12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кутерова Галия Юнисовна243 Россия, Нижегородская обл., село Татарское Маклаково Материал размещён в группе «Учителю татарского языка» |
Рабочая программа по татарскому языку для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татаромаклаковская средняя школа»
Рабочая программа
по татарскому языку
для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе:
Программы по татарскому языку для 5-9 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) под ред. Сагдиевой Р.К., Гарапшиной Р.М., Хайруллиной Г.И., Казань, «Магариф-Вакыт», 2015 г.
Составитель: Кутерова Галия Юнисовна
с.Татарское Маклаково
2018-2019 уч.год
8 класс Содержание учебного предмета
Родной (татарский )язык
Повторение изученного в 7 классе. Роль слова и языка в жизни человека. Повторение значимых частей слова.
Синтаксис простого предложения и пунктуация. Синтаксические и речевые единицы языка. Типы связи слов в предложений. Сочинительная и подчинительная связь. Особенности словосочетаний. Анализ словосочетаний.
Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Связь между определением и определяемым словом. Однородные и неоднородные определения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, образа действия,меры и степени,причины и цели, условия и уступки.
Обособленные члены предложения . Обособление обстоятельств и пунктуация. Уточнение. Обособленные уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.
Модальные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Вводные слова и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Простое предложение. Понятие о типах предложений по цели высказывания.
Двусоставные предложения . Распространенные и нераспространенные предложения.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.Полные и неполные предложения.Понятие о полных и неполных предложениях.
Прямая и косвенная речь. Понятие о прямой и косвенной речи.
Повторение изученного в 8 классе. Повторение изученного по теме «Синтаксис простого предложения».
Татарский язык – национальный язык татар, второй по распространённости (после русского). Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений людей татарской национальности, живущих в разные эпохи.
Татарский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На татарском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Татарский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Республике Татарстан он является государственным языком.
Целями и задачами изучения родного языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы следующие требования к освоению учебного предмета «Родной язык»:
воспитание патриотизма к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального (татарского) народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной жизни;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, готовности и способности вести диалог с ними и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении с окружающими в образовательной и общественно-полезной деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения семейных ценностей, формирование и развитие уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетической культуры через освоение художественного наследия татарского народа и других народов России и мира.
Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать:
совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение учебным предметом «Родной (татарский) язык» и взаимодействие с окружающими в ситуациях формального и неформального межэтнического и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней, освоение базовых понятий лингвистики;
формирование и развитие навыков проведения различных видов анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;
овладение основными нормами литературного родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами татарского речевого этикета, приобретение опыта их использования в устной и письменной речевой практике;
формирование ответственности за языковую как общечеловеческую ценность.
«Синтаксис»
опознавать словосочетания и предложения и их виды;
исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.
опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
провести функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
«Язык и культура»
распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.
показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Структура программы отражает основную направленность татарского языка на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. В ней имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции;
содержание, направленное на формирование и развитие лингвистической компетенции;
содержание, направленное на формирование и развитие культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в разделах «Речевое общение», «Речевая деятельность», «Функциональные разновидности языка», «Культура речи».
Вторая содержательная линия включает разделы «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Стилистика».
Третья содержательная линия представлена в разделе «Язык и культура», в котором изучаются отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России; нормы и особенности татарской разговорной речи; татарский речевой этикет.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции
Речевое общение.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое и их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее компоненты: участники и обстоятельства, речевого общения; личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных учебных ситуациях и во внеклассной работе.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности и их особенности.
Чтение: культура работы с книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет, приемы работы с ними. Овладение различными видами чтения.
Аудирование: понимание коммуникативных целей говорящего, понимание на слух различных текстов, установление смысловых частей текста и определение их связей.
Говорение.
Продуцирование устных монологических высказываний на различные темы. Участие в диалогах.
Письмо.
Умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний на различные темы. Написание сочинений, отзывов и рецензий.
