Рабочая программа по внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет»
«Средняя школа № 76»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Берегись бед, пока их нет »
спортивно – оздоровительное направление
Срок реализации 4 года
Принята на педагогическом совете, протокол от ___________№ __________
г. Ярославль
________ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» составлена на основе следующих нормативных документов:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373).
Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №76
Авторская программа М.В.Мурковой, Э.Н.Аюбова. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва: Издательство «Русское слово», 2012г.
Задачи :
*привить основы культуры здорового образа жизни;
* развить у детей чувство ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
* стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни,
приобретение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
*развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
* обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
*помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно.
Актуальность программы
Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя? В последнее время это уже не вызывает сомнений. Увы, практика неоспоримо доказывает, что люди – и особенно маленькие – часто страдают из – за собственной беспечности и неосмотрительности. Сегодняшние школьники должны всерьёз задумываться над тем, как достичь безопасной жизнедеятельности и избежать рисков. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим вот цель, которая стоит перед педагогами на сегодняшний день. Всё это обусловило актуальность данной программы. В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами. Данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях, безопасности в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Общая характеристика программы
Программа «Берегись бед, пока их нет» способствует расширению выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приёма пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Внеурочные занятия культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Преемственность программы с основным курсом окружающего мира заложат фундамент экологической и культурологической грамотности, выпускники получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Берегись бед, пока их нет», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни и безопасного поведения; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, тестирование, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Формы и виды деятельности: беседы, рассказы, презентации, встречи, экскурсии, викторины, Дни Здоровья, игры, эстафеты, спортивные соревнования, спортивные праздники, работа с дидактическим материалом в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках), знакомство с научно-популярной литературой, работа со стенгазетой, участие в конкурсах, КВН, игровых занятиях, конференциях.
Описание места программы по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Берегись бед, пока их нет» рассчитана на четыре года(1-4 класс), для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет.
Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и включает 135 часов по 1 занятию в неделю: 1 класс — 33 занятия, и по 34 часа в год во 2-4-х классах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
Результаты первого уровня: приобретение новых знаний, в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни. Результат выражается в понимании детьми сути безопасного поведения.
Результаты второго уровня: получение школьником опыта предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации и сознательного отношения к собственному здоровью. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как поступить в экстремальной ситуации.
Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Проявляется в умении грамотно действовать по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и при чрезвычайных ситуациях, характерных для региона.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового и безопасного образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У обучающихся будут сформированы: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в оглавлении, в словаре;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание программы.
Программа состоит из следующих разделов:
1 класс
1.Один дома. ( 8 часов ) Дом как среда обитания человека и возможные способы защиты человека от экстремальных воздействий в жилище.
2.Улица ( 6 часов ) Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.
3.Школа ( 3 часа ) Опасные ситуации в повседневной жизни, правила поведения обучающихся в школе. Безопасный маршрут от дома до школы.
4.Природа ( 5 часов ) Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Опасные насекомые.
5.Гигиена ( 7 часов ) Соблюдение основных правил гигиены (мытьё рук, умывание, чистка зубов и т. д.). Немытые фрукты и овощи.
6.Воспитание ( 1 час ) Помощь взрослым по хозяйству, игры с животными, умение уступать место в транспорте, игры с детьми младшего возраста, хулиганство.
7.Первая помощь( 3 часов ) Первая помощь при ожоге и солнечном ударе.
Всего: 33 часа.
2 класс
Раздел: Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1.Окружающая среда – что это? ( 3 часа ) Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Опасности в повседневной жизни.01-вызов пожарной охраны;02-вызов милиции;03-вызов скорой помощи;04- вызов аварийной газовой службы. Обучение детей навыкам ориентировки в ситуациях принятия рациональных решений.
2.Современное жилище. (4 часа) Особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Правила пользования электроприборами, газом, водой. Опасные ситуации дома, способы их предотвращения, методика действий в чрезвычайной ситуации (бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним на улице, в лифте, подъезде и др.) Эвакуация.
3.Огонь друг и враг человека. (4 часа) Причины возникновения пожара( в помещении, на транспорте, на природе); его опасность. Противопожарные меры и методика действий при пожаре.
4. Природа. (4 часа) Экстремальная ситуация для человека в природной среде (жара, холод, ветер, снег, дождь, голод ,жажда, переутомление, физическая боль , отравление и др.).Одежда по погоде. Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования).
5.Водоёмы. (3 часа) Наши озёра, реки ,пруды. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Меры Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду. Способы самоспасения , помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.
6. Домашние животные. ( 3 часа ) Меры безопасности при обращении с животными и уходе за ними ( в городе и сельской местности ). Правила гигиены при обращении с домашними животными. Правила ухода за кошкой и собакой.
