12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Русский язык

6

М.М. Разумовская и др.

204

Пояснительная записка

Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:

    обеспечить языковое развитие учащихся,

    помочь им овладеть речевой деятельностью:

    сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально­го чтения, полноценного восприятия звучащей ре­чи,

    научить их свободно, правильно и выразитель­но говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас­ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз­нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де­ятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи со­ставляют три группы понятий:

    текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая ин­формация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

    стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

    функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связ­ной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каж­дого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельнос­ти: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием выска­зывания (устного и письменного), совершенствова­нием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем зна­ний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в язы­ковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.

    Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причас­тие и деепричастие изучаются в б классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

    Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се­мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их един­стве.

    Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использо­ванием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

    Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий програм­мный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и кор­ректируется учителем с учетом хода усвоения учеб­ного материала учащимися.

Статус документа

Рабочая программа по русскому для 6 класса составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2008 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.

Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №42. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

На освоение содержания программы в 6 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е. 204 часа в год.

Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008».

Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -53, контрольные работы- 6, контрольные диктанты -5,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -5, словарные диктанты - 8,тестовые опросы –15 , интегрированные часы ХКК ГОС ОО- 24.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе

п/п

Наименование

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

Диагностика знаний

ЦОР

Дата

1

О языке

1.Вводный. Слово - основная единица языка

1

Знакомство с учебником.

Роль языка в жизни человека. Язык как средство общения.

Знать структуру учебника, расположение разделов

Уметь найти справочный материал в учебнике

2-3. Р.р. Р.р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте

2

Виды речи: устная, письменная,монологическая, диалогическая

Стили речи

Уметь определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей

П.п. (упр.4)

2

Повторение изученного в 5 классе

4-5 Орфография и пунктуация ХКК ГОС

2

Повторение орфографии и пунктуации

Знать, что изучает орфография, владеть основными терминами.

Уметь определять наличие орфограмм в конкретной морфеме.

Знать случаи постановки знаков препинания (на основе изученного в 5кл.)

6. Употребление прописных букв

1

Употребление прописных букв

Знать основные случаи употребления прописных букв, уметь употреблять их в тексте и самостоятельно подбирать аналогичные примеры

7. Буквы Ь,Ъ ХКК ГОС

1

Случаи употребления Ь,Ъ

Уметь объяснять правописание Ь,Ъ

Тест «Ь и Ъ знаки»

8,9 Орфограммы корня ХКК ГОС

2

1.Правописание гласных в корне.

2.Правописание согласных

3.правописание О-А в корнях –гор- и –гар-

Уметь объяснять правописание орфограмм в корне слова

Учебный тренажёр «Правописание гласных в корне»

Интерактивная таблица «Корни с чередованием»

Интерактивный тест «Правописание корней с чередованием»

10.Правописание окончаний слов

1

Правила правописания окончаний слов

Знать способы определения написания

11-12. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

2

Правила правописания НЕ с глаголами

Уметь видеть орфограмму и применять правила

Тестовая работа по теме «Орфография»

Морфология и синтаксис

Имя существительное

1

Проверка уровня знаний по повторенным темам

Уметь видеть орфограммы и правильно их писать

13 Контрольный диктант по орфографии и пунктуации

14. Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь делать работу над ошибками и выполнять упражнения по наиболее сложным случаям ошибок

15-16. Р.р. Р.р. Что мы знаем о тексте

2

Текст, его основные понятия

Знать основные понятия текста: микротема, абзац, план, заголовок. Определять тип речи и обосновывать ответ

17-18 Р.р. Р.р. Подготовка к сочинению-описанию. Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу!» (упр.82)

2

Составление текста описательного характера по картинам

Уметь составлять текст, редактировать его,

19,20,21. Части речи и члены предложения ХКК ГОС

3

Закрепление знаний по морфологии и синтаксису

Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить синтаксический разбор

22,23. Имя существительное. Его роль в предложении ХКК ГОС

2

Основные категории существительного.

Уметь находить в текстах существительные, определять их синтаксическую роль

Интерактивная таблица «Имя существительное как часть речи»

24,25,26 Словообразование имен существительных

3

Словообразование имен существительных

Углубить представление о словообразовании существительных

27,28 Правописание сложных существительных

2

Правописание сложных существительных

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного, слов с начальной частью пол-

Интерактивная таблица «Сложные существительные»

29,30,31,32

Р.р. Р.р. Р.р. Р.р. Употребление имен существительных в речи

4

Роль существительных в речи

Совершенствовать умение работать с разными типами словарей, отрабатывать навык анализа текста, определять роль существительных в тексте

Сл.д. (упр. 134)

П.п. (упр. 147)

33. Произношение имен существительных

1

Произношение имен существительных

Отрабатывать произношение имен существительных, правильно ставить ударение

Интерактивный тест «Имя существительное»

1

Проверка знаний по грамматике

Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить синтаксический разбор

34. Контрольная работа по теме «Части речи и члены предложения

35. Анализ контрольнй работы. Работа над ошибками

Сл.д. (упр. 169)

36-37.Р.р. Р.р. Разграничение деловой и научной речи.

