Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса «Удивительный мир слов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Удивительный мир слов» (общеинтеллектуальное направление) для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (составлено в соответствии с программой Л.А. Ефросининой).
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся
используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Метапредметные результаты.
Поиграем со звуками, словами и предложениями.
Пора действовать!
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описанияи текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образованииличных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованиемзаданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте,и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Числа и слова.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании
числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Прочные связи.
Поиграем со звуками, словами предложениями
Универсальные учебные действия:
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
— игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки
и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении
проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
— моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение
(происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, позначению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы -синонимы.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
— подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
— наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
— самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
3 класс.
Из истории языка 4ч.
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по толковому словарю;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебного задания с использованием учебной литературы;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Загадки простого предложения 9ч.
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного
предложения;
— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
— осуществлять учебное сотрудничество;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
— оценивать положительные качества личности одноклассников;
— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект«Безопасный маршрут»);
— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
— работать с информацией, представленной в виде модели;
— соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
— проект «Безопасный маршрут»;
— творческая работа «Приглашение на праздник»;
— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
—конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
Лабиринты грамматики 2ч.
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу 8ч.
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
Значение имён.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такие разные признаки предметов 10ч.
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Универсальные учебные действия:
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
Согласно учебно – календарному графику в 2015 – 2016 учебном году 35 недель, в раздел «Такие разные признаки предметов» добавлен один час.
4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описанияи текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образованииличных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованиемзаданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте,и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании
числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи.
Любимые игры со словами.
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Согласно учебно – календарному графику в 2016 – 2017 учебном году 35 недель, в календарно-тематическое планирование добавлен один час.
№ |
Тема занятия |
Часы |
1 |
Поиграем со звуками, словами предложениями. |
7ч. |
2 |
Пора действовать! |
14ч. |
3 |
Числа и слова. |
4ч. |
4 |
Прочные связи. |
8ч. |
5 |
Любимые игры со словами. |
1ч. |
№ |
Содержание курса |
Формы организации и виды деятельности. |
|
Поиграем со звуками, словами предложениями 7ч. |
|||
1 |
Смотрю, говорю, слушаю. |
Игра «наборщик» |
|
Смотрю, говорю, слушаю. |
Игра «Наоборотки» |
||
2 |
Лексические загадки. |
Творческая работа (решение анаграмм, кроссвордов) |
|
3 |
Лексические загадки. |
Творческая работа (решение анаграмм, кроссвордов) |
|
4 |
Лексические загадки. |
Практичесая работа. |
|
5 |
Словесный конструктор. |
Игра «Чудесные превращения слов» |
|
6 |
Занимательная грамматика. |
Творческая работа (решение анаграмм, кроссвордов) |
|
7 |
Занимательная грамматика |
Творческая работа (придумывание фраз, состоящих из искуственных слов). |
|
Пора действовать! 14ч. |
|||
8 |
Для чего нужны глаголы? |
Лингвистический эксперимент: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» |
|
9 |
Для чего нужны глаголы? |
Лингвистический эксперимент: «Рассказываем только с помощью глаголов» |
|
10 |
Делать и сделать — не одно и то же. |
Практическая работа. |
|
11 |
Меняемся ролями. |
Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; |
|
12 |
Вчера, сегодня, завтра. |
Творческая работа |
|
13 |
Одно вместо другого. |
Игра «Меняемся ролями»; |
|
14 |
Она меня поняла и приняла. |
Практическая работа. |
|
15 |
