Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области
Протокол № 1 от 30.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
в 6 классе на 2016 – 2017 уч.год
Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
Восточный 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету в 6 классе.
Предметная область – «Естественно-научные предметы».
Количество часов в неделю - 1 час
Количество часов в год - 34 часа в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.
Уровень изучения учебного материала – базовый
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);
Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями, в ред. от 26.01.2016г.)
Рабочая программа ориентирована на использования учебника:
Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 207 с. (№ 1.2.4.2.2.2 Федерального перечня учебников).
Изучение предмета «Биология» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:
Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Сформированность ответственного отношения к учению;
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Развитость эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся сможет
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД: обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
выделять явление из общего ряда других явлений;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
определять свое отношение к природной среде
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
Коммуникативные УУД: обучающийся сможет
определять возможные роли в совместной деятельности;
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ.
Предметные
Ученик научится:
выделять существенные признаки процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
аргументировать, приводить доказательства различий растений;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
сравнивать процессы жизнедеятельности, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и, ухода за ними.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений,
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, сопровождать выступление презентацией,
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Содержание (ФГОС ООО) |
Практикум |
1 |
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений |
15 |
Органы цветкового растения |
Л.Р. - 1 Л.Р. – 2 Л.Р. – 3 Л.Р. – 4 Л.Р. – 5 Л.Р. – 6 Л.Р. – 7 Л.Р. – 8 Л.Р. – 9 Л.Р. – 10 Л.Р. – 11 |
2 |
Глава 2. Жизнь растений |
11 |
Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. |
Л.Р. - 12 |
3 |
Глава 3. Классификация растений |
5 |
Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. |
|
4 |
Глава 4. Природные сообщества |
2 |
Основные растительные сообщества. |
|
5 |
Итоговое повторение |
1 |
||
34 |
В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.
Формы организации учебных занятий:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
В 6 классе проводится 12 лабораторных работ:
№ |
Тема |
Л.Р. - 1 |
«Строение семян двудольных растений» |
Л.Р. - 2 |
«Стержневая и мочковатая корневые системы» |
Л.Р. - 3 |
«Корневой чехлик и корневые волоски» |
Л.Р. - 4 |
«Строение почек. Расположение почек на стебле» |
Л.Р. - 5 |
«Листья простые и сложные» |
Л.Р. - 6 |
«Клеточное строение листа» |
Л.Р. - 7 |
«Внутреннее строение ветки дерева» |
Л.Р. - 8 |
«Видоизмененные побеги (клубень, луковица)» |
Л.Р. - 9 |
«Строение цветка» |
Л.Р. - 11 |
«Различные виды соцветий» |
Л.Р. - 11 |
«Классификация плодов» |
Л.Р. - 12 |
«Вегетативное размножение комнатных растений» |
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:
Пасечник В.В. Биологи: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 78 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 207 с.
Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник.4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 93 с.
Пасечник В.В. Биологи: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 78 с.
Интернет-ресурсы, медиаресурсы:
Электронное приложение к учебнику для 6 класса (www.drofa.ru)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: лабораторный практикум» (Республиканский мультимедиа центр, 2004)
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: интерактивные творческие задания» (ЗАО «Новый диск» 2006)
Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология в школе: электронные уроки и тесты» (ЗАО «Новый диск» 2006)
Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/
Вся биология: http://biology.asvu.ru/
Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/
Авторские презентации
Технические средства обучения:
Компьютер
Предметная оснащённость:
1 |
Микроскопы |
15 |
2 |
Лупы |
5 |
3 |
Микропрепараты: Набор микропрепаратов «Зерновка ржи» Набор микропрепаратов «Корневой чехлик и корневые волоски» Набор микропрепаратов «Эпидермис листа герани» Набор микропрепаратов «Лист камелии» Набор микропрепаратов «Ветка липы» Набор микропрепаратов «Завязь и семяпочка» Набор микропрепаратов «Пыльца сосны» |
|
4 |
Таблицы по ботанике: «Вегетативные органы растений» «Размножение растений» |
1 |
5 |
Гербарии: по систематике растений в 3-ёх частях «Культурные растения» |
1 1 |
6 |
Модели и муляжи: муляжи овощей и фруктов модель цветков картофеля |
1 2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата |
||
план |
факт |
|||||
1 четверть: |
||||||
Глава 1. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (14 часов) |
||||||
1 |
Ведение: вегетативные и генеративные органы растений |
Вегетативные и генеративные органы. |
Определяют понятия «вегетативные органы» и «генеративные органы» |
8.09 |
8.09 |
|
2 |
Строение семян. Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений» |
Семя. Строение семени. |
Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 9 и 10 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
15.09 |
15.09 |
|
3 |
Виды корней и типы корневых систем. Л.р.№2 «Стержневая и мочковатая корневые системы» |
Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. |
Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 14 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
22.09 |
22.09 |
|
4 |
Зоны (участки) корня. Л.р.№3 «Корневой чехлик и корневые волоски» |