2

Особенности изученных стилей. Характеристика научного стиля.

Уметь определять стили речи, видеть черты каждого стиля

38. Р.р. Характеристика научного стиля

Определение научного понятия

1

Особенности научного стиля

Научное понятие.

Сформировать представление о научном стиле речи.

Учиться построению определений научных понятий. Чтение научно текста

39. Р.р. Рассуждение-объяснение

1

Особенности текста

Сформировать умение подводить рассуждение под понятие4 выводить следствие из понятия; сформировать умение анализировать и пересказывать научные тексты

40. Р.р Характеристика делового стиля

1

Знакомство с деловым стилем

Уметь анализировать тексты делового стиля

2

Полное изложение

Уметь полно, связно излагать текст, дополнять его своими рассуждениями

41-42. Р.р. Р.р. Контрольное изложение

43-44. Имя прилагательное. Его роль в предложении ХКК ГОС

2

Основные категории прилагательного

Уметь находить в текстах прилагательные, определять их синтаксическую роль

Презентация «Имя прилагательное»

Демоверсия «Имя прилагательное»

Интерактивный тест «Разряды прилагательных по значению»

Интерактивный тест Повторение изученного о прилагательном в 5 классе»

45-47 Словообразование имен прилагательных

3

Основные способы образования имен прилагательных

Уметь разбирать прилагательные по составу, видеть словообразующие морфемы

48-49. Правописание сложных имен прилагательных

2

Основные случаи правописания сложных имен прилагательных

Уметь видеть орфограммы и применять их на практике

Тестовая работа по теме «Правописание сложных слов»

50-52. Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

3

Основные случаи правописания суффиксов имен прилагательных с Н и НН

Уметь различать значение суффиксов -ан-, -ян-,-ин-, -н-, -енн-, -онн-

Интерактивная игра «Н и НН в прилагательных» (морской бой)

Интерактивная таблица «Н и НН в прилагательных»

Интерактивный тест «Н и НН в прилагательных»

53. Р.р. Употребление имен прилагательных в речи

1

Роль прилагательные в тексте. Переход прилагательных в существительные

Уметь использовать прилагательные в качестве эпитетов

Тестовая работа по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

Интерактивный тест «Правописание прилагательного»

54. Р.р. Употребление имен прилагательных в речи

1

Роль прилагательные в тексте. Переход прилагательных в существительные

Уметь использовать прилагательные в качестве эпитетов

Сл.д. (упр. 235)

2

Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения

Уметь создавать собственный текст-описание, использовать имена прилагательные, обозначающие цвет и выражающие оценку

55-56. Р.р. Р.р. Контрольное очинение- описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег» по картинам рус.художников

57.Произношение имен прилагательных

1

Правильное произношение прилагательных в краткой форме и форме сравнительной степени

Уметь правильно ставить ударение в прилагательных

Интерактивная таблица «Имя прилагательное»

Интерактивный тест «Прилагательное Итог»

2

Диктант и его анализ.

58-59. Контрольный диктант по повторенным темам

60-61. Р.р. Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. ХКК ГОС

2

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи

П.п. (упр. 251)

62-31 Р.р. Р.р. Средства связи предложений в тексте

2

Средства связи предложений в тексте

Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи

64-65. Р.р. Р.р. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором ХКК ГОС

2

Знакомство с различными средствами связи

Уметь показать разницу между текстом с экспрессивным повтором и текстом с повтором-недочетом; уметь редактировать тексты

66-67. Р.р. Р.р. Как исправить текст с неудачным повтором

2

Исправление неудачного повтора в тексте

Сформировать умение составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором, умение редактировать текст

68-69. Р.р. Р.р. Изложение текста с экспрессивным повтором

2

Изложение

Проверка навыков написания изложения

70-71.Глагол.

