Рабочая программа по «Внеурочной деятельности» курс «Азбука жизни» (социальное направление)
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Рабочая программа на 2024 - 2025 учебный год по «Внеурочной деятельности» курс «Азбука жизни» (социальное направление)
(вариант 1) разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант I) Государственного казённого общеобразовательного учреждения «Донецкая специальная школа-интернат № 28», утверждённой приказом № ____ от _________________;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Календарным годовым графиком работы образовательного учреждения на 2024-2025 учебный год.
Пояснительная записка
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации обучающегося воспитанника.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся воспитанников является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Цель: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ в обществе.
Задачи:
-создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося воспитанника;
-повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
-развить у обучающихся воспитанников способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми;
-формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся воспитанников, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося воспитанника сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у обучающихся воспитанников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа курса «Азбука жизