з-б. 3. В двух последних предложениях найти два однокоренных слова и подчеркнуть их. У второго из них показать строение с-с.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1 Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Могучий дуб Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Задания 1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик: Проверяемые безударные гласные в корне слова Парные звонкие и глухие в корне слова Непроизносимые согласные в корне слова 2. Подбери синонимы к словам: изумрудная – … ;
Контрольный диктант № 3 ( за 1 четверть) Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.
Медвежья квартира. Медведь выбрал место для спячки у склона холма. Он надрал когтями узкие полоски еловой коры. За концы стащил их в яму. Потом накидал мягкий мох. Вокруг ямы подгрыз молоденькие деревья. Они и накрыли ее. Залез медведь под них и заснул. Не будите зверя до весны! Пусть косолапый спит! (50 слов) По В. Бианки
Языковые задания. 1. Указать части речи во 2 и 3 предложениях. 2. Над 2 последними предложениями подписать, какие они по цели. 3. Провести звуко - буквенный разбор слов: яма, залез. 4. Показать состав слов: косолапый, полоски
Контрольное списывание с заданиями № 2 Цель работы: уметь выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку, списывать текст, обнаруживать орфограммы.
- Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения. Ель.
Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете. Контрольный диктант № 5 (за 2 четверть) Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. Приключения мишутки
Трещал мороз. Старик въехал с.с. в лес срубить елку. Стукнул топором по стволу. А из-под снега вылетела большая медведица. Она спала под елью з-б, от стука проснулась, напугалась и убежала с.с.. Маленький медвежонок Мишутка замерз и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги. (53 слова) По В. Бианки
Языковые задания. 1. В подчеркнутом предложении указать части речи. Рядом на полях кратко назвать знакомые части речи, которые в предложении не встретились. 2. Отметить галочкой глаголы, которые употреблены в неопределенной форме. 3. Выписать глаголы заплакала, слышала, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить глагол в неопределенную форму и записать. 4. Выполнить указанные виды разбора Контрольный диктант № 5 по теме «Написание –тся и –ться в глаголах» Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. _________________________________________ Три жадных брата не могли яблоко разделить. Не делится одно яблоко на троих . Крутят они яблоко и так, и сякз-б, оно крутится, дразнится, красным бочком поворачивается. Хотели братцы фрукт по очереди кусать. Один откуситс.с., потом другой…Стали разбиратьсяс.с. ,кому первому кусать, кому последнему. Последним быть никто не соглашается . Вот им сестра и говорит: «Раз вы такие жадные да неуступчивые , сварите компот. Компот ложками легко разделить». (67 слов) Речевое задание. Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке. Языковые задания. 1. Над словами подчеркнутого предложения надписать части речи, к которым они относятся. 2. Последнее слово письменно проанализировать как часть речи.(Допустимо пользоваться памяткой ч.р.) 3. Найти глаголы в неопределенной форме. 4.Разборы . Контрольный диктант № 6 по теме «Части речи» Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.
Работа состоит из 3 частей: небольшого диктанта, нескольких грамматических заданий и списывания. Каждый из блоков оценивается отдельно.
Диктант. Пик вылез из-под куста. Темный клубочек быстро покатился в траву. Мышонок проголодался. Ему нужно было подкрепиться. Пик начал грызть листья и стебли. Один оказался очень вкусным. Из него сразу стал течь сладкий сок. Пик съел стебелек, но больше не увидел. (40 слов) По В. Бианки
Грамматические задания. 1. Найти нераспространенное предложение и поставить перед ним галочку. Подчеркнуть его главные члены. 2. Посчитать, сколько в первом предложении членов предложения, и цифрой на полях дать ответ. 3. Во 2 предложении подчеркнуть главные члены; над подлежащим указать падеж, а над сказуемым- время, показать его примету
Списывание. 1. Списать строки Б. Заходера, вставляя буквы и указывая над словами их род. Проверить, все ли орфограммы отмечены.
