Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (УМК Н. Г. Гольцовой)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
| | |||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифр. и ЭОР | |||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | |||
Введение (2) | ||||||||||
1 | 09.09 | | Слово о русском языке. Комбинированный урок | 1 | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. | Понимать особенности развития русского языка; понятия речь, формы речи, речевая ситуация. Оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка. | Личностные: осознают себя гражданами великой страны и носителями культурной и языковой традиции. Ориентируются в содержании пособий, входящих в УМК. Регулятивные: планирует необходимые действия: пользуются оглавлением, условными обозначениями. Познавательные: читает и слушает, извлекая нужные знания. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, выражая своё отношение к прочитанному. | Входной | Ознакомительное чтение вступительных статей. Рефлексия на высказывания мастеров слова и учёных о красоте и богатстве рус. яз. | Презентация «Русский язык-один из богатейших языков мира». |
2 | 16.09 | | Административный контрольный диктант (вход). Урок контроля | 1 | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания. | Характеризовать основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Итоговый | | |
Лексика. Фразеология. Лексикография (6) | ||||||||||
3-6 | 23.09 30.09 07.10 14.10 | | Лексика. Фразеология. Лексикография. Комбинированные уроки | 4 | Лексическая система русского языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова). | Объяснять смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Текущий | Исследование текста. Тест. Работа в парах. Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики; передача содержания информации адекватно поставленной цели. | Презентация |
7 | 21.10 | | Административная контрольная работа за 1 четверть. Урок контроля | 1 | Уровень усвоения темы, сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора. | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осуществляет самоопределение уровня изученного материала; осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения. | Итоговый | Контрольная работа | |
8 | 4.11 | | Лексика. Фразеология. Лексикография. Комбинированные уроки | 1 | Фразеологизмы. Их отличите от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. | Понимать, что фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, поговорки - это отражение истории, культуры, морали, обычаев народа, понимать значения фразеологизмов, уместно использовать в собственной речи, замечать в чужой речи и оценивать уместность употребления, понимать сходство и различие фразеологизмов со словом и словосочетанием, специфику фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием. | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Текущий | Выписать примеры фразеологизмов из словаря. Устное высказывание, ответ на вопрос; как можно узнать значение и стилистические особенности фразеологизмов, пользуясь словарем? | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (1) | ||||||||||
9 | 11.11 | | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Комбинированный урок | 1 | Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор. | Л: смыслообразование — установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Р: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы. П: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. | Текущий | Комплексный анализ текста. | http://lik-bez.com/ (коллекция тестов-онлайн) |
Морфемика и словообразование (2) | ||||||||||
10-11 | 18.11 25.11 | | Морфемика и словообразование. Комбинированные уроки | 2 | Понятие морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем. Сложение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари. | Различать виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, не забывая следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Входной | Доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова. Комплексный анализ текста. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/60791/?interface= http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01 |
Морфология и орфография (24) | ||||||||||
12-14 | 2.12 9.12 16.12 | | Орфография. Комбинированные уроки | 3 | Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слов. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц. Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Л: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Р: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Презентация |
15 | 23.12 | | Административная контрольная работа за 2 четверть. Урок контроля | 1 | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания. | Применять основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Итоговый | | |
16-17 | | | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Комбинированные уроки | 2 | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды им. сущ-ных. Род имён сущ-ных. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён сущ-ных и аббревиатур. Число, падеж и склонение имён сущ-ных. Морфологический разбор имён сущ-ных. Правописание падежных окончаний имён сущ-ных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён сущ-ных. Правописание сложных имён сущ-ных. Составные наименования и их правописание. | Понимать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм. | Л: наличие чувства необходимости учения. Р: принимает познавательную цель и сохраняет учебную задачу при выполнении учебных действий; осознает правило контроля. П.: умеет выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; определяет способ применения правила написания окончаний существительных. | Текущий | Фронтальный опрос. Само- Анализ использования, оценка яз-вых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | |
18-19 | | | Имя прилагательное. Комбинированные уроки | 2 | Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прил-ных. Качественные прил-ные. Сравнительная и превосходная степени качественных прил-ных. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прил-ных. Особенности образования и употребления кратких прил-ных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прил-ные относительные и притяжательные. Морфологический разбор имён прил-ных. Правописание окончаний имён прил-ных. Склонение качественных и относительных прил-ных.. Особенности склонения притяжательных прил-ных на -ий. Правописание суффиксов имён приных. Правописание н и нн в суффиксах имён прил-ных. Правописание сложных имён прил-ных | Текущий | Анализ использования, оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Презентация | ||
20 | | | Имя числительное. Комбинированный урок | 1 | Имя числительное как часть речи. Лексико-грам-матические разряды имён числ-ных. Простые, сложные и составные числ-ные. Морфологический разбор имён числ-ных. Особенности склонения имён числ-ных. Правописание имён числ-ных. Употребление имён числ-ных в речи. Особенности употребления собирательных числных. | Понимать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений. Уметь: находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; находить в тексте примеры изученных орфограмм. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники по теме. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Фронтальный опрос. Анализ использования, оценка яз-вых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | |
21 | | | Местоимение. Комбинированный урок | 1 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей). Уметь: находить | Текущий | Тренинг, практикум | Презентация | |
22-24 | | | Глагол. Комбинированные уроки | 3 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. | Л: постижение норм грамматики и орфографии. Р: алгоритм применения орфографического правила. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её в материалах учебников. К: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Тренинг | http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/79cea1b6-0a01-00ee-00d3----http://files.school-collection.edu.ru/dlrst |
25 | | | Административная контрольная работа за 3 четверть. Урок контроля | 1 | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания. | Применять основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Итоговый | | |
26-27 | | | Причастие. Комбинированные уроки | 2 | Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники по теме. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Практикум | Презентация |
28 | | | Деепричастие. Комбинированный урок | 1 | Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. | Текущий | Тренинг | Презентация | ||
29 | | | Наречие. Комбинированный урок | 1 | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. | Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Р: при выполнении учебных действий ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно обнаруживает ошибки и вносит коррективы; умеет самостоятельно оценить свои действия. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: строит понятные для партнеров монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Комплексный анализ текста | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea347-0a01-00ee-006a-c61507eb7bf2/%5BRUS5_007%5D_%5BIA_225%5D.swf |
30 | | | Слова категории состояния. Комбинированный урок | 1 | Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. | Текущий | Комплексный анализ текста | Презентация | ||
31 | | | Служебные части речи. Предлог. Комбинированный урок | 1 | Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. | Характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. | Текущий | Комплексный анализ текста | Презентация | |
32 | | | Союзы и союзные слова. Комбинированный урок | 1 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. | Текущий | Фронтальный опрос. Само- стоя- тельная работа | | ||
33 | | | Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Комбинированный урок | 1 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистич. особенности употребления междометий. | Текущий | Фронтальный опрос. Тест | | ||
34-35 | | | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. Урок контроля | 2 | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания. | Применять основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Л: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Итоговый | | |