Текст как продукт речевой деятельности. Его смысловая и композиционная целостность. Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста (его темы, основной мысли, принадлежности определенному стилю).
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили и их жанры.
Культура речи.
Понятие о культуре речи, основные ее составляющие.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие
лингвистической (языковедческой) компетенции
Синтаксис.
Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.
Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.
Прямая и косвенная речь.
Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие культуроведческой компетенции
Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.
Нормы и особенности татарской разговорной речи.
Татарский речевой этикет.
Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством лингвистических словарей.
Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассной работе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема | Количество часов |
Повторение пройденного в 7 классе. | 6 |
Связь слов в предложении. | 9 |
Члены предложения. | 2 |
Главные члены предложения. | 3 |
Простое и сложное предложение. | 2 |
Второстепенные члены предложения. | 16 |
Модальные члены предложения. | 4 |
Виды грамматических разборов. | 1 |
Повторение о членах предложения. | 3 |
Виды простого предложения. | 20 |
Повторение пройденного. | 4 |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол.часов | Тип урока | Планируемые результаты | ФОПД | Система контроля | ||||||||||||||||
| план | факт |
|
|
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
| |||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. | |||||||||||||||||||||||
1 | 02.09 |
| Повторение о фонетике. | 1 | Урок повторение | Научиться определять гласные и согласные звуки, формировать навыки фонетического анализа. | формировать навыки работы в группе , применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования . | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой деятельности. | Фронтальная, групповая | Диктант «Проверяю себя» | |||||||||||||
2 | 06.09 |
| Повторение о лексике и словообразовании.
| 1 | Урок повторение | закрепление УУД в морфемном и словообразовательном анализе слова с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания | Совершенствовать высказывания своих мыслей, используя различные выразительные средства речи; Совершенствовать умения работать в «команде», планировать и распределять работу. Пополнить свой словарный запас через этимологический и словообразовательный словари. | Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии. Расширение словесного кругозора. | Фронтальная, групповая. | Самоконтроль. | |||||||||||||
3 | 09.09 |
| Повторение о самостоятельных частях речи.
| 1 | Урок повторение | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; | инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
4 | 13.09 |
| Повторение о служебных и модальных частях речи.
| 1 | Урок повторение | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Интерес к изучению языка; способность к самооценке | Фронтальная, групповая | Тест | |||||||||||||
5 | 16.09 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
СИНТАКСИС. | |||||||||||||||||||||||
6 | 20.09 |
| Работа над ошибками. Синтаксис. Слово и предложение.
| 1 | Комбинированный урок | знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обращения»; уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. | осознание эстетической ценности русского языка;уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. | |||||||||||||||||||||||
7 | 23.09 |
| Связь слов в предложении. Последовательная связь. Однородные члены предложения.
| 1 | Комбинированный урок | находить пунктуационно-смысловые отрезки – однородные члены, устно и графически объяснять место и выбор знака препинания, составлять схемы предложений с однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах, подбирать к схемам предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, перестраивать предложения с однородными членами. | анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления; представлять модели объектов в знаково-символической форме; устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения; переводить информацию из одной формы в другую (задавать вопросы),извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, иллюстрация), преобразовывать информацию (текст в схему, схему в текст); | осознавать себя носителями языка как части культуры, освоение языка и культуры народа, формирование языковой картины мира.
| Фронтальная, групповая | Разбор предложений. | |||||||||||||
8 | 27.09 |
| Знаки препинания между однородными членами предложения.
| 1 | Комбинированный урок | .Дальнейшее освоение понятия «Однородные члены предложения». Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и интонацией.Умение находить в тексте предложения с однородными членами, объяснять постановку знаков препинания.
| Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий 2.Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств , умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками 3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно – следственных связей | Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка | Фронтальная, групповая | Разбор предложений. | |||||||||||||
9 | 30.09 |
| Проектная работа.