Кто говорит, кто действует? |
Ролевая игра «Просить или приказывать?»; |
|
16 |
Сумею победить! |
Конкурс. |
|
17 |
Мечтаем и фантазируем. |
Творческая работа. Составление загадок с помощью глаголов |
|
18 |
Дай-подай… и поезжай! |
Практическая работа. |
|
19 |
Дай-подай… и поезжай! |
Викторин. |
|
20 |
Живые образы. |
Творческая работа |
|
21 |
Орфографический поединок. |
Игра-соревнование «Орфографический поединок». |
|
Числа и слова 4ч. |
|||
22 |
Для чего нужны числительные? |
Творческая работа «Мифы о числах»; |
|
23 |
Важные даты истории нашей страны (города, края). |
Творческая работа |
|
24 |
Рекорды в цифрах. |
Викторина «Числа в названиях художественных произведений |
|
25 |
За семью печатями. |
Практическая работа. |
|
Прочные связи 8ч. |
|||
26 |
Треугольный шарик. |
Практическая работа. |
|
27 |
Как водить машину за нос? |
Конкурс |
|
28 |
Послушный «подчинённый». |
Викторина. |
|
29 |
О «земляной» или «земной» красоте. |
Творческая работа «Путешествие туда и обратно»; |
|
30 |
Строгий «управляющий». |
Практическая работа. |
|
31 |
В Сибири и на Урале. |
Практическая работа. |
|
32 |
Связаны смыслом. |
Игра «Целое и части». |
|
33 |
Проект «Прочные связи» |
Творческая работа |
|
Любимые игры со словами 1ч. |
|||
34 |
Любимые игры со слова |
Конкурс «Любимые игры со словами». |
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Решаемые проблемы |
Предметные результаты |
Формируемые УУД |
Использование ИКТ и дидактических материалов |
|||||||||||||||||
По пла-ну |
фактическая |
Регулятивные УУД |
Познава-тельные УУД |
Коммуни-кативные УУД |
Личностные УУД |
||||||||||||||||||
Поиграем со звуками, словами предложениями 7ч. |
|||||||||||||||||||||||
1 |
1 неделя |
Смотрю, говорю, слушаю. |
Что такое фонетические правила и закономерности. |
Знакомство с фонетические задачи. |
формулировать собственное мнение, аргументировать его, |
уточнять значение слова по толковому словарю; |
договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; |
оценивать свои результаты. |
|||||||||||||||
2 |
2 неделя |
Смотрю, говорю, слушаю. |
Что такое графические правила и закономерности |
Знакомство с графические задачи. |
формулировать собственное мнение, аргуме нтировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; |
Наблюдать использование устаревших слов в тексте |
Формулировать собственное мнение , аргументировать его. |
оценивать правильность выполнения действий |
|||||||||||||||
3 |
3 неделя |
Лексические загадки. |
Что такое лексические загадки? |
Знакомство с лексическими загадками |
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; |
Наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте |
Самостоятельно или при помощи учи теля плани ровать дей ствия по вы полнению учебного предмета, формулировать собствен ное мнение , аргументировать его. |
оценивать правильность выполнения действий |
|||||||||||||||
4 |
4 неделя |
Лексические загадки. |
Составление лексических загадок. |
Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку. |
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. |
выбирать наиболее эффективные способы решения задач; реф лексировать способы и условия действий; контролировать и оценивать процесс |
Строить сообщения в устной и письменной форме. |
оценивать правильность выполнения действий. |
|||||||||||||||
5 |
5 неделя |
Словесный конструктор. |
Знакомство с морфемным анализом слова. |
Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад. |
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом |
Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. |
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания учебного материала. |
|||||||||||||||
6 |
6 неделя |
Занимательная грамматика. |
Знакомство со словообразовательным анализом слова. |
Шутливые лингвистические вопросы |
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом |
Исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложений. |
Осуществлять учебное сотрудничество. |
Контролировать деяте льность па ртнёра и о казывать в сотрудничестве необходимую помощь |
|||||||||||||||
7 |
7 неделя |
Занимательная грамматика. |
Работа со словообразовательными моделями. |
Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов |
применять установленные правила в планировании способа решения. |
использовать общие приемы ре шения за дач и при менять по лученные умения и навыки, ус танавливать соответс твие полу ченного результа та поставле нной цели. |
уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
Адекватная мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам, здоровьесберегающее поведение |
|||||||||||||||
Пора действовать! 14ч. |
|||||||||||||||||||||||
8 |
8 неделя |
Для чего нужны глаголы? |
Значение глагола в языке и речи. |
Лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» |
Осуществлять учебное сотрудничество |
Познакомить со словарём эпитетов |
уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, |
Контролировать деяте льность партнёра и оказывать в сотрудни честве необходимую помощь |
|||||||||||||||
9 |
9 неделя |
Для чего нужны глаголы? |
Глагол как часть речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. |
Лингвистические эксперименты: «Рассказываем только с помощью глаголов» |
Осуществлять учебное сотрудничество |
Научатся правильно выполнять описание предметов |
уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, |
Контролировать дея тельность партнёра и оказывать в сотруд ничестве необходимую помощь |
|||||||||||||||
10 |
10 неделя |
Делать и сделать — не одно и то же. |
Знакомство с видовыми парами глаголов, их значение. |
Лингвистические эксперименты: «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?» |
Осуществлять учебное сотрудничество |
Научатся употреблять в речи обстоятельства |
Анализировать и оцени вать содер жание, язы ковые осо бенности и структуру просты пред ложений. |
Оценивать положительные качества личности партнёра |
|||||||||||||||
11 |
11 неделя |
Меняемся ролями. |
Глаголы в личной форме. |
Повествование от первого и третьего лица |
Осуществлять учебное сотрудничество |
Научатся употреблять в речи дополнения |
Анализировать и оцени вать содер жание, язы ковые осо бенности и структуру просты предложений. |
Оценивать положительные качества личности партнёра |
|||||||||||||||
12 |
12 неделя |
Вчера, сегодня, завтра. |
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. |
Лингвистические эксперименты: «Как изменится смысл предложения, если поменять время глаголов?» |
Создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе |
выделять предложения с однородными членами |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Оценивать положительные качества личности партнёра |
|||||||||||||||
13 |
13 неделя |
Одно вместо другого. |
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. |
Лингвистические экспери менты: «Как изменится смысл предложения, если поменять глагол (на синоним, на антоним)?» |
Умение владеть диалогической речью. |
Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Оценивать положительные качества личности партнёра |
|||||||||||||||
14 |
14 неделя |
Она меня поняла и приняла. |
Использование глаголов в прямом и переносном значении. |
Творческая работа с использованием приема «художественное олицетворение». |
Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения. |
Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова. |
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. |
Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
|||||||||||||||
15 |
15 неделя |
Кто говорит, кто действует? |
О чѐм может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. |
Лингвистические эксперименты: образование формы 1-го лица единственного числа |
Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. |
Познакомить с поняти ями «пря мое» и «пе реносное» значени е слова; развивать речь; пополнять словарный запас уча щихся. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
|||||||||||||||
16 |
16 неделя |
Сумею победить! |
Обобщение. Видовые пары, время, личная форма глаголов. |
Викторина «Знатоки русского языка» |
Анализировать, делать выводы, сравнивать |
Соблюдать нормы русского литературного языка, использовать специальную терминологию |
Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении |
Осуществлять учебное сотрудничество, контро лировать действия партнёра и оказы вать необ ходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
17 |
17 неделя |
Мечтаем и фантазируем. |
Форма условного наклонения глагола. |
Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; |
Анализировать, делать выводы, сравнивать |
Соблюдать нормы русского литературного языка |
Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении |
Осуществлять уче бное сот рудниче ство, контро лировать действия партнёра и оказы вать необ ходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
18 |
18 неделя |
Дай-подай… и поезжай! |
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. |
ролевая игра «Просить или приказывать?» |
Анализировать, делать выводы, сравнивать |
Воспринимать на слух и понимать информационный текст. |
Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении |
Осуществлять учебное сотрудничество, контро лировать действия партнёра и оказы вать необ ходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
19 |
19 неделя |
Дай-подай… и поезжай! |
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. |
Ролевая игра «Просить или приказывать?» |
Анализировать, делать выводы, сравнивать |
Воспринимать на слух и понимать информационный текст. |
Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении |
Осуществлять учебное сотрудничество, контро лировать действия партнёра и оказы вать необ ходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
20 |
20 неделя |
Живые образы. |
Глаголы в пословицах и загадках. |
Составление загадок с помощью глаголов |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Осуществлять уче бное сот рудничество, конт ролиро вать дей ствия па ртнёра и оказывать необходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
21 |
21 неделя |
Орфографический поединок. |
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. |
Игра-соревнование «Орфографический поединок». |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Осуществлять поиск информации для выполнениния учебного задания с использованием учебной литературы. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Осуществлять учебное сотрудничество, контро лировать действия партнёра и оказы вать нео бходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
Числа и слова 4ч. |
|||||||||||||||||||||||
22 |
22 неделя |
