12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колбасова Лариса Александровна72
1

Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»




«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики

Протокол № ___ от

«__» _____________ 2019г.

Руководитель ШМО:


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ СОШ №2

________________

«__»________________2019___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ№2 _________________

Приказ № ___ от «__»_________________2019___г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«За страницами учебника математики»

(общеинтеллектуальное направление)

8 класс

на 2019 - 2020 учебный год



Составитель: учитель математики

высшей квалификационной категории

Л.А.Колбасова












2019 год

Пояснительная записка


Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

     Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

         Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Вид программы – общеинтеллектуальная.

Программа составлена на основе программы учителя математики М.И.Сингатулиной муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Ногинска Московской области



Цели и задачи программы.

Цели:

Повышение интереса к предмету

Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования

Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют.

Задачи:

Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.

Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения

Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза

Особенности возрастной группы детей.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 13 -14 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Особенности набора детей – свободный.

Режим занятий.

Занятия проводятся после уроков по основному расписанию два раза в неделю, программа рассчитана на 70 занятий.

Результаты освоения курса.

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формируемые УУД.

Изучение математики в 8 классе основной школы дает возможность, учащимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;

стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

В метапредметном направлении:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

определять возможные источники необходимы сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления:

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

В предметном направлении:

осознание значения математики для повседневной жизни человека;

представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

систематические знания о функциях и их свойствах.

Система отслеживания и оценивания результатов.

Результаты обучения детей могут быть представлены на выставках (в виде ребусов, шарад, кроссвордов) конкурсах и олимпиадах.


Содержание курса.

Числа и операции над ними.

Из истории чисел. Арифметика каменного века.

Бесконечность натуральных чисел.

Логические задания с числами.

Математические ребусы, головоломки.


Действительные числа.

Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.

Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.

Пропорции. Решение задач на пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.


Делимость натуральных чисел.

Свойства делимости натуральных чисел.

Признаки делимости натуральных чисел.


Уравнения с одной переменной.

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.

Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.


Текстовые и логические задачи.

Задачи на составление уравнений.

Задачи на движение, на работу.

Решение логических задач, задач на проценты.

Комбинаторика. Описательная статистика.

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

Комбинаторное правило умножения

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.

Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Буквенные выражения. Многочлены.

Преобразование буквенных выражений.

Деление многочлена на многочлен «уголком».

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Уравнения с двумя переменными.

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Итоговое занятие

Освоение курса внеурочной деятельности завершается защитой проектов по пройденному материалу.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Тематическое планирование


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты

1



Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды.

1



Логические задания с числами. Магические квадраты

1



Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей.

1



Математический КВН «Удивительный мир чисел»

1



Числовые выражения

1



Свойства делимости натуральных чисел

1



Решение конкурсных задач

1



9-10

Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25

2



11-12

Признаки делимости на 7,11.

2



13

Математическая игра. Блиц турнир

1



14

Сравнение числовых выражений

1



15-16

Пропорции

2



17-19

Проценты

3



20

Уравнения с одной переменной

1



21-22

Решение линейных уравнений с модулем

2



23-26

Решение линейных уравнений с параметрами

4



27

Задачи, решаемые по действия.

1



28-30

Задачи на составление уравнений.

3



31-33

Задачи на движение.

3



34-35

Задачи на работу.

2



36

Решение логических задач Графическое моделирование

1



37

Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей

1



38-40

Решение задач на проценты.

2



41-42

Решение задач на процентный состав.

2



43-44

Решение олимпиадных задач

2



45-46

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1



47-48

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1



49-50

Решение комбинаторных задач с помощью графов

2



51-52

Комбинаторное правило умножения

2



53-54

Перестановки. Факториал

2



55-56

Статистические характеристики набора данных

2



57-58

Преобразование буквенных выражений

2



59-60

Деление многочлена на многочлен

2



61-62

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля

2



63-64

Линейные диофантовы уравнения

2



65-66

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2



67-68

Итоговое занятие

2







Учебно-методическое обеспечение.


Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2016 г.

А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2010 г

А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2012.

В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2015 г.

Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса

https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-za-stranicami-uchebnika-matematiki-obscheintellektualnoe-napravlenie-klassa-3233688.html






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.