Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» (вариант 1, АООП, 2 класс)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: На заседании МО учителей предметников Протокол №_____ от «___» августа 2018 года Руководитель МО ____________ О.А.Лебедева |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ___________ С.А Яценко «____» августа 2018г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы: _______С.В. Рублевская «____» августа 2018г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Ручной труд»
2 класс (вариант 1 АООП)
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных классов
Кострома 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599 и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради Л.А.Кузнецовой «Технология. Ручной труд» (2 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ручному труду придаётся огромное значение в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, формирование мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Исходя из цели, курс «Ручной труд» направлен на решение следующих задач:
Образовательные:
формировать представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формировать представления о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формировать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательные психические процессы;
развивать умственную деятельность;
развивать сенсомоторные процессы, руки, глазомера через формирование практических умений;
развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью.
Воспитательные:
воспитывать и формировать интерес к разнообразным видам труда;
воспитывать и формировать информационную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность; развивать социально ценные качества личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение данного предмета позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с лёгкой степенью отсталости (интеллектуальными нарушениями), с учётом их возрастных особенностей, путём систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительной и двигательной координации, ручной моторики.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Ручной труд» во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП по ручному труду включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по ручному труду определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;
знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
знать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знать виды трудовых работ;
знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
выполнять простые инструкции учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать с помощью учителя;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
оценивать свою работу с помощью учителя;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
знать виды трудовых работ;
отвечать на простые вопросы;
выполнять простые инструкции учителя;
знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;
знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;
знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
оценивать свою работу с помощью учителя;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Личностные:
формирование представления о себе, собственных возможностях: умение рассказать о своих успехах и неудачах в трудовой деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире: уметь обратиться за помощью;
формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами и ритуалами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, вести диалог со сверстниками;
формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем: быть послушным, выполнять требования учителя, понимать важность труда;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности: умение преодолевать возникающие трудности, признавать свои ошибки и исправлять их, уметь ладить с другими членами коллектива, соблюдать дисциплину на уроках;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях: умение договариваться, идти на уступки, признавать вину;
формирование эстетических потребностей, чувств; формировать нравственные установки и моральные нормы; уметь замечать красоту окружающего мира, уметь направлять собственную активность во благо себе и людям;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, должного отношения к своим поступкам, оказывать посильную помощь одноклассникам;
формирование элементарных навыков самообслуживания, умения довести начатое дело до конца, быть способным к коллективным формам деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение дисциплины на уроке, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение техники безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематическое планирование предмета «Ручной труд» во 2 классе включает в себя следующие разделы:
№ | Наименование раздела | количество часов |
1 | Работа с пластилином/глиной | 5 |
2. | Работа с текстильными материалами | 5 |
3. | Работа с металлом | 5 |
4. | Работа с природными материалами | 5 |
5. | Работа с бумагой | 5 |
6. | Комбинированные работы | 9 |
Итого: | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Приложение 1.
Оценочная деятельность (контрольный инструментарий)
Приложение 2.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
-зона отдыха для обучающихся в классном помещении.
-компьютер.
-интерактивная школьная доска.
-проектор.
-компьютерные презентации.
-комплекты сюжетных и предметных картинок.
-демонстрационные таблицы.
-фрагменты аудио- и видеозаписей
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Ручной труд»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия. | Методическое обеспечение урока | Коррекционная работа | |
| Работа с глиной и пластилином - 2 часа | ||||||
1 | Лепка геометрических тел (куба, бруска). Складывание из брусков ворот, крепости.