| 1 | Урок – исследование. | Научиться алгоритму составления проекта. | Уметь работать в сети Интернет. Уметь пользоваться словарями. | Способность работать самостоятельно. Способность араторской речи. | Индивидуальная, коллективная. | Создание проекта. | |||||||||||||
10 | 04.10 |
| Обобщающие слова с однородными членами предложения.
| 1 | Комбинированный урок | систематизирование знаний об общих закономерностях постановки знаков препинания при однородных членах предложения; соблюдение в практике письма основных пунктуационных норм постановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах при них; обнаружение и исправление пунктуационных ошибок; объяснение выбора постановки знаков препинания в устной форме (рассуждение). | проведение наблюдения, анализа, выдвижение предположений; выстраивание логической цепи рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков; построение схем-алгоритмов. Слушание и понимание речи других; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Формулирование вопросов, цели урока; высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и самооценивания. | формулирование и аргументирование собственное мнение; устанавливание связи между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
| Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
11 | 07.10 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
12 | 11.10 |
| Работа над ошибками. Зависимая связь в предложении.
| 1 | Комбинированный урок | На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение. | Выделять и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексировать способы и условия действий, выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания. | Высказывать свое мнение, уважать мнение других. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
13 | 14.10 |
| Словосочетание.
| 1 | Комбинированный урок | вывести понятие «словосочетание», выделить признаки словосочетания, провести сравнительный анализ слова и словосочетания, уяснить роль словосочетания в речи; | создание ситуации успеха, знать и выполнять нормы речевого этикета, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; удерживать деятельность до получения результатов; формировать умения выделять словосочетания среди других сочетаний слов, формировать навыки составления словосочетаний с определенными словами, грамотного употребления их в речи; инициативное содружество | усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
14 | 18.10 |
| Р.р. Изложение.
| 1 | Урок развития речи. | Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | Воспроизводить прочитанный текст в письменной форме; сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста; соблюдать во время письменного пересказа основные нормы современного литературного языка и правила правописания; редактировать воспроизведённый текст. | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Индивидуальная. | Изложение | |||||||||||||
15 | 21.10 |
| Повторение о связи в предложении.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления; представлять модели объектов в знаково-символической форме; устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения; переводить информацию из одной формы в другую (задавать вопросы),извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, иллюстрация), преобразовывать информацию (текст в схему, схему в текст); | находить пунктуационно-смысловые отрезки – однородные члены, устно и графически объяснять место и выбор знака препинания, составлять схемы предложений с однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах, подбирать к схемам предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, перестраивать предложения с однородными членами | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Фронтальная, групповая | Тест | |||||||||||||
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
16 | 25.10 |
| Члены предложения.
| 1 | Комбинированный урок | Знать синтаксические признаки главных и второстепенных членов, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, способы выражения подлежащего и сказуемого. Уметь находить главные и второстепенные члены, правильно задавать вопросы, конструировать предложения по схемам. Уметь выполнять полный синтаксический разбор предложения.
| Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. | уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
| Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор предложения. | |||||||||||||
17 | 28.10 |
| Р.р. Сочинение. Валентин Серов "Девочка и персики".
| 1 | Урок развития речи. | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста- описания; определять ключевые слова текста; создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); основные нормы современного литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения | Индивидуальная. | Сочинение . | |||||||||||||
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
18 | 08.11 |
| Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
| 1 | Комбинированный урок | ученики научатся находить грамматическую основу в предложении, воспроизведение своими словами правила нахождения грамматической основы в предложении. | целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятия подлежащего и сказуемого, выведение следствий. | умение сотрудничать в группах. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
19 | 11.11 |
| Место подлежащего и сказуемого в предложении.
| 1 | Комбинированный урок | сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу. | формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. | формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор предложения. | |||||||||||||
20 | 15.11 |
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| 1 | Комбинированный урок | обобщить знания обучающихся о главных членах предложения; познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
| развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал; вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения; продолжить работу с текстом.
| воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке; воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства. | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. | |||||||||||||||||||||||
21 | 18.11 |
| Простое и сложное предложение.
| 1 | Комбинированный урок | знание об отличительных чертах сложного предложения от простого; умение применять знания в жизненных ситуациях; умение отличить сложное предложение от простого, расставлять знаки препинания; развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении.
| умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по определению сложного предложения; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
| формирование понятия простого и сложного предложения; осознание учащимися ценности изучаемого способа определения сложного предложения; осознание практической важности отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания; | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
22 | 22.11 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
23 | 25.11 |
| Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Их место в предложении. | 1 | Комбинированный урок | анализ, синтез, классификация, выведение следствий | умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству. | формирование мотивации | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор предложения. | |||||||||||||
24 | 29.11 |
| Определение.
| 1 | Комбинированный урок | анализ, синтез, классификация, выведение следствий | умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству. | формирование мотивации | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
25-26 | 02.12 06.12 |
| Дополнение.
| 2 | Комбинированный урок | анализ, синтез, классификация, выведение следствий | преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. | находить второстепенный член предложения – дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать. | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор предложения. | |||||||||||||
27 | 09.12 |
| Р.р. Сочинение. Фарида Хасьянова "Красивый дом".
| 1 | Урок развития речи. | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста- описания; определять ключевые слова текста; создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); основные нормы современного литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения | Индивидуальная. | Сочинение | |||||||||||||
28 | 13.12 |
| Обстоятельство и их обособление. Обстоятельство места и времени.
| 1 | Комбинированный урок | Знать: Что такое обстоятельство; Уметь: опознавать обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи выражено, на какие группы делятся;
| Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни. | Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?). | Фронтальная, групповая | Тест-пятиминутка. | |||||||||||||
29 | 16.12 |
| Р.р. Изложение.
| 1 | Урок развития речи. | Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | Воспроизводить прочитанный текст в письменной форме; сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста; соблюдать во время письменного пересказа основные нормы современного литературного языка и правила правописания; редактировать воспроизведённый текст. | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Индивидуальная. | Изложени | |||||||||||||
30 | 20.12 |
| Обстоятельство образа действия и степени.
| 1 | Комбинированный урок | расширить и обобщить сведения об обстоятельствах; познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения.
| сформулировать цели своей учебной деятельности; совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации; | поддержать личный познавательный интерес к предмету. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
31 | 23.12 |
| Обстоятельство причины.
| 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор. | ||||||||||||||||
32 | 27.12 |
| Проектная работа.
| 1 | Урок – исследование. | Научиться алгоритму составления проекта. | Уметь работать в сети Интернет. Уметь пользоваться словарями. | Способность работать самостоятельно. Способность араторской речи. | Индивидуальная, коллективная. | Создание проекта. | |||||||||||||
33 | 13.01 |
| Обстоятельство цели.
| 1 | Комбинированный урок | расширить и обобщить сведения об обстоятельствах; познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения.
| сформулировать цели своей учебной деятельности; совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации; | поддержать личный познавательный интерес к предмету. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
34 | 17.01 |
| Обстоятельство условия и уступки. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, групповая | Тест-пятиминутка. | ||||||||||||||||
35 | 20.01 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
36 | 24.01 |
| Работа над ошибками. Повторение о обстоятельстве.
|
| Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор предложения. | |||||||||||||
37-38 | 27.01 31.01 |
| Пояснение.
| 2 | Комбинированный урок | расширить и обобщить сведения об пояснениях; | сформулировать цели своей учебной деятельности; совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации; | поддержать личный познавательный интерес к предмету. | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
МОДАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
39 | 03.02 |
| Модальные члены предложения. Обращение.
| 1 | Комбинированный урок | анализ, синтез, классификация, выведение следствий | умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству. | формирование мотивации | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
40 | 07.02 |
| Вводные слова.
