Рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 46
п. Малаховка городской округ Люберцы Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ гимназия № 46
_________________ Н.Т. Пичкур
Приказ № от 01.09.2021 г.
Рабочая программа (ФГОС)
по русскому языку
для 5 класса
Составитель: Новичкова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта среднего основного общего образования второго поколения, Приказом № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от № 124 от 31.08.2021 г., на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку для общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2018)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
5 класс
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
Различать основные нравственно-эстетические понятия.
Выражать положительное отношение к процессу познания. Обучающийся получит возможность научиться:
Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
Оценивать свои и чужие поступки
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
Анализу достижения цели.
Обучающийся получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основания (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
Составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты - описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини- проект; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование Обучающийся научится:
различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно- научного, разговорного, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Обучающийся получит возможность научиться:
писать сочинения, изложения;
составлять планы, доклады;
Текст
Обучающийся научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Обучающийся получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на
учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
Содержание учебного курса.
5 класс
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся, -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Р.Р. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторения).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.
Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении)
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи.
Лексика как раздел науки о языке.
Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробного изложения), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ы и и после ц.
Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол.
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер, -бир, -дер, -дир, -мер, -мир, -пер, -пир, -тер, -тир, -стел, -стил.
Правописание не с глаголами.
Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
С целью расширения предметных компетенций обучающихся гимназии, развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в программу включены дополнительные темы, обозначенные в КТП знаком *.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (170 ч.)
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
| 5 «А» | 5 «Б» | 5 «В» | ||
| Язык и общение (3 ч.) | | | | |
1 | Язык и человек. Язык и речь | 01.09-07.09 | | | |
2 | Язык и его единицы | 01.09-07.09 | | | |
3 | Композиционные и языковые признаки стиля речи | 01.09-07.09 | | | |
| Вспоминаем, повторяем, изучаем (30 ч.) | | | | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 01.09-07.09 | | | |
5 | Орфограмма | 01.09-07.09 | | | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 08.09-14.09 | | | |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне. | 08.09-14.09 | | | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 08.09-14.09 | | | |
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 08.09-14.09 | | | |
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 08.09-14.09 | | | |
11 | Буквы И, У, А после шипящих. | 15.09-21.09 | | | |
12 | Разделительные Ъ и Ь. | 15.09-21.09 | | | |
13 | Разделительные Ъ и Ь. | 15.09-21.09 | | | |
14 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 15.09-21.09 | | | |
15 | Текст. | 15.09-21.09 | | | |
16 | РР Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр. 70). | 22.09-28.09 | | | |
17 | РР Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр. 70). | 22.09-28.09 | | | |
18 | Части речи. | 22.09-28.09 | | | |
19 | Глагол. | 22.09-28.09 | | | |
20 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 22.09-28.09 | | | |
21 | Личные окончания глаголов. | 29.09-05.10 | | | |
22 | Личные окончания глаголов. | 29.09-05.10 | | | |
23 | Тема текста. | 29.09-05.10 | | | |
24 | Имя существительное как часть речи. | 29.09-05.10 | | | |
25 | Падежные окончания существительных. | 29.09-05.10 | | | |
26 | Падежные окончания существительных. | 06.10-12.10 | | | |
27 | Имя прилагательное как часть речи. | 06.10-12.10 | | | |
28 | Местоимение как часть речи. | 06.10-12.10 | | | |
29 | Основная мысль текста. | 06.10-12.10 | | | |
30 | РР Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | 06.10-12.10 | | | |
31 | Повторение изученного в начальных классах. | 13.10-19.10 | | | |
32 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | 13.10-19.10 | | | |
33 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 13.10-19.10 | | | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25 ч.) | | | | |
34 | Синтаксис. Пунктуация | 13.10-19.10 | | | |
35 | Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. *Именные и глагольные словосочетания. | 13.10-19.10 | | | |
