Рабочая программа по учебному предмету «Труд» (технология) для обучающихся реализующих АООП ИН (вариант 2) 8 класс 2024–2025 учебный год
Управление образования и социального развития Осинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
СОГЛАСОВАНО |
|
|
|
приказом №254/1
МБОУ «Школа – интернат»
от 02.09.2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Труд (технология)
для обучающихся реализующих АООП ИН (вариант 2)
8 класс
2024-2025 учебный год
Составила: Чугаева Наталья Александровна
г. Оса, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» (технология) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП ИН вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR), с учетом обновления материально-технической базы кабинета трудового обучения (сельскохозяйственный труд) за счет реализации национального проекта «Образование» мероприятия «Доброшкола».
ФАООП ИН (вариант 2) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» ( технология) в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование отражает использование современного оборудования на уроках проекта «Доброшкола».
Курс «Труд» (технология) построен с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять знания в течении ряда лет, дополнять их новыми сведениями. Содержание учебного предмета «Профильный труд» представлено следующими разделами: «Полиграфия», «Керамика», «Батик», «Ткачество», «Швейное дело», «Деревообработка», «Растениеводство».
Учитель самостоятельно определяет раздел курса Труд (технология), т.к. созданы условия для реализации данного направления.
Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику
безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного выполнения поставленных задач (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности приближают обучающегося к реальной жизни и способствуют достаточно глубокому уровню усвоения данной программы.
Содержание раздела «Растениеводство» включает: выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытьё растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев. Мытьё горшков и поддонов;
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки(лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытьё садового инвентаря.
Приобретенное оборудование в рамках национального проекта «Образование», мероприятия «Доброшкола» позволяет расширить возможности содержания рабочей программы, курса «Растениеводства», имеется возможность выращивание растений в теплице.
Цель обучения- подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к доступной трудовой деятельности на основе современного оборудования национального проекта «Доброшкола».
Основные задачи:
-развитие интереса к трудовой деятельности;
-формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
-освоение отдельных операций и технологий по работе с почвой, с растениями.
Реализация рабочей программы "Математические представления" или части рабочей программы может быть организовано с применением ЭО и ДОТ в случаях, когда невозможна или нецелесообразна их очная реализация. Порядок применения ЭО и ДОТ регламентирует "Положение об ЭО и использовании ДОТ в образовательном процессе".
Планируемые результаты освоения учебного курса «Растениеводство»:
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
Овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступного профиля- «Растениеводство», с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы: соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями и т.д.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
Обогащение положительного опыта и установка на активное использование технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на своё жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким
Количество часов:136 часов
Количество часов в неделю: 4 часов
Календарно- тематические планирование.
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Растениеводство. Вводное занятие. |
1 |
2 |
Что такое растениеводство? |
1 |
3 |
Профессия плодовод. |
1 |
4 |
Профессия овощевод. |
1 |
5 |
Овощи открытого и закрытого грунта. |
1 |
6 |
Овощи открытого и закрытого грунта. |
1 |
7-9 |
Овощи открытого и закрытого грунта. |
2 |
10-11 |
Работа в теплице. Обрезание листвы и пасынкование. |
2 |
12-13 |
Работа в теплице. Мульчирование земли в теплице. |
2 |
14-15 |
Работа в теплице. Сбор урожая помидор. |
2 |
16-17 |
Работа в теплице. Выкапывание корней томатов. |
2 |
18-19 |
Перекапывание почвы в теплице и внесение органических удобрений. |
2 |
20-24 |
Сбор семян уличных цветов. |
4 |
25-29 |
Чистка семян цветов, просушка. |
4 |
30 |
Чистка и мытьё садового инвентаря. |
1 |
31-33 |
Изготовление пакетиков для семян. |
3 |
34 |
Знакомство с комнатными растениями. |
1 |
35-36 |
Черенкование герани . |
2 |
37-38 |
Посадка черенков герани. |
2 |
39-40 |
Определение необходимости полива комнатных растений. |
2 |
41-42 |
Определение количества воды для полива. |
2 |
43 |
Полив растения. |
1 |
44 |
Рыхление почвы. |
1 |
45 |
Мытьё растений. |
1 |
46 |
Опрыскивание растений. |
1 |
47 |
Пересадка герани. |
2 |
48 |
Удаление сухих листьев. |
1 |
49-86 |
Уход за комнатными растениями. |
36 |
87-90 |
Подготовка семян к посеву. |
4 |
91-94 |
Посев семян петуньи. |
4 |
95-98 |
Посев семян помидор. |
4 |
99-106 |
Полив рассады. Уход за рассадой (полив, рыхление, подкормка) |
8 |
107-110 |
Пикировка рассады. Уход за рассадой (полив, рыхление, подкормка) |
4 |
111-114 |
Перекапывание почвы в теплице. |
4 |
115-118 |
Высадка рассады в теплицу. |
4 |
119-136 |
Полив растений. Удаление сорняков. |
14 |
Содержание обучения.
Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения, которые представлены в виде определенных заданий. Учебно- производственные упражнения являются совокупностью взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая технология, новые материалы и т.д.). Повышение качества изготавливаемых изделий обеспечивает обновленная материально-техническая база швейной мастерской за счет реализации проекта «Доброшкола».
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и
наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Организация работы учитывает рекомендации в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» («Доброшкола»). Целью мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры. В связи с этим возникает необходимость реализовать программу с учетом современных технологий, используя оснащенность кабинета «Сельскохозяйственный труд»» профессиональным оборудованием.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности на основе современного оборудования приобретенного в рамках реализации национального проекта «Доброшкола»:
Наименование оборудования |
Кол-во |
Код |
Теплицы. |
2 шт. |
1 |
Гидропонная установка для выращивания зеленных культур. |
1 шт. |
2 |
Многоярусные тент-пропогаторы для укоренения и развития растений на ранних стадиях. |
2 шт. |
3 |
Прожекторы. |
2 шт. |
4 |
Комплект учебно-методических материалов для изучения направления «Сельскохозяйственный труд. Растениеводство». |
1 шт. |
5 |
Наглядные пособия для изучения сельскохозяйственных растений и уход за ними. |
1 шт. |
6 |
Стеллажи для выращивания рассады. |
5шт. |
7 |
Ручные культиваторы. |
5 шт. |
8 |
Мотыги. |
10 шт. |
9 |
Лопаты. |
10 шт. |
10 |
Полольники. |
10 шт. |
11 |
Вилы для копки картофеля. |
10 шт. |
12 |
Грабли веерные. |
10 шт. |
13 |
Грабли. |
10 шт. |
14 |
Тачки «Профессионал». |
3 шт. |
15 |
Лейки |
3 шт. |
16 |
Лопаты. |
1 шт. |
17 |
Полольники. |
1 шт. |
18 |
Наборы садово-огородных инструментов из 5 и 6 предметов. |
20 шт. |
19 |
Телевизор Samsung UE49MU6400U (49*) |
1 шт. |
20 |
Стол – ученический одноместный. |
12 шт. |
21 |
Стул ученический. |
12 шт. |
22 |
Стол стул для учителя. |
1 шт. |
23 |
Стул для учителя. |
1 шт. |
24 |
Шкаф. |
3 шт. |
25 |
Специальное оборудование позволяет учитывать все особенности и возможности каждого обучающегося, подобрать соответствующие методы и приемы эффективной коррекционно-развивающей работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности |
|
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Об-ие Добр.шк |
||||
Растениеводство -8часов |
|
|||||
1 |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике Безопасности. Инструменты и приспособления для работ |
1 |
Повторение правил поведения в кабинете. Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила безопасной работы и инструментам. |
Называют профессии в растениеводстве. Повторяют за учителем инструктаж по технике безопасности. Называют и показывают рабочие инструменты и приспособления с опорой на наглядность. Учатся правильно организовывать рабочее место. Повторяют за учителем правила безопасной работы с инвентарём и инструментами. |
Называют и показывают рабочие инструменты и приспособления. Учатся правильно организовывать рабочее место. Повторяют правила безопасной работы швейными инструментами |
|
2 |
Знакомство с профессией плодовод |
1 |
Знакомство с профессией плодовод. Функции выполнения плодовода. За какими плодовыми деревьями ухаживает. |
Знакомство с профессией плодовод. Функции выполнения плодовода. Что должен знать и уметь делать плодовод. |
Знакомство с профессией плодовод. Функции выполнения плодовода. |
20 |
3 |
Знакомство с профессией овощевод |
1 |
Знакомятся кто такой овощевод. Что входит в его обязанности. |
Знакомятся с профессией овощевод. Что должен знать и уметь делать овощевод. |
Знакомятся с профессией овощевод. Что должен знать и уметь делать овощевод. |
20 |
4 |
Овощи. Выращивание овощей в открытом и защищённом грунте. |
4 |
Систематизация знаний, обучающихся об овощах.
Знакомство с понятием слова – теплица. Плюсы и минусы выращивания овощей в теплице. Защищённый грунт и его значение.
|
Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей. Распознавание овощей. Классификация овощных культур. Знакомятся с теплицами. Узнают какую функцию выполняют теплицы. |
Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей. Распознавание овощей. Классификация овощных культур. Знакомятся с теплицами. Узнают какую функцию выполняют теплицы. |
1 20 |
5 |
Томат. Работа в теплице. Обрезание листвы и пасынков( боковых побегов) томатов в теплице. |
2 |
Строение и некоторые особенности томата. Обрезание листвы и пасынков томатов в теплице. |
Обрезание листвы и пасынков( боковых побегов) томатов в теплице. |
Обрезание листвы и пасынков( боковых побегов) томатов в теплице. |
1 19 |
6 |
Работа в теплице. Мульчирование земли в теплице. |
2 |
Знакомятся что такое мульчирование. Как правильно проводить мульчирование. Что нельзя использовать в качестве мульчи. Необходимость мульчирования.
