Рабочая программа по русскому языку (6 класс, УМК: Разумовская М.М.»
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Русский язык 6 М.М. Разумовская и др. 204 |
Пояснительная записка
Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:
обеспечить языковое развитие учащихся,
помочь им овладеть речевой деятельностью:
сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи,
научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.
Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в б классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Статус документа
Рабочая программа по русскому для 6 класса составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2008 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.
Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.
Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №42. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
На освоение содержания программы в 6 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е. 204 часа в год.
Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008».
Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -53, контрольные работы- 6, контрольные диктанты -5,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -5, словарные диктанты - 8,тестовые опросы –15 , интегрированные часы ХКК ГОС ОО- 24.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню | Диагностика знаний | ЦОР | Дата |
1 | О языке | 1.Вводный. Слово - основная единица языка | 1 | Знакомство с учебником. Роль языка в жизни человека. Язык как средство общения. | Знать структуру учебника, расположение разделов Уметь найти справочный материал в учебнике | |||
2-3. Р.р. Р.р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте | 2 | Виды речи: устная, письменная,монологическая, диалогическая Стили речи | Уметь определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей | П.п. (упр.4) | ||||
2 | Повторение изученного в 5 классе | 4-5 Орфография и пунктуация ХКК ГОС | 2 | Повторение орфографии и пунктуации | Знать, что изучает орфография, владеть основными терминами. Уметь определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать случаи постановки знаков препинания (на основе изученного в 5кл.) | |||
6. Употребление прописных букв | 1 | Употребление прописных букв | Знать основные случаи употребления прописных букв, уметь употреблять их в тексте и самостоятельно подбирать аналогичные примеры | |||||
7. Буквы Ь,Ъ ХКК ГОС | 1 | Случаи употребления Ь,Ъ | Уметь объяснять правописание Ь,Ъ | Тест «Ь и Ъ знаки» | ||||
8,9 Орфограммы корня ХКК ГОС | 2 | 1.Правописание гласных в корне. 2.Правописание согласных 3.правописание О-А в корнях –гор- и –гар- | Уметь объяснять правописание орфограмм в корне слова | Учебный тренажёр «Правописание гласных в корне» Интерактивная таблица «Корни с чередованием» Интерактивный тест «Правописание корней с чередованием» | ||||
10.Правописание окончаний слов | 1 | Правила правописания окончаний слов | Знать способы определения написания | |||||
11-12. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | 2 | Правила правописания НЕ с глаголами | Уметь видеть орфограмму и применять правила | Тестовая работа по теме «Орфография» | ||||
Морфология и синтаксис Имя существительное | 1 | Проверка уровня знаний по повторенным темам | Уметь видеть орфограммы и правильно их писать | 13 Контрольный диктант по орфографии и пунктуации | ||||
14. Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь делать работу над ошибками и выполнять упражнения по наиболее сложным случаям ошибок | |||||
15-16. Р.р. Р.р. Что мы знаем о тексте | 2 | Текст, его основные понятия | Знать основные понятия текста: микротема, абзац, план, заголовок. Определять тип речи и обосновывать ответ | |||||
17-18 Р.р. Р.р. Подготовка к сочинению-описанию. Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу!» (упр.82) | 2 | Составление текста описательного характера по картинам | Уметь составлять текст, редактировать его, | |||||
19,20,21. Части речи и члены предложения ХКК ГОС | 3 | Закрепление знаний по морфологии и синтаксису | Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить синтаксический разбор | |||||
22,23. Имя существительное. Его роль в предложении ХКК ГОС | 2 | Основные категории существительного. | Уметь находить в текстах существительные, определять их синтаксическую роль | Интерактивная таблица «Имя существительное как часть речи» | ||||
24,25,26 Словообразование имен существительных | 3 | Словообразование имен существительных | Углубить представление о словообразовании существительных | |||||
27,28 Правописание сложных существительных | 2 | Правописание сложных существительных | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного, слов с начальной частью пол- | Интерактивная таблица «Сложные существительные» | ||||
