Рабочая программа по русскому языку в 11 классе по УМК Н.Г. Гольцовой
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку, на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №12», учебного плана МБОУ «СОШ №12», примерной программы среднего общего образования по русскому языку.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом среднего общего образования МБОУ «СОШ№12» на изучение предмета русский отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной учебным планом МБОУ «СОШ №12».
Учебно- методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик научится пониматьосновные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
особенности каждого вида речевой деятельности;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Ученик сможет научиться:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Система оценки планируемых результатов проходит через стартовый, текущий и итоговый контроль.
Содержание тем учебного курса по русскому языку
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Всего часов |
1 | Содержание, обеспечивающее формирование | 9 часов | Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Перевод с родного языка на русский*. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. |
2 | Содержание, обеспечивающее формирование | 19 часов | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использование нормативных словарей русского языка. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
3 | Содержание, обеспечивающее формирование | 3 часа | Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Особенности русского речевого этикета*. |
| Резерв (10%) | 3часа | |
№ п\п | Тема | Кол-во час | Тип урока | Элемент содержания | Умение и виды деятельности
| Средства обучения | Домашнее задание | Дата проведения | ||
| | | общеучебные | специальные | | | По плану | По факту | ||
1 | Основные особенности устной и письменной речи. | 1 | УП | Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | использовать монологическую и диалогическую речь в разных сферах общения | Таблица «Особенности устной письменной речи» | П.107, с.395 в.1, 2 | | |
2 | Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи. | 1 | Урок закрепления знаний | Культура восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | воспринимать устную монологическую и диалогическую речь | | П.110, упр. 549 | | |
3 | Вводный контроль | 1 | Урок контроля | | самостоятельно организовывть свою учебную деятельность | | | Сб. ЕГЭ с.12-14 в.1, 2 | | |
4-5 | Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | использовать различные виды чтения | | Упр.563, 564 | | |
6-7 | Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров | 2 | Урок изучения нового материала | Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров | соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем | перерабатывать тексты различных функциональных стилей и жанров | | Упр.565, 566 | | |
8 | Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.) | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем | использовать технические средства коммуникации | Интернет | П.110 план | | |
9 | Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи. | 1 | УП | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. НРК Рассмотреть средства создания образности в стихотворении Р.Ругина «Снега мои». | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | использовать изобразительно-выразительные средства а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. | Тексты художественных произведений | П.115 конспект, подобрать свои примеры | | |
10 | Основные признаки художественной речи | 1 | УП | Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка НРК Анализ стихотворения Л. Лапцуя «Судьба» | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка | Тексты художественных произведений | Упр. 567 | | |
11 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | УП | Принципы русской пунктуации Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | применять пунктуационные нормы современного русского языка | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Презентация | П.66 конспект | | |
12 | Знаки препинания внутри простого предложения | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | | Упр.389 | | |
13 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания при обособленных членах предложения | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами | | Упр.329 | | |
14 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями | | Упр.397 | | |
15 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | применять пунктуационные нормы современного русского языка | Расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении | раздаточный материал | П.94, упр.467 | | |
16 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении НРК Стихотворение Р.Ругина «Приметы выразительно прочитать, составить схемы ССП. | применять пунктуационные нормы современного русского языка | Расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении | раздаточный материа | Упр.469 | | |
17 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания в бессоюзном предложении | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания в бессоюзном предложении | раздаточный материал | Упр.474 | | |
18 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания при прямой речи | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания при прямой речи | | П.100 выписать предложения с прямой речью из произведений художественной литературы | | |
19 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания при диалоге | применять пунктуационные нормы современного русского языка | оформлять диалогическую речь | | Составить диалог | | |
20 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 1 | Урок закрепления знаний | Знаки препинания при цитатах | применять пунктуационные нормы современного русского языка | оформлять цитаты | | Оформить высказывания писателей о русском языке в виде цитат | | |
21 | Знаки препинания в связном тексте | 1 | Урок закрепления знаний | Сочетание знаков препинания | применять пунктуационные нормы современного русского языка | расставлять знаки препинания в связном тексте | | Упр.526 | | |
22 | Абзац как пунктуационный знак | 1 | Урок закрепления знаний | Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста | применять пунктуационные нормы современного русского языка | соблюдать абзац как пунктуационный знак | | Упр.540 | | |
23 | Использование нормативных словарей русского языка | 1 | Урок закрепления знаний | Нормативные словари русского современного русского языка и справочники : орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, орфографический и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике | Использовать различные источники информации | использовать нормативные словари | выставка словарей | Подготовить сообщения о словарях по вариантам | | |
24 | Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения | 1 | Урок закрепления знаний | Соблюдение норм литературного языка в речевой практике | Использовать дополнительные источники информации | выбирать точные языковые средства в соответствии с ситуацией речевого общения | | Моделирование ситуации речевого общения | | |
25 | Оценивание устных и письменных высказываний\ текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | 1 | Урок закрепления знаний | Оценивание устных и письменных высказываний\ текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. | выбирать точные языковые средства в соответствии с ситуацией речевого общения | | Подготовить выступление (тема на выбор) | | |
26 | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании текстов научного стиля | 1 | Урок закрепления знаний | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании текстов публицистического стиля | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | соблюдатьорфографические и пунктуационные нормы при создании текста публицистического стиля | | Анализ текста научного стиля | | |
27 | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании текстов делового стиля | 1 | Урок закрепления знаний | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании текстов делового стиля | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | соблюдатьорфографические и пунктуационные нормы при создании текста делового стиля | | Написать резюме, автобиографию (на выбор) | | |
28 | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании текстов публицистического стиля | 1 | Урок закрепления знаний | Комплексный анализ текста | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного | проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | | Написать текст публицистического стиля (тема на выбор) | | |
29 | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | 1 | Урок закрепления знаний | Комплексный анализ текста | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного | проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | | Упр.607 | | |
30 | Взаимосвязь языка и культуры. | 1 | Урок закрепления знаний | Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена, Русские пословицы и поговорки | Комплексный анализ текста. | о смысле понятий: лингвистика, функциональные разновидности языка. | | Сообщение по теме урока: «Взаимосвязь языка и культуры», «Историзмы», «Фольклорная лексика и фразеология», «Русские имена» | | |
31 | Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов | 1 | Урок закрепления знаний | Лексика, заимствованная русским народом из других языков, особенности ее освоения | . | | | Тезисы ответа на вопрос «Как отражается в русском языке материальная и духовная культура русского и других народов» | | |
32 | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур | 1 | Урок систематизации и обобщения материала | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | Уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | | Решение тестовых заданий | | |
33 | Контрольная работа за год | 1 | Урок контроля | Материал за изученный период | Уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность | соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | | Решение тестовых заданий | | |
34 | Итоговый урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Подведение итогов курса изучения русского языка | Контролировать свою учебную деятельность | Владеть монологической и диалогической речью | | Решение тестовых заданий | | |
Ирина Владимировна Казарцева