Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (УМК Н. Г. Гольцовой)

3
0
Материал опубликован 2 November 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2016 года с добавлениями и исправлениями 2017, 2018 гг.), на основе примерной Программы общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку Н.Г.Гольцовой (М.: Русское слово, 2017), в соответствии с учебным планом школы, учебно-методическим комплектом школы на 2020-2021 учебный год.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программой предполагается проведение практических, проверочных, творческих, контрольных работ, тематического и итогового контроля, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Изучение курса русского языка ориентированно на использование учебника Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций». 7-е издание. Базовый уровень: в 2-х ч. Ч.1 М.: ООО «Русское слово», 2019 г., рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по русскому языку определяемый Федеральным образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Актуальность изучения курса

Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. В системе общего образования эта ступень имеет особое значение. На данном этапе школьник готовится к выбору своего жизненного пути. И задача школы — помочь ему сделать выбор осознанно. Для этого необходимо не только вооружить учащегося знаниями, но и научить эти знания применять, освоить основные учебные компетенции. Не менее важно научить обучающегося самостоятельно добывать и хранить знания, трансформировать их, то есть работать с информацией, чтобы подготовить его к непрерывному дальнейшему образованию. Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык — родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык — один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других международных организаций. Русский язык — один из наиболее богатых и развитых языков мира. На русском языке созданы произведения, являющиеся золотым фондом русской культуры и литературы, получившие мировую известность и признание. Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.

Выполняя требование Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ориентироваться на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа предусматривает включение тем и заданий, направленных:

на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;

на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Российского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;

на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

на понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

на обучение научным методам познания окружающего мира;

на развитие творчества и инновационную деятельность;

на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирование информационной культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык» являются:

формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка;

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

сформированность навыков языкового анализа художественного текста;

сформированность представлений о системе стилей языка;

способность выявлять в текстах темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

Место курса в учебном плане: Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в 10 классе 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне (1 час в неделю).



Учебно-тематический план


Общее количество часов

Количество часов теоретической части

Развитие речи

Сочинение

Контрольный диктант

Контрольные работы

Контрольные тесты

Введение.

1

1






Лексика. Фразеология.

7

6





1

Фонетика. Графика. Орфоэпия.  

1

1






Морфемика и словообразование. Состав слова.

2

1

1

1




Орфография.

7

6



1



Морфология.

17

13

1

1



2

Итого:

35

28

2

2

1


3







Используемые технологии, методы и формы работы: для реализации программы курса по русскому языку в 10 классе в рамках системно-деятельностного подхода, используются педагогические технологии обучения, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также технологии способствующие формированию УУД.

Образовательные технологии:

технологии развивающего обучения;

информационные педагогические технологии;

технологии индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;

технология сотрудничества;

обучение в нетрадиционных системах организации учебного процесса;

технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учеб­ного материала;

технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;

технологии проблемного обучения;

информационно-коммуникационные;

здоровьесберегающие;

технологии современного проектного обучения;

гуманитарно-ориентированная технология;

технология опорных схем;

технология обучения детей с признаками одарённости и др.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

групповая;

дифференцированно-групповая.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

поисково-конструктивный;

проблемно-поисковый;

исследовательско-творческий;

репродуктивный;

словесный;

наглядный;

практический.

Формы обучения:

беседа;

рассказ;

лекция;

конференция;

диспут;

семинар;

экскурсия;

собеседование;

практикум;

деловая игра;

смотр знаний;

самостоятельная работа;

коллоквиум.

Формы контроля: 

текущий (проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15–20 минут с дифференцированным оцениванием);

итоговый (проводятся после изучения наиболее значимых тем программы).



