Рабочая программа по русскому языку в 9 классе по УМК Т.А. Ладыженской

3
0
Материал опубликован 5 September 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 46

п. Малаховка городской округ Люберцы Московской области



«Утверждаю»

Директор МОУ гимназия № 46

_________________ Н.Т. Пичкур

Приказ № от 01.09.2021 г.




Рабочая программа (ФГОС)

по русскому языку

для 9 класса









Составитель: Новичкова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы







2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта среднего основного общего образования второго поколения, Приказом № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от № 124 от 31.08.2021 г., на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку для общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2019)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

9 класс

1)     представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)     понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)     усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)     освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)     овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)     опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)     проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8)     понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способностей к самооценке; получения знаний по другим учебным предметам.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

-  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

..    - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

-  создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; 

ТЕКСТ:

-  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

-  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

 ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

-  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

-  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-  опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

-  объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.



Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способностей к самооценке; получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание учебного курса.

9 класс (68 ч.)

Международное значение русского языка

Международное значение русского языка

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывают сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Пишут выборочное изложение по тексту об учёном.

Повторение изученного в 5-8 классах

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного. Интонация сложного предложения

Сложносочинённые предложения

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания)

Сложноподчинённые предложения

Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Повторение

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

С целью расширения предметных компетенций обучающихся гимназии, развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в программу включены дополнительные темы, обозначенные в КТП знаком *.



Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (68 ч.)



Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки


Введение (1 час)


9 «А»

1

Международное значение русского языка.

01.09-07.09



Повторение изученного в 5-8 классах - 6 часов (из них 2 часа развития речи)



2

Р.Р. В.И. Даль как лексикограф. Выборочное изложение по упр. 6.

01.09-07.09


3

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.

08.09-14.09


4

Повторение. Простое предложение и его грамматическая основа.

08.09-14.09


5

Предложения с обособленными членами.

15.09-21.09


6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

15.09-21.09


7

Входной контрольный диктант №1.

22.09-28.09



Сложное предложение. Культура речи 5 часов (из них 2 часа развития речи)



8

Р.Р. Сжатое изложение.

22.09-28.09


9

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложного предложения.

29.09-05.10


10

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

29.09-05.10


11

Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи (по упр. 52).

06.10-12.10


12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

06.10-12.10



Сложносочиненные предложения - 8 часов (из них 2 часа развития речи)



13

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП и пунктуация в нем. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

13.10-19.10


14

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

13.10-19.10


15

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

20.10-26.10


16

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

20.10-26.10


17

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Повторение по теме «ССП».

03.11-09.11


18

Контрольный диктант № 2 по теме «Сложносочиненное предложение».

03.11-09.11


19

Р.Р. Сочинение-рассуждение по тексту в формате ОГЭ (9.2).

10.11-16.11


20

Р.Р. Сочинение-рассуждение по тексту в формате ОГЭ (9.2).

10.11-16.11



Сложноподчиненное предложение - 25 часов (из них 9 часов развития речи)

17.11-23.11


21

Понятие о сложноподчинённом предложении.

17.11-23.11


22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

24.11-30.11


23

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

24.11-30.11


24

Союзы и союзные слова в СПП.

01.12-07.12


25

Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.

01.12-07.12


26

Р.Р. Сжатое изложение.

08-12-14.12


27

Р.Р. Сжатое изложение.

08-12-14.12


28

Основные группы сложносочиненных предложений. СПП с придаточными определительными.

15.12-21.12


29

СПП с придаточными определительными.

15.12-21.12


30

СПП с придаточными изъяснительными.

22.12-28.12


31

СПП с придаточными изъяснительными.

22.12-28.12


32

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места.

12.01-18.01


33

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

12.01-18.01


34

Р.Р. Сочинение-рассуждение (9.3) – упр. 101.

19.01-25.01


35

Р.Р. Сочинение-рассуждение (9.3) – упр. 101.

19.01-25.01


36

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

26.01-01.02


37

Повторение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».

26.01-01.02


38

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения».

02.02-08.02


39

Р.Р. Сочинение по заданному началу (упр. 166).

02.02-08.02


40

Р.Р. Сочинение по заданному началу (упр. 166).

09.02-15.02


41

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания при них.

09.02-15.02


42

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

16.02-22.02


43

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

16.02-22.02


44

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение». Тест.

23.02-01.03


45

Р.Р. Учимся писать тезисы, конспекты, доклады, рефераты.

23.02-01.03



Бессоюзное сложное предложение 10 часов (из них 2 часа развития речи)



46

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. Интонация в БСП.

02.03-08.03


47

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

02.03-08.03


48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

09.03-15.03


49

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

09.03-15.03


50

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

16.03-22.03


51

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

16.03-22.03


52

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного.

30.03-05.04


53

Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

30.03-05.04


54

Р.Р. Сжатое изложение.

06.04-12.04


55

Р.Р. Сжатое изложение.

06.04-12.04



Сложные предложения с различными видами связи - 6 часов (из них 1 час развития речи)



56

Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

13.04-19.04


57

Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

13.04-19.04


58

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

20.04-26.04


59

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

20.04-26.04


60

Контрольный тест №1 в формате ОГЭ.

27.04-12.05


61

Р.Р. Публичная речь.

27.04-12.05



Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах - 7 часов (из них 2 часа развития речи)



62

Повторение и закрепление изученного в 5-9 классах.

26.04-30.04


63

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1).

15.05-19.05


64

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1).

15.05-19.05


65

Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование.

22.05-26.05


66

Контрольный тест № 2 в формате ОГЭ.

22.05-26.05


67

Контрольный тест № 2 в формате ОГЭ.

29.05-31.05


68

Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

29.05-31.05








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей-филологов

от 30.08.2021 года № 1




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

________ Федулова О.Ю.

________2021 год



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.