Рабочая программа по русскому языку за 6 класс по УМК Л.М. Рыбченковой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель школьного методического объединения ________Поважнюк С.А. Протокол № 01 от 27 августа 2018г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ С.В.Баталова 30 августа 2018 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор _____ М.Н.Харланова Приказ № 385 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 6
Количество часов в неделю – 6 ч.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Поважнюк Светлана Анатольевна
учитель русского языка и
литературы
Категория: высшая
Армянск - 2018г.
пояснительная записка
Адресность программы.
Рабочая программа курса «Русский язык. 6 класс» для общеобразовательных школ составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС), Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.); учебника «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2014 г.
Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
6 |
6 ч. х 34 недели |
204 часа |
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Главными задачами реализации учебного предмета на ступени основного общего образования согласно требованиям Примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 № 1/15
являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательский и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
УМК (учебно-методический комплект).
Для учителя:
Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 108 с.
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд. — М. :Просвещение, 2015. — 159 с.
Для обучающихся:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., А.Г. Нарушевич]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
http://rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка).
http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.
http://www.gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.
http://www.ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН).
http://www.slovari.ru - Электронные словари.
http://www.language.edu.ru - Коллекция "Диктанты — русский язык"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку, согласно Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) являются:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных средств;
говорение и письмо:
• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;,
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,
• основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку, согласно Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15):
ученик научится:владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (8 часов )
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Умение определять роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и среди межнационального общения.
Текст и его признаки, деление текста на части. Орфоэпические нормы.
Развитие речи №1. Текст и его признаки. |
Развитие речи №2. Смысловые части текста. Микротема. |
Развитие речи №3. Орфоэпические нормы. |
Развитие речи № 4. Произношение слов в русском языке. |
РАЗДЕЛ 1
Морфемика. Словообразование. Культура речи (19 часов)
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Развитие речи №5
Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка.
Развитие речи №6
Устное сочинение – развернутое высказывание на лингвистическую тему.
Контрольный диагностический диктант
раздел 2
Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи (37 часов)
Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Развитие речи №7
Устное сочинение на заданную тему по заданным тематическим словосочетаниям с использованием метафор и сравнений.
Развитие речи № 8
Художественная метафора, олицетворение, эпитет, их роль в тексте.
Подготовка к контрольному сочинению «Очей очарованье…» (упр.113)
Развитие речи № 9
Контрольное сочинение №1
Развитие речи № 10 Анализ творческих работ
Развитие речи № 11 Обучение написанию сжатого изложения (устно)
Развитие речи № 12 Работа с текстом. Составление устного обучающего сочинения-рассказа на заданную тему
Развитие речи № 13 Подготовка к написанию сжатого обучающего изложения
Развитие речи № 14. Написание сжатого обучающего изложения
Развитие речи № 15. Анализ творческих работ
Контрольная работа № 1
Контрольное сочинение №1
раздел III
Грамматика. Морфология. Орфография. Культура речи (124 часа).
Имя существительное (24 часа)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
Различные сферы употребления устной публичной речи.
Развитие речи № 16
Устное сочинение на лингвистическую тему: "Имя существительное".
Развитие речи № 17
Работа с текстом художественного стиля. Использованием существительных в
художественных текстах.
Развитие речи № 18
Комплексный анализ текста.
Развитие речи № 19
Стили речи.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.
Имя прилагательное (30 часов)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Описание пейзажа по картине.
Развитие речи №20.
Особенности строения текста-описания. Устное обучающее сочинение-рассказ по картине с элементами описания костюма (упр.286-287)
Развитие речи №21.
Обучение написанию сжатого изложения (упр. 304)
Развитие речи № 22
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали.
Развитие речи № 23
Описание признаков предметов и явлений окружающего мира
Развитие речи № 24
Обучающее сочинение с элементами описания предметов и явлений окружающего мира. Описание пейзажа по картине.
