Рабочая программа по учебному курсу «Компьютерная графика, черчение» предметной области «Технология» 8 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Комитет образования города Курска
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.А.Горишнего»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«СОШ №1 имени
Героя Советского Союза
В.А.Горишнего»
________________________
Е.В. Кривцова
Приказ №_180_
от «__» _мая _2025 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Компьютерная графика, черчение»
предметной области «Технология»
8 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение | 5 |
Планируемые результаты | 6 |
Личностные результаты | 6 |
Метапредметные результаты | 7 |
Предметные результаты | 9 |
Тематическое планирование | 10 |
Поурочное планирование | 13 |
Учебно-методическое обеспечение курса | 18 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Компьютерная графика. Черчение» 8 класс создана на основе Рабочей программы учебного предмета «Труд (технология)»
/ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) (для 5–9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Москва – 2024)/ с учетом Методических рекомендаций к «Реализации инвариантного модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)» основного общего образования (Москва — 2024).
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления и технической грамотности при современном ускоренном технологическом развитии.
В рамках освоения курса учебной программы, составленной на основе модуля «Компьютерная графика. Черчение» обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и изображения, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчетов по чертежам.
Приобретаемые в процессе изучения программы знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.
Основной целью программы «Компьютерная графика. Черчение» является формирование у обучающихся графической грамотности и графической культуры. Графическая грамотность раскрывается через понимание и интерпретацию разнообразной графической информации, а также овладение элементами, способами, технологиями отображения предметного мира с помощью графических средств.
Содержание программы «Компьютерная графика. Черчение» раскрывается во взаимосвязи с учебным предметом «Труд (технология)» и учебными предметами физико-математической направленности, где обучающиеся в процессе выполнения практических и проектных работ выполняют эскизы, чертежи, схемы, разрабатывают конструкторскую и проектную документацию.
Методические особенности преподавания учебной программы «Компьютерная графика. Черчение»:
1. программа осваивается во взаимосвязи с модулем «Компьютерная графика. Черчение», являясь логически связанной как с точки зрения общего понятийного ряда (модель, чертеж, эскиз, технологическая карта, САПР и пр.), так и с точки зрения использования (анализа, обработки, применения) графической информации при изготовлении изделий или выполнении проектных работ.
2. Одной из задач программы является раскрытие мира графики и применения графической информации в разных сферах деятельности, для решения разных производственно-технологических задач: проектных, конструкторских, технологических, управленческих, художественно-творческих (дизайнерских) и пр.
3. Учебный курс становится неотъемлемой частью углубленного освоения модуля «Компьютерная графика. Черчение» и направлен на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, так и с помощью специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).
4. Особенностью реализации практических работ в данной программе является соблюдение методической последовательности: анализ (формы, чертежа, графической информации) – выбор инструментов и способов работы – выполнение конкретных практических и проектных работ – оценка (анализ) качества работы.
5. Практические работы позволяют освоить базовые приемы и инструменты компьютерной графики и черчения, выполнить несложные виды конструкторской и проектной документации (схема, эскиз, чертеж и пр.), чтобы в дальнейшем развивать графические умения и навыки при выполнении практических и проектных работ в других модулях учебного предмета «Труд (технология)».
Учебная программа «Компьютерная графика. Черчение», 8 класс в большей мере направлена на закрепление умений и навыков создания изображений двухмерных и трехмерных моделей вручную с помощью чертежных инструментов, и освоения базовых принципов работы специальных компьютерных программ (графических редакторов, САПР).
Учебная программа «Компьютерная графика. Черчение» предлагается для изучения обучающимися 8 класса общим объемом 34 часа – по 1 часу.
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика. Черчение»
Раздел 1. Основы классического черчения./8 ч./
Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения. Рациональные приемы работы инструментами. Понятие о стандартах ЕСКД, ЕСТД. Форматы, их оформление. Линии чертежа. Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба. Алгоритм построения чертежа «плоской» детали. Геометрические построения. Сопряжение. Сопряжение углов, окружности и прямой, окружностей на примере плоской детали.
