Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ключи к природе» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская средняя общеобразовательная школа Пролетарского района Ростовской области
Согласовано _____________Л.А.Соснина Протокол методического совета № от «__»_августа 2017 |
Утверждаю: Директор школы __________ А.Г.Балабина Приказ № от «__»_ августа 2017 |
|
Согласовано Зам.директора по УВР _____________ С.А.Пучкова от «__»_августа 2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ключи к природе»
Учитель: Демьяненко Татьяна Владимировна
5 класс
(ФГОС)
2017 год
1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка
Класс 5
Количество часов 70 ч
Всего 70 ч, в неделю 2 ч
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г., планируемых результатов основного общего образования.
Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ключи к природе» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.
2. Устав МБОУ Суховской СОШ
3. Основная образовательная программа МБОУ Суховской СОШ.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5. Учебный план МБОУ Суховской СОШ НА 2017-2018 учебный год.
6. Локальный акт «О рабочей программе, учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»
7. Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2017-2018 году.
Цели программы: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию умение работать в коллективе;
Данный курс «Ключи к природе» в 5 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Рабочая программа рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 70 часа (2 часа в неделю). Но в моей рабочей программе на изучение этого предмета отводится 67 часов, т. к. 3 дня выпадают на праздники. Нехватку занятий компенсирую за счет резерва времени.
Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Система условных обозначений, используемая в программе
Тип урока:
ИНМ - изучение нового материала
УКПЗ - урок комплексного применения знаний
ПР - практикум
Формы контроля:
ФО — фронтальный опрос.
БО – блиц опрос.
ИР — индивидуальная работа
Т – тестовая работа.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Согласно учебному образовательному плану школы на изучение данной внеурочной деятельности в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Структура рабочей программы состоит из следующих разделов:
1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка
2 РАЗДЕЛ – Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование
2 РАЗДЕЛ - Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– понимать смысл биологических терминов;
3 РАЗДЕЛ - Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.
Предмет экологии. Потенциальные возможности размножения организмов.
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Экологические факторы Примеры основных экологических факторов по традиционной классификации. К какой группе экологических факторов относятся влажность воздуха, паразитизм, состав морской воды, нарушение природного ландшафта, разрушение почвенного слоя, конкуренция?
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. К какой группе экологических факторов относятся влажность воздуха, паразитизм, состав морской воды, нарушение природного ландшафта, разрушение почвенного слоя, конкуренция?
Основные пути приспособления организмов к среде обитания. Какова роль бобовых растений в изменении окружающей среды? Приведите примеры, как организмы преобразуют окружающую их среду. Есть ли фильтранты в Дону? Какова их роль? Правильно ли используют роль зеленых насаждений для улучшения среды в том районе, где вы живете? Что произойдет с окружающей средой, если полностью уничтожить комаров и мошек?
Основные среды жизни. Многие паразиты имеют упрощенное строение тела по сравнению со свободноживущими родственными видами. Например, у свиного и бычьего цепней отсутствует кишечник, очень слабо развиты нервная система и органы чувств. Как вы думаете, почему? Что общего в приспособлениях к среде у таких разных наземных животных как белый медведь и верблюд? Какие экологические факторы особенно важны в водной, а какие – в наземно-воздушной среде жизни?
Приспособительные формы организмов. Какие общие приспособительные черты можно отметить во внешней форме верблюда и страуса? В каких условиях адаптивна форма растения перекати-поле? Во влажном тропическом климате среди растительности преобладают древесные формы, в умеренном и холодном увеличивается доля травянистых многолетников с подземными почками возобновления. Объясните, с чем это связано.
Экология как научная основа природопользования. Многие паразиты имеют упрощенное строение тела по сравнению со свободноживущими родственными видами. Например, у свиного и бычьего цепней отсутствует кишечник, очень слабо развиты нервная система и органы чувств. Как вы думаете, почему? Что общего в приспособлениях к среде у таких разных наземных животных как белый медведь и верблюд? Какие экологические факторы особенно важны в водной, а какие – в наземно-воздушной среде жизни?
