Рабочая программа по технологии, 5 класс

1
1
Материал опубликован 30 November 2017 в группе

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9 города Димитровграда Ульяновской области»

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 9

_________/_Л.Н.Сафина__/

                                       ФИО

«_29_»_августа___2017__г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СШ № 9

 

_________/_Е.Н.Купряева__/

                                            ФИО

«_31_»_августа____2017_г.

                    приказ №_____от _31.08.2017_

 

 

 

 

                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                    по технологии

(указать предмет, курс, модуль)

 

Уровень образования (класс) _среднее общее____ класс_5  

                     (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

 

Количество часов _____70____,  в неделю_____2____               

                                                                                                                                

Учитель    Уралева Надежда Сергеевна, высшая категория

                                                                                           ( ФИО,  квалификационная категория)

 

 

 

                                                                                      РАССМОТРЕНО

                                                                                          на заседании ШМО

учителей_________________

_________________________

                                                                                       Руководитель МО

________/________________/

                                                                                                                            ФИО

                                                                                                      Протокол № ____________

                                                                                                        от «_28_»_августа__2017__г

 

 

 

 

 

                               2017_ - 2018__ учебный год

 

 

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, планируемыми результатами основного общего образования по технологии, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа основного общего образования «Технология.5 класс.  Обслуживающий труд» автор О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е.Ю. Зеленецкая.-М.: Дрофа, 2013.

Учебник «Технология. Обслуживающий труд», авторы О.А. Кожина, Е.Н, Кудакова, С.Е. Маркуцкая, М.: Дрофа, 2013.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, зачетов. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов, проверочных работ, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль – итоговый зачет, творческая работа, проект.

Таблица распределения количества часов в 5 классе

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

   

По примерной программе

По рабочей программе

1

Раздел 1. Кулинария

20

20

1.1

Вводное занятие. Физиология питания..

1.2

Санитария и гигиена

1.3

Интерьер кухни, столовой

4 ч

4 ч

14

Сервировка стола

15

Бутерброды, горячие напитки

2 ч

2 ч

1.6

Блюда из яиц

2 ч

2 ч

1.7

Блюда из овощей

4 ч

4 ч

1.8

Заготовка продуктов

2 ч

2 ч

2

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

38

38

2.1

Элементы материаловедения

2.2

Элементы машиноведения

2.3

Ручные работы

2.4

Конструирование и моделирование рабочей одежды

2.5

Технология изготовления рабочей одежды

12ч

12ч

2.6

Рукоделие. Художественные ремесла

3

Раздел 3 Творческие проекты

10ч

10ч

 

Резервное время (2 ч) \

 

Итого:

70ч

70ч

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В 5 КЛАССЕ

Раздел 1. «Кулинария» (20 ч)

Тема 1. Физиология питания (2ч)

Теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.

Лабораторно-практические и практические работы

Составление меню, отвечающему здоровому образу жизни.

Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах..

Тема 2. Санитария и гигиена (2 ч)

Теоретические сведения. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Характеристика кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Определение качества мытья столовой посуды экспресс - методом химического анализа

Тема 3. Интерьер кухни, столовой (4 ч)

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Возможности применения компьютерных программ для создания интерьера кухни.

Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение эскиза интерьера кухни.

Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Выполнение планировки кухни – столовой в масштабе 1:20.

Тема 4. Сервировка стола (2 ч)

Теоретические сведения. Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Лабораторно-практические и практические работы.

1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.

2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Тема 5. Бутерброды и горячие напитки (2 ч)

Теоретические сведения. Продукты, используемые для при­готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.

Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.

Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устрой­ства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.

Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Тема 6. Блюда из яиц (2 ч)

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Определение свежести яиц органолептическим методом.

Приготовление блюд из яиц.

Тема 7. Блюда из овощей (4 ч)

Теоретические сведения. Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии.

Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Её влияние на качество и сохранность продуктов.

Свежезамороженные овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использо­вания.

Механическая обработка овощей.

Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).

Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Приготовление блюд из сырых овощей

Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.

Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.

Приготовление блюд из вареных овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению го­товых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение доброкачественности овощей органолептическим методом.

Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.

Приготовление салата из сырых овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

Приготовление одного блюда из вареных овощей.

Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Тема 8. Заготовка продуктов (2 ч)

Теоретические сведения. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Правила сбора ягод, овощей, и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.

Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Закладка яблок на хранение.

Сушка фруктов, ягод, кореньев, зелени, лекарственных трав.

Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Раздел 2. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» (38 ч)

Тема 1. Элементы материаловедения (4 ч)

Теоретические сведения. Классификация текстильных во­локон. Натуральные рас­тительные волокна. Изготовление нитей и тканей в усло­виях прядильного и ткацкого произ­водства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно – прикладном искусстве.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани.

Выполнение образца полотняного переплетения.

Тема 2. Элементы машиноведения (6 ч)

Теоретические сведения. Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, её технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Тема 3. Ручные работы (2 ч)

Теоретические сведения. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 4. Конструирование и моделирование рабочей одежды. (6 ч)

Теоретические сведения. Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и её измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Лабораторно-практические и практические работы.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 5. Технология изготовления рабочей одежды (12 ч)

Теоретические сведения. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология изготовления. Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса, бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.

Влажно – тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно – тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Соединение деталей изделия машинными швами.

Отделка и влажно – тепловая обработка изделия.

Тема 6. Рукоделие. Художественные ремесла. (8 ч)

Теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-приклад­ного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.

Лабораторно-практические и практические работы.

Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Творческие проекты (10 ч)

Организация праздника (на примере Дня рождения).

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Отделка швейного изделия вышивкой.

Изготовление сувенира в технике вышивки.

Изготовление сувенира в технике узелкового батика.

Резервное время (2 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изучение технологии в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного

ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера;

формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

в метапредметном направлении:

_ самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная

организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

в предметном направлении:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

овладение алгоритмами и методами решения организа­ционных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;

рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

участие в оформлении класса и школы, озеленении при­школьного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

практическое освоение умений, составляющих основу ком­муникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письмен ной речью; построение монологических контекстных

высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ №

пп/п

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

Вводное занятие. Творческая проектная деятельность (2 часа)

Предметные знания и умения (Знать/Уметь)

З. - правила внутреннего распорядка в кабинете; содержание и задачи курса; цель и задачи проектной деятельности, составные части творческого проекта.

У. - соблюдать трудовую дисциплину, оценивать свою способность к труду в конкретной предметной деятельности

Метапредметные УДД

-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности

1-2

Вводное занятие. Творческая проектная деятельность

2

   

С.5-8, вопр. С. 6, с. 8.

Правила ТБ

Раздел 1. Кулинария (20 часов)

Предметные знания и умения (Знать/Уметь)

З. -правила рационального питания, основные сведения о питательных веществах и витаминах, содержание в пищевых продуктах, суточная потребность;

-требования к оборудованию кухни, особенности планировки и оформления кухни, безопасные приёмы работы на кухне;

-принципы составления меню на завтрак, правила поведения за столом, правила пользования столовыми приборами, правила сервировки стола к завтраку;

-способы определения доброкачественности и условия хранения продукта, технологию приготовления, требования к готовым блюдам, их оформление и подачу, сроки и условия хранения

У. - находить информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, о последствиях для здоровья человека нехватки витаминов;

- сервировать стол в соответствии с составленным меню, складывать салфетки разными способами, овладевать методами эстетического оформления, стремиться внести красоту в домашний быт

-устанавливать взаимосвязь знаний по различным предметам для решения задач, осуществления технологических процессов, овладение элементами научной организации труда

Метапредметные УДД

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, формирование и развитие экологического мышления, умение применять его;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственной возможности её решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

-осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, организация учебного сотрудничества, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда.

3-4

Кулинария.

Физиология питания

2

   

С.9-15, вопр. С.14

5-6

Санитария и гигиена.

2

   

С. 15-25,вопр. С.20, с.25 творческое задание

7-8

Интерьер кухни, столовой

2

   

С.25-29, творческое задание с.28

9-10

Интерьер кухни, столовой

2

   

С.25-29, творческое задание с.28

11-12

Сервировка стола

2

   

С.32-38, вопр. С.39, сообщение.

13-14

Бутерброды и горячие напитки

2

   

С. 39-49, вопр. С.44, с. 49, творческое задание

15-16

Блюда из яиц

2

   

С. 49-55, вопр. С. 52

17-18

Блюда из овощей

Приготовление блюд из сырых овощей

2

   

С. 56-64, вопр. С. 65

19-20

Блюда из овощей.

Приготовление блюд из вареных овощей

2

   

С. 69-75, вопр. С. 75

21-22

Заготовка продуктов

2

   

С. 77-82, вопр. С. 81

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 часов)

Предметные знания и умения (Знать/Уметь)

З. -получение волокон растительного происхождения их свойства, свойства тканей, изготовленных из волокон растительного происхождения;

- устройство швейной машины и подготовку к работе, правила безопасной работы на швейной машине;

-требования к организации рабочего места, правила безопасности труда при выполнении ручных работ, виды строчек, выполняемых прямыми стежками;

- классификацию одежды, требования к готовой одежде. Правила снятия мерок. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе;

- конструкцию машинных швов, их условное и графическое обозначение, назначение и технологию выполнения соединительных, краевых, отделочных швов;

- подготовку к раскрою, способы рациональной раскладки выкройки на ткани, правила раскроя швейных изделий;

- технологию выполнения краевых швов, способы обработки накладных карманов, последовательность обработки бретелей, пояса, технологию пришивания карманов, пояса;

-традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Виды орнаментов. Законы восприятия цвета. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Организация рабочего места, правила безопасной работы. Технология выполнения простейших ручных швов.

