Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень)

3
0
Материал опубликован 1 February 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области

Принята педагогическим советом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области

Протокол № 1 от 30.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

в 6 классе на 2016 – 2017 уч.год

Автор-составитель: Маслак Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.
 

 

Восточный 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету в 6 классе.

Предметная область – «Естественно-научные предметы».

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в год - 34 часа в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2016-2017 уч.год и годовым календарным графиком.

Уровень изучения учебного материала – базовый

Рабочая программа составлена на основе:

 

Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577);

Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы В.В. Пасечника. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями, в ред. от 26.01.2016г.)

Рабочая программа ориентирована на использования учебника:

Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 207 с. (№ 1.2.4.2.2.2 Федерального перечня учебников).

Изучение предмета «Биология» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

овладение методами познания живой природы и умени­ями использовать их в практической деятельности;

воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генети­ческой и экологической грамотности;

овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здо­ровью других людей и собственному организму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов обучения:

Личностные:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Сформированность ответственного отношения к учению;

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Развитость эстетического сознания через эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные:

Регулятивные УУД: обучающийся сможет

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные УУД: обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие

его признаки и свойства;

выделять явление из общего ряда других явлений;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте

решаемой задачи;

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из

графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл

текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,

процессов;

определять свое отношение к природной среде

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Коммуникативные УУД: обучающийся сможет

определять возможные роли в совместной деятельности;

определять свои действия и действия партнера, которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в

соответствии с поставленной перед группой задачей;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и

дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью

средств ИКТ.

Предметные

Ученик научится:

выделять существенные признаки процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;

аргументировать, приводить доказательства различий растений;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

сравнивать процессы жизнедеятельности, делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и, ухода за ними.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений,

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, сопровождать выступление презентацией,

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание (ФГОС ООО)

Практикум

1

Глава 1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

Органы цветкового растения

Л.Р. - 1

Л.Р. – 2

Л.Р. – 3

Л.Р. – 4

Л.Р. – 5

Л.Р. – 6

Л.Р. – 7

Л.Р. – 8

Л.Р. – 9

Л.Р. – 10

Л.Р. – 11

2

Глава 2.

Жизнь растений

11

Процессы жизнедея­тельности. Рост, развитие и размножение.

Л.Р. - 12

3

Глава 3.

Классификация растений

5

Многообразие рас­тений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека.

 

4

Глава 4.

Природные сообщества

2

Основные растительные сообще­ства.

 

5

Итоговое повторение

1

   
   

34

   

 

В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.

Формы организации учебных занятий:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

В 6 классе проводится 12 лабораторных работ:

Тема

Л.Р. - 1

«Строение семян двудольных растений»

Л.Р. - 2

«Стержневая и мочковатая корневые системы»

Л.Р. - 3

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Л.Р. - 4

«Строение почек. Расположение почек на стебле»

Л.Р. - 5

«Листья простые и сложные»

Л.Р. - 6

«Клеточное строение листа»

Л.Р. - 7

«Внутреннее строение ветки дерева»

Л.Р. - 8

«Видоизмененные побеги (клубень, луковица)»

Л.Р. - 9

«Строение цветка»

Л.Р. - 11

«Различные виды соцветий»

Л.Р. - 11

«Классификация плодов»

Л.Р. - 12

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:

Пасечник В.В. Биологи: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 78 с.


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:

Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 207 с.

Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник.4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 93 с.

Пасечник В.В. Биологи: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. Пасечник. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. - 78 с.

 

Интернет-ресурсы, медиаресурсы:

Электронное приложение к учебнику для 6 класса (www.drofa.ru)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: лабораторный практикум» (Республиканский мультимедиа центр, 2004)

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология: интерактивные творческие задания» (ЗАО «Новый диск» 2006)

Электронное учебное пособие (СD – диск) «Биология в школе: электронные уроки и тесты» (ЗАО «Новый диск» 2006)

Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/

Вся биология: http://biology.asvu.ru/

Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/

Авторские презентации

Технические средства обучения:

Компьютер

Предметная оснащённость:

1

Микроскопы

15

2

Лупы

5

3

Микропрепараты:

Набор микропрепаратов «Зерновка ржи»

Набор микропрепаратов «Корневой чехлик и корневые волоски»

Набор микропрепаратов «Эпидермис листа герани»

Набор микропрепаратов «Лист камелии»

Набор микропрепаратов «Ветка липы»

Набор микропрепаратов «Завязь и семяпочка»

Набор микропрепаратов «Пыльца сосны»

 

4

Таблицы по ботанике:

«Вегетативные органы растений»

«Размножение растений»

1

5

Гербарии:

по систематике растений в 3-ёх частях

«Культурные растения»

1

1

6

Модели и муляжи:

муляжи овощей и фруктов

модель цветков картофеля

1

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

план

факт

1 четверть:

Глава 1. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (14 часов)

1

Ведение: вегетативные и генеративные органы растений

Вегетативные и генеративные органы.

Определяют понятия «вегетативные органы» и «генеративные органы»

8.09

8.09

2

Строение семян.

Л.р.№1

«Строение семян двудольных растений»

Семя.

Строение семени.

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле»

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 9 и 10 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

15.09

15.09

3

Виды корней и типы корневых систем.