Содержание курса по русскому языку

10 класс (35 часов в год)

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм. Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Однозначнотсь и многозначность слова. Нормативные словари современного русского языка. Толковый словарь.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление в речи. Паронимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного русского языка. Словарь омонимов, паронимов. Синонимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного русского языка. Словари синонимов. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Антонимы и их употребление. Нормативные словари. Словари антонимов. Происхождение лексики современного русского языка. Устаревшая лексика. Неологизмы. Окказиональные словаФормы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление. Фразеологические словари.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Морфемика и словообразование. Состав слова

Состав слова. Словообразование. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Словообразовательные модели различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия и т.д. Омонимичные части слова. Формообразование. Понятие парадигмы.

Морфология и орфография

Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Правописание морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание морфем. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание морфем. Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в суффиксе, в окончании. Правописание морфем. Употребление гласных после Ц : в корне слова, в суффиксе, в окончании. Употребление букв Э,Е,Ё в различных морфемах. Правописание морфем. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы, И после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание морфем. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание морфем. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание морфем. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие и слова категории состояния как части речи

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

Требования к уровню подготовки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные

- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

- осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

- готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

- нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.


Метапред-метные

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.




Предметные

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке



Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

1. Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2)  степень осознанности, понимания изученного; 3)  языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 10 класса – 170-200 слов.

(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и слу­жебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 8 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания

верно;

оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;

оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;

оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки;

оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки;

оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе - 350-480 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 10 классе – 3,5-4 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.



Оценка

Основные критерии оценки


Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта

Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3—4 речевых недочётов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов

Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок



Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношени­ях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетвори­тельно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Итоговые оценки

За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение те­оретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста.

Макс. - 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы.
Макс. - 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников.
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению. Макс. - 15 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность.

Макс. - 15 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 - балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

86 – 100 баллов – «отлично»;

70 – 75 баллов – «хорошо»;

50 – 69 баллов – «удовлетворительно;

менее 50 баллов – «неудовлетворительно».

Критерии оценивания проекта



Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленныеправилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала

Критерии оценивания презентаций учащихся

Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена 

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда некорректно.

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден 

Дизайн есть 

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок 

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 



Критерии оценки за тест

«5»- верно выполнено более 90% заданий;

«4»- верно выполнено более 70- 89 % заданий;

«3»- верно выполнено более 51- 69 % заданий;

«2»- верно выполнено 50% и менее.



Перечень учебно-методического и программного

обеспечения по русскому языку

Программа:

Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.

Учебно-методический комплект:

1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10—11 классы: учебник: в 2 ч.

2. Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной «Русский язык». 10— 11 классы.

3. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык: ЕГЭ: пособие для учащихся.

4. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10—11 классы: пособие для учащихся.

5. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык в таблицах. 10—11 классы.

6. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10—11 классы.



Словари и справочники:



1. Букчина Б. З. Орфографический словарь русского языка. Свыше 100 000 слов. Грамматическая информация. Трудные случаи. М., 2010.

2. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.

3. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.

4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.

5. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь. М., 2010.

6. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.

7. Николина Н. А. Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.

8. Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

10. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.

11. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

12. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

13. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010 и послед. изд. 14. Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.

15. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

16. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004 и послед. изд.

17. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.

18. Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. М., 2009.



Дополнительная литература:

1. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.

2. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 2. Пунктуация. М., 2012.

3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.

4. Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

6. Горшков А. И. Русская словесность: сборник задач и упражнений. М., 2006.

7. Колесов В. В. Гордый наш язык… СПб., 2009.

8. Крысин Л. П. Жизнь слова. М., 2008.

9. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. М., 2008.

10. Николина Н. А. Великие имена: русские лингвисты. М., 2008.

11. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2009.

12. Чертов В. Ф., Виноградова Е. М., Яблоков Е. А., Антипова А. М. Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения. 10—11 классы. М., 2006.

13. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста. М., 2013.

14. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.



Электронные образовательные ресурсы:



1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: электронный учебник. 2. Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.

3. Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

4. Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

6. Федеральный институт педагогических измерений: old.fipi.ru.

7. Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scoolcollection.edu.ru



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет русского языка оснащен автоматизированным рабочим местом учителя, интерактивным комплексом, документ-камерой, многофункциональным печатающим устройством, выходом в Интернет. На уроках, при необходимости, используются мобильный класс.



Монитор

Системный блок

Компьютерная мышь

Акустические колонки

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

Презентации к занятиям













Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету

русский язык 10 класс



п/п

Дата проведения

Наименование раздела/ темы урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

план

факт

Введение (1 ч.)

1

(1)



Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

1

Выразительно читают текст вступительной статьи.

Выразительно читают тексты упражнений.

Составляют сложный план.


П. 1,2,3, упр. 15, 16

Лексика. Фразеология. (7 ч.) (1АКР)

2

(1)



Административная контрольная работа

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.


3

(2)



Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексические значения слов, учитывая его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текста. Выделяют в тексте многозначные слова и слова в переносном значении.

П. 4,5, упр. 22

4

(3)



Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Анализируют лексические средства организации текста. Работают с толковым словарём.

П. 6, упр. 25

5

(4)




Омонимы и их употребление в речи. Паронимы и их употребление в речи.

1

Работают со словарными статьями словарей синонимов.




П. 7-8, упр. 36, 40

6

(5)



Синонимы и их употребление в речи. Антонимы и их употребление в речи.

1

Определяют стиль, тему, основную мысль текста. Подбирают антонимы и синонимы к указанным словам в тексте. Развивают речь и закрепляют текстовые умения.

П. 9-10, упр. 45

7

(6)




Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

Составляют план-конспект как текст научного стиля.

Составляют обобщенную схему-конспект материала.

Устная аналитическая работа по упражнениям учебника.


П. 11-13, упр. 58( 2)

8

(7)





Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Анализируют проблемные учебные ситуации.

Участвуют во фразеологической викторине.

Работают со словарем.


П. 14-15, упр. 71,

стр. 71-74 «Готовимся к ЕГЭ»

Фонетика. Графика. Орфоэпия.  (1 ч.)

9 (1)



Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударения.

1

Анализ проблемных учебных ситуаций Самостоятельная работа с учебником. Фонетический разбор слова. Формирование орфографических навыков. Самостоятельная работа с учебником. Фонетический разбор слова.


П. 16, упр. 78

П. 17, стр. 85-86 «Готовимся к ЕГЭ»




Морфемика и словообразование. Состав слова (2 ч.) (1РР)




10 (1)



Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Словообразование. Основные способы словообразования. Формообразование. Основные способы формообразования в русском языке.

1

Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Работают с таблицами. Анализируют стихотворения. Работают с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту). Графически выделяют и объясняют орфограммы в приставках и корнях слов. Выделяют морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;  определяют способы словообразования разных частей речи, подбирают слова, иллюстрирующие разные способы словообразования. Проводят словообразовательный разбор. пользуясь разными видами морфемных и  словообразовательных  словарей,  различают словообразование и формообразование


П. 18-19, упр. 93, 96, стр. 97-98 «Готовимся к ЕГЭ»

11 (2)



Р.Р. Сочинение на основе художественного текста

1

Пишут сочинение- рассуждение по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

Повторить словарные слова.

Составить словарный диктант.




Орфография (7ч.) (1КР)




12 (1)



Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки правописания безударной гласной в корне слова, условия ее выбора; отрабатывают навыки правописания чередующихся безударных гласных в корне слова.

П. 21-23, упр. 118

13 (2)



Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

1

Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки правописания гласных после шипящих и ц.

П. 24-25, упр. 135, 138 (у.)

14 (3)



Правописание звонких, глухих согласных.

1

Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки правописания звонких, глухих согласных.

П. 26-28, упр. 147

15 (4)



Правописание гласных в приставках. Приставки ПРЕ -и ПРИ-


Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки правописания гласных в приставках.

П. 29, упр. 160

16 (5)



Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь.