| 1 | Беседа о свойствах пластилина, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Знакомство с приёмами работы с пластилином (разминание, скатывание, растягивание) Инструктаж по ТБ при работе с пластилином. Изготовление кубиков и брусов разного размера с применением различных приёмов работы. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот, крепости по образцу. Анализ и оценка работ. | Стек, пластичность. Брус, куб. Ворота, крепость. | Геометрические фигуры. Образцы фигур из пластилина. | Развитие слухового и зрительного внимания; мыслительных операций: анализ, сравнение, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки; активизация словаря. | |
2 | Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную форму (молоток). | 1 | Беседа о свойствах пластилина. Повторение приёмов работы с пластилином. Анализ образца и сравнение его с инструментом. Правила обращения с пластилином. Изготовление поделки по образцу. Беседа о профессии столяра. | Инструменты, молоток, рубанок. | Образцы инструментов. Образцы инструментов из пластилина. | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в задании, самоконтроля; активизация словаря. | |
| Работа с природными материалами – 3 часа | ||||||
3. | Заготовка природных материалов. | 1 | Беседа об осени: созревании плодов, семян, пожелтении листьев, цветении цветов. Рассматривание на школьном участке деревьев, цветов, их называние. Сбор природного материала. Беседа о свойствах природных материалов (хрупкость, ломкость). Знакомство с правилами хранения, высушивания. Знакомство с видами природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Игра «С какого дерева листок» | Природный материал: листья, плоды, семена, кора деревьев, перья птиц, цветы, веточки деревьев. | Пакеты для семян. Мешочки для плодов | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; воображения; наблюдательности; умения планировать свою деятельность. | |
4. | Составление предметной аппликации из засушенных листьев на плотной подложке. | 1 | Беседа об инструментах, используемых при работе с природными материалами. Инструктаж по правилам по ТБ. Анализ образца. Планирование работы. Изготовление поделки с учителем. | Листья. Подложка. Хрупкость, ломкость, прочность. | Образец работы. Сухие листья, клей, картон для подложки | Развитие зрительного восприятия, воображения; ориентирования на плоскости, мелкой моторики; умения планировать свою деятельность. | |
5 | Изготовление сюжетной композиции из природного материала по образцу | 1 | Беседа по сюжетной картинке. Анализ образца по вопросам. Планирование по вопросам учителя. Инструктаж по правилам ТБ. Изготовление поделки. Самоанализ выполненных работ. | Семена Плоды листья | Образец работы. Сухие листья, травинки, семена, клей. Картон для подложки | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; воображения; мелкой моторики; наблюдательности; умения планировать свою деятельность. | |
| Комбинированные работы – 2 часа | ||||||
6 | Аппликация из пластилина, крупы, листьев деревьев. «Гриб» | 1 | Беседа о грибах с использованием рисунков. Анализ образцов в совместной беседе. Планирование работы. Повторение приёмов работы с пластилином (отщипывание, размазывание) Инструктаж по ТБ. Самостоятельная практическая работа. Анализ и оценка работ. | Гриб, ножка, шапка. | Образец изделия. Картинки с грибами. Крупа, осенние листья деревьев, пластилин, картон. | Развитие воображения, зрительного восприятия, представления, развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, развитие самоконтроля. | |
7 | Аппликация из бумаги, пластилина, семечек. «Подсолнух» | 1 | Беседа о растительном мире. Повторение приёма размазывания пластилина. Анализ образца в совместной беседе. Инструктаж по ТБ. Самостоятельная работа учащихся. Анализ и оценка работ. | Подсолнух, семечки | Картинка «Подсолнух» Образец изделия. Семечки, пластилин, бумага, картон, клей. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций: анализ, сравнение, мелкой моторики рук, развитие умения ориентироваться в задании. | |
| Работа с бумагой - 2 часа | ||||||
8 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Рыба» | 1 | Вводная беседа о бумаге (из чего, как изготавливают, когда и где изобрели). Беседа о свойствах бумаги. Организация рабочего места при работе с бумагой и клеем. Анализ образца в беседе. Планирование последовательности операций с использованием технологической карты. Инструктаж по ТБ. Выполнение работы. Анализ работ. | Аппликация. Технологическая карта. обрывание | Образец поделки Клей Цветная бумага Лист белой бумаги с контуром рыбы. | Развитие умения наблюдать, сравнивать и анализировать, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики рук. | |