Его роль в предложении ХКК ГОС

2

Повторение основных категорий глагола

Уметь опознавать в речи глагол, производить морфологический разбор, синтаксическая роль в предложении

Интерактивные тесты по теме

72.Словообразование глаголов

1

Основные морфологические способы образования глаголов

Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор

73.Словообразование глаголов

1

Основные морфологические способы образования глаголов

Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор

74-76. Правописание приставок ПРИ- и -ПРЕ

3

Сведения о закономерностях употребления приставок ПРЕ- и ПРИ-

Уметь применять правило правописания приставок –ПРЕ и -ПРИ

Тест «ПРЕ- и ПРИ»

Интерактивная таблица «Правописание приставок»

Интерактивная таблица «Сказка о ПРЕ- и ПРИ»

Учебный тренажёр «ПРЕ- и ПРИ»

77. Буквы Ы и И после приставок

1

Правописание букв Ы, И после приставок

Уметь опознавать слова с орфограммой

Интерактивная таблица «Буквы Ы, И после приставок»

78-80. Р.р. Р.р. Употребление глаголов в речи ХКК ГОС

3

Роль глаголов в речи

Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия

Тест «Суффиксы глаголов»

81..Произношение глаголов

1

Произношение глаголов

Усвоить навыки произношения глаголов

Сл.д. (упр. 370)

Интерактивный тест «Глагол. Итог»

1

Проверка уровня сформированности представлений о правильном, точном употреблении глаголов в речи

Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности, использовать глаголы в прямом и переносном значении

82. Контрольная работа

83.Работа над ошибками

1

Корректировка знаний по теме

Уметь опознавать слова с орфограммой

84-86.Повторение орфографии ХКК ГОС

3

Проверка уровня усвоения изученных орфографических правил

Уметь определять орфограммы

Сл.д. (упр. 383)

87.

Полугодовая контрольная работа

88. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Причастие

89.Что такое причастие

1

Основные признаки причастия, суффиксы причастия

Уметь определять исходный глагол, видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастием, прилагательным и глаголом

Интерактивная таблица «Причастие как часть речи»

90-92. Причастный оборот

3

Понятие причастного оборота

Умение находить причастный оборот, выделять его запятыми

Тестовая работа «Причастный оборот»

Учебный тренажёр «Причастный оборот»

93-95.Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

3

Понятие о действительных и страдательных причастий

Уметь правильно применять теоретические знания

Интерактивный тест «Страдательные причастия настоящего времени»

Интерактивный тест «Действительные причастия настоящего времени»

Интерактивный тест «Действительные и страдательные причастия»

96-97. Полные и краткие причастия ХКК ГОС

2

Полная и краткая форма причастий

Уметь выполнять морфологический разбор причастия

98-101. Буквы Н и НН в причастиях

4

Правописание Н и НН в причастиях

Уметь применять правило

Интерактивный тест «Н и НН в прилагательных и причастиях»

1

Проверка усвоения правил

Уметь применять правила

102. Контрольный диктант с грамматическим заданием

103.Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь ликвидировать пробелы

Тестовая работа «Суффиксы причастий»

Интерактивный тест « Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий»

104-106 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями ХКК ГОС

3

Правописание НЕ с причастиями

Уметь правильно писать причастия с НЕ

Учебный тренажёр «Не с причастиями»

Интерактивный тест « Причастие. Обобщение»»

107-109. Закрепление изученного о причастии

3

Закрепление изученного по причастию

Уметь правильно определять категорию причастия, правописание причастий

Интерактивный тест « Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий»

Интерактивный тест «Причастие как часть речи. Склонение причастий»»

Интерактивный тест « Правописание причастий»

1

Проверка усвоения знаний

Уметь применять правила

110. Контрольный диктант по причастию

111.Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь ликвидировать пробелы

112-113. Р.р. Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей ХКК ГОС

2

Особенности повествовательного и разговорного стилей

Уметь находить в текстах фрагменты изученных стилей

Тестовая работа по теме «Причастие»

114-115. Р.р. Р.р. Повествование в рассказе

2

Повествование в рассказе

Уметь проводить анализ текстов в жанре рассказов

116-117. Р.р. Р.р. Повествование делового и научного стилей

2

Основные особенности повествования делового и научного стилей

Уметь анализировать тексты различных стилей

2

Написание изложения

Уметь сохранять при пересказе основную мысль текста, определять стиль

118-119. Р.р. Р.р. Контрольное изложение (упр. 473)

Деепричастие

120-121. Что такое деепричастие

2

Деепричастие и его основные признаки, суффиксы

Уметь опознавать деепричастие в тексте

Интерактивная таблица «Деепричастие как часть речи»

122-124. Деепричастный оборот

3

Понятие деепричастного оборота, его признаки

Уметь опознавать деепричастный оборот

Учебный тренажёр «Деепричастный оборот»

125-128. Правописание НЕ с деепричастиями

4

Правило написания НЕ с деепричастиями

Уметь правильно писать НЕ с деепричастиями

П.п. (упр. 498)

129-131. Образование деепричастий. деепричастия совершенного и несовершенного вида.