Вновь настал...ч.р утр... . Солнышк… пригрел... .пр. От жары марты.ка Сразу разомлел. .
2. Подчеркнуть главные члены предложения. 3.Выполнить разборы. Контрольный диктант № 7 (за 3 четверть). Цель: проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку, определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи; анализировать типичные ошибки, исправлять их. _________________ . (заголовок) Однажды на охоте забрались мы в лесную глушь. Собаки гнали зайца и потеряли (гл.ч.). Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоят (гл.ч.). Бегают собаки около них, хотят в заячьих следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотрел я вокруг. В пяти шагах от меня на пне сидел пушистый комочек. Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его и ушел. Пусть этот хитрый заяц живет!пр (64 слова) По Г. Скребицкому Речевое задание. Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке. Языковые задания. 1. Над словами подчеркнутого предложения надписать части речи, к которым они относятся. 2. Последнее слово письменно проанализировать как часть речи.(Допустимо пользоваться памяткой ч.р.) 3. В указанных предложениях подчеркнуть главные члены. 4. Выполнить анализ предложения. Контрольный диктант № 8 (за 4 четверть) Однажды охотники пошли добывать дичь. Скоро небо потемнело. Замолчали птицы. Стояла вечерняя тишь. Охотники решили остановиться на ночь. Они достали спички, собрали сучья и развели огонь. Он сразу охватил концы тоненьких веточек. Скоро затрещали и толстые поленья. Вспыхнуло яркое пламя. (40слов) 1.В словах дичь, тишь двумя черточками подчеркнуть сначала буквы мягких согласных звуков, а потом - буквы, которые указывают на их мягкость, если такие есть; над первыми буквами слов обозначить их звуки. 2.Найти нераспространенное предложение поставить перед ним х. 3Подчеркнуть главные члены в шестом предложении( Они достали…)или в последнем –по выбору. 4.Провести анализ слов последнего предложения как части речи Контрольное списывание № 3. Цель: проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы. Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
Упрямые козы.
Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать траву на пастбище вечером они возвращались домой шли они, шли и сошлись на узкой доске доска была перекинута через глубокий арык не разойтись козам на доске кто уступит дорогу заупрямились козы стукнулись они лбами, сцепились рогами обе упрямицы свалились в воде выбрались козы из арыка мокрые и грязные Итоговый контрольный диктант № 9. Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения: в конце года Цель: проверить прочность усвоения программного материала по русскому языку за 3 класс Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; –обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; – проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; –различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения; Диктант ______________ .
Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезли с.с. на теплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Все просыпается. Ожил пруд. В нем уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ. Начался разлив рек. Вода стала заливать все вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам с.с. . (65 слов)
Речевые задания. 1. Озаглавить текст по теме и записать заголовок. 2. Составить и записать план текста: озаглавить по теме или главной мысли каждую из двух его частей.
Языковые задания. 1. В первом предложении подчеркнуть главные члены и выписать члены предложения парами. 2. В 1 предложении над каждым словом надписать части речи. 3. Найти нераспространенное предложение и поставит перед ним галочку. 4. Показать строение указанных слов. 5. В подчеркнутом предложении все самостоятельные слова проанализировать как части речи (по памятке ч.р.)
Контрольный диктант № 4. Цель: проверка умения писать частицу не с глаголами, ь в неопределённой форме глагола, а также слова с изученными ранее орфограммами. Весна в лесу. Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устаёт печь. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи не устают течь и звенеть. Смолой пахнут душистые почки. Не успеваю замечать шаги весны. Вот и зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны - главный праздник! (66 слов) Задание. Часть А: 1. Выпиши только глаголы. петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание 2. Выпиши глаголы в неопределенной форме. Часть В: Найти в тексте и обозначить орфограммы, изученные в теме «Глагол». Сколько приставок в слове заприметил? Обозначь правильный ответ. нет приставок 1 2 3 Часть С: 1. Образуй от глагола лететь четыре глагола с помощью приставок. Запиши. Придумай несколько предложений со своими словами.
|