9 | Аппликация из мятой бумаги по образцу. «Дерево осенью» | 1 | Беседа о сезонных изменениях в природе, состоянии деревьев в разные времена года. Изготовление аппликации из мятой бумаги по образцу. Закрепление навыков сминания бумаги. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами. Освоение приёмов резания бумаги ножницами по прямым линиям. Выполнение работы с помощью учителя. | Дерево, осень, аппликация | Ножницы, клей, картон, цветная бумага, простые карандаши, | Развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости бумаги, развитие мелкой моторики рук. | |
| Работа с металлом – 2 часа | ||||||
10 | Изготовление рыбки из фольги. | 1 | Знакомство с фольгой. Рассказ учителя о фольге. Организация рабочего места при работе с фольгой. Анализ образца. Обучение приёмам работы с алюминиевой фольгой (сгибание, сминание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание). Инструктаж по ТБ. Самостоятельная работа детей по изготовлению игрушки. | Фольга. Сгибание, сминание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание. | Образец игрушки. | Развитие зрительного и слухового внимания; мелкой моторики рук, умения ориентироваться в задании, самоконтроля; активизация словаря. | |
11 | Изготовление бус из фольги. | 1 | Организация рабочего места при работе с фольгой. Анализ образца. Показ приёмов работы с фольгой. Инструктаж по ТБ. Самостоятельная работа детей. Изготовление бус из фольги. | Сминание, разрывание. | Образец бус. | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственного мышления; мелкой моторики рук. | |
| Работа с природными материалами - 2 часа | ||||||
12 | Изготовление по образцу из еловой шишки, пластилина, засушенных листьев. «Сова» | 1 | Беседа о растительном и животном мире (хвойные деревья, сова). Анализ образца. Повторение приёмов работы с природными материалами. Инструктаж по ТБ. Самостоятельная работа по образцу. Анализ и оценка работ. | Сова. Голова. Крылья. Клюв. Еловая шишка. | Образец фигурки совы. Картинки с совой. | Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), развитие мелкой моторики рук. | |
13 | Изготовление из желудей, палочек, перьев и тростниковой травы. «Птички в гнезде» | 1 | Беседа о повадках птиц. Рассматривание и анализ образца птички в гнезде. Планирование работы. Инструктаж по ТБ. Выполнение работы с помощью учителя. Выставка работ. | Гнездо. Вьёт. Тростниковая трава. | Картинки с птичками. Образец птички в гнезде. | Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез). | |
| Комбинированные работы – 3 часа | ||||||
14 | Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией из бумаги и ваты, | 1 | Знакомство с понятием «шаблон», правилами работы с ним. Беседа о вате (свойствах: скручивается, разрывается, скатывается; применении). Рассматривание и анализ образца. Планирование работы. Показ приёмов работы. Инструктаж по ТБ. Разметка и резание бумаги и картона с использованием шаблонов. Самостоятельная работа. Анализ и оценка работ. | Шаблон, Дед Мороз, Новый год, ёлка, ёлочные игрушки. | Образец изделия. Цветная бумага, клей, вата, ножницы, шаблоны. | Развитие воображения, развитие мышления (сравнение, анализ, конкретизация, синтез); развитие мелкой моторики рук. | |
15 | Аппликация из бумаги, пластилина, фольги. «Новогодняя ёлка» | 1 | Показ приёмов прикрепления деталей на лист картона. Планирование работы. Инструктаж по ТБ. Самостоятельные работы детей. Анализ и оценка работ. | Новый год, ёлка, ёлочные игрушки. | Образец изделия. Цветная бумага, клей, вата, ножницы, фольга. | Развитие воображения; развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия; развитие мелкой моторики рук. | |
16 | Изготовление аппликации по образцу из картона, ваты, манки. «Белые медведи» | 1 | Беседа о животном мире (белые медведи, бурые медведи). Анализ образца. Повторение правил работы с различными материалами. Инструктаж по ТБ. Самостоятельная работа по образцу. Анализ и оценка работ. | Белые медведи | Картинки «Белые медведи» Образец поделки. Картон, белая бумага, клей, вата, манная крупа | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций: анализ, сравнение, мелкой моторики рук, развитие воображения. | |
| Работа с текстильными материалами - 2 часа | ||||||
17 | Шитьё по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям, треугольник, квадрат, круг). | 1 | Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Закрепление приемов вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям, треугольник, квадрат, круг). | Нитки, игла, ушко, игольница, стежки, ножницы. | Иголки, нитки, шаблоны. Образцы изделий. | Развитие зрительного внимания, развитие пространственной ориентации; развитие мелкой моторики рук. | |