Контрольная работа №2
по теме «Имя прилагательное».
Имя числительное (18 часов)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
Развитие речи № 25
Составление небольшого рассказа о какой-либо знаменательной дате (Дне Конституции, Дне космонавтики, Дне Победы и т.д.) с использованием числительных (упр 385)
Развитие речи № 26
Лексические способы сокращения текста.
Развитие речи № 27
Подготовка к контрольному изложению
Развитие речи № 28
Контрольное изложение №1
Развитие речи № 29
Анализ творческих работ.
Контрольное изложение №1
Местоимение (23 часа)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
Развитие речи №30
Устное монологическое выступление на лингвистическую тему "Местоимение. Разряды местоимений".
Развитие речи № 31
Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451).
Развитие речи № 32
Обучающее сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз»
(упр.450-451).
Развитие речи № 33
Текст. Логика текста (упр. 460)
Развитие речи № 34
Комплексный анализ текста (упр. 485).
Развитие речи № 35
Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания картины А.Пластова «Жатва» (упр. 488-491).
Развитие речи № 36
Написание обучающего сочинения – описания картины А.Пластова «Жатва» (упр. 488-491).
Глагол (29 часов)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Развитие речи № 37
Подготовка к написанию контрольного изложения №2
Развитие речи №38
Контрольное изложение №2
Развитие речи № 39
Анализ контрольного изложения
Развитие речи №40
Создание текста – инструкции (упр. 552)
Развитие речи №41
Рассказ о событии. Структура.
Развитие речи № 42
Письменный рассказ о событии.
Контрольное изложение №2
раздел IV
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (12 часов).
Основные единицы синтаксиса.
Повторение сведений о синтаксисе, полученных в 5 классе.
Умение правильно строить словосочетания и предложения, учитывая их смысловую целостность. Простое предложение.
Порядок слов в предложении. Простое осложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения.
Умение правильно строить простые предложения, учитывая его смысловую целостность.
Сложное предложение. Грамматическая основа в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
Умение правильно строить сложные предложения, учитывая его смысловую целостность.
Развитие речи № 43
Подготовка к контрольному письменному сочинению-описанию картины А. Куинджи «Берёзовая роща»
Развитие речи № 44
Контрольное сочинение №2
Описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща».
Контрольное сочинение №2
Контрольный диктант №2 за курс 6 класса.
Развитие речи № 43
Анализ работ Порядок слов в предложении
Развитие речи № 44
Рассуждение. Тезисы – аргументы - вывод
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
№ |
Содержание учебной темы |
|
Текущий контроль |
||
1 |
Введение |
- |
2 |
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи |
Контрольный диагностический диктант |
3 |
Лексикология. Орфография. Культура речи. |
Контрольная работа № 1
Контрольное сочинение №1 |
4 |
Грамматика. Морфология. Орфография. Культура речи. |
|
Имя существительное |
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. |
|
Имя прилагательное |
Контрольная работа №2 |
|
Имя числительное |
Контрольное изложение №1 |
|
Местоимение |
||
Глагол |
Контрольное изложение №2 |
|
5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
Контрольное сочинение №2 Контрольный диктант №2 за курс 6 класса. |
|
Повторение |
тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Учебные часы |
Контрольные работы |
||||
развитие речи |
диктант |
контр. изложение |