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение и охрана атмосферы. Выясните основные источники загрязнения атмосферы в вашей местности. Исследуйте растения, обитающие вблизи автострад, промышленных объектов. Какие из них в большей степени страдают от загрязнения атмосферы, какие повреждения у них появляются? Какие виды организмов, кроме растений, страдают от глобального загрязнения атмосферы? Приведите примеры непосредственного и опосредованного влияния антропогенного загрязнения атмосферы на живые организмы
Вода - основа жизненных процессов в биосфере. Охрана вод. Выясните основные источники загрязнения атмосферы в вашей местности. Исследуйте растения, обитающие вблизи автострад, промышленных объектов. Какие из них в большей степени страдают от загрязнения атмосферы, какие повреждения у них появляются? Какие виды организмов, кроме растений, страдают от глобального загрязнения атмосферы? Приведите примеры непосредственного и опосредованного влияния антропогенного загрязнения атмосферы на живые организмы
Проблема отходов. Назовите основные причины возникновения проблемы отходов.
Какие в настоящее время существуют способы ликвидации бытовых отходов (мусора)? Какие вещества относятся к спецотходам? Приведите примеры вещей, являющихся спецотходами? Проведите сортировку и анализ бытовых отходов в вашей квартире. Предложите проект уменьшения их объема и реализации.
Экологическое состояние поверхностных вод. Назовите источники антропогенного загрязнения водоемов. Какие виды загрязнений поверхностных вод вы знаете? Перечислите опасные последствия загрязнения водной среды.
Ураганы. Шквалы. Тайфун. Смерчи. Суховеи. Половодье. Назовите источники антропогенного загрязнения водоемов. Какие виды загрязнений поверхностных вод вы знаете? Перечислите опасные последствия загрязнения водной среды.
Рабочая программа по внеурочной деятельности рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание |
Кол-во часов |
Предмет экологии |
14 ч |
Экосистемы |
19 ч |
Состояние окружающей среды России |
34 ч |
Итого |
67 ч |
4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Сроки проведения занятия |
Тема |
Кол-во часов |
Примечания |
||||
плановые |
скорректированные |
|||||||
Предмет экологии 14 ч |
||||||||
|
4.09 |
Предмет экологии. |
1 ч |
|||||
|
6.09 |
Предмет экологии. |
1 ч |
|||||
|
11.09 |
Потенциальные возможности размножения организмов. |
1 ч |
|||||
|
13.09 |
Экологические факторы. |
1 ч |
|||||
|
18.09 |
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. |
1 ч |
|||||
|
20.09 |
Основные пути приспособления организмов к среде обитания. |
1 ч |
|||||
|
25.09 |
Пути воздействия организмов на среду обитания. |
1 ч |
|||||
|
27.09 |
Основные среды жизни. |
1 ч |
|||||
|
2.10 |
Приспособительные формы организмов. |
1 ч |
|||||
|
4.10 |
Приспособительные формы организмов. |
1 ч |
|||||
|
9.10 |
Пути взаимодействия организмов. |
1 ч |
|||||
|
11.10 |
Популяции. |
1 ч |
|||||
|
16.10 |
Популяции. |
1 ч |
|||||
|
18.10 |
Составление кроссворда по теме экология |
1 ч |
|||||
Экосистемы 19 ч |
||||||||
|
23.10 |
Биоценоз и его устойчивость. |
1 ч |
|||||
|
25.10 |
Экосистемы. |
1 ч |
|||||
|
8.11 |
Агроценозы и агроэкосистемы. |
1 ч |
|||||
|
13.11 |
Саморазвитие экосистем. |
1 ч |
|||||
|
15.11 |
Биологическое разнообразие - условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем. |
1 ч |
|||||
|
20.11 |
Биосфера как глобальная экосистема планеты. |
1 ч |
|||||
|
22.11 |
Биосфера как глобальная экосистема планеты. |