29,30,31,32 Р.р. Р.р. Р.р. Р.р. Употребление имен существительных в речи | 4 | Роль существительных в речи | Совершенствовать умение работать с разными типами словарей, отрабатывать навык анализа текста, определять роль существительных в тексте | Сл.д. (упр. 134) П.п. (упр. 147) | ||||
33. Произношение имен существительных | 1 | Произношение имен существительных | Отрабатывать произношение имен существительных, правильно ставить ударение | Интерактивный тест «Имя существительное» | ||||
1 | Проверка знаний по грамматике | Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить синтаксический разбор | 34. Контрольная работа по теме «Части речи и члены предложения 35. Анализ контрольнй работы. Работа над ошибками Сл.д. (упр. 169) | |||||
36-37.Р.р. Р.р. Разграничение деловой и научной речи. | 2 | Особенности изученных стилей. Характеристика научного стиля. | Уметь определять стили речи, видеть черты каждого стиля | |||||
38. Р.р. Характеристика научного стиля Определение научного понятия | 1 | Особенности научного стиля Научное понятие. | Сформировать представление о научном стиле речи. Учиться построению определений научных понятий. Чтение научно текста | |||||
39. Р.р. Рассуждение-объяснение | 1 | Особенности текста | Сформировать умение подводить рассуждение под понятие4 выводить следствие из понятия; сформировать умение анализировать и пересказывать научные тексты | |||||
40. Р.р Характеристика делового стиля | 1 | Знакомство с деловым стилем | Уметь анализировать тексты делового стиля | |||||
2 | Полное изложение | Уметь полно, связно излагать текст, дополнять его своими рассуждениями | 41-42. Р.р. Р.р. Контрольное изложение | |||||
43-44. Имя прилагательное. Его роль в предложении ХКК ГОС | 2 | Основные категории прилагательного | Уметь находить в текстах прилагательные, определять их синтаксическую роль | Презентация «Имя прилагательное» Демоверсия «Имя прилагательное» Интерактивный тест «Разряды прилагательных по значению» Интерактивный тест Повторение изученного о прилагательном в 5 классе» | ||||
45-47 Словообразование имен прилагательных | 3 | Основные способы образования имен прилагательных | Уметь разбирать прилагательные по составу, видеть словообразующие морфемы | |||||
48-49. Правописание сложных имен прилагательных | 2 | Основные случаи правописания сложных имен прилагательных | Уметь видеть орфограммы и применять их на практике | Тестовая работа по теме «Правописание сложных слов» | ||||
50-52. Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | 3 | Основные случаи правописания суффиксов имен прилагательных с Н и НН | Уметь различать значение суффиксов -ан-, -ян-,-ин-, -н-, -енн-, -онн- | Интерактивная игра «Н и НН в прилагательных» (морской бой) Интерактивная таблица «Н и НН в прилагательных» Интерактивный тест «Н и НН в прилагательных» | ||||
53. Р.р. Употребление имен прилагательных в речи | 1 | Роль прилагательные в тексте. Переход прилагательных в существительные | Уметь использовать прилагательные в качестве эпитетов | Тестовая работа по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» | Интерактивный тест «Правописание прилагательного» | |||
54. Р.р. Употребление имен прилагательных в речи | 1 | Роль прилагательные в тексте. Переход прилагательных в существительные | Уметь использовать прилагательные в качестве эпитетов | Сл.д. (упр. 235) | ||||
2 | Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения | Уметь создавать собственный текст-описание, использовать имена прилагательные, обозначающие цвет и выражающие оценку | 55-56. Р.р. Р.р. Контрольное очинение- описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег» по картинам рус.художников | |||||
57.Произношение имен прилагательных | 1 | Правильное произношение прилагательных в краткой форме и форме сравнительной степени | Уметь правильно ставить ударение в прилагательных | Интерактивная таблица «Имя прилагательное» Интерактивный тест «Прилагательное Итог» | ||||
2 | Диктант и его анализ. | 58-59. Контрольный диктант по повторенным темам | ||||||
60-61. Р.р. Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. ХКК ГОС | 2 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи | П.п. (упр. 251) | ||||
62-31 Р.р. Р.р. Средства связи предложений в тексте | 2 | Средства связи предложений в тексте | Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи | |||||
64-65. Р.р. Р.р. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором ХКК ГОС | 2 | Знакомство с различными средствами связи | Уметь показать разницу между текстом с экспрессивным повтором и текстом с повтором-недочетом; уметь редактировать тексты | |||||