36 | Разбор словосочетания. | 20.10-26.10 | | | |
37 | РР Сжатое изложение (упр. 129). | 20.10-26.10 | | | |
38 | Виды предложений по цели высказывания. | 20.10-26.10 | | | |
39 | Виды предложений по интонации. | 20.10-26.10 | | | |
40 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. *Основные типы грамматических основ. | 20.10-26.10 | | | |
41 | Сказуемое. | 03.11-09.11 | | | |
42 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 03.11-09.11 | | | |
43 | Дополнение. | 03.11-09.11 | | | |
44 | Определение. | 03.11-09.11 | | | |
45 | Обстоятельство. | 03.11-09.11 | | | |
46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 10.11-16.11 | | | |
47 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. | 10.11-16.11 | | | |
48 | Предложения с обращениями. | 10.11-16.11 | | | |
49 | Письмо. | 10.11-16.11 | | | |
50 | РР Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | 10.11-16.11 | | | |
51 | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». | 17.11-23.11 | | | |
52 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Знаки препинания в сложном предложении. | 17.11-23.11 | | | |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 17.11-23.11 | | | |
54 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 17.11-23.11 | | | |
55 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 17.11-23.11 | | | |
56 | Диалог | 24.11-30.11 | | | |
57 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Синтаксис и пунктуация» | 24.11-30.11 | | | |
58 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | 24.11-30.11 | | | |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (17 ч.) | | | | |
59 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Фонетика. Гласные звуки. | 24.11-30.11 | | | |
60 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. | 24.11-30.11 | | | |
61 | Позиционные чередования гласных и согласных. *Смыслоразличительная роль звука в слове. | 01.12-07.12 | | | |
62 | Повествование. *Микротема. Абзац, строение абзаца. | 01.12-07.12 | | | |
63 | РР Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»). | 01.12-07.12 | | | |
64 | РР Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»). | 01.12-07.12 | | | |
65 | Согласные звонкие и глухие. | 01.12-07.12 | | | |
66 | Графика. Алфавит. | 08-12-14.12 | | | |
67 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 08-12-14.12 | | | |
68 | Двойная роль букве, ё, ю, я | 08-12-14.12 | | | |
69 | Орфоэпия. *Допустимые варианты произношения и ударения. | 08-12-14.12 | | | |
70 | Фонетический разбор слова. *Представления о фонетических особенностях иноязычных слов. | 08-12-14.12 | | | |
71 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 15.12-21.12 | | | |
72 | Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 15.12-21.12 | | | |
73 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 15.12-21.12 | | | |
74 | РР Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 15.12-21.12 | | | |
75 | РР Сочинение – описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 15.12-21.12 | | | |
| Лексика. Культура речи (14 ч.) | | | | |
76 | Слово и его значение. *Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении. | 22.12-28.12 | | | |
77 | Однозначные и многозначные слова. | 22.12-28.12 | | | |
78 | Прямое и переносное значение слова. | 22.12-28.12 | | | |
79 | Омонимы. *Разновидности омонимов. | 22.12-28.12 | | | |
80 | Синонимы. | 22.12-28.12 | | | |
81 | Синонимы, их роль в речи. *Слова нейтральные и стилистически окрашенные. | 12.01-18.01 | | | |
82 | РР Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 12.01-18.01 | | | |
83 | РР Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 12.01-18.01 | | | |
84 | РР Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). | 12.01-18.01 | | | |
85 | РР Написание подробного изложения (К.Г. Паустовский «Первый снег»). | 12.01-18.01 | | | |
86 | Антонимы. *Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов. | 19.01-25.01 | | | |
87 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | 19.01-25.01 | | | |
88 | Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи». | 19.01-25.01 | | | |
89 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 19.01-25.01 | | | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи (27 ч.) | | | | |
90 | РР Выборочное изложение с изменением лица (по упр. 420). | 19.01-25.01 | | | |
91 | Морфема. Изменения и образование слов. | 26.01-01.02 | | | |
92 | Окончание. Основа слова. | 26.01-01.02 | | | |
93 | Корень слова. | 26.01-01.02 | | | |
94 | Приставка. | 26.01-01.02 | | | |
95 | РР Сочинение – рассуждение «Секрет названия». *Тезисный план. | 26.01-01.02 | | | |
96 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Суффикс. | 02.02-08.02 | | | |
97 | Чередование звуков. | 02.02-08.02 | | | |
98 | Беглые гласные. | 02.02-08.02 | | | |
99 | Варианты морфем. | 02.02-08.02 | | | |
100 | Морфемный разбор слова. | 02.02-08.02 | | | |
101 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 9.02-15.02 | | | |
102 | Буквы З и С на конце приставок. | 9.02-15.02 | | | |
103 | Буквы З и С на конце приставок. | 9.02-15.02 | | | |
104 | Буквы О - А в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-. | 9.02-15.02 | | | |
105 | Буквы О-А в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-. | 9.02-15.02 | | | |