контр. сочинение |
||||
1 |
Введение. |
8 |
4 |
||||
2 |
Морфемика, словообразование, орфография, культура речи |
19 |
2 |
||||
3 |
Лексикология орфография, культура речи. |
37 |
1 |
9 |
1 |
||
4 |
Грамматика. Морфология, орфография, культура речи. |
|
|||||
Имя существительное |
24 |
4 |
1 |
||||
Имя прилагательное |
30 |
1 |
5 |
||||
Имя числительное. |
18 |
5 |
1 |
||||
Местоимение |
23 |
7 |
|||||
Глагол |
29 |
6 |
1 |
||||
5 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. |
12 |
2 |
1 |
1 |
||
6 |
Повторение |
4 |
|||||
Итого: |
204 |
2 |
44 |
2 |
2 |
2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Кол.чассов |
Дата проведения |
Тема урока |
|
План |
Факт |
|||
1 |
1 |
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. |
||
2 |
1 |
Развитие речи №1. Текст и его признаки. |
||
3 |
1 |
Развитие речи №2. Смысловые части текста. Микротема. |
||
4 |
1 |
Понятие о функциональных разновидностях языка. |
||
5 |
1 |
Развитие речи №3. Орфоэпические нормы. |
||
6 |
1 |
Развитие речи № 4. Произношение слов в русском языке. |
||
7 |
1 |
Орфограммы в приставках и корнях слов (повторение). |
||
8 |
1 |
Правописание сложных слов. Буквы Ы, И после Ц в разных частях слова(повторение). |
||
9 |
1 |
Состав слова. |
||
10 |
1 |
Словообразующие и формообразующие морфемы. |
||
11 |
1 |
Развитие речи № 5 Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. |
||
12 |
1 |
Морфемный разбор слова. |
||
13 |
1 |
Основные способы образования слов в русском языке. |
||
14 |
1 |
Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательный разбор |
||
15 |
1 |
Контрольный диагностический диктант |
||
16 |
1 |
Анализ контрольного диагностического диктанта. |
||
17 |
1 |
Сложные и сложносокращённые слова. |
||
18 |
1 |
Правописание сложных и сложносокращённых слов. |
||
19 |
1 |
Понятие об этимологии |
||
20 |
1 |
Развитие речи № 6 Устное сочинение –развернутое высказывание на лингвистическую тему. |
||
21 |
1 |
Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-. |
||
22 |
1 |
Буквы О и А в корнях -раст-/-рос-. |
||
23 |
1 |
Практикум «Буквы О и А в корнях слов» |
||
24 |
1 |
Правописание приставки пре-, пере-. |
||
25 |
1 |
Правописание приставки при- |
||
26 |
1 |
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». |
||
27 |
1 |
Практикум по теме «Морфемика, словообразование, орфография». Проверочная работа. |
||
28 |
1 |
Повторение изученного в 5 классе Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
||
29 |
1 |
Повторение изученного в 5 классе.Прямое и переносное значение слов. |
||
30 |
1 |
Метафора как свёрнутое, скрытое сравнение. |
||
31 |
1 |
Развитие речи № 7Устное сочинение на заданную тему по заданным тематическим словосочетаниям с использованием метафор и сравнений. |
||
32 |
1 |
Лексические выразительные средства. Основные виды тропов. |
||
33 |
1 |
Развитие речи № 8.Художественная метафора, олицетворение, эпитет, их роль в тексте.Подготовка к контрольному сочинению «Очей очарованье…» (упр.113) |
||
34 |
1 |
Развитие речи № 9. Контрольное сочинение №1 |
||
35 |
1 |
Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-. |
||
36 |
1 |
Чередование гласных в корнях –-равн-/-ровн, -твар-/-твор-. |
||
37 |
1 |
Развитие речи № 10 Анализ творческих работ |
||
38 |
1 |
Чередование гласных в корнях. Практикум. Проверочная работа. |
||
39 |
1 |
Исконно русские слова, их происхождение. |
||
40 |
1 |
Заимствованные слова, их классификация. |
||
41 |
1 |
Произношение заимствованных слов. |
||
42 |
1 |
Комплексный анализ текста (упр 135) |
||
43 |
1 |
Слова с неполногласными сочетаниями. |
||
44 |
1 |