Раздел 2. Проекционное черчение. /14 ч./
Методы и способы проецирования. Виды проекций. Аксонометрические и прямоугольные проекции. Постоянная линия чертежа. Сравнительная характеристика простейших геометрических тел. Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции многогранников. Прямоугольные проекции призм. Точка на поверхности призмы. Нанесение размеров. Развёртка. Аксонометрические проекции окружности. Изометрия окружности. Проекции тел вращения. Прямоугольные и аксонометрические проекции цилиндра. Точка на поверхности. Развёртка.
Анализ геометрической формы предметов. Чтение чертежей, имеющих в своей конструкции многогранники и тела вращения. Общие сведения о техническом рисунке. Основные виды и расположение по ГОСТу. Виды по стрелке. Дополнительный и частичный (местный) виды. Требования ГОСТа к главному виду. Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже.
Раздел 3. Выполнение чертежей в системе Компас-3D LT. КОМПАС-ГРАФИК. /6 ч./
Общие сведения, итерфейс системы Компас-3D LT V12. Управление изображением, графические примитивы. Создание вида. Привязки и редактирование объекта. Чертежи плоских деталей. Нанесение размеров. Формы и чертежи геометрических тел. Способы формирования 3D моделей. Интерфейс окна «Деталь».
Раздел 4. Проекционное черчение. Основы моделирования по чертежу. Компас-3D LT. /6 ч.
Основы моделирования по чертежу. Применение формообразующей операции «Выдавливание». Создание объектов сложной формы (сочетания геометрических форм). Дополнительные конструктивные элементы («Оболочка»). Построение отверстий с использованием «Библиотеки». Выполнение проектного задания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
учебного курса «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ЧЕРЧЕНИЕ»
Так как учебный курс является частью и логическим продолжением модуля «Компьютерная графика. Черчение» учебного предмета «Труд (технология)», то планируемые результаты освоения соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;
осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме «продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности, взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путем изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс ее достижения.
Умение принятия себя и других:
признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертеж, схема, карта, пиктограмма и др.);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертежные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров);
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
создавать тексты, рисунки в графическом редакторе;
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять сборочный чертеж;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам;
использовать программное обеспечение для создания проектной документации;
создавать различные виды документов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения;
создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Основы классического черчения | |||||
1.1 | Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения. | 1 | | | |
1.2 | Понятие о стандартах ЕСКД, ЕСТД. Форматы, их оформление. Линии чертежа. | 1 | | | |
1.3 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. | 2 | | 1 | |
1.4 | Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба. Алгоритм построения чертежа «плоской» детали. | 2 | | 1 | |
1.5 | Геометрические построения.Сопряжение. | 2 | | 1 | |
Итого по разделу | 8 | | |||
Раздел 2. Проекционное черчение | |||||
2.1 | Методы и способы проецирования. Виды проекций. Аксонометрические и прямоугольные проекции. | 1 | | | |
2.2 | Сравнительная характеристика простейших геометрических тел. | 1 | | | |
2.3 | Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции многогранников. Точка на поверхности | 2 | | 1 | |
2.4 | Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. | 2 | | 1 | |
2.5 | Основные виды и расположение по ГОСТу. Требования ГОСТа к главному виду. Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. | 3 | 1 | 1 | |
2.6 | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции окружности. | 5 | 1 | 3 | |
Итого по разделу | 14 | | |||
Раздел 3. Выполнение чертежей в системе Компас-3DLT. КОМПАС-ГРАФИК | |||||
3.1 | Компас-3D LT V12. Управление изображением, графические примитивы. Создание вида. Привязки и редактирование объекта. | 2 | | 1 | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
3.2 | Привязки и редактирование объекта. Чертежи плоских деталей. Нанесение размеров. | 2 | | 1 | |
