Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» для студентов СПО
7
Управление образования и молодёжной политики Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ненецкого автономного округа
"Ненецкий аграрно-экономический техникум"
(ГБоу спо НАО «НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»)
УТВЕРЖДАЮ
И. о. директора
_____________ Е. М. Никитина
«___»_____________2015г
Рабочая программа учебной дисциплины
математика
Нарьян-Мар 2014
Рабочая программа учебной дисциплины математика разработана на основе федерального компонента Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования (10-11 кл.) утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), а также в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с учебным планом ГБОУ СПО НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.04 Пожарная безопасность, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО АО «Ненецкий аграрно – экономический техникум»
Разработчик:
Хозяинова Л. А., преподаватель
________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована к утверждению предметно – цикловой комиссий естественнонаучных дисциплин ГБОУ СПО НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум»
Заключение ПЦК естественнонаучных дисциплин № 1 от «___» сентября 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
| |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….4 | ||
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………..6 | ||
учебной дисциплины…………………………………………………10 | ||
учебной дисциплины…………………………………………………11 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ…………………………….12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.10_МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины математика является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 20.02.04 Пожарная безопасность, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является частью Федерального компонента в учебном плане, профильной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
9) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
10) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
11) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
12) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
13) владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
• находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
• выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
• вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
• определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
• строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
• использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
• находить производные элементарных функций;
• использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
• применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
• вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
•решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
• использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
• изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
• распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
• анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
• изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
• решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
• использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
• проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
• для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
• решения прикладных задач, в том числе физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
• для построения и исследования простейших математических моделей.
• для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
• для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 360 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 240 часов;
самостоятельной работы обучающегося 120 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.01_МАТЕМАТИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 360 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 240 |
в том числе: |
|
контрольные работы | 22 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 188 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 120 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.10_МАТЕМАТИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем
| Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Алгебра и начало математического анализа |
| 210 |
|
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Тригонометрические функции любого угла, основные тригонометрические формулы Тригонометрические функции и их графики
| Теоретические и практические занятия Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Радианная мера угла. Основные тригонометрические формулы: Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений. Формулы приведения. Формулы сложения и их следствия. Тригонометрические функции и их графики К.р. №1 «Тригонометрические функции любого угла, основные тригонометрические формулы» Самостоятельная внеаудиторная работа Повторить формулы по теме. Домашняя самостоятельная работа | 10
2
10 | 2 |
Тема 1.2. Основные свойства функций | Теоретические и практические занятия Функции и их графики. Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. Контрольная работа № 2 по теме «Основные свойства функций»
Самостоятельная внеаудиторная работа
| 10
2
10 | 2 |
Тема 1.3 Решение тригонометрических уравнений и неравенств | Теоретические и практические занятия Арксинус, арккосинус и арктангенс. Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение простейших тригонометрических неравенств. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Контрольная работа № 3 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Самостоятельная внеаудиторная работа
| 10
2
10
| 2 |
Тема 1.4. Производная | Теоретические и практические занятия Приращение функции. Понятие о производной. Понятие о непрерывности и предельном переходе. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Производная тригонометрических функций. Применение непрерывности. Касательная к графику функции. Касательная к графику функции. Производная в физике и технике. Признак возрастания (убывания) функции. Критические точки функции, максимумы и минимумы. Примеры применения производной к исследованию функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Контрольная работа № 4 по теме «Производная»
Самостоятельная внеаудиторная работа
| 20
2
10
| 2,3 |
Тема 1.5. Первообразная Интеграл | Теоретические и практические занятия Определение первообразной. Основное свойство первообразной. Три правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона- Лейбница.
Контрольная работа № 5 по теме «Первообразная, интеграл»
Самостоятельная внеаудиторная работа Изучение теоретического материала по теме. Решение упражнений по теме. | 20
2
10 | 2 |
Тема 1.6. Обобщение понятия степени | Теоретические и практические занятия Корень n- степени и его свойства. Иррациональные уравнения. Степень с рациональным показателем. Контрольная работа № 6 по теме «Понятие степени и иррациональные уравнения» Самостоятельная внеаудиторная работа
| 20
2 10 | 2 |
Тема 1.7. Показательная и логарифмическая функции. | Теоретические и практические занятия Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств. Логарифмы и их свойства. Логарифмическая функция. Понятие обратной функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Производная показательной функции. Число e. Производная логарифмической функции. Контрольная работа № 7 по теме «Показательная и логарифмическая функции» Самостоятельная внеаудиторная работа
| 18
2 10 | 2 |
Тема 1.8. Элементы теории вероятностей | Теоретические занятия Перестановки. Размещения. Сочетания. Понятие вероятности события. Свойства вероятностей события. Относительная частота события. Условная вероятность. Независимые события.