18 | Пришивание пуговиц с 2-мя сквозными отверстиями. | 1 | Вводная беседа о значении пуговиц, цвете, форме. Анализ образца по вопросам учителя. Правила ТБ при работе с иглой. Определение последовательности пришивания пуговиц. Выполнение работы. Анализ работ. | Пуговица, отверстие | Пуговицы различных размеров, нитки, игла. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций: анализ, сравнение; развитие умения ориентироваться в последовательности выполнения задания. | |
| Работа с глиной и пластилином - 3 часа | ||||||
19 | Лепка с натуры предметов цилиндрической формы. «Стакан, кружка». | 1 | Беседа о геометрических телах и фигурах, цилиндрической форме предметов. Анализ образца. Повторение приёмов работы с пластилином (разминание, отщипывание, раскатывание, сплющивание, примазывание). Планирование работы в беседе по вопросам учителя. Инструктаж по ТБ. Выполнение задания. Оценка и анализ работ. | Стакан, кружка Цилиндр разминание, отщипывание, раскатывание, сплющивание, примазывание | Геометрические фигуры. Кружка. Пластилин. | Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций: анализ, сравнение, мелкой моторики рук, развитие воображения. | |
20 | Лепка с натуры предметов конической формы. «Цветочный горшок». | 1 | Беседа о свойствах материалов, о предметах цилиндрической и конической формы. Анализ натуральных предметов. Планирование последовательности выполнения работы. Инструктаж по ТБ. Обучение приемам изготовления предметов конической формы. Анализ и оценка работ. | Конус, цветочный горшок | Конус, ведерко, пластилин, подкладные доски | Развитие зрительной памяти, навыков анализа, воображения, мелкой моторики рук. | |
21 | Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». «Ель», «Пень», «Колобок». | 1 | Просмотр м/ф «Колобок». Герои сказки. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Повторение приёмов работы с пластилином (разминание, отщипывание, раскатывание, скатывание, расплющивание, прищипывание) и инструментами. Анализ образца и сравнение его с игрушкой. Инструктаж по ТБ. Изготовление композиции с помощью учителя. Анализ и оценка работ. | Пень. Разминание, отщипывание, раскатывание, скатывание, расплющивание, прищипывание | Сюжетные картинки Технологическая карта изготовления. | Развитие зрительного внимания, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), развитие мелкой моторики рук. | |
| Работа с металлом - 3 часа | ||||||
22 | Изготовление цепочки из проволоки. | 1 | Вводная беседа о проволоке с демонстрацией её свойств. Организация рабочего места при работе с проволокой. Инструктаж по ТБ при работе с проволокой. Обучение приёму наматывания проволоки на карандаш. Выполнение работы с частичной помощью учителя. Соединение деталей в цепь. Анализ работ. | Проволока. Наматывание. | .Образец изделия. | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики рук. | |
23 | Изготовление контуров геометрических фигур из проволоки. | 1 | Организация рабочего места при работе с проволокой. Анализ образца. Обучение приёмам работы с проволокой (сгибание, сгибание под прямым углом, сгибание в кольцо). Анализ и оценка работ. | Проволока. Сгибание. | Образцы геометрических фигур. | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики рук. | |
24 | Изготовление декоративных фигурок из проволоки | 1 | Организация рабочего места при работе с проволокой. Анализ образца. Инструктаж по ТБ. Работы с проволокой (сгибание, сгибание под прямым углом, сгибание в кольцо, сгибание волной, в спираль). Самостоятельная работа детей Анализ и оценка работ. | Проволока. Сгибание. | Образец фигурки животного. | Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, развитие мелкой моторики рук. | |
| Работа с бумагой - 3 часа | ||||||
25 | Изготовление закладки сложной конфигурации из картона и цветной бумаги по образцу. | 1 | Повторение приемов резания по линиям разметки предметов сложной конфигурации на образцах. Инструктаж по правилам ТБ. Анализ образца изделия. Планирование работы по технологической карте. Обучение приемам рациональной разметки по ходу выполнения работы. Коллективный анализ и оценка поделок. | Закладка, картон, разметка. Аппликация. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, | Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, развитие мелкой моторики рук. | |
