Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Мы - твои друзья»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы - твои друзья» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 1-4 классов в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.
Цели:
Основной целью программы «Мы — твои друзья» является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Задачи:
- формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
- развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностные:
— интерес к изучению домашних животных;
— умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты.
— навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
— приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; — навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
— навыки эффективной коммуникации
— взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
в ценностно-ориентационной сфере
— сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере
— сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере
— использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере
— умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры
— элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Обучающийся научится:
— использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для ухода за питомцами;
— понимать важность правильного ухода за домашними животными
Обучающийся получит возможность научиться:
— использовать знания об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
— оценить красоту животного;
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ | Содержание курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации и виды деятельности. |
Давайте познакомимся! | |||
1 | Почему люди заводят домашних животных. | Выбор питомца — очень ответственный шаг. | Беседа. |
22 | Вместе нам — лучше. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
3 | Ролевая игра «Давайте познакомимся». | Знакомство с домашними питомцами. | Игра. |
44 | Арт - технология «Карнавал животных». | Виды домашних животных. | Викторина. |
55 | Первый шаг — очень ответственный. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
66 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам. | Подготовить любимую книгу о животных. | Выставка. |
77 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам. | Любимые книги о животных. | Презентация. |
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | |||
88 | Как кошки и собаки появились в доме человека. | Знакомство с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания. | Беседа «Как ухаживать за нашими питомцами». |
99 | Знакомимся с родословным деревом кошек и собак. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
110 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих. | Коллективная проектная деятельность. | Проект. |
11 | Такие разные и такие прекрасные! | Подготовка к выставке. | Выставка. |
12 | Газета про хвостатых - полосатых. | Коллективный проект. | Проект. |
Как мы устроены и как за нами ухаживать? | |||
13 | Как ухаживать за нашими питомцами. | Развитие понимания родства человека с миром животных. | Беседа. |
14 | Четыре лапы, хвост и не только. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
15 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих. | Коллективный проект. | Проект. |
16 | Как за нами ухаживать. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
17 | Как я ухаживаю за своим питомцем. | Коллективный проект. | Проект. |
18 | Каждой кошке и собаке нужен дом. | Подготовка к выставке. | Выставка |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. | |||
19 | Общение в мире животных. | Беседа педагога c последующим обсуждением. | Беседа. |
20 | На каком языке общаются кошки и собаки. | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
21 | Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Игровое задание «Озвучиваем фильм» | Расширить представление о том происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информаци | Работа в парах. Игра. |
22 | Просмотр и обсуждение видеофрагментов и/или презентаций на тему «Школа ―Четыре лапы‖» | Обсуждение видеофрагментов | Просмотр видеофрагментов. |
23 | Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | Проектная деятельность. | Проект. |
На приеме у Айболита. | |||
24 | Будь здоров! | Беседа с последующим обсуждением Выполнение заданий в рабочей тетради по теме «Будь здоров!» | Беседа. Работа в тетради. |
25 | «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» | Познакомить с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какоголибо заболевания, травмы, отравления и т.д. | Практическая работа. |
26 | Ролевая игра «На приеме у Айболита». | Проведение игры. | Игра. |
27 | Конкурс плакатов «Важные правила» | Подготовка к конкурсу плакатов. | Конкурс. |
Удивительная выставка. Кошки и собаки на службе у человека. | |||
28 | «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки» | Беседа с последующим обсуждением. | Беседа |
29 | «Необычная прогулка». | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
30 | «Про наши праздники и
будни. Среди нас тоже есть звезды!» | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | Работа в тетради. |
31 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | Подготовка проекта. | Проект. |
32 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | Защита проекта. | Проект. |
33 | Конкурс знатоков «Что, где, когда». | Игра «Что? Где? Когда?» | Конкурс. |
34 | Литературная мастерская. | Чтение отрывков из сказок, рассказов о животных. Сочинение о животных. | Творческая работа. |
4. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. | 7 |
2 | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность. | 6 |
3. | Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. | 6 |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | 5 |
5 | На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения. | 4 |
6 | Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов. |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | |
По плану | Факт | |||
Давайте познакомимся! | ||||
1 | 1неделя | | Почему люди заводят домашних животных. | |
2 | 2 неделя | | Вместе нам — лучше. | |
3 | 3 неделя | | Ролевая игра «Давайте познакомимся». | |
4 | 4 неделя | | Арт-технология «Карнавал животных». | |
5 | 5 неделя | | Первый шаг — очень ответственный. | |
6 | 6 неделя | | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам. | |
7 | 7 неделя | | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам. | |
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | ||||
8 | 8 неделя | | Как кошки и собаки появились в доме человека. | |
9 | 9 неделя | | Знакомимся с родословным деревом кошек и собак. | |
10 | 10 неделя | | Удивительные факты про кошачьих и собачьих. | |
11 | 11 неделя | | Такие разные и такие прекрасные! | |
12 | 12 неделя | | Газета про хвостатых - полосатых. | |
Как мы устроены и как за нами ухаживать? | ||||
13 | 13 неделя | | Развитие понимания родства человека с миром животных. | |
14 | 14 неделя | | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | |
15 | 15 неделя | | Коллективный проект. | |
16 | 16 неделя | | Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | |
17 | 17 неделя | | Коллективный проект. | |
18 | 18 неделя | | Подготовка к выставке. | |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. | ||||
19 | 19 неделя | | Общение в мире животных. | |
20 | 20 неделя | | На каком языке общаются кошки и собаки. | |
21 | 21 неделя | | Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Игровое задание «Озвучиваем фильм» | |
22 | 22 неделя | | Просмотр и обсуждение видеофрагментов и/или презентаций на тему «Школа ―Четыре лапы‖» | |
23 | 23 неделя | | Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | |
На приеме у Айболита. | ||||
24 | 24 неделя | | Будь здоров! | |
25 | 25 неделя | | «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» | |
26 | 26 неделя | | Ролевая игра «На приеме у Айболита». | |
27 | 27 неделя | | Конкурс плакатов «Важные правила» | |
Удивительная выставка. Кошки и собаки на службе у человека. | ||||
28 | 28 неделя | | «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки» | |
29 | 29 неделя | | «Необычная прогулка». | |
30 | 30 неделя | | «Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды!» | |
31 | 31 неделя | | Коллективный проект «Удивительная выставка». | |
32 | 32 неделя | | Коллективный проект «Удивительная выставка». | |
33 | 33 неделя | | Конкурс знатоков «Что, где, когда». | |
34 | 34 неделя | | Литературная мастерская. | |
Согласовано
Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./
«____» ___________ 2018 г.
11