Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК Л. М. Рыбченковой)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 6а класса
на 2020-2021 учебный год
Программу разработала Богомазова Г. В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
1. ФЗ «Об образовании РФ» №273-ФЗ, (в редакции от 03.08.2018 №317-ФЗ).
2. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1879 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577).
6. Авторской программы: Программы для общеобразовательных учреждений «Русской язык. 5-9 классы». Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2012.
7. Учебника: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / Л. М. Рыбченкова и др. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю; 34 рабочих недели).
Планируемые результаты
Ученик научится:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с однородными членами предложения, с обращениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (6ч).
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (22ч.)
Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова.
Понятие об этимологии.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Буквы о и я в корнях -гор-/-гар-, -зор-/ -зар-, -раст-/-рос-.
Правописание приставок пре-/при~.
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».
ЛЕКСИКОЛОГИЯ (40 ч.)
Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе.
Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.
Лексические выразительные средства.
Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-> равн-/ -роем-твар-/-твор~.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова.
Заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.
Профессионализмы.
Жаргонизмы.
Стилистически нейтральная и книжная лексика.
Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Повторение темы «Лексикология».
ГРАММАТИКА.МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20ч.)
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные.
Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих.
Повторение темы «Имя существительное.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ч в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-. Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Описание как тип речи.
Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Повторение темы «Имя прилагательное».
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16 ч.)
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных. Разряды количественных числительных. Дробные и собирательные числительные. Синтаксическая функция числительных в предложении. Морфологический разбор имени числительного. Повторение темы «Имя числительное».
МЕСТОИМЕНИЕ (26 ч.)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения, Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимений. Повторение темы «Местоимение».
ГЛАГОЛ (31 ч.)
Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Рассказ о событии.
СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (17 ч.)
Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе.
Простое предложение.
Порядок слов в предложении.
Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура.
Итоговый контроль. Итоговый диктант с грамматическим заданием.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Введение. 6 часов | ||
1 | Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения (§1) | 1 |
2 | Понятие о функциональных разновидностях языка (§2) | 1 |
3-4 | Текст и его признаки(§3) | 2 |
5-6 | Орфоэпические нормы (§4) | 2 |
Морфемика. Словообразование. Орфография. 22 часа (19 часов + 3 часа развития речи) | ||
7 | Состав слова (§5) | 1 |
8 | Развитие речи. Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34) | 1 |
9-11 | Основные способы образования слов в русском языке (§6) | 3 |
12-13 | Сложные и сложносокращённые слова (§7) | 2 |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
15 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
16 | Понятие об этимологии (§8) | 1 |
17-18 | Морфемный и словообразовательный разбор слова (§9) | 2 |
19-20 | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему | 2 |
21-22 | Буквы О и А в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- (§10) | 2 |
23-25 | Правописание приставок пре-/при- (§11) | 3 |
26 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 |
27 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 |
28 | Анализ контрольной работы | 1 |
Лексикология. Орфография. Культура речи. 40 часов (33 часа + 7 часов развития речи) | ||
29-30 | Повторение изученного по теме «Лексикология. Орфография. Культура речи» в 5 классе (§13) | 2 |
31-32 | Развитие речи. Сочинение-рассказ о народном промысле | 2 |
33-34 | Метафора (§14) | 2 |
35-36 | Лексические выразительные средства (§15) | 2 |
37 | Развитие речи. Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113) | 1 |
38-41 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- (§16) | 4 |
42 | Исконно русские слова (§ 17) | 1 |
43-44 | Заимствованные слова (§18) | 2 |
45-46 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (§19) | 2 |
47-48 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы (§20) | 2 |
49-50 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы (§21) | 2 |
51-52 | Профессионализмы (§22) | 2 |
53 | Жаргонизмы (§23) | 1 |
54-55 | Стилистически нейтральная и книжная лексика (§24) | 2 |
56-57 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика (§25) | 2 |
58-59 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение | 2 |
60-61 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов (§26) | 2 |
62-63 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные §27 | 2 |
64-65 | Развитие речи. Подробное изложение | 2 |
66 | Повторение по теме «Лексикология» | 1 |
67 | Контрольная работа по теме «Лексикология» | 1 |
68 | Анализ контрольной работы | 1 |
ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Имя существительное. 20 часов (19 часов + 1 час развития речи) | ||
69 | Части речи в русском языке (§29) | 1 |
70-71 | Имя существительное как часть речи (§30) | 2 |
72-73 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные (§31) | 2 |
74 | Имена существительные общего рода (§32) | 1 |
75 | Морфологический разбор имени существительного (§33) | 1 |
76 | Развитие речи. Стиль текста (упр.253, 254) | 1 |
77-80 | Словообразование имён существительных (§34) | 4 |
81-82 | Сложносокращённые имена существительные (§35) | 2 |
83-85 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных (§36) | 3 |
86 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 |
87 | Итоговый контрольный диктант за 1-е полугодие | 1 |
88 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Имя прилагательное. 26 часов (21 час + 5 часов развития речи) | ||
89 | Имя прилагательное как часть речи (§38) | 1 |
90-91 | Развитие речи. Сочинение по картине Н. Рачкова «Девочка с ягодами» | 2 |
92-93 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень (§39) | 2 |
94 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень (§40) | 1 |
95-96 | Развитие речи. Сжатое изложение (упр. 303-304) | 2 |
97-98 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные (§41) | 2 |
99-100 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные (§42) | 2 |
101-102 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные (§43) | 2 |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного (§44) | 1 |
104 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (§45) | 1 |
105-107 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных (§46) | 3 |
108 | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск- (§47) | 1 |
109-110 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных (§48) | 2 |
111 | Развитие речи. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира (§49) | 1 |
112 | Повторение по теме «Имя прилагательное» (§50) | 1 |
113 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
114 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Имя числительное. 16 часов (13 часов + 3 часа развития речи) | ||
115 | Имя числительное как часть речи (§51) | 1 |
116 | Простые, сложные и составные числительные (§52) | 1 |
117-118 | Количественные и порядковые числительные (§53) | 2 |
119 | Развитие речи. Роль числительных в тексте (упр.385) | 1 |
120-121 | Склонение числительных (§54) | 2 |
122-123 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) (§55) | 2 |
124 | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417) | 1 |
125 | Синтаксическая роль числительных в предложении (§56) | 1 |
126 | Развитие речи. Лексические способы сокращения текста (упр. 420) | 1 |
127 | Морфологический разбор числительного (§57) | 1 |
128 | Повторение темы «Имя числительное» (§58) | 1 |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 |
130 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Местоимение. 26 часа (20 часов + 6 часов развития речи) | | |
131-132 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (§59) | 2 |
133-134 | Личные местоимения (§60) | 2 |
135 | Развитие речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение (упр. 437, 438) | 1 |
136 | Возвратное местоимение себя (§61) | 1 |
137-138 | Притяжательные местоимения (§62) | 2 |
139-140 | Развитие речи. Сочинение по картине Н. Богданова - Бельского «Виртуоз» (упр.450-451) | 2 |
141 | Указательные местоимения (§63) | 1 |
142-143 | Определительные местоимения (§64) | 2 |
144 | Развитие речи. Текст. Логика текста (упр.460) | 1 |
145-146 | Вопросительно - относительные местоимения (§65) | 2 |
147-148 | Неопределённые местоимения (§66) | 2 |
149-150 | Отрицательные местоимения (§67) | 2 |
151 | Морфологический разбор местоимения (§68) | 1 |
152-153 | Развитие речи. Сочинение по картине А. Пластова «Жатва» (упр.488-491) | 2 |
154 | Повторение по теме «Местоимение» (§69) | 1 |
155 | Контрольное тестирование по теме «Местоимение» | 1 |
156 | Анализ контрольного тестирования | 1 |
Глагол. 31 час (24 часа + 6 часов развития речи) | ||
157-158 | Глагол (§70) | 2 |
159-160 | Совершенный и несовершенный вид глагола (§71) | 2 |
161 | Разноспрягаемые глаголы (§72) | 1 |
162-163 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы (§73) | 2 |
164-166 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (§74) | 3 |
167 | Условное наклонение (§75) | 1 |
168-169 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по теме: «Какой поступок можно назвать благородным?» (упр. 540) | 2 |
170-172 | Повелительное наклонение (§76) | 3 |
173-174 | Развитие речи. Создание текста - инструкции (упр. 550-552) | 2 |
175 | Употребление наклонений (§77) | 1 |
176-178 | Безличные глаголы (§78) | 3 |
179 | Морфологический разбор глагола (§79) | 1 |
180-182 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (§80) | 3 |
183-184 | Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения | 2 |
185 | Повторение по теме «Глагол» (§82) | 1 |
186 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
187 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. 17 часов (13 часов + 4 часа развития речи) | ||
188 | Основные единицы синтаксиса (§83) | 1 |
189-190 | Простое предложение (§84) | 2 |
191-192 | Развитие речи. Сочинение по картине А. Куинджи «Березовая роща» | 2 |
193 | Порядок слов в предложении (§85) | 1 |
194-195 | Простое осложнённое предложение (§86) | 2 |
196-197 | Развитие речи. Выборочное изложение | 2 |
198-199 | Сложное предложение (§88) | 2 |
200-201 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений (§89) | 2 |
202 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
203 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
204 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» (§89) | 1 |