Слова с полногласными сочетаниями. |
||
45 |
1 |
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. |
||
46 |
1 |
Урок-игра «Путешествиев глубину веков». Архаизмы, историзмы, неологизмы, их роль. |
||
47 |
1 |
Общеупотребительные слова. |
||
48 |
1 |
Диалектизмы, их употребление в речи. |
||
49 |
1 |
Специальные слова. Профессионализмы. |
||
50 |
1 |
Общенаучные и специальные термины. |
||
51 |
1 |
Жаргонизмы – слова ограниченного употребления. |
||
52 |
1 |
Развитие речи №11 Обучение написанию сжатого изложения (устно) |
||
53 |
1 |
Стилистически нейтральная и книжная лексика. |
||
54 |
1 |
Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. |
||
55 |
1 |
Развитие речи №12 Работа с текстом. Составление устного обучающего сочинения-рассказа на заданную тему |
||
56 |
1 |
Фразеологизмы, их виды. Источники фразеологизмов. |
||
57 |
1 |
Нейтральные фразеологизмы. |
||
58 |
1 |
Стилистически окрашенные фразеологизмы. |
||
59 |
1 |
Развитие речи № 13Подготовка к написанию сжатого обучающего изложения |
||
60 |
1 |
Развитие речи № 14. Написание сжатого обучающего изложения |
||
61 |
1 |
Развитие речи № 15.Анализ творческих работ |
||
62 |
1 |
Повторение темы «Лексикология». |
||
63 |
1 |
Контрольная работа №1 по теме «Лексикология, орфография» |
||
64 |
1 |
Анализ контрольной работы. |
||
65 |
1 |
Части речи в русском языке (повторение) |
||
66 |
1 |
Имя существительное как часть речи. |
||
67 |
1 |
Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. |
||
68 |
1 |
Несклоняемые имена существительные. |
||
69 |
1 |
Падежные окончания имён существительных. |
||
70 |
1 |
Практикум по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные». |
||
71 |
1 |
Развитие речи №16.Устное сочинение на лингвистическую тему: "Имя существительное". |
||
72 |
1 |
Развитие речи №17. Работа с текстом художественного стиля. Использованием существительных в художественных текстах. |
||
73 |
1 |
Развитие речи № 18. Комплексный анализ текста. |
||
74 |
1 |
Род имён существительных. Имена существительные общего рода. |
||
75 |
1 |
Морфологический разбор имени существительного. |
||
76 |
1 |
Развитие речи № 19 Стили речи. Различные сферы употребления устной публичной речи. |
||
77 |
1 |
НЕ с именами существительными. |
||
78 |
1 |
Словообразование имён существительных. |
||
79 |
1 |
Суффиксальный способ образования имён существительных. |
||
80 |
1 |
Приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования имён существительных. |
||
81 |
1 |
Сложносокращённые имена существительные. |
||
82 |
1 |
Правописание сложных и сложносокращённых имен существительных. |
||
83 |
1 |
Правописание гласных –И-, -Е- в суффиксах имён существительных. |
||
84 |
1 |
Правописание гласных -О-, -Ё- в суффиксах имён существительных. |
||
85 |
1 |
Правописание гласных в суффиксах имён существительных. |
||
86 |
1 |
Повторение темы «Имя существительное». |
||
87 |
1 |
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. |
||
88 |
1 |
Анализ контрольной работы. |
||
89 |
1 |
Имя прилагательное как часть речи. |
||
90 |
1 |
Развитие речи №20. Особенности строения текста-описания. Устное обучающее сочинение-рассказ по картине с элементами описания костюма (упр.286-287) |
||
91 |
1 |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
||
92 |
1 |
НЕ с именами прилагательными. |
||
93 |
1 |
Сравнительная степень имён прилагательных. Употребление в речи имён прилагательных в сравнительной степени сравнения. |
||
94 |
1 |
Превосходная степень имён прилагательных. Употребление в речи имён прилагательных в превосходной степени сравнения. |
||
95 |
1 |