66-67. Р.р. Р.р. Как исправить текст с неудачным повтором | 2 | Исправление неудачного повтора в тексте | Сформировать умение составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором, умение редактировать текст | |||||
68-69. Р.р. Р.р. Изложение текста с экспрессивным повтором | 2 | Изложение | Проверка навыков написания изложения | |||||
70-71.Глагол. Его роль в предложении ХКК ГОС | 2 | Повторение основных категорий глагола | Уметь опознавать в речи глагол, производить морфологический разбор, синтаксическая роль в предложении | Интерактивные тесты по теме | ||||
72.Словообразование глаголов | 1 | Основные морфологические способы образования глаголов | Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор | |||||
73.Словообразование глаголов | 1 | Основные морфологические способы образования глаголов | Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор | |||||
74-76. Правописание приставок ПРИ- и -ПРЕ | 3 | Сведения о закономерностях употребления приставок ПРЕ- и ПРИ- | Уметь применять правило правописания приставок –ПРЕ и -ПРИ | Тест «ПРЕ- и ПРИ» | Интерактивная таблица «Правописание приставок» Интерактивная таблица «Сказка о ПРЕ- и ПРИ» Учебный тренажёр «ПРЕ- и ПРИ» | |||
77. Буквы Ы и И после приставок | 1 | Правописание букв Ы, И после приставок | Уметь опознавать слова с орфограммой | Интерактивная таблица «Буквы Ы, И после приставок» | ||||
78-80. Р.р. Р.р. Употребление глаголов в речи ХКК ГОС | 3 | Роль глаголов в речи | Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия | Тест «Суффиксы глаголов» | ||||
81..Произношение глаголов | 1 | Произношение глаголов | Усвоить навыки произношения глаголов | Сл.д. (упр. 370) | Интерактивный тест «Глагол. Итог» | |||
1 | Проверка уровня сформированности представлений о правильном, точном употреблении глаголов в речи | Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности, использовать глаголы в прямом и переносном значении | 82. Контрольная работа | |||||
83.Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний по теме | Уметь опознавать слова с орфограммой | |||||
84-86.Повторение орфографии ХКК ГОС | 3 | Проверка уровня усвоения изученных орфографических правил | Уметь определять орфограммы | Сл.д. (упр. 383) | ||||
87. | Полугодовая контрольная работа | |||||||
88. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||||||
Причастие | 89.Что такое причастие | 1 | Основные признаки причастия, суффиксы причастия | Уметь определять исходный глагол, видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастием, прилагательным и глаголом | Интерактивная таблица «Причастие как часть речи» | |||
90-92. Причастный оборот | 3 | Понятие причастного оборота | Умение находить причастный оборот, выделять его запятыми | Тестовая работа «Причастный оборот» | Учебный тренажёр «Причастный оборот» | |||
93-95.Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 3 | Понятие о действительных и страдательных причастий | Уметь правильно применять теоретические знания | Интерактивный тест «Страдательные причастия настоящего времени» Интерактивный тест «Действительные причастия настоящего времени» Интерактивный тест «Действительные и страдательные причастия» | ||||
96-97. Полные и краткие причастия ХКК ГОС | 2 | Полная и краткая форма причастий | Уметь выполнять морфологический разбор причастия | |||||
98-101. Буквы Н и НН в причастиях | 4 | Правописание Н и НН в причастиях | Уметь применять правило | Интерактивный тест «Н и НН в прилагательных и причастиях» | ||||
1 | Проверка усвоения правил | Уметь применять правила | 102. Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||||
103.Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь ликвидировать пробелы | Тестовая работа «Суффиксы причастий» | Интерактивный тест « Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий» | |||
104-106 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями ХКК ГОС | 3 | Правописание НЕ с причастиями | Уметь правильно писать причастия с НЕ | Учебный тренажёр «Не с причастиями» Интерактивный тест « Причастие. Обобщение»» | ||||
107-109. Закрепление изученного о причастии | 3 | Закрепление изученного по причастию | Уметь правильно определять категорию причастия, правописание причастий | Интерактивный тест « Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий» Интерактивный тест «Причастие как часть речи. Склонение причастий»» Интерактивный тест « Правописание причастий» | ||||
1 | Проверка усвоения знаний | Уметь применять правила | 110. Контрольный диктант по причастию | |||||
111.Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь ликвидировать пробелы | |||||