1

Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки правописания гласных И и Ы после приставок.

П. 31, упр. 164

17 (6)



Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

Активизируют знания об основных принципах русской орфографии; отрабатывают навыки употребления Ъ и Ь.

Стр. 159-162 «Готовимся к ЕГЭ»

18 (7)



Контрольная работа №2 (диктант) по теме «Словообразование и формообразование».

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритм проведения самопроверки и взаимопроверки работы: написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения работы.


Морфология (17 часа) 1РР+2КР)

19 (1)



Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.

1

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Работают с текстом. Выполняют морфологические разборы. Актуализация и углубление знаний учащихся о существительном, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 35-37, упр. 178, 179 (у.), стр. 193-195 «Готовимся к ЕГЭ»

20

(2)



Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

1

Актуализация и углубление знаний учащихся о прилагательном, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 39-43, упр. 212, 215 (у.), стр. 220-222 «Готовимся к ЕГЭ»

21

(3)



Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных.

1

Актуализация и углубление знаний учащихся о числительном, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 44, упр. 239. П. 45-47, стр. 234-235 «Готовимся к ЕГЭ»

22

(4)



Местоимение как часть речи.

1

Актуализация и углубление знаний учащихся о местоимении, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 48, упр. 259. П. 49, стр. 244-245 «Готовимся к ЕГЭ»

23

(5)



Контрольная работа №3 (тест) по теме «Морфология и орфография»

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.


24

(6)



Глагол как часть речи.

1

Актуализация и углубление знаний о глаголе, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 50, упр. 271, 273

25

(7)



Правописание глаголов

1

Совершенствование орфографического навыка правописания глаголов и его форм.

П. 51, стр. 263-265 «Готовимся к ЕГЭ»

26 (8)



Р.Р. Сочинение на основе художественного текста

1

Пишут сочинение- рассуждение по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.

Повторить словарные слова.

27

(9)



Причастие как глагольная форма. Образование причастий

1

Актуализация и углубление знаний о причастии, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 52-53, упр. 290

28

(10)



Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

Актуализация и углубление знаний о причастии, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 54, стр. 278-279 «Готовимся к ЕГЭ»

29

(11)



Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий

1

Актуализация и углубление знаний о деепричастии, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 55, упр. 307, стр. 286-287 «Готовимся к ЕГЭ»

30 (12)



Наречие как часть речи. Правописание наречий

1

Актуализация и углубление знаний о наречии как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли, правописании.

П. 56-57, стр. 297-298 «Готовимся к ЕГЭ»

31 (13)



Слова категории состояния

1

Актуализация и углубление знаний о словах категории состояния.

П. 58, стр. 302-303 «Готовимся к ЕГЭ»

32 (14)



Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Правописание производных предлогов

1

Актуализация и углубление знаний о предлоге, союзе и частице как служебных частях речи, их морфологических признаках, синтаксической роли, правописании. Формирование навыков распознавания и исправления грамматических ошибок, обусловленных нарушением норм употребления служебных частей речи.

П. 59-60, стр. 310-311 «Готовимся к ЕГЭ». П. 61-62, стр. 317-319 «Готовимся к ЕГЭ»

33 (15)



Итоговая контрольная работа №4 (тест №2)

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.


34 (16)



Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ

1

Актуализация и углубление знаний о предлоге, союзе и частице как служебных частях речи, их морфологических признаках, синтаксической роли, правописании. Формирование навыков распознавания и исправления грамматических ошибок, обусловленных нарушением норм употребления служебных частей речи.

П. 63-64, упр. 342. П. 67, стр. 337-338 «Готовимся к ЕГЭ»

35 (17)



Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1

Актуализация и углубление знаний о предлоге, союзе и частице как служебных частях речи, их морфологических признаках, синтаксической роли, правописании. Формирование навыков распознавания и исправления грамматических ошибок, обусловленных нарушением норм употребления служебных частей речи.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.