3.3 | Формы и чертежи геометрических тел. Способы формирования 3D моделей. Интерфейс окна «Деталь». | 2 | | 1 | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
Итого по разделу | 6 | | |||
Раздел 4. Проекционное черчение. Основы моделирования по чертежу. Компас-3DLT. | |||||
4.1 | Основы моделирования по чертежу. Применение формообразующей операции «Выдавливание». Создание объектов сложной формы (сочетания геометрических форм) | 2 | | 1 | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
4.2 | Дополнительные конструктивные элементы («Оболочка»). Построение отверстий с использованием «Библиотеки». | 2 | | 1 | «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D. |
4.3 | Выполнение проектного задания. | 2 | | 2 | |
Итого по разделу | 6 | | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Введение. Значение черчения в практической деятельности людей. Графический язык и его место в передаче информации. Инструменты, материалы и принадлежности на уроке черчения. | 1 | | | |
2 | Понятие о стандартах ЕСКД, ЕСТД. Форматы, их оформление. Линии чертежа. | 1 | | | |
3 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. | 1 | | | |
4 | Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки чертежного шрифта. | 1 | | | |
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба. | 1 | | | |
6 | Алгоритм построения чертежа «плоской» детали. | 1 | | | |
7 | Геометрические построения. Сопряжение. | 1 | | | |
8 | Сопряжение углов, окружности и прямой, окружностей на примере плоской детали. | 1 | | | |
9 | Методы и способы проецирования. Виды проекций. Аксонометрические и прямоугольные проекции. | 1 | | | |
10 | Сравнительная характеристика простейших геометрических тел. | 1 | | | |
11 | Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции многогранников. Точка на поверхности. Прямоугольные проекции призм. Точка на поверхности призмы. | 1 | | | |
12 | Многогранники, тела вращения. Проецирование вершины, ребра и грани. Проекции тел вращения. | 1 | | | |
13 | Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. | 1 | | | |
14 | Анализ геометрической формы предметов. Общие сведения о техническом рисунке. Практическая работа | 1 | | 1 | |
15 | Основные виды и расположение по ГОСТу. Требования ГОСТа к главному виду. Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. | 1 | | | |
16 | Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Практическая работа «Построение третьего вида по двум данным» | 1 | | 1 | |
17 | Определение минимального и достаточного количества изображений на чертеже. Графическая работа «Чертеж детали» | 1 | 1 | | |
18 | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции окружности. Изометрия окружности. | 1 | | | |
19 | Аксонометрические проекции многогранников. Практическая работа | 1 | | 1 | |
20 | Аксонометрические проекции тел вращения. Практическая работа | 1 | | 1 | |
21 | Практическая работа «Построение аксонометрической проекции детали по чертежу» | 1 | | 1 | |
22 | Графическая работа «Чертеж и аксонометрическая проекция детали по модели» | 1 | 1 | | |
23 | Компас-3D LT V12. Управление изображением, графические примитивы. | 1 | | | |
24 | Создание вида. Привязки и редактирование объекта. ПР | 1 | | 1 | |
25 | Привязки и редактирование объекта. Чертежи плоских деталей. Нанесение размеров. | 1 | | | |
26 | Привязки и редактирование объекта. Чертежи плоских деталей. Нанесение размеров. ПР | 1 | | 1 | |
27 | Формы и чертежи геометрических тел. Способы формирования 3D моделей. Интерфейс окна «Деталь». | 1 | | | |
28 | Формы и чертежи геометрических тел. Способы формирования 3D моделей. Интерфейс окна «Деталь». ПР | 1 | | 1 | |
29 | Основы моделирования по чертежу. Применение формообразующей операции «Выдавливание». Создание объектов сложной формы (сочетания геометрических форм) | 1 | | | |
30 | Основы моделирования по чертежу. Применение формообразующей операции «Выдавливание». Создание объектов сложной формы (сочетания геометрических форм). ПР | 1 | | 1 | |
31 | Дополнительные конструктивные элементы («Оболочка»). Построение отверстий с использованием «Библиотеки». | 1 | | | |
32 | Дополнительные конструктивные элементы («Оболочка»). Построение отверстий с использованием «Библиотеки». ПР | 1 | | 1 | |
33 | Выполнение проектного задания. Дизайн-проектирование «Создание модели сложной формы». ПР | 1 | | 1 | |
34 | Выполнение проектного задания. Дизайн-проектирование «Создание модели сложной формы».ПР | 1 | | 1 | |
| Итого | 34 | | 12 | |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу КОМПАС-3D.
2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 8 класс : учебник / В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с.: ил.