112-113. Р.р. Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей ХКК ГОС | 2 | Особенности повествовательного и разговорного стилей | Уметь находить в текстах фрагменты изученных стилей | Тестовая работа по теме «Причастие» | ||||
114-115. Р.р. Р.р. Повествование в рассказе | 2 | Повествование в рассказе | Уметь проводить анализ текстов в жанре рассказов | |||||
116-117. Р.р. Р.р. Повествование делового и научного стилей | 2 | Основные особенности повествования делового и научного стилей | Уметь анализировать тексты различных стилей | |||||
2 | Написание изложения | Уметь сохранять при пересказе основную мысль текста, определять стиль | 118-119. Р.р. Р.р. Контрольное изложение (упр. 473) | |||||
Деепричастие | 120-121. Что такое деепричастие | 2 | Деепричастие и его основные признаки, суффиксы | Уметь опознавать деепричастие в тексте | Интерактивная таблица «Деепричастие как часть речи» | |||
122-124. Деепричастный оборот | 3 | Понятие деепричастного оборота, его признаки | Уметь опознавать деепричастный оборот | Учебный тренажёр «Деепричастный оборот» | ||||
125-128. Правописание НЕ с деепричастиями | 4 | Правило написания НЕ с деепричастиями | Уметь правильно писать НЕ с деепричастиями | П.п. (упр. 498) | ||||
129-131. Образование деепричастий. деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 3 | Образование деепричастий | Уметь образовывать деепричастия | |||||
132-133. Употребление причастий и деепричастий в речи ХКК ГОС | 2 | Возможности употребления деепричастий в речи | Уметь правильно употреблять причастия и деепричастия в речи | Сл.д. (упр. 503) | ||||
134. .Произношение глаголов, причастий, деепричастий | 1 | Особенности произношения глаголов, причастий, деепричастий | Уметь правильно произносить эти части речи | Интерактивный тест « Деепричастие» | ||||
135-136. Обобщающее повторение ХКК ГОС | 2 | Обобщение знаний по теме | Уметь правильно употреблять деепричастия в речи | П.п. (упр. 519) | Интерактивная таблица «Деепричастие как часть речи» Интерактивный тест « Деепричастие» | |||
137-138. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуацию ХКК ГОС | 2 | Повторение основных правил | Уметь применять правила при правописании | Сл.д. (упр. 550) | Интерактивная таблица «Сложные случаи правописания суффиксов» | |||
1 | Проверка уровня знаний | Уметь пользоваться правилами | 139. Контрольный диктант | |||||
140.Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь ликвидировать пробелы | Тестовая работа по теме «Деепричастие» | ||||
141-142. Р.р. Р.р. Описание места | 2 | Особенности текстов с описанием места | Уметь составлять тексты – описание места | |||||
143.Что обозначает имя числительное | 1 | Понятие о числительном как части речи | Уметь находить числительные среди других слов | |||||
144-145.Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | 2 | Разряды числительных | Уметь грамотно и правильно писать числительные | |||||
Имя числительное | 146-148. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | 3 | Разряды количественных числительных | Уметь определять разряд числительного, склонять их, правильно писать | ||||
149-150. Изменение порядковых числительных | 2 | Особенности изменения порядковых числительных | Уметь правильно употреблять числит. | |||||
151. Употребление числительных в речи | 1 | Спектр употребления числительных в речи | Уметь работать с текстами, содержащими числительные | Тестовая работа по теме «Имя числительное» | ||||
152. Произношение числительных | 1 | Произношение имен числительных | Уметь правильно употреблять и произносить числит. | Весёлый урок радоняни «Числительное» | ||||
1 | Проверка уровня знаний и умений | Уметь на практике пользоваться правилами | 153. Контрольная работа по теме «Числительное» | |||||
154. Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь ликвидировать пробелы | |||||
155-156. Р.р. Р.р. Описание места (помещения) | 2 | Описание помещения | Уметь создавать тексты с описанием места | |||||
157. Какие слова называются местоимениями | 1 | Местоимение как часть речи | Уметь определять местоимение среди других слов | |||||
158. На какие разряды делятся местоимения по значении. | 1 | Разряды местоимений по значению | Уметь отличать местоимения друг от друга | |||||
Местоимение | 159-160. Личные местоимения | 2 | Личные местоимения, особенности изменения | Уметь находить личные местоимения | ||||
161. Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 | Особенности возвратного местоимения | Уметь определять признаки местоимений, в том числе и возвратного местоимения | |||||
162. Притяжательные местоимения | 1 | Особенности притяжательных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и притяжательных | |||||
163. Указательные местоимения | 1 | Особенности указательных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и указательных | |||||