|
Практическая работа. Мульчируют в теплице подвялой скошенной травой. |
Практическая работа. Мульчируют в теплице подвялой скошенной травой. |
1 15 |
7 |
Работа в теплице. Сбор урожая томатов. |
2 |
Практическая работа. Собирают созревшие томаты. |
Практическая работа. |
Знают и собирают созревшие помидоры. |
1 19 |
8 |
Работа в теплице. Выкапывание корней томатов. |
2 |
Практическая работа. Работают в теплице. |
Научить работать с лопатой, соблюдать ТБ |
Работают с инвентарём , соблюдая ТБ |
15 10 |
9 |
Сбор семян уличных цветов. |
4 |
Практическая работа. Собирают семена уличных цветов. |
Называют и показывают уличные цветы. Определяют созревшие семена . |
Собирают семена садовых цветов. |
|
10 |
Чистка семян цветов, просушка. |
4 |
Знакомятся с правилами чистки семян уличных цветов и видами просушки. |
Изготавливают пакетики для семян, подписывают названия цветов. |
Очищают от мусора семена садовых цветов и выкладывают для просушки. |
6 20 21 22 |
11 |
Чистка и мытьё садового инвентаря. |
1 |
Повторяют правила ухода за содовым инвентарём и видами хранения. |
Очищают садовый инвентарь от земли, моют, просушивают. |
Очищают садовый инвентарь от земли, моют, просушивают. По необходимости уносят в столярную мастерскую для ремонта. |
10 9 15 |
12 |
Знакомство с комнатными растениями. |
2 |
Знакомятся с комнатными растениями. С видами комнатных растений (светолюбивые, тенелюбивые). |
Записывают в тетради названия комнатных растений, по возможности зарисовывают. Рассматривают наглядно цветы, выделяют отличительные свойства. |
Называют и показывают комнатные растения, делят на светолюбивые и тенелюбивые. |
6 20 21 22 |
13 |
Черенкование герани . |
2 |
Знакомятся с видами черенкования герани. |
Рассказывают и показывают, как и какими видами можно черенковать герань. Работают с алгоритмом черенкования герани. |
Черенкуют герань, готовят черенки герани для посадки. |
6 20 21 22 |
14 |
Посадка черенков герани. |
2 |
Знакомятся с алгоритмом посадки черенков герани, с необходимым инвентарём. |
Рассказывают как правильно нужно садить герань, что для этого необходимо. |
Готовят рабочее место, и необходимый инвентарь. Самостоятельно высаживают черенки герани. |
6 20 21 22 |
15 |
Определение необходимости полива комнатных растений. |
4 |
Знакомятся с видами определения полива комнатных растений. Повторяют правила ухода за растениями. Знакомятся с определёнными рекомендациями полива растений. |
Работают в рабочей тетради, с наглядным материалом, карточками. |
Определяют необходимость полива комнатных растений. |
6 20 21 22 |
16 |
Полив растений. |
4 |
Готовят инвентарь для полива растений (лейки).заготавливают воду. |
Поливают растения. |
Поливают растения. |
|
17 |
Уход за канатными растениями. |
41 |
Знакомство с видами ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, опрыскивание, удаление сухих листьев) |
Работают с наглядным материалом, рассказывают виды ухода за комнатными растениями. |
Ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят почву, опрыскивают, моют листья, убирают сухие листья) |
6 20 21 22 |
18 |
Подготовка семян к посеву. |
4 |
Знакомство с подготовкой семян к посеву ( сортировка, обеззараживание, замачивание, проращивание) |
Знакомство с подготовкой семян к посеву ( сортировка, обеззараживание, замачивание, проращивание) |
Сортируют, замачивают, проращивают семена для посадки. |
6 20 21 22 |
19 |
Посев семян петуньи. |
4 |
Повторение видов посева петуньи. |
Подготавливают необходимый инвентарь, почву. |
Сеют петунью. |
6 20 21 22 |
20 |
Посев семян помидор. |
4 |
Повторение видов посева помидор. |
Подготавливают необходимый инвентарь, почву. |
Сеют помидоры. |
7 6 20 21 22 |
21 |
Полив рассады. Уход за рассадой (полив, рыхление, подкормка) |
12 |
Знакомство с уходом за рассадой. |
Поливают рассаду, рыхлят, пикируют. |
Поливают рассаду, рыхлят, пикируют. |
7 6 20 21 22 |
22 |
Подготовка почвы в теплице для высадки рассады. |
22 |
Повторение ТБ при работе с садовым инвентарём. |
Вскапывают и подготавливают почву для высадки растений. |
Работают в теплице. |
10 9 15 |
23 |
Окончательная работе в теплице. |
2 |
Повторение ТБ при работе с садовым инвентарём. |
Проводят окончательную высадку рассады помидор и петуньи. |
Работают в теплице. |
10 9 15 |