7. Знакомство с дорожными знаками. ( 4 часа ) Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения.
8.Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. (3 часа ) Детский дорожно-транспортный травматизм. Повторение материала, изученного в 1 классе. Опасности на улице. Разбор дорожно-транспортных происшествий в микрорайоне, посёлке ( по материалам ГИБДД ). Конкретные маршруты на стадион, в парк, кинотеатр, музей и т. п. Места игр и катания на велосипедах, лыжах, санках.
Раздел: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Основы здорового образа жизни. ( 6 часов ) Забота о своём здоровье, предотвращение ситуаций, приносящих здоровью вред. Витамины, правильное питание. Вред табака и алкоголя.
Всего: 34 часа.
3 класс
1.Черезвычайная ситуация – что это? (4 часа ) Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и правила поведения при их угрозе и возникновении.2.Один дома. ( 5 часа ) Особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Опасные ситуации дома, способы их предотвращения, методика действий в чрезвычайной ситуации.
3.Травматизм ( 5 часа ) Знакомство с видами травматизма и мерами их предупреждения. Оказание первой помощи при кровотечении, ушибе, ссадине, переломе. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма.
4.Дорожное движение. ( 10 часов ) Дорога и правила безопасного поведения на ней. Виды перекрестков и автотранспортных средств. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки.
5.Городской транспорт. ( 5 часов ) Правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе. Поведение на остановке. Посадка и выход из городского общественного транспорта.
6.Водоем.(3 часа) Правила безопасного поведения на воде. Оказание первой помощи при утоплении.
7 .Вредные привычки ( 2 часа ) Забота о своём здоровье, предотвращение ситуаций, приносящих здоровью вред. Вред табака и курения.
Всего: 34 часа.
4 класс
1.Предупреждение бытового травматизма ( 5 часов ) Правила пользования электробытовыми приборами, правила поведения в помещениях и при пожаре.2.Безопасность на воде. (2 часа) Правила поведения у воды и на воде, меры предосторожности при купании. Углубление знаний о средствах спасения на воде.
3.Безопасность пешеходов. (2 часа) Правила поведения на дороге, расширение знаний о средствах передвижения, понятие тормозной путь. Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, принимать решения в экстремальных ситуациях.
4.Когда вы становитесь водителями. (7 часа) Основные правила безопасной езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Культура поведения на дороге. Правила дорожного движения. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
5. Железнодорожный транспорт. (4 часа) Правила поведения вблизи железных дорог. Овладение навыками перехода и переезда через железную дорогу.
6. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь. (6 часов) Виды травм в младшем школьном возрасте. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Лекарственные и ядовитые растения, порядок сбора и применение лекарственных растений.
7. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Понятие о здоровье и факторы на него влияющие. . (8 часов) Соблюдение правил личной гигиены.
Овладение навыками здорового образа жизни, способами поддержания и укрепления организма. Углубление знаний о вредных привычках, опираясь на жизненный опыт.
Всего: 34 часа
Календарно - тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Форма организации деятельности | Дата |
1 | Острые, колющие и режущие предметы. | 1 | Познавательная беседа. | |
2 | Осторожно, вода. | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | |
3 | Правила поведения в помещениях. | 1 | Творческая работа в группах. | |
4 | Причины пожара. | 1 | Сюжетно ролевая игра. | |
5 | Пожарная безопасность. | 1 | Ролевая игра. | |
6 | Правила пользования электробытовыми приборами. | 1 | Практическое занятие. | |
7 | Не шути с высотой. | 1 | Познавательная беседа. | |
8 | Беспорядок. | 1 | Практическое занятие. | |
9 | Поведение на улице. | 1 | Экскурсия. | |
10 | Безопасность на детской площадке. | 1 | Практическое занятие. Ролевая игра. | |
11 | Безопасность на спортивной площадке. | 1 | Практическое занятие. Ролевая игра. | |
12 | Опасные места на улице. | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | |
13 | Что делать, если потерялся в городе. | 1 | Познавательная беседа. | |
14 | Причины дорожно-транспортного травматизма. | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | |
15 | Учимся соблюдать правила дорожного движения. | 1 | Творческая работа в группах. | |
16 | Переходим улицу. | 1 | Экскурсия. | |
17 | Поведение в школе. | 1 | Практическое занятие. | |
18 | Правила безопасного поведения в лесу. | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | |
19 | Ядовитые растения. | 1 | Практическое занятие. | |
20 | Ядовитые и съедобные ягоды. | 1 | Работа в группах. | |
21 | Ядовитые и съедобные грибы. | 1 | Работа в группах. | |
22 | Опасные насекомые. | 1 | Викторина. | |
23 | Зачем нужно мыть руки. | 1 | Творческая работа в группах. | |
24 | Чем опасны немытые фрукты и овощи. | 1 | Познавательная игра. | |
25 | Путешествие в страну Витаминию . | 1 | Урок - путешествие | |
26 | Личная и общественная гигиена. | 1 | Познавательная беседа. | |
27 | Личная гигиена. Умывание. | 1 | Работа в группах | |
28 | Выбираем одежду по сезону. | 1 | Творческий конкурс. | |
29 | Инфекционные заболевания и их профилактика. | 1 | Урок - путешествие | |
30 | Воспитание. Помощь взрослым по хозяйству. | 1 | Ролевая игра. | |
31 | Первая медицинская помощь при травмах. | 1 | Практическое занятие. | |
32 | Первая помощь. Ожог. | 1 | Практическое занятие. | |
33 | Первая помощь. Солнечный удар. | 1 | Работа в группах | |
Календарно -тематическое е планирование для 2 класса
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Форма организации деятельности | Дата |
1 | Взаимодействие человека с окружающей средой. | 1 | Игровая. | |
2 | Опасные и безопасные ситуации. | 1 | Тренинг. | |
3 | Учусь принимать решения в опасной ситуации. | 1 | Сюжетно ролевая игра. | |
4 | Особенности обеспечения безопасности современного жилища. | 1 | Практическое занятие. | |
5 | Безопасность в доме. | 1 | Творческая работа в группах. | |
6 | Как вести себя со злоумышленниками. Незнакомец. | 1 | Ролевая игра. | |
7 | Один дома. | 1 | Познавательная беседа. | |
8 | Огонь – друг или враг. | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | |
9 | Искру тушим до пожара ,беду отводим до удара. | 1 | Спортивная эстафета. | |
10 | Осторожно – огонь! | 1 | Встреча с инспектором пожарной части. | |
11 | Инструктаж по пожарной безопасности. | 1 | Практическое занятие. | |
12 | Экстремальная ситуация для человека в природной среде. | 1 | Игра. | |
13 | Правила безопасного поведения в лесу. | 1 | Викторина «Самый эрудированный». | |
14 | В лес по грибы и ягоды. | 1 | Конкурс. | |
15 | Учусь ориентироваться. | 1 | Эстафета . Ориентирование. | |
16 | Зимняя река и география безопасности. | 1 | Просмотр и обсуждение худож. фильма. | |
17 | Экскурсия к зимней реке. | 1 | Экскурсия. | |
18 | Неосторожность на воде. | 1 | Познавательная игра. | |
19 | Правила поведения на воде. | 1 | Тренинг. | |
20 | Животные вокруг нас. | 1 | Экскурсия в зоопарк. | |
21 | Правила безопасности при обращении с животными. | 1 | Урок - путешествие. | |
22 | Как ухаживать за кошкой и собакой. | 1 | Викторина. | |
23 | Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода. | 1 | Экскурсия | |
24 | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. | 1 | Экскурсия. | |
25 | Учимся соблюдать правила дорожного движения. | 1 | Викторина. | |
26 | Почему на улице опасно ? | 1 | Экскурсия. | |
27 | ПДД ты должен знать обязательно на пять! | 1 | Игра – «Поле чудес». | |
28 | Правила движения. Игра «Перейди улицу». | 1 | Игровая. | |
29 | Характеристика здорового человека. | | Весёлые старты. | |
30 | Устный журнал « Расти здоровым». | 1 | Работа в группах. | |
31 | Путешествие в страну Витаминию . | 1 | Игра – путешествие по станциям. | |
32 | Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | Познавательная беседа. | |
33 | Табак и никотин. | 1 | Познавательная беседа. | |
34 | Подведение итогов года. Проведение мини научно - практической конференции. | 1 | Конференция. | |
Календарно -тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Дата | Название тем | Форма организации деятельности | Общее количество часов |
1 | | Чрезвычайная ситуация – что это? | Познавательная беседа. | 1 |
2 | | Умение преодолевать страх. | Тренинг. | 1 |
3 | | Уроки городской безопасности. | Сюжетно ролевая игра. | 1 |
4 | | Как справиться с инфекцией: эпидемия гриппа. | Познавательная беседа. | 1 |
5 | | Природа и безопасность (как защитить свой дом от злоумышленников). | Игровая. КВН. | 1 |
6 | | Почему случаются травмы. | Ролевая игра. | 1 |
7 | | Если из раны течёт кровь. | Практическое занятие. | 1 |
8 | | Безопасность при любой погоде. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
9 | | Курение. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
10 | | Курение (закрепление). | Спортивная эстафета. | 1 |
11 | | Осторожно – огонь. | Практическое занятие. | 1 |
12 | | Основные правила безопасного поведения на воде. | Творческая работа в группах. | 1 |
13 | | Умение плавать – основной фактор безопасности на воде. | Викторина. | 1 |
14 | | Оказание первой помощи при утоплении. | Практическое занятие. | 1 |
15 | | Как пешеходы и водители поделили улицу. | Эстафета . | 1 |