У. - различать ткани по волокнистому составу, определять направление нитей в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани;

-подготавливать машину к работе, выполнять машинные строчки, регулировать длину стежка;

- соблюдать трудовую дисциплину, выполнять ручные стежки и строчки в соответствии с требованиями;

- правильно снимать мерки с фигуры человека, рассчитывать конструкцию и строить чертёж швейного изделия, создавать новую модель изделия;

- выполнять образцы машинных швов, обосновывать выбор вида шва для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования;

- подготавливать выкройку и ткань к раскрою, раскраивать ткань, готовить детали кроя к дальнейшей обработке;

- подгибать низ и боковые края швом в подгибку с закрытым срезом, обрабатывать карман, обрабатывать нагрудник, верхний срез фартука поясом,

-использовать приобретенные знания и умения для изготовления фартука;

- осуществлять поиск и презентацию информации об особенностях декоративно-прикладного искусства, видах народных промыслов донного региона. Разрабатывать эскизы, изменять размер рисунка, переносить его на ткань, изготавливать образцы швов, сувениры.

Метапредметные УДД

- Планирование и регуляция своей деятельности, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

-постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, соблюдение норм и правил безопасности труда в соответствии с технологической культурой производства;

-оценивание правильности выполнения учебной задачи, диагностика результатов по принятым критериям и показателям, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-соблюдение норм и правил безопасности труда, формирование и развитие экологического мышления, планирование и регуляция своей деятельности;

-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов.

23-24

Элементы материаловедения. Натуральные волокна растительного происхождения

2

   

С. 84-90, вопр. С. 88, составить коллекцию тканей.

25-26

Производство тканей. Свойства нитей в ткани.

2

   

С. 90-96, вопр. С. 94, практическая работа с. 96

27-28

Элементы машиноведения.

Бытовая швейная машина, виды приводов.

2

   

С. 98-101, вопр. С. 101, правила ТБ с. 108

29-30

Подготовка швейной машины к работе

2

   

С. 102-111, вопр. 110

31-32

Работа на швейной машине.

2

   

С. 112-116, вопр. С. 116

33-34

Ручные работы.

Выполнение ручных стежков, строчек и швов

2

   

С.118-132, вопр. С. 132

35-36

Конструирование и моделирование рабочей одежды. Подготовка к конструированию.

2

   

С. 149-156, вопр. С. 156

37-38

Конструирование рабочей одежды. Построение чертежа фартука.

2

   

С. 156-160, вопр. С. 160, творческое задание с. 160

39-40

Моделирование одежды. Моделирование фартука выбранного фасона.

2

   

С. 160-164, вопр. С. 164, творческое задание

41-42

Технология изготовления рабочей одежды. Конструкция машинного шва.

2

   

С. 133-141, , вопр. С. 141

43-44

Раскрой швейного изделия.

Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке

2

   

С. 166-178, вопр. С. 178

45-46

Обработка пояса и бретелей

2

   

С. 178-184, вопр. С. 185

47-48

Обработка нагрудника и нижней части фартука

2

   

С. 185-197, вопр. С. 197

49-50

Обработка накладных карманов. Соединение деталей фартука

2

   

С. 198-203, вопр. С. 203

51-52

Сборка изделия Художественная отделка изделия.

2

   

С. 203-210, вопр. С.210

53-54

Рукоделие. Художественные ремёсла. Виды декоративно-прикладного искусства. Виды орнамента.

2

   

С. 213-215, творческое задание

55-56

Ручная художественная вышивка. Технология выполнения простейших швов

2

   

С. 215-225, вопр. С. 226

57-58

Законы восприятия цвета. Создание композиции.

2

   

С. 227-230, вопр. С. 230

Творческие проекты (10 часов)

Предметные знания и умения (Знать/Уметь)

З. - правила создания презентаций;

У. - составлять презентацию и доклад для защиты творческого проекта.

Метапредметные УДД

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-оценивание правильности выполнения учебной задачи, диагностика результатов, формирование экологического мышления.

59-60

Творческие проекты. Поисковый этап

2

     

61-62

Творческие проекты. Конструкторский этап.

2

     

63-64

Творческие проекты. Технологический этап.

2

     

65-66

Творческие проекты. Технологический этап.

2

     

67-68

Творческие проекты. Заключительный этап

2

     

69-70

Резервное время

2

     

Итого 70 часов

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за рабочую программу!

3 December 2017