26 | Изготовление открытки с аппликацией из скатанной бумаги. «Сказочный цветок»». | 1 | Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном. Закрепление знаний о праздниках. Анализ образца. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Показ приёмов скатывания и сминания бумаги. Самостоятельное выполнение работы. Выставка готовых работ. | Аппликация. Обрывание. Отрывание. Разрывание. | Панно. Картон, бумага, клей. | Развитие зрительного внимания; развитие зрительно-пространственной ориентации; развитие мелкой моторики рук. | |
27 | Изготовление панно из кусочков оторванной бумаги. | 1 | Организация рабочего места. Анализ образца. Показ приёмов обрывания бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба. Самостоятельная работа. | Панно. Скатывание. Сминание. | Картон, бумага. Панно. | Развитие зрительной памяти; развитие мелкой моторики рук. | |
| Работа с текстильными материалами - 3 часа | ||||||
28 | Изготовление ягод из связанных пучков ниток. | 1 | Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Анализ образца. Планирование последовательности изготовления стилизованных ягод из связанных пучков нитей. Выполнение работы с частичной помощью учителя. | Пучок. Связывание. | Образец изделия. Нитки. | Развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук. | |
29 | Изготовление стилизованных фигур человека. «Мальчик» | 1 | Анализ образцов, изготовленных способом наматывания ниток на основу и связывания в пучок. Планирование последовательности изготовления фигурки. Обучение приёмам наматывания ниток и перевязыванию. Выполнение работы с помощью учителя. | Мальчик, наматывание | Образец фигурки мальчика из ниток | Развитие воображения, зрительного восприятия, представления, мыслительных операций; мелкой моторики рук, самоконтроля. | |
30 | Изготовление стилизованных фигурок человека. «Девочка» | 1 | Анализ образцов, изготовленных способом наматывания ниток на основу. Планирование последовательности изготовления фигурки. Обучение приёмам наматывания ниток и перевязыванию. Закрепление ранее изученных приёмов работы с нитками. | Девочка. Наматывание. Связывание. | Образец фигурки девочки из ниток. | Развитие воображения, зрительного восприятия, представления, мыслительных операций; мелкой моторики рук, самоконтроля. | |
| Комбинированные работы - 4 часа | ||||||
31 | Изготовление композиции из бумаги, пластилина. «Бабочка на цветочной поляне». | 1 | Беседа о животном и растительном мире (бабочки, цветы). Рассматривание иллюстраций. Повторение приёмов работы с пластилином (разминание, отщипывание, раскатывание, скатывание, расплющивание, прищипывание) и инструментами. Анализ образца и сравнение его с иллюстрациями. Инструктаж по ТБ. Изготовление композиции с помощью учителя. Анализ и оценка работ. | Бабочка. Шаблон. | Образец изделия. Картинки с изображением бабочек на поляне. Картон, пластилин, бумага, ножницы, карандаш. | Развитие наблюдательности, воображения, умения ориентироваться в пространстве. | |
32 | Аппликация из бумаги, ниток, крупы. «Весенняя поляна» | 1 | Беседа о сезонных изменениях в природе, состоянии природы в разные времена года. Организация рабочего места при работе с различными материалами. Закрепление приемов наматывания ниток и разрезания их. Инструктаж по ТБ. Изготовление композиции с помощью учителя «весенняя поляна». Анализ и оценка работ. | Подснежник, проталина. | Бумага, ножницы, нитки, крупа. Образцы изделий | Развитие зрительного внимания; развитие зрительно-пространственной ориентации; развитие мелкой моторики рук. | |
33. | Изготовление пчёлки на цветке с использованием картона, бумаги, пластилина, пластиковой бутылки. | 1 | Беседа о пчёлах. Анализ образца с выделением деталей изделия. Составление плана работы. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Самостоятельная работа. Выставка готовых работ. | Пчёлка. Цветок. Пластиковая бутылка. | Образец изделия. Картинки с пчелой. Пластиковая бутылка. Ножницы. | Развитие зрительного и слухового восприятия; развитие памяти; развитие мелкой моторики рук. | |
34 | Коллективная работа «Здравствуй, лето!» | 1 | Беседа о лете, каникулах. Составление краткого рассказа об элементах лета. Организация рабочего места при работе с бумагой и нитками. Составление плана работы. Распределение заданий по бригадам. Инструктаж по ТБ. Организация коллективного труда. Оформление коллективной работы. | Коллаж, нитки, бумага. | Бумага, ножницы. Образцы изделий | Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственной ориентации на листе бумаги; мелкой моторики рук, воображения. | |
Приложение 2
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Ручной труд» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы.