| 1 | Комбинированный урок | анализ, синтез, классификация, выведение следствий | умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству. | формирование мотивации | Фронтальная, групповая | Тест-пятиминутка. | |||||||||||||
41 | 10.02 |
| Повторение о вводных словах. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Тест. | |||||||||||||
42 | 14.02 |
| Р.р. Изложение.
| 1 | Урок развития речи. | Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | Воспроизводить прочитанный текст в письменной форме; сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста; соблюдать во время письменного пересказа основные нормы современного литературного языка и правила правописания; редактировать воспроизведённый текст. | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Индивидуальная. | Изложени | |||||||||||||
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗБОРОВ. | |||||||||||||||||||||||
43 | 17.02 |
| Виды грамматических разборов.
| 1 | Комбинированный урок | Знать все виды грамматических разборов. Изучить синтаксический разбор предложения. | умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству. | Умение работать самостоятельно. | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
44-45 | 21.02 24.02 |
| Повторение о главных, второстепенных и модальных членах предложения. | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Синтаксический разбор. | |||||||||||||
46 | 28.02 |
| Р.р. Сочинение "Книга и я".
| 1 | Урок развития речи. | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста- описания; определять ключевые слова текста; создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); основные нормы современного литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения | Индивидуальная. | Сочинение | |||||||||||||
ВИДЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | |||||||||||||||||||||||
47 | 03.03 |
| Простое предложение. Предложения по цели высказывания. Повествовательное предложение.
| 1 | Комбинированный урок | Повторить изученное ранее о предложении; Формировать умение распознавать предложения и группы слов; Познакомить с видами предложений по цели высказывания.
| уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение. | уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Фронтальная, групповая |
| |||||||||||||
48 | 07.03 |
| Вопросительные и побудительные предложения.
| 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, групповая |
| ||||||||||||||||
49 | 10.03 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
50 | 14.03 |
| Работа над ошибками. Восклицательное предложение.
| 1 | Комбинированный урок | знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) ;знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить. | выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы; | осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
51 | 17.03 |
| Убедительные и отрицательные предложения.
| 1 | Комбинированный урок | осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
| - следовать установленным правилам в планировании и контроля способа решения; - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
| ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию русского языка; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; | Фронтальная, групповая | Тест-пятиминутка | |||||||||||||
52 | 21.03 |
| Проектная работа.
| 1 | Урок – исследование. | Научиться алгоритму составления проекта. | Уметь работать в сети Интернет. Уметь пользоваться словарями. | Способность работать самостоятельно. Способность араторской речи. | Индивидуальная, коллективная. | Создание проекта. | |||||||||||||
53 | 24.03 |
| Утвердительные и отрицательные предложения.
| 1 | Комбинированный урок | осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
| - следовать установленным правилам в планировании и контроля способа решения; - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
| ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию русского языка; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
54 | 04.04 |
| Распространённые и нераспространённые предложения.
| 1 | Комбинированный урок | научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации. | целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия. | развитие чувства любви и уважения к русскому языку;уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности. | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
55 | 07.04 |
| Односоставные и двусоставные предложения.
| 1 | Комбинированный урок | Обобщить и систематизировать знания об односоставных и двусоставных предложениях, уметь отличать их по строению грамматической основы | Развивать речь, память, логическое мышление. Развивать творческие способности. | Воспитывать любовь к красоте природы, развивать прекрасные качества: чуткость, красоту души. | Фронтальная, групповая | Творческое задание. | |||||||||||||
56 | 11.04 |
| Р.р. Изложение.