Развитие речи №21. Обучение написанию сжатого изложения (упр. 304) |
||
96 |
1 |
Степени сравнения имён прилагательных. |
||
97 |
1 |
Практикум по теме: "Имя прилагательное. Степени сравнения". |
||
98 |
1 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. |
||
99 |
1 |
Образование качественных имён прилагательных. Краткие прилагательные. |
||
100 |
1 |
Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. |
||
101 |
1 |
Употребление в речи относительных имён прилагательных. |
||
102 |
1 |
Притяжательные прилагательные. |
||
103 |
1 |
Образование притяжательных имён прилагательных. |
||
104 |
1 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
||
105 |
1 |
Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. |
||
106 |
1 |
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. |
||
107 |
1 |
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. |
||
108 |
1 |
Практикум «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных». |
||
109 |
1 |
Развитие речи № 22 Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. |
||
110 |
1 |
Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. |
||
111 |
1 |
Правописание имён прилагательных. Практикум. |
||
112 |
1 |
Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных |
||
113 |
1 |
Правописание сложных прилагательных. |
||
114 |
1 |
Развитие речи № 23 Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. |
||
115 |
1 |
Развитие речи № 24 Обучающее сочинение с элементами описания предметов и явлений окружающего мира. |
||
116 |
1 |
Анализ письменных работ. Повторение темы «Имя прилагательное». |
||
117 |
1 |
Контрольная работа №2 по теме «Имя прилагательное» |
||
118 |
1 |
Анализ контрольной работы. |
||
119 |
1 |
Имя числительное как часть речи. |
||
120 |
1 |
Простые, сложные и составные числительные. |
||
121 |
1 |
Количественные и порядковые числительные. |
||
122 |
1 |
Развитие речи № 25 Составление небольшого рассказа о какой-либо знаменательной дате (Дне Конституции, Дне космонавтики, Дне Победы и т.д.) с использованием числительных (упр. 385) |
||
123 |
1 |
Склонение количественных числительных. |
||
124 |
1 |
Склонение порядковых числительных. |
||
125 |
1 |
Склонение числительных. Практикум. |
||
126 |
1 |
Разряды количественных числительных. Целые имена числительные |
||
127 |
1 |
Дробные имена числительные |
||
128 |
1 |
Собирательные имена числительные |
||
129 |
1 |
Синтаксическая роль числительных в предложении. |
||
130 |
1 |
Развитие речи № 26 Лексические способы сокращения текста. |
||
131 |
1 |
Морфологический разбор числительного. |
||
132 |
1 |
Повторение темы «Имя числительное». |
||
133 |
1 |
Практикум по теме «Имя числительное». Проверочная работа. |
||
134 |
1 |
Развитие речи № 27 Подготовка к контрольному изложению. |
||
135 |
1 |
Развитие речи № 28 Контрольное изложение №1 |
||
136 |
1 |
Развитие речи №29 Анализ творческих работ |
||
137 |
1 |
Местоимение как часть речи. |
||
138 |
1 |
Разряды местоимений. |
||
139 |
1 |
Личные местоимения. |
||
140 |
1 |
Развитие речи №30 Устное монологическое выступление на лингвистическую тему "Местоимение. Разряды местоимений". |
||
141 |
1 |
Возвратное местоимение себя. |
||
142 |
1 |
Притяжательные местоимения. |
||
143 |
1 |
Употребление в речи притяжательных местоимений. Культура речи |
||
144 |
1 |
Развитие речи №31 Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). |
||
145 |
1 |
Развитие речи № 32 Обучающее сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). |
||
146 |
1 |
Анализ творческих работ. Указательные местоимения. |
||
147 |
1 |
Определительные местоимения. |
||
148 |