3

Образование деепричастий

Уметь образовывать деепричастия

132-133. Употребление причастий и деепричастий в речи ХКК ГОС

2

Возможности употребления деепричастий в речи

Уметь правильно употреблять причастия и деепричастия в речи

Сл.д. (упр. 503)

134. .Произношение глаголов, причастий, деепричастий

1

Особенности произношения глаголов, причастий, деепричастий

Уметь правильно произносить эти части речи

Интерактивный тест « Деепричастие»

135-136. Обобщающее повторение ХКК ГОС

2

Обобщение знаний по теме

Уметь правильно употреблять деепричастия в речи

П.п. (упр. 519)

Интерактивная таблица «Деепричастие как часть речи»

Интерактивный тест « Деепричастие»

137-138. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуацию ХКК ГОС

2

Повторение основных правил

Уметь применять правила при правописании

Сл.д. (упр. 550)

Интерактивная таблица «Сложные случаи правописания суффиксов»

1

Проверка уровня знаний

Уметь пользоваться правилами

139. Контрольный диктант

140.Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь ликвидировать пробелы

Тестовая работа по теме «Деепричастие»

141-142. Р.р. Р.р. Описание места

2

Особенности текстов с описанием места

Уметь составлять тексты – описание места

143.Что обозначает имя числительное

1

Понятие о числительном как части речи

Уметь находить числительные среди других слов

144-145.Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

2

Разряды числительных

Уметь грамотно и правильно писать числительные

Имя числительное

146-148. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

3

Разряды количественных числительных

Уметь определять разряд числительного, склонять их, правильно писать

149-150. Изменение порядковых числительных

2

Особенности изменения порядковых числительных

Уметь правильно употреблять числит.

151. Употребление числительных в речи

1

Спектр употребления числительных в речи

Уметь работать с текстами, содержащими числительные

Тестовая работа по теме «Имя числительное»

152. Произношение числительных

1

Произношение имен числительных

Уметь правильно употреблять и произносить числит.

Весёлый урок радоняни «Числительное»

1

Проверка уровня знаний и умений

Уметь на практике пользоваться правилами

153. Контрольная работа по теме «Числительное»

154. Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь ликвидировать пробелы

155-156. Р.р. Р.р. Описание места (помещения)

2

Описание помещения

Уметь создавать тексты с описанием места

157. Какие слова называются местоимениями

1

Местоимение как часть речи

Уметь определять местоимение среди других слов

158. На какие разряды делятся местоимения по значении.

1

Разряды местоимений по значению

Уметь отличать местоимения друг от друга

Местоимение

159-160. Личные местоимения

2

Личные местоимения, особенности изменения

Уметь находить личные местоимения

161. Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Особенности возвратного местоимения

Уметь определять признаки местоимений, в том числе и возвратного местоимения

162. Притяжательные местоимения

1

Особенности притяжательных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и притяжательных

163. Указательные местоимения

1

Особенности указательных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и указательных

164.Определительные местоимения

1

Особенности определительных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и определительных

2

Описание картины

Уметь применять знания о тексте, его строении, о типе речи

165-166. Р.р. Р.р. Контрольное сочинение –описание по картине А.А.Рылова «Цветистый луг»

167. Работа над ошибками сочинения

1

Корректировка знаний, умений, навыков

Уметь ликвидировать пробелы в знаниях

168-169. Вопросительно-относительные местоимения

2

Особенности вопросительно-относительных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и вопросительно-относительных

170-171. Отрицательные местоимения

2

Особенности отрицательных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и отрицательных

172-174. Неопределенные местоимения

3

Особенности неопределенных местоимений

Умение определять признаки местоимений, в том числе и неопределенных

175. Р.р. Употребление местоимений в речи

1

Повторение изученного. Особенности употребления местоимений в речи

Умение использовать местоимения в литературных текстах

Тест «Отрицательные и неопределённые местоимения»

176.Произношение местоимений

1

Закрепление навыков употребления местоимений в речи

Уметь самостоятельно работать с учебником, понимать смысл заданий

177-178. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации ХКК ГОС

2

Повторение основных правил

Уметь применять правила при правописании

Тестовая работа по теме «Местоимение»