| 6
| 1,2 |
Раздел 2. Геометрия |
| 140 |
|
Тема 2.1. Прямые и плоскости в пространстве | Теоретические занятия Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Практические занятия Решение задач по теме Самостоятельная внеаудиторная работа Выучить аксиомы стереометрии и следствие из аксиом стереометрии. Изучение теоретического материала по теме. Решение задач по учебнику. Индивидуальное задание на параллельное проектирование. | 8
10
10 | 2,3 |
Тема 2.2. Многогранники | Теоретические занятия Определение многогранника. Виды многогранников. Призма, прямая призма, боковая поверхность, правильная призма. Определения, теорема о боковой поверхности. Параллелепипед, свойства граней. Прямой и наклонный параллелепипед, куб, симметрия граней. Центральная симметрия параллелепипеда. Длина диагоналей прямоугольного параллелепипеда. Свойства диагоналей. Доказательство теоремы. Пирамида, правильная, боковая поверхность. Пирамида и ее элементы, теорема о боковой поверхности. Правильные многогранники. Виды правильных многогранников и их свойства Практические занятия Решение практических задач по темам: Сечение призмы плоскостью. Сечение пирамиды плоскостью. Вычисление площади полной поверхности и боковой поверхности многогранников. Нахождение длины диагонали прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №8 по теме: «Многогранники» Самостоятельная внеаудиторная работа Решение домашнего задания по теме «Многогранники». Изготовление макетов по темам: «Сечения многогранников плоскостями», «Боковая поверхность многогранников», «Правильные многогранники». Изучение теоретического материала по теме. | 8
10
2 10 | 2 |
Тема 2.3. Тела вращения | Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Самостоятельная внеаудиторная работа Построение усечённого конуса. | 14
10 | 2 |
Тема 2.4. Измерения в геометрии | Теоретические занятия Понятие объема. Объем параллелепипеда. Объем призмы. Объем пирамиды. Объем цилиндра. Объем конуса. Общая формула для вычисления объема тел вращения. Объем шара. Площадь полной поверхности тел вращения. Практические занятия Вычисление объемов. Решение упражнений. Нахождение наибольших и наименьших объемов и поверхностей тел. Контрольная работа №9 по теме: «Вычисление объемов геометрических тел» Самостоятельная внеаудиторная работа Домашняя работа по решению упражнений по теме Изучение теоретического материала по теме. | 8
10
2
10 | 2,3 |
Тема 2.5. Координаты и векторы. | Теоретические занятия Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Практические занятия Действия над векторами в пространстве. Сложение, вычитание векторов, умножение числа на вектор. Решение задач. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. Контрольная работа №10 по теме: «Координаты и векторы» Самостоятельная внеаудиторная работа Индивидуальное задание по карточкам. Домашнее задание: решение задач по учебнику. Изучение теоретического материала по теме. | 6
10
2 10
| 2,3 |
Повторение изученного материала | 18 |
| |
Итоговая Контрольная работа | 2 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины ОДП.10_МАТЕМАТИКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Математика.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по математике.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Программное обеспечение: специализированные математические компьютерные программы: Mathcad, Mathematica, Microsoft Office, тематические презентации, учебная литература, интернет – ресурсы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2007.
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2007.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2008.
Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2008.
Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2007.
Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2008.
Богомолов Н.В. Самойленко П.И. «Математика», - М., 2002.
Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике», - М., 2003
Щипачев В.С. Основы высшей математики. – М: Высшая школа. 2002.
Дополнительные источники:
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. 2008.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2008.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2008.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2006.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2006.
Ниворожкина Л.И., Морозова З.А., Герасимова И.А., Житников И.В. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов: Руководство для решения задач. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. Учебное пособие. – М.: Высшая школа 2002.
Омельченко В.Т., Курбатова Э.В. Математика. Феникс 2005.
Для преподавателей:
Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. 2005.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни). 10-11. – М., 2005.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2005.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2006.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2006.
Шарыгин И.Ф. Геометрия (базовый уровень) 10—11 кл. – 2005.
Интернет-ресурсы:
Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября"
Математика в Открытом колледже
Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ
Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school_collection.edu.ru/collection/matematika/
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
Образовательный математический сайт Exponenta.ru
Общероссийский математический портал Math_Net.Ru
Портал Allmath.ru – вся математика в одном месте
Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет – школа
Геометрический портал
Графики функций
Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
Задачи по геометрии: информационно – поисковая система
Интернет-библиотека физико-математической литературы
Математика онлайн: справочная информация в помощь студенту
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике онлайн)
Материалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов
http://www.sch57.msk..ru/
http://www.nips.riss-telecom.ru/
http://www.lina.dax.ru/eschool/indexl.html - демоверсия электронного учебника по математике
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины ОДП.10_МАТЕМАТИКА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: |
|
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; | выполнение заданий |
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | выполнение заданий |
знать: |
|
формулы для нахождения площадей и объемов геометрических тел | применять при решении упражнений и задач |
тригонометрические формулы для преобразования выражений | применять при решении упражнений и задач |
формулы производных функций, формулы интегрирования
| применять при решении упражнений и задач
|
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 03 МАТЕМАТИКА
№ п/п | Дата изменения | № стра-ницы | основание | Внесенное изменение | Подпись лица, внёсшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|