164.Определительные местоимения | 1 | Особенности определительных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и определительных | |||||
2 | Описание картины | Уметь применять знания о тексте, его строении, о типе речи | 165-166. Р.р. Р.р. Контрольное сочинение –описание по картине А.А.Рылова «Цветистый луг» | |||||
167. Работа над ошибками сочинения | 1 | Корректировка знаний, умений, навыков | Уметь ликвидировать пробелы в знаниях | |||||
168-169. Вопросительно-относительные местоимения | 2 | Особенности вопросительно-относительных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и вопросительно-относительных | |||||
170-171. Отрицательные местоимения | 2 | Особенности отрицательных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и отрицательных | |||||
172-174. Неопределенные местоимения | 3 | Особенности неопределенных местоимений | Умение определять признаки местоимений, в том числе и неопределенных | |||||
175. Р.р. Употребление местоимений в речи | 1 | Повторение изученного. Особенности употребления местоимений в речи | Умение использовать местоимения в литературных текстах | Тест «Отрицательные и неопределённые местоимения» | ||||
176.Произношение местоимений | 1 | Закрепление навыков употребления местоимений в речи | Уметь самостоятельно работать с учебником, понимать смысл заданий | |||||
177-178. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации ХКК ГОС | 2 | Повторение основных правил | Уметь применять правила при правописании | Тестовая работа по теме «Местоимение» | ||||
1 | Проверка уровня знаний и умений | Уметь на практике пользоваться правилами | 179.Контрольная работа по теме «Местоимение» | |||||
180.Работа над ошибками | 1 | Корректировка знаний | Уметь ликвидировать пробелы | |||||
181-182. Р.р. Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 2 | Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова | Уметь работать по картине | |||||
183-184.Р.р. Р.р. Описание состояния окружающей среды ХКК ГОС | 2 | Особенности описания состояния окружающей среды, состояния природы | Уметь анализировать тексты, включающие описание среды, и составлять тексты указанного типа речи самостоятельно | |||||
185-188. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации ХКК ГОС | 4 | Повторение основных правил | Уметь применять правила при правописании | Сл.д. (упр. 729) | ||||
189-202. Обобщающее повторение изученного ХКК ГОС-4 ч | 13 | Обобщение и систематизация материала, изученного в 6 кл. | Уметь применять знания на практике | Тестовая работа | ||||
2 | Проверка уровня знаний и умений | Уметь на практике пользоваться правилами | 203-204 Итоговая тестовая контрольная работа | |||||
Содержание учебного курса
О языке (1 ч)
Слово как основная единица языка.
Речь (38 ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Основные умения
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержаний книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении цли устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание (15 ч)
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ъ; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Язык. Правописание. Культура речи
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
Грамматика (2 ч)
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
Правописание сложных имен существительных | и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—ив корне после приставок.
Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (40 ч)
Причастие как особая форма глагола: общее; грамматическое значение, морфологические при-1 знаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи.
Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное (10 ч)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.
Местоимение (19 ч)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений для связи предложений, в тексте.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.
Резервные часы (4 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса
К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; из бегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов,
иностранных слов, фразеологизмов);
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Учебно-методический комплекс
1. Федеральный базисный учебный план
2. Стандарт основного общего образования по русскому языку.
3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
4. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2008 г.
5. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская,
С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2008 г
6.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,
В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2002 г.