Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» для обучающихся с ТНР 1 дополнительный и 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Обучение грамоте»
для обучающихся с ТНР
1 дополнительный и 1 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Обучение грамоте» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Обучения грамоте» на ступени начального общего образования являются:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Обучение грамоте» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Постепенно осуществляется переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках. Это способствует расширению знаний обучающихся об окружающей действительности родного края, обогащению и расширению словаря, воспитанию у детей чуткого и внимательного отношения к слову.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане
На данный курс в начальной школе выделяется 330 ч: в 1 дополнительном классе — 165 ч,в 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение анализировать структуру простого предложения и слова;
различать звуки на слух;
различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма;
усвоение орфографических правил и умение применять их на письме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(для начальной ступени образования)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. д. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. д.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Содержание коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли.
Тематическое планирование
1 дополнительный класс
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Электронные учебно-методические материалы, используемые при изучении темы (раздела). |
| Подготовка к письму. | 61 | |
1-4 | Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки. | 4 | |
5-8 | Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. | 4 | |
9 | Гигиенические требования письма. | 1 | |
10-16 | Начертание письменных прописных и строчных букв. | 7 | |
17-24 | Письмо букв. | 8 | |
25-29 | Письмо буквосочетаний. | 5 | |
30-34 | Письмо слогов. | 5 | |
35-39 | Письмо слов. | 5 | |
40-43 | Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм. | 4 | |
44-47 | Письмо под диктовку слов и предложений. | 4 | |
48-51 | Приёмы и последовательность правильного списывания текста. | 4 | |
52-53 | Прописная буква в начале предложения. | 2 | |
54-55 | Прописная буква в именах собственных. | 2 | |
56-58 | Знаки препинания в конце предложения. | 3 | |
59-61 | Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | 3 | |
| Фонетика и графика. | 104 | |
62-63 | Звуки речи. | 2 | |
64-65 | Интонационное выделение звука в слове. | 2 | |
66 | Определение частотного звука в стихотворении. | 1 | |
67-68 | Дифференциация звуков. | 2 | |
69-70 | Особенность гласных звуков. | 2 | |
71-72 | Особенность согласных звуков. | 2 | |
73-74 | Различие гласных и согласных звуков. | 2 | |
75-77 | Определение места ударения. | 3 | |
78-79 | Различение гласных ударных и безударных. | 2 | |
80-82 | Ударный слог. | 3 | |
83 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | |
84 | Слогообразующая функция гласных звуков. | 1 | |
85-88 | Определение количества слогов в слове. | 4 | |
89-93 | Деление слов на слоги. | 5 | |
94-96 | Звук и буква А | 3 | |
97-99 | Звук и буква У | 3 | |
100-102 | Звук и буква М | 3 | |
103-105 | Звук и буква О | 3 | |
106-108 | Звук и буква С | 3 | |
109-111 | Звук и буква П | 3 | |
112-114 | Звук и буква К | 3 | |
115-117 | Звук и буква В | 3 | |
118-120 | Звук и буква Т | 3 | |
121-123 | Звук и буква Н | 3 | |
124-126 | Звук и буква Ы | 3 | |
127-129 | Звук и буква З | 3 | |
130-132 | Звук и буква Л | 3 | |
133-135 | Звук и буква Э | 3 | |
136-138 | Звук и буква И | 3 | |
139-141 | Дифференциация мягких и твердых согласных перед Ы-И | 3 | |
142-144 | Звук и буква Ш | 3 | |
145-147 | Звук и буква Р | 3 | |
148-150 | Звук и буква Ж | 3 | |
151-153 | Гласные звуки буквами А,О,У,Ы,Э,И | 3 | |
154-156 | Гласная буква Е в начале слова | 3 | |
157-159 | Буква Е в положении после согласного | 3 | |
160-162 | Звук и буква Б (Б’) | 3 | |
163-165 | Звук и буква Д (д’) | 3 | |
| Итого: | 165 | |
Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Электронные учебно-методические материалы, используемые при изучении темы (раздела). |
| Фонетика и графика. | 143 | |
1-3 | Звук и буква. Различение звуков и букв. | 3 | |
4 | Дифференциация звуков. | 1 | |
5 | Различие гласных и согласных звуков. | 1 | |
6-7 | Различие твёрдых и мягких согласных звуков. | 2 | |
8-9 | Дифференциация парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 2 | |
10-11 | Дифференциация парных по звонкости-глухости звуков. | 2 | |
12-14 | Деление слов на слоги. | 3 | |
15 | Прописная буква в именах собственных. | 1 | |
16 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
17-19 | Перенос слов по слогам. | 3 | |
20-22 | Правописание жи, ши. Словарный диктант. | 3 | |
23-25 | Работа над ошибками. Звук и буква Г (г’) | 3 | |
26-27 | Дифференциация гласных Э-Е | 2 | |
28-31 | Дифференциация согласных звуков и букв С-Ш | 4 | |
32-34 | Дифференциация звуков и букв З-Ж | 3 | |
35-37 | Дифференциация согласных звуков и букв Р-Л | 3 | |
38-39 | Звук и буква Ф | 2 | |
40-42 | Звонкие и глухие согласные п - б | 3 | |
43-44 | Звонкие и глухие согласные с-з | 2 | |
45-46 | Звонкие и глухие согласные ш-ж | 2 | |
47-49 | Звонкие и глухие согласные д-т | 3 | |
50-52 | Звонкие и глухие согласные к-г | 3 | |
53 | Диктант с применением изученных правил. | 1 | |
54-55 | Работа над ошибками. Буква Я в начале слова. | 2 | |
56-57 | Буква Я после гласного. | 2 | |
58-59 | Буква Я после согласного. | 2 | |
60-61 | Ь (мягкий знак). | 2 | |
62-63 | Обозначение мягкого знака на письме в середине слова. | 2 | |
64-65 | Обозначение мягкого знака на письме в конце слова. | 2 | |
66-67 | Буква Ю в начале слова. | 2 | |
68-69 | Буква Ю после гласной. | 2 | |
70-71 | Буква Ю после согласной. | 2 | |
72-79 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | 8 | |
80-82 | Буква Ё в начале слова. | 3 | |
83-84 | Буква Ё после гласной. | 2 | |
85-86 | Буква Ё после согласной. | 2 | |
87 | Правила правописания и их применение. | 1 | |
88 | Диктант с применением изученных правил. | 1 | |
89- 94 | Дифференциация твердых и мягких согласных. | 6 | |
95-96 | Звук и буква Ч | 2 | |
97-98 | Дифференциация Ч-Т’ | 2 | |
99-100 | Дифференциация Ч-С’ | 2 | |
101-103 | Буква Й | 3 | |
104-105 | Сопоставление и различение букв И-Й | 2 | |
106-107 | Разделительный ь | 2 | |
108-109 | Разделительный ъ | 2 | |
110-111 | Разделительные Ь-Ъ. Ь – как знак мягкости. | 2 | |
112-113 | Звук и буква Щ | 2 | |
114-115 | Дифференциация звуков и букв Ц-С | 2 | |
116-117 | Дифференциация Ц-С’. | 2 | |
118 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |
119-120 | Дифференциация Ц-Т’ | 2 | |
120-122 | Дифференциация звуков и букв Ц-Ч | 2 | |
123-124 | Звук и буква Щ | 2 | |
125-127 | Правописание ча, ща | 3 | |
128-129 | Дифференциация звуков и букв Ш-Щ | 2 | |
130-131 | Дифференциация Щ-С’ | 2 | |
132-133 | Дифференциация звуков и букв Щ-Ч | 2 | |
134-136 | Правописание чу, щу | 3 | |
137-139 | Правописание сочетания чк, чн. | 3 | |
140-141 | Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. | 2 | |
142-143 | Использование алфавита для упорядочения списка слов. | 1 | |
| Лексика и морфология. | 9 | |
144-145 | Работа над ошибками. Слово как единица языка (ознакомление). | 2 | |
146-147 | Слово как название предмета. | 2 | |
148-149 | Слово как признак предмета. | 2 | |
150-151 | Слово как действие предмета (ознакомление). | 2 | |
152 | Выявление слов, значение которых требует уточнения. | 1 | |
| Синтаксис. | 7 | |
153 | Предложение как единица языка (ознакомление). | 1 | |
154 | Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). | 1 | |
155 | Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. | 1 | |
156-157 | Восстановление деформированных предложений. | 2 | |
158-159 | Составление предложений из набора форм слов. | 2 | |
| Развитие речи. | 6 | |
160 | Речь как основная форма общения между людьми. | 1 | |
161 | Текст как единица речи (ознакомление). | 1 | |
162 | Контрольная работа за год | 1 | |
163 | Работа над ошибками. Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. | 1 | |
164 | Ситуации устного общения. | 1 | |
165 | Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | 1 | |
| Итого | 165 | |