1 ч |
|||||
|
27.11 |
Экология как научная основа природопользования. |
1 ч |
|||||
|
29.11 |
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение и охрана атмосферы. |
1 ч |
|||||
|
4.12 |
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение и охрана атмосферы. |
1 ч |
|||||
|
6.12 |
Составление кроссворда по теме «Атмосфера» |
1 ч |
|||||
|
11.12 |
Защита сообщений. Темы: Атмосфера, Биосфера, Гидросфера. |
1 ч |
|||||
|
13.12 |
Защита сообщений. Темы: Атмосфера, Биосфера, Гидросфера. |
1 ч |
|||||
|
18.12 |
Почва - важная оболочка биосферы. Загрязнение и охрана почв. |
1 ч |
|||||
|
20.12 |
Проект «Почва - важная оболочка биосферы». |
1 ч |
|||||
|
25.12 |
Вода - основа жизненных процессов в биосфере. |
1 ч |
|||||
|
27.12 |
Охрана вод. |
1 ч |
|||||
|
15.01 |
Радиация в биосфере. Радиационное загрязнение. |
1 ч |
|||||
|
17.01 |
Проект «Вода-основа жизни на Земле» |
1 ч |
|||||
Состояние окружающей среды России 34 ч |
||||||||
|
22.01 |
Современное состояние окружающей среды России. |
1 ч |
|||||
|
24.01 |
Практическая работа. Мусор на улицах нашего хутора «Выявление улиц, участков, расположенных недалеко от школы с наибольшим количеством мусора» |
1 ч |
|||||
|
29.01 |
Глобальные экологические проблемы. Опустынивание. |
1 ч |
|||||
|
31.01 |
Глобальные экологические проблемы. Истощение озонового слоя. |
1 ч |
|||||
|
5.02 |
Глобальные экологические проблемы. Истощение озонового слоя. |
1 ч |
|||||
|
7.02 |
Проблема отходов. |
1 ч |
|||||
|
12.02 |
Проект уменьшения объема и реализации отходов |
1 ч |
|||||
|
14.02 |
Зеленые насаждения и животные в городе |
1 ч |
|||||
|
19.02 |
Экологическое состояние поверхностных вод |
1 ч |
|||||
|
21.02 |
Проект «Вода - основа жизненных процессов в биосфере» |
1 ч |
|||||
|
26.02 |
Экологическое значение снега и снежного покрова |
1 ч |
|||||
|
28.02 |
Опасные геоэкологические процессы. Сейсмичность |
1 ч |
|||||
|
5.03 |
Опасные геоэкологические процессы. Цунами. Вулканы |
1 ч |
|||||
|
7.03 |
Опасные геоэкологические процессы. Карст, оползни, сели, лавины |
1 ч |
|||||
|
12.03 |
Опасные геоэкологические процессы. Подтопление берегов, овражная эрозия, опустынивание |
1 ч |
|||||
|
14.03 |
Стихийные гидрометеорологические бедствия |
1 ч |
|||||
|
19.03 |
Стихийные гидрометеорологические бедствия |
1 ч |
|||||
|
21.03 |
Ураганы. Шквалы. Тайфун. Смерчи. Суховеи. Половодье |
1 ч |
|||||
|
4.04 |
Ураганы. Шквалы. Тайфун. Смерчи. Суховеи. Половодье |
1 ч |
|||||
|
9.04 |
Защита проектов. Презентации Ураганы, Шквалы, Тайфун, Смерчи, Суховеи, Половодье. |
1 ч |
|||||
|
11.04 |
Защита проектов. Презентации Ураганы, Шквалы, Тайфун, Смерчи, Суховеи, Половодье. |
1 ч |
|||||
|
16.04 |
Уникальные геологические памятники и их экологическое значение |
1 ч |
|||||
|
18.04 |
Активные вулканы Камчатки. Долина гейзеров |
1 ч |
|||||
|
23.04 |
Составление кроссворда по теме «Экологическое значение» |
1 ч |
|||||
|
25.04 |
Карстовые пещеры |
1 ч |
|||||
|
30.04 |
Загрязнение почвенного покрова России |
1 ч |
|||||
|
2.05 |
Использование природных Ресурсов |
1 ч |
|||||
|
7.05 |
Состояние растительности России |
1 ч |
|||||
|
14.05 |
Состояние растительности России |
1 ч |
|||||
|
16.05 |
Животный мир РФ: состояние, использование, охрана |
1 ч |
|||||
|
21.05 |
Красная книга растений и животных России |
1 ч |
|||||
|
23.05 |
Нарушенность природных ландшафтов |
1 ч |
|||||
|
28.05 |
Радиационное загрязнение |
1 ч |
|||||
|
30.05 |
Итоговый урок |
1 ч |
|||||
Итого 67 ч |
||||||||