Л.р.№2

«Стержневая и мочковатая корневые системы»

Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня.

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 14 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

22.09

22.09

4

Зоны (участки) корня.

Л.р.№3

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Зоны корня.

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок.

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».

Анализируют строение корня

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 18 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

29.09

29.09

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

Видоизменения корней.

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

6.10

6.10

6

Побег и почки

Л.р.№4

«Строение почек. Расположение почек на стебле»

Побег. Строение побега. Разнообразие и значение побегов.

Генеративные и вегетативные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки.

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с.28 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

13.10

13.10

7

Внешнее строение листа.

Л.р.№5

«Листья простые и сложные»

Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа.

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование»

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 35 - 36учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

20.10

20.10

8

Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Л.р.№6

«Клеточное строение листа»

Микроскопическое строение листа.

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев»

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 38 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

27.10

27.10

9

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев

 

Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев»

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями листьев

3.11

3.11

2 четверть:

10

Строение стебля.

Л.р.№7

«Внутреннее строение ветки дерева»

Стебель. Строение и значение стебля.

Микроскопическое строение стебля.

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 50 - 51 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

17.11

17.11

11

Видоизменения побегов.

Л.р.№8

«Видоизмененные побеги (клубень, луковица)»

Видоизмененные побеги.

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 54 – 55 и 56 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

24.11

24.11

12

Цветок.

Л.р.№9

«Строение цветка»

Строение и значение цветка.

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 62 - 63 учебника) при консультативной помощи учителя

1.12

1.12

13

Соцветия.

Л.р.№10

«Различные виды соцветий»

Соцветия.

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 66 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

8.12

8.12

14

Плоды.

Л.р.№11

«Классификация плодов»

Строение и значение плода. Многообразие плодов.

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Анализируют и сравнивают различные плоды.

Выполняют лабораторную работу в парах (по инструкции на с. 72 учебника) при дозированной консультативной помощи учителя

15.12

15.12

15

Распространение плодов и семя

Распространение плодов.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

22.12

22.12

Глава 2. Жизнь растений (11 часов)

16

Минеральное питание растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание.

Определяют понятия: «минеральное пи­тание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Выделяют существенные признаки почвенного пита­ния растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений.

Оцени­вают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз

удобрений.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

29.12

29.12

3 четверть:

17

Фотосинтез

Воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений.

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фото­синтеза.

Определяют условия протекания фотосинтеза.

Объясняют значение фото­синтеза и роль растений в природе и жиз­ни человека

12.01

 

18

Дыхание растений

Дыхание.

Выделяют существенные признаки дыха­ния.

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ.

Объясняют роль кисло­рода в процессе дыхания.

Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

19.01

 

19

Испарение воды листьями. Листопад.

Удаление конечных продуктов обмена веществ.

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

26.01

 

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Транспорт веществ. Движения.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ.

Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля.

Объясняют особенно­сти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Приводят доказательства (аргументиру­ют) необходимости защиты растений от повреждений

2.02

 

21

Прорастание семян.

Рост, развитие растений.

Объясняют роль семян в жизни растений.

Выявляют условия, необходимые для про­растания семян.

Обосновывают необходи­мость соблюдения сроков и правил прове­дения посевных работ

9.02

 

22

Способы размножения растений.

Размножение растений.

Определяют значение размножения в жизни организмов.

Характеризуют осо­бенности бесполого размножения. Объ­ясняют значение бесполого размножения.

Раскрывают особенности и преимущества

полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

16.02

 

23

Размножение споровых растений.

 

Определяют понятия: «заросток», «пред­росток», «зооспора», «спорангий».

Объяс­няют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых рас­тений

2.03

 

24

Размножение голосеменных растений.

Половое размножение растений.

Определение понятий: «пыльца», «пыль­цевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«за­родышевый мешок», «пыльцевход», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусствен­ное опыление».

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым.

9.03

 

25

Половое размножение покрытосеменных растений.

Оплодотворение у цветковых растений.

Определение понятий: «пыльца», «пыль­цевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«за­родышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное опло­дотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусствен­ное опыление».

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым.

Сравнивают различные способы опыления и их роли.

Объясняют значение оплодотво­рения и образования плодов и семян

16.03

 

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Л.р.№12

«Вегетативное размножение комнатных растений» (дома).

Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Определяют понятия: «черенок», «от­прыск», «отводок», «прививка», «культу­ра тканей», «привой»,«подвой».

Объясня­ют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его исполь­зование человеком

Получают домашнее задание по выполнению домашней лабораторной работы (по инструкции на с. 145 учебника)

   

Глава 3. Классификация растений (5 часов)

27

Основы систематики растений.

Классификация растений.

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

   
 

4 четверть:

       

28

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Класс Двудольные.

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные.

Знакомятся с определительными карточками

   

29

Семейства Пасленовые и Бобовые и Сложноцветные

 

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные.

Распознают растения из класса Двудольных на рисунках

   

30

Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные.

Класс Однодольные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Распознают растения из класса Однодольных на рисунках

   

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

   

Глава 4. Природные сообщества (2 часа)

32

Растительные сообщества

Растительный мир родного края.

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Характеризуют различные типы растительных сообществ.

Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

   

33

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества. Охрана растений.

 

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

   

34

Итоговое повторение

       

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.