1

Проверка уровня знаний и умений

Уметь на практике пользоваться правилами

179.Контрольная работа по теме «Местоимение»

180.Работа над ошибками

1

Корректировка знаний

Уметь ликвидировать пробелы

181-182. Р.р. Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

2

Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова

Уметь работать по картине

183-184.Р.р. Р.р. Описание состояния окружающей среды ХКК ГОС

2

Особенности описания состояния окружающей среды, состояния природы

Уметь анализировать тексты, включающие описание среды, и составлять тексты указанного типа речи самостоятельно

185-188. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации ХКК ГОС

4

Повторение основных правил

Уметь применять правила при правописании

Сл.д. (упр. 729)

189-202. Обобщающее повторение изученного ХКК ГОС-4 ч

13

Обобщение и систематизация материала, изученного в 6 кл.

Уметь применять знания на практике

Тестовая работа

2

Проверка уровня знаний и умений

Уметь на практике пользоваться правилами

203-204

Итоговая тестовая контрольная работа

Содержание учебного курса

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Речь (38 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллель­ный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, дее­причастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как сти­листический прием, повышающий выразитель­ность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для на­учного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных поня­тий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля ком­позиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: опи­сание места, описание состояния окружающей сре­ды, деловое (информативное) повествование, рас­суждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «но­вого» в предложениях фрагмента; способы соедине­ния фрагментов в целом тексте.

Основные умения

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополни­тельной информации читать учебно-научные текс­ты, составлять план отдельных параграфов учеб­ника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификаци­онные схемы, фрагменты с информативным повест­вованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недоче­ты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языко­вых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; нахо­дить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текс­тах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное по­вествование, рассуждение-доказательство, рассуж­дение-объяснение, проводить стилистический и ти­пологический анализ текста; определять в отдель­ных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учеб­но-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выбо­рочно (устно и письменно) пересказывать повество­вательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Со­хранять в тексте подробного изложения типологи­ческую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и пись­менные высказывания: собирать материал к сочи­нению (с учетом стиля речи и темы) и систематизи­ровать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказыва­ния; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое со­общение (аннотацию) о содержаний книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении цли устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение науч­ного понятия.

Совершенствование текста. Совершенство­вать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частнос­ти находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашен­ных слов и оборотов.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Правописание (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ъ; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагатель­ными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоето­чие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Язык. Правописание. Культура речи

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)

Словообразование имен существительных, при­лагательных, глаголов. Основные способы образо­вания слов: приставочный, суффиксальный, суф­фиксально-приставочный, сложение. Сложносок­ращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразователь­ные модели имен существительных, прилагатель­ных и глаголов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамма­тики.

Глагол, имя существительное, имя прилагатель­ное; их общее грамматическое значение, морфоло­гические и синтаксические признаки

Правописание сложных имен существительных | и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существи­тельных; правописание приставок при- и пре-, букв ыив корне после приставок.

Правильное и выразительное употребление в ре­чи имен существительных, прилагательных и гла­голов.

Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (40 ч)

Причастие как особая форма глагола: общее; грамматическое значение, морфологические при-1 знаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Об­разование действительных и страдательных при­частий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в пред­ложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание оконча­ний причастий.

Употребление причастий в текстах разных сти­лей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические при­знаки, роль в предложении. Суффиксы дееприча­стий.

Образование деепричастий совершенного и несо­вершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи.

Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных обо­ротов.

Имя числительное (10 ч)

Имя числительное как часть речи: общее грам­матическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, со­бирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в кос­венных падежах. Верное согласование собиратель­ных числительных (оба, обе; двое, трое) с имена­ми существительными. Правильное произношение имен числительных.

Местоимение (19 ч)

Местоимение как часть речи: особенности значе­ния, морфологических и синтаксических призна­ков.

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.

Употребление местоимений для связи предложе­ний, в тексте.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение место­имений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Резервные часы (4 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса

К концу 6 класса учащиеся должны владеть сле­дующими умениями:

    по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; упот­ребительные слова изученных частей речи;

    по лексике и фразеологии: употреб­лять слова (термины, профессиональные, заимст­вованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; из­ бегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различ­ными видами словарей (синонимов, антонимов,
    иностранных слов, фразеологизмов);

    по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

    по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамма­тические признаки изученных частей речи (напри­мер, при решении орфографических задач);

    по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

    по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Учебно-методический комплекс

1. Федеральный базисный учебный план

2. Стандарт основного общего образования по русскому языку.

3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

4. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2008 г.

5. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская,

С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2008 г

6.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2002 г.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.