12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ирина Васильевна735
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
2

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, УМК: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева


Здесь будет файл: /data/edu/files/n1456937415.doc (Рабочая программа по русскому языку)

1.1.          Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторской  программой к учебнику 5 класса для общеобразовательных учреждений  под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой, рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к  учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е. А. Быстровой ;материалом учебника «Русский язык. 5 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева), включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации и начинающего новую линию в преподавании русского языка:  конкретизирует содержание образовательно­го стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разде­лам и темам курса.

Русский язык, родной язык русского народа – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина и русского человека, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык – цель  преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.

В основу разработки программы положена цель обучения в современной школе – развитие личности школьника. «Развитие личности – смысл и цель современного образования»

Изучение  русского  языка   в  основной   школе   направлено   на  достижение следующих целей:

воспитание     гражданственности     и     патриотизма,     сознательного отношения   к   языку   как   явлению   культуры,   основному   средству общения    и    получения    знаний    в    разных    сферах    человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

● формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

● усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

● формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих понятий), овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция представляет собой результат осмысления учащимися речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Она включает в себя знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятий, предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного состава языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

Компетентностный подход означает выделение в качестве целей обучения охарактеризованных компетенций отказ от знаниевой составляющей (знания, умения, навыки) как определяющей, систематизирующей содержание предмета в программе. Теперь она становится одним из компонентов (хотя и важным) содержания. Программа включает в себя компоненты: коммуникативный и культуроведческий.

Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических – личностно-ориентированном и деятельностном; лингводидактическом – сознательно (когнитивно)-коммуникативном.

В основе личностно-ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе:

1. Основная цель образования – становление, развитие личности школьника.

2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик – активный субъект учебной деятельности. 

3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника: возрастных, его интересов, возможностей и потребностей.

В названии сознательно-коммуникативного подхода, его еще называют когнитивно-коммуникативным, подчеркивается его основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сопрягается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.

Основной характеристикой коммуникативности является развитие умений и навыков  речевого общения, развитие и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах. Принцип коммуникативности сопрягается с принципом сознательности усвоения учащимися грамматического материала.

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальное сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную  речь на русском языке.

В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике – основные виды учебной деятельности ученика.

 

Общая характеристика учебного предмета

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он яв­ляется государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык — важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учашихся.

Обучение русскому языку в V—IX классах должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточ­ный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для его последующего развития и совершенствова­ния при наличии значимой для учащихся речевой практики.

Программа базируется на современных подходах к обучению язы­ку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в основной школе являются принципы коммуникативности и сознательности.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой це­ли предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное прибли­жение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуни­кативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятель­ность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения сво­бодного владения русским языком.

Принципы коммуникативности и сознательности в своей сово­купности определяют сознательно-коммуникативный подход к обуче­нию русскому языку в школе с нерусским языком обучения.

Второй подход, реализуемый в обучении русскому языку, — культуроведческий. В соответствии с этим подходом обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов обучение русскому языку предпола­гает:

  • взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и языковой системы;
  • учет родного языка, предполагающий: с одной стороны, опору а знания, умения, навыки учащихся, полученные на уроках родного языка, с другой стороны — предупреждение его интерференции;
  • преемственность и перспективность обучения.

 

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

 

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.
  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

 

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки, виды деятельности учащихся, формы контроля, календарно-тематическое планирование, перечень используемых материалов, методические рекомендации по ведению тетрадей, контрольно – измерительные материалы по темам и разделам.

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Общий объем часов, отводимых на русский язык в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации  составляет в 5 классе 119 часов – 3,5 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок –блок, урок- исследование,  урок развития речи.

 

Технологии обучения:

  • Традиционные технологии: -объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)
  • Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса: - педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский); -гуманно-личностная (Ш. Амонашвили).
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

 

Формы контроля:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • словарный диктант;
  • выборочная проверка упражнения;
  • взаимопроверка;
  • самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  •  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • написание сочинений;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм

Коллеги, полную версию рабочей программы смотрите в прикреплённом файле.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.