106 | Буквы О - А в корне -РАСТ- -РОС-. | 16.02-22.02 | | | |
107 | Буквы О - А в корне -РАСТ- -РОС-. *Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания. | 16.02-22.02 | | | |
108 | Буквы Ё - О после шипящих. | 16.02-22.02 | | | |
109 | Буквы Ё - О после шипящих. | 16.02-22.02 | | | |
110 | Буквы И-Ы после Ц. | 16.02-22.02 | | | |
111 | Буквы И-Ы после Ц. | 23.02-01.03 | | | |
112 | Повторение по теме «Морфемика». *Словообразовательная пара. | 23.02-01.03 | | | |
113 | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | 23.02-01.03 | | | |
114 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 23.02-01.03 | | | |
115 | РР Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 23.02-01.03 | | | |
116 | РР Сочинение – описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы. | 02.03-08.03 | | | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | | | | |
| Имя существительное (19 ч.) | | | | |
117 | Имя существительное как часть речи. | 02.03-08.03 | | | |
118 | Доказательства в рассуждении. | 02.03-08.03 | | | |
119 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. *Грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | 02.03-08.03 | | | |
120 | Имена существительные собственные и нарицательные. *Сведения из истории русских отчеств и фамилий. | 02.03-08.03 | | | |
121 | РР Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513). | 09.03-15.03 | | | |
122 | Род имен существительных. | 09.03-15.03 | | | |
123 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 09.03-15.03 | | | |
124 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 09.03-15.03 | | | |
125 | Три склонения имен существительных. | 09.03-15.03 | | | |
126 | Падеж имен существительных. | 16.03-22.03 | | | |
127 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. | 16.03-22.03 | | | |
128 | Множественное число имен существительных. | 16.03-22.03 | | | |
129 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 16.03-22.03 | | | |
130 | Морфологический разбор имени существительного. | 16.03-22.03 | | | |
131 | Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 30.03-05.04 | | | |
132 | РР Сочинение – описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 30.03-05.04 | | | |
133 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Имя существительное». | 30.03-05.04 | | | |
134 | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 30.03-05.04 | | | |
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 30.03-05.04 | | | |
| Имя прилагательное (10 ч.) | | | | |
136 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи. | 06.04-12.04 | | | |
137 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 06.04-12.04 | | | |
138 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 06.04-12.04 | | | |
139 | Описание животного. | 06.04-12.04 | | | |
140 | РР Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»). | 06.04-12.04 | | | |
141 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Прилагательные полные и краткие. | 13.04-19.04 | | | |
142 | РР Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | 13.04-19.04 | | | |
143 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 13.04-19.04 | | | |
144 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 13.04-19.04 | | | |
145 | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 13.04-19.04 | | | |
| Глагол (19 ч.) | | | | |
146 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Глагол как часть речи. | 20.04-26.04 | | | |
147 | Не с глаголами. | 20.04-26.04 | | | |
148 | Неопределенная форма глагола. | 20.04-26.04 | | | |
149 | Виды глагола. *Некоторые группы словообразовательных значений глаголов. | 20.04-26.04 | | | |
150 | Буквы е – и в корнях с чередованием. | 20.04-26.04 | | | |
151 | РР Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | 27.04-12.05 | | | |
152 | Прошедшее время. | 27.04-12.05 | | | |
153 | Настоящее время. | 27.04-12.05 | | | |
154 | Будущее время. *Употребление формы 2 лица ед.ч. с обобщённым значением в художественной речи. | 27.04-12.05 | | | |
155 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 27.04-12.05 | | | |
156 | Морфологический разбор глагола. | 15.05-19.05 | | | |
157 | РР Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 739). | 15.05-19.05 | | | |
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | 15.05-19.05 | | | |
159 | Употребление времени. | 15.05-19.05 | | | |
160 | Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697). | 15.05-19.05 | | | |
161 | Повторение по теме «Глагол». | 22.05-26.05 | | | |
162 | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 22.05-26.05 | | | |
163 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 22.05-26.05 | | | |
164 | РР Сочинение – рассказ по рисунку (упр. 701). | 22.05-26.05 | | | |
| Повторение и систематизация изученного (6 ч.) | | | | |
165 | Орфограммы в корне. | 22.05-26.05 | | | |
166 | Орфограммы в приставках. | 29.05-31.05 | | | |
167 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | 29.05-31.05 | | | |
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 29.05-31.05 | | | |
169 | Итоговый контрольный диктант. | 29.05-31.05 | | | |
170 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте. | 29.05-31.05 | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей филологии от 30.08.2021 года № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ________ Федулова О.Ю. ________2021 год |
22