16 | | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Работа в группах. | 1 |
17 | | Причины детского дорожно–транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма. | Просмотр и обсуждение худож. фильма. | 1 |
18 | | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Познавательная игра. | 1 |
19 | | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Тренинг. | 1 |
20 | | Перекрёстки и их виды. | Экскурсия . | 1 |
21 | | Поездка за город. | Урок - путешествие. | 1 |
22 | | Дорога, её элементы и правила поведения на ней. | Викторина. | 1 |
23 | | Как правильно переходить дорогу. | Экскурсия. | 1 |
24 | | Ты – велосипедист. | Конкурс. | 1 |
25 | | О чём говорят дорожные знаки. | Викторина «Самый эрудированный». | 1 |
26 | | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Экскурсия. | 1 |
27 | | Учите правила дорожного движения. | Игра – «Поле чудес». | 1 |
28 | | Дорога глазами водителя. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | Игровая. | 1 |
29 | | Мы – пассажиры. | Весёлые старты. | 1 |
30 | | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Работа в группах. | 1 |
31 | | Поездка на трамвае. | Игра – путешествие по станциям. | 1 |
32 | | На улице – не в комнате, о том, ребята, помните. | Познавательная беседа. | 1 |
33 | | Урок – экскурсия «Внимание, дорога». | Экскурсия. | 1 |
34 | | Подведение итогов года. Проведение мини научно - практической конференции. | Конференция. | 1 |
Календарно -тематическое планирование для 4 класса
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности | Общее количество часов |
1 | | Основные причины травматизма у детей. | Познавательная беседа. | 1 |
2 | | Правила поведения в помещениях. | Тренинг. | 1 |
3 | | Правила пользования электробытовыми приборами. | Сюжетно ролевая игра. | 1 |
4 | | Пожарная безопасность. | Познавательная беседа. | 1 |
5 | | Как правильно пользоваться огнетушителем. Практическое занятие. | Практическое занятие. Тест. | 1 |
6 | | Водоемы нашей местности. Правила купания в открытых водоемах. | Ролевая игра. | 1 |
7 | | Основные и подручные средства спасения на воде. | Практическое занятие. Ролевая игра. | 1 |
8 | | Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
9 | | Тормозной путь (тормозное расстояние). | Просмотр и обсуждение кинофильма. Тест. | 1 |
10 | | Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. | Игровая. КВН. | 1 |
11 | | Основные правила езды и меры безопасности. | Практическое занятие. | 1 |
12 | | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. | Творческая работа в группах. | 1 |
13 | | Обобщение по теме «Когда вы становитесь водителями». | Викторина. | 1 |
14 | | Причины дорожно-транспортного травматизма. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
15 | | Знаем ли мы правила дорожного движения. Практическое занятие. | Эстафета . | 1 |
16 | | Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. | Работа в группах. Тест. | 1 |
17 | | Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами. | Познавательная беседа. | 1 |
18 | | Предназначение и задача ГИБДД. | Экскурсия . | 1 |
19 | | Что делать в чрезвычайной ситуации на дороге. | Викторина. | 1 |
20 | | Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. | Познавательная игра. | 1 |
21 | | Первая медицинская помощь при травмах. | Познавательная беседа. | 1 |
22 | | Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах. | Работа в группах | 1 |
23 | | Понятие о само- и взаимопомощи. | Конкурс. | 1 |
24 | | Лекарственные и ядовитые растения. Порядок сбора применение лекарственных растений. Практическое занятие. | Практическое занятие. | 1 |
25 | | Обобщение по теме «Основные виды травм и оказание первой медицинской помощи». | КВН «Самый эрудированный». | 1 |
26 | | Понятие о здоровье и факторы на него влияющие. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
27 | | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Игра – «Поле чудес». | 1 |
28 | | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Весёлые старты. | 1 |
29 | | Личная и общественная гигиена. | Игровая. | 1 |
30 | | Инфекционные заболевания и их профилактика. | Работа в группах. | 1 |
31 | | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | Просмотр и обсуждение кинофильма. | 1 |
32 | | Итоговое повторение. | Творческий конкурс. | 1 |
33 | | Ориентирование на местности. Экскурсия. | Экскурсия. | 1 |
34 | | Подведение итогов года. Проведение мини научно - практической конференции. | Конференция. | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. | Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). | Д Д Д Д |
Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | К Д Д Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Кияйкина Наталья Федоровна
Плаксина Нина Александровна