1 |
Развитие речи № 33Текст. Логика текста (упр. 460) |
||
149 |
1 |
Вопросительно - относительные местоимения. |
||
150 |
1 |
Употребление в речи вопросительно - относительных местоимений. |
||
151 |
1 |
Неопределённые местоимения. |
||
152 |
1 |
Отрицательные местоимения. |
||
153 |
1 |
Развитие речи № 34 Комплексный анализ текста (упр. 485) |
||
154 |
1 |
Морфологический разбор местоимения. |
||
155 |
1 |
Развитие речи № 35 Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания картины А.Пластова «Жатва» (упр. 488-491) |
||
156 |
1 |
Развитие речи № 36Написание обучающего сочинения – описания картины А.Пластова «Жатва» (упр. 488-491) |
||
157 |
1 |
Анализ творческих работ. Повторение темы «Местоимение». |
||
158 |
1 |
Проверочная работа по теме «Местоимение». |
||
159 |
1 |
Работа над ошибками |
||
160 |
1 |
Глагол как часть речи. Инфинитив. |
||
161 |
1 |
НЕ с глаголами. |
||
162 |
1 |
Совершенный и несовершенный вид глагола. |
||
163 |
1 |
Спряжение глаголов. |
||
164 |
1 |
Изменение глаголов по лицам и числам. |
||
165 |
1 |
Правописание окончаний глаголов. |
||
166 |
1 |
Разноспрягаемые глаголы. |
||
167 |
1 |
Правописание окончаний безличных глаголов. |
||
168 |
1 |
Переходные и непереходные глаголы. |
||
169 |
1 |
Возвратные глаголы. |
||
170 |
1 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
||
171 |
1 |
Категория времени |
||
172 |
1 |
Настоящее время, будущее время. Изменение глагола в настоящем и будущем времени. Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа |
||
173 |
1 |
Условное наклонение. |
||
174 |
1 |
Развитие речи № 37 Подготовка к написанию контрольного изложения №2 |
||
175 |
1 |
Развитие речи № 38 Контрольное изложение №2 |
||
176 |
1 |
Развитие речи № 39 Анализ контрольного изложения. |
||
177 |
1 |
Способы образования повелительного наклонения глагола. |
||
178 |
1 |
Развитие речи №40 Создание текста – инструкции (упр. 552) |
||
179 |
1 |
Употребление наклонений в прямом и переносном значении. |
||
180 |
1 |
Безличные глаголы. |
||
181 |
1 |
Морфологический разбор глагола. |
||
182 |
1 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов. |
||
183 |
1 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
||
184 |
1 |
Развитие речи №41 Рассказ о событии. Структура. |
||
185 |
1 |
Развитие речи № 42 Письменный рассказ о событии. |
||
186 |
1 |
Повторение темы «Глагол». |
||
187 |
1 |
Повторение темы «Глагол». |
||
188 |
1 |
Обобщение и повторение правил. |
||
189 |
1 |
Основные единицы синтаксиса. |
||
190 |
1 |
Простое предложение. |
||
191 |
1 |
Развитие речи № 43 Подготовка к контрольному письменному сочинению-описанию картины А. Куинджи «Берёзовая роща» |
||
192 |
1 |
Развитие речи № 44 Контрольное сочинение №2 -описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» |
||
193 |
1 |
Анализ творческих работ. Порядок слов в предложении. |
||
194 |
1 |
Простое осложнённое предложение. |
||
195 |
1 |
Рассуждение. Тезисы – аргументы - вывод |
||
196 |
1 |
Сложное предложение. Грамматическая основа в сложном предложении. |
||
197 |
1 |
Общее понятие о союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) и бессоюзных предложениях. |
||
198 |
1 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
||
199 |
1 |
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация». |
||
200 |
1 |
Контрольный диктант №2 за курс 6 класса. |
||
201 |
1 |
Анализ контрольной работы. |
||
202 |
1 |
Повторение учебного материала по разделу "Морфология". |
||
203 |
1 |
Повторение учебного материала по разделу "Синтаксис". |
||
204 |
1 |
Заключительный урок. Викторина «Всезнайка». |