Зоны корня. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. |
Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 18 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
29.09 |
29.09 |
|
5 |
Условия произрастания и видоизменения корней. |
Видоизменения корней. |
Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней |
6.10 |
6.10 |
|
6 |
Побег и почки Л.р.№4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
Побег. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Генеративные и вегетативные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. |
Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с.28 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
13.10 |
13.10 |
|
7 |
Внешнее строение листа. Л.р.№5 «Листья простые и сложные» |
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. |
Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование» Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 35 - 36учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
20.10 |
20.10 |
|
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Л.р.№6 «Клеточное строение листа» |
Микроскопическое строение листа. |
Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев» Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 38 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
27.10 |
27.10 |
|
9 |
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев |
Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев» Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями листьев |
3.11 |
3.11 |
||
2 четверть: |
||||||
10 |
Строение стебля. Л.р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева» |
Стебель. Строение и значение стебля. Микроскопическое строение стебля. |
Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 50 - 51 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
17.11 |
17.11 |
|
11 |
Видоизменения побегов. Л.р.№8 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)» |
Видоизмененные побеги. |
Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 54 – 55 и 56 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
24.11 |
24.11 |
|
12 |
Цветок. Л.р.№9 «Строение цветка» |
Строение и значение цветка. |
Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 62 - 63 учебника) при консультативной помощи учителя |
1.12 |
1.12 |
|
13 |
Соцветия. Л.р.№10 «Различные виды соцветий» |
Соцветия. |
Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 66 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
8.12 |
8.12 |
|
14 |
Плоды. Л.р.№11 «Классификация плодов» |
Строение и значение плода. Многообразие плодов. |
Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Анализируют и сравнивают различные плоды. Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 72 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя |
15.12 |
15.12 |
|
15 |
Распространение плодов и семя |
Распространение плодов. |
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» |
22.12 |
22.12 |
|
Глава 2. Жизнь растений (11 часов) |
||||||
16 |
Минеральное питание растений |
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание. |
Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе |
29.12 |
29.12 |
|
3 четверть: |
||||||
17 |
Фотосинтез |
Воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. |
Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека |
12.01 |
||
18 |
Дыхание растений |
Дыхание. |
Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
19.01 |
||
19 |
Испарение воды листьями. Листопад. |
Удаление конечных продуктов обмена веществ. |
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений |
26.01 |
||
20 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. |
Транспорт веществ. Движения. |
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений |
2.02 |
||
21 |
Прорастание семян. |
Рост, развитие растений. |
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
9.02 |
||
22 |
Способы размножения растений. |
Размножение растений. |
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
16.02 |
||
23 |
Размножение споровых растений. |
Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений |
2.03 |
|||
24 |
Размножение голосеменных растений. |
Половое размножение растений. |
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«зародышевый мешок», «пыльцевход», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. |
9.03 |
||
25 |
Половое размножение покрытосеменных растений. |
Оплодотворение у цветковых растений. |
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян |
16.03 |
||
26 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.р.№12 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома). |
Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. |
Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой»,«подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Получают домашнее задание по выполнению домашней лабораторной работы (по инструкции на с. 145 учебника) |
|||
Глава 3. Классификация растений (5 часов) |
||||||
27 |
Основы систематики растений. |
Классификация растений. |
Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений |
|||
4 четверть: |
||||||
28 |
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. |
Класс Двудольные. |
Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками |
|||
29 |
Семейства Пасленовые и Бобовые и Сложноцветные |
Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. Распознают растения из класса Двудольных на рисунках |
||||
30 |
Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные. |
Класс Однодольные |
Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Распознают растения из класса Однодольных на рисунках |
|||
31 |
Важнейшие сельскохозяйственные растения. |
Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. |
Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников |
|||
Глава 4. Природные сообщества (2 часа) |
||||||
32 |
Растительные сообщества |
Растительный мир родного края. |
Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе |
|||
33 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества. Охрана растений. |
Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». |
||||
34 |
Итоговое повторение |
8