СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Календарова Анжелика Алексеевна31

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Ключ и Заря»


1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).

Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.

Форма организации: школьное научное сообщество.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:

формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;

научить речи;

развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;

решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

2. Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Преподавание группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Перспективная начальная школа»). Объём учебного времени, отводимого на изучение в 3 классе– 1 час в неделю, 35 часов в год. Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.


Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты

3-й класс

Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

 

Содержание учебного предмета

(3-й класс (35 часов). Общение)

Речевая деятельность.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет.

Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Текст. Речевые жанры

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

 

урока

Дата по пла-

ну

Дата по фак-

ту

Тема (раздел)

Учебные пособия

Планируемые результаты обучения

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика видов деятельности учащихся

контроль

предметные

универсальные учебные действия

1-2

   

Речевая деятельность

(8 ч)

Конкурс «Незаметные предметы в твоём доме».

Учебник литературного чтения (3 класс, часть 1, с. 42).

Обучающиеся научатся:

-разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

-сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- давать оценку невежливому речевому поведению;

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения.

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Личностные

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные Обучающиеся научатся:

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

-презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ;

-применять и представлять информацию.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

участие в конкурсе Работа с портфолио

Творческая работа. Организация и проведение конкурса «Незаметные предметы в твоём доме».

3-4

   

Экскурсия в библиотеку.

Учебник литературного чтения (3 класс, часть 1, с. 72).

 

Экскурсия. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?

5-6

   

Учимся делать научное сообщение.

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с. 76)

работа с научно-популярной литературой и другими источниками информации

Творческая работа. Что такое научный текст.

7-8

   

Учимся делать научное сообщение.

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с. 76)

оформление презентаций

Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения

9-10

   

Речевой этикет (8 ч)

Как отстоять свою точку зрения.

Учебник русского

языка (3 класс, часть 2, с. 51).

самостоятельная работа; работа в парах, в группах

Практическая работа Публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога.

11-12

   

Сочинение «Родной уголок».

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с. 59).

составление предложений, текста на тему иллюстраций, по наблюдениям, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов

Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

13-16

   

Конкурс «Задание для членов клуба».

Учебник русского языка (3 класс, часть 1, с. 159). Учебник литературного чтения (3 класс, часть 1, с.176).

участие в конкурсе Работа с портфолио.

Конкурс. Выявляются победители конкурса.

17-20

   

Текст. Речевые жанры

(20 ч)

Проект «Как появилась книга?»

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с. 60).

проектная деятельность

Проектная работа. История возникновения письменности и появления книг.

21-22

   

Работа с картиной. Конкурс сочинений.

 

прослушивание музыкальных фрагментов, составление текста на основе наблюдений

Творческая работа. Экскурсия для знакомства и изучения живописных произведений местных художников.

23-24

   

Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с. 106).

пересказ художественного текста (полный, выборочный)

Творческая работа. Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Составление биографии писателя.

25

   

Проект «Мой родной край» (памятники культуры).

Учебник русского

языка (3 класс, часть 2, с.109).

 

Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

26

   

Проект «Мой родной край» (музеи).

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с.109).

проектная деятельность

оформление презентаций

Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

27

   

Проект «Мой родной край» (культурные ценности).

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с.109).

проектная деятельность

Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

28

   

Проект «Мой родной край» (интересные люди).

Учебник русского языка (3 класс, часть 2, с.109).

проектная деятельность

Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

29-30

   

Сочинение «Летние каникулы».

Учебник литературного чтения (3 класс, часть 2).

составление предложений, текста на тему иллюстраций, по наблюдениям, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов;

Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

31-32

   

Конкурс «Задание для членов клуба».

Учебник русского языка (3 класс, часть 3, с.191–192).

участие в конкурсе

Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.

33-35

   

Конференция. Защита портфолио.

Уч. 3кл., Ч.1 лит.чт. с.144

оформление презентаций

Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключи Заря» за 3 класс.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кадырова Ольга Игоревна, 06.10.17 в 18:01 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, пригодилось!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.