Контрольный инструментарий для оценки планируемых результатов освоения учебного предмета «Ручной труд» включает:
материалы практических работ на каждом уроке;
самостоятельные практические работы;
мониторинг трудовых навыков.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке по результатам выполнения практических заданий.
Самостоятельные практические работы проводятся по 2 видам работы: работа с бумагой и картоном, работа с текстильными материалами. Практические работы с проволокой, древесиной, металлоконструктором и природным материалом проводить нецелесообразно в силу психофизических особенностей умственно отсталых детей и незначительного количества часов по данным темам.
В силу психофизиологических особенностей детей с умственной отсталостью, в качестве самостоятельной работы предлагается задание на точное повторение образца. Каждый ученик получает пакет с набором необходимых материалов для работы. Учитель показывает детям готовый образец, а затем схемы поэтапного изготовления изделия. Работы выполняются полностью самостоятельно без коллективного анализа и планирования. Ученик должен самостоятельно провести анализ образца и последовательно выполнить каждый этап изготовления изделия. Сравнить свое изделие с образцом и оценить его.
Важным условием успешного усвоения программного материала является диагностическая работа, которая направлена на выявление уровня овладения необходимыми умениями и навыками учебного предмета.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год - в начале и в конце учебного периода (ноябрь, апрель), на основе диагностики знаний и умений обучающихся и включает:
владение способами разметки изделия на заготовке (ориентироваться на листе бумаги с разъясняющей помощью учителя; разметка деталей по шаблону; разметка деталей с помощью измерительной линейки; разметка деталей на ткани);
владение приемами выделения деталей из заготовки (резание ножницами по прямой, кривой; разрывание по линии сгиба, по линии разметке; рациональное использование приёмов вырезания);
владение приемом анализировать образец (материал, названия и технологические свойства материалов; наличие деталей; форма деталей; цвет деталей; взаимное расположение предметов);
владение умениями выполнять изделие по показу;
владение способами сборки изделия (склеивание деталей; наклеивание деталей на основу; сшивание деталей строчной прямого / косого стежка);
владение приемом сравнения качества выполненной работы с образцом (соответствие изготовленного изделия образцу; качество выполнения технологических операций и приемов);
владение навыками самоорганизации (при подготовке рабочего места; при уборке рабочего места);
владение умением работать с информацией (работа с текстом учебника; чтение несложных чертежей);
соблюдение правил техники безопасности (названия и назначение инструментов, указанных в программе; ТБ с используемыми инструментами);
владение приемом планирования предстоящей работы с опорой на образец изделия (определять этапы выполнения работы с помощью картинного плана)
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса.
В течение первого полугодия 2-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.)
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Личностные результаты:
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, социально значимыми установками которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в баллах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
Мониторинг трудовых навыков.
ФИ учащегося Критерии | | | | | | | | | | | | | |
Владение навыками самоорганизации | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Соблюдение правил техники безопасности | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение приемом анализировать образец | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение приемом анализировать образец | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение приемами выделения деталей из заготовки | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение приемом планирования предстоящей работы с опорой на образец изделия | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение умениями выполнять изделие по показу | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение способами сборки изделия | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение приемом сравнения качества выполненной работы с образцом | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
Владение умением работать с информацией | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
«Неудовлетворительный» 0 баллов | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
«Низкий» уровень 0,5-0,9 баллов | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
«Ниже достаточного» 1-1,9 баллов | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | | |
«Достаточный» уровень 2-3 балла | НГ | | | | | | | | | | | | |
КГ | | | | | | | | | | | | |
Для отслеживания динамики используется следующая система оценок:
0 баллов | - | действие отсутствует, с работой не справляется; не включается в процесс выполнения вместе с учителем; |
1 балл | - | преимущественно выполняет действие при сотрудничестве с педагогом со всеми видами помощи; |
2 балла | - | организующая помощь, наглядно – действенная, разъясняющая; в отдельных ситуациях способен выполнить действие самостоятельно; |
3 балла | - | самостоятельное выполнение или с незначительной помощью учителя. |
5