Для чего нужны числительные? |
Как используются числительные в речи. |
Проект: «Главные события моей жизни». |
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, |
Осуществлять поиск информации для выполнениния учебного задания с использованием учебной литературы |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Осуществлять учебное сотрудничество, контро лировать действия партнёра и оказы вать необ ходимую взаимо помощь. |
|||||||||||||||
23 |
23неделя |
Важные даты истории нашей страны (города, края). |
Обозначение дат и времени с помощью числительных. |
Проект: «Страница истории». |
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. |
выбирать наибо лее эффективные способы решения задач; рефлексиро вать способы и у ссловия действий; контролировать и оценивать процесс и |
Строить сообщения в устной и письменной форме. |
оценивать правильность выполнения действий. |
|||||||||||||||
24 |
24 неделя |
Рекорды в цифрах. |
Числительные во фразеологизмах и пословицах. |
Проект: «Мифы о числах»; |
выбирать действия в соответствии с поставлен ной задачей и условиями её реализации.вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
осуществлять передачу информации (устным, письменным, способами).самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, |
предлагать помощь и сотрудничество, аргу ментировать свою по зицию и координи ровать её с позициями партнёров в сотрудни честве при выработке общего ре шения в со вместной деятельности. |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.ставить вопросы, используя изученные понятия, обращаться за помощью, уметь работать в парах. |
|||||||||||||||
25 |
25 неделя |
За семью печатями. |
Нормы употребления имѐн числительных.Исправление речевых ошибок. |
Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов». |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения. |
Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций |
|||||||||||||||
Прочные связи 8ч. |
|||||||||||||||||||||||
26 |
26 неделя |
Треугольный шарик. |
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. |
Игра «Словосочетания в пазлах» |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
Находить имена прилагательные, уметь объяснять свой выбор. |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Контролировать де ятельность партнё ра и ока зывать в сотрудничестве необходимую помощь |
|||||||||||||||
27 |
27 неделя |
Как водить машину за нос? |
Словосочетания с типом связи согласование |
Слова каких частей речи могут согласовываться. |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения. |
Участвовать в сов местной работе, обосновывать свою точку зре ния, выс лушивать одноклассников, не создавать конфликтов и нахо дить выхо ды из спо рных ситуаций |
|||||||||||||||
28 |
28 неделя |
Послушный «подчинённый». |
Особенности согласования существительных и прилагательных |
Согласование существительных и числительных. |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
Находить качественные имена прилагательные, уметь объяснять свой выбор. |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Контролировать деятельность парт нёра и оказывать в сотру дничестве необходимую помощь |
|||||||||||||||
29 |
29 неделя |
О «земляной» или «земной» красоте. |
Что такое сочетаемость слов? |
Конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»). |
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения. |
Участвовать в совмес тной рабо те, обосно вывать сво ю точку зрения, выслушивать одно классников, не созда вать конф ликтов |
|||||||||||||||
30 |
30 неделя |
Строгий «управляющий». |
Словосочетания с типом связи управление. |
Слова каких частей речи имеют «способность упрвлять?» |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
Составлять небольшое монологическое выс казывание с использо ванием относительных прила гательных. |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Оценивать прави льность выполнения дейст вий и осуществлять итоговый контроль |
|||||||||||||||
31 |
31 неделя |
В Сибири и на Урале. |
Трудности в выборе формы слова при управлении. |
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Оценивать правиль ность выполнения дейст вий и осуществлять контроль |
|||||||||||||||
32 |
32 неделя |
Связаны смыслом. |
Что такое примыкание? |
Словосочетания с типом связи примыкание. |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Оценивать прави льность выполнения дейст вий и осу ществлять контроль |
|||||||||||||||
33 |
33 неделя |
Проект «Прочные связи» |
Как работать над проектом? |
Нормы употребления слов. |
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. |
выбирать наиболее эффектив ные спосо бы реше ния задач; рефлексировать спосо бы и условия действий; контролировать и оценивать процесс |
Строить сообщения в устной и письменной форме. |
Оценивать правильность выполнения действий. |
|||||||||||||||
Любимые игры со словами 1ч. |
|||||||||||||||||||||||
34 |
34 неделя |
Любимые игры со слова |
Как из частей слова составить целое слово? |
Конкурс «Любимые игры со словами». |
Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках |
учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие |
Оценивать прави льность выполнения дейст вий и осу ществлять контроль |
Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./
«____» ___________ 2016 г.