| 1 | Урок развития речи. | Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | Воспроизводить прочитанный текст в письменной форме; сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста; соблюдать во время письменного пересказа основные нормы современного литературного языка и правила правописания; редактировать воспроизведённый текст. | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | Индивидуальная. | Изложение | |||||||||||||
57-58 | 14.04 18.04 |
| Односоставное предложение с главным членом подлежащим. | 2 | Комбинированный урок | дать учащимся представление о специфике назывных предложений, об их роли в речи; | развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений | прививать любовь к природе. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
59-60 | 21.04 25.04 |
| Полные и неполные предложения. | 2 | Комбинированный урок | дать учащимся представление о специфике назывных предложений, об их роли в речи; | развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений | прививать любовь к природе. | Фронтальная, групповая | Работа с текстом. | |||||||||||||
61 | 28.04 |
| Р.р. Сочинение. Наил Галимов "Одиночество".
| 1 | Урок развития речи. | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста- описания; определять ключевые слова текста; создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); основные нормы современного литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения | Индивидуальная. | Сочинение | |||||||||||||
62 | 02.05 |
| Повторение о простом предложении.
| 1 | Комбинированный урок | обобщить и систематизировать изученный материал о предложениях, различать простые и сложные предложения, уметь применять правила постановки запятых. | уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения; | уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело, понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Фронтальная, групповая | Синтаксический анализ предложения. | |||||||||||||
63 | 05.05 |
| Повторение о видах простого предложения. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Словарный диктант. | |||||||||||||
64 | 09.05 |
| Проектная работа.
| 1 | Урок – исследование. | Научиться алгоритму составления проекта. | Уметь работать в сети Интернет. Уметь пользоваться словарями. | Способность работать самостоятельно. Способность араторской речи. | Индивидуальная, коллективная. | Создание проекта. | |||||||||||||
65 | 12.05 |
| Повторение о видах простого предложения. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Тест. | |||||||||||||
66 | 16.05 |
| Диктант.
| 1 | Урок контроля. | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | Индивидуально - обособленная | Контрольный диктант | |||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. | |||||||||||||||||||||||
67 | 19.05 |
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая | Тест. | |||||||||||||
68-69-70 | 23.05 26.05 30.05 |
| Повторение пройденного. | 3 | Урок актуализации знаний и умений | Повторить пройденное. | Умение работать самостоятельно. | Применение знаний. | Фронтальная, групповая |
|
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки программы | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методические пособия:
1. Программа по татарской литературе для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) для 5-9 классов, Хасановой Ф.Ф., Сафиуллиной Г.М., Гарифуллиной М.Я., Казань: «Магариф – Вакыт», 2014г.
2. Программа по татарскому языку для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) для 5-9 классов, Сагдиевой Р.К., Гарапшиной Р.М., Хайруллиной Г.И., Казань: «Магариф – Вакыт», 2014г.
3. Шамсутдинова Р.Р. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2015. – 175 с.
4. Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. В двух частях. Часть 1. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2014. – 143 с.
5. Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. В двух частях. Часть 2. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2014. – 119 с.
6. Шамсутдинова Р.Р. Татарский язык: методическое пособие для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2015 – 71 с.
7. Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: методическое пособие для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 5 класс. - Казань: «Магариф-Вакыт», 2015–175 с.
8. Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
9. Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф. Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы. - Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
10. Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное. - Казань: ТКИ, 2004г.
11. Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
12. Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
13. Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
14. Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
15. Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
3. Магнитофон.
4. Интерактивная доска.
5. Экран.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-
2.
3. Татарская национальная электронная библиотечная система. -
4. Детские электронные презентации. - http://www.viki.rdf.ru
5. Татар халык иҗаты. - http://halik-ishati.ucoz.ru
6. Ана теле. - http: //anatele.ef.com
7. Статьи о татарских писателях и поэтах. - http: //
8. Онлайн переводчик с русского на татарский. - http: // www.dustem.ru/ slovar.php
9. Мультфильмы на татарском языке. - http: //
10. Татарский электронный переводчик. - http: //
Информационные образовательные ресурсы.
Всё для изучения татарского языка! Методические материалы, учебники, словари, переводчики и разговорники [Электронный ресурс] URL:
Сайт для учителей татарского языка [Электронный ресурс]
Татарско-русский и русско-татарский переводчик [Электронный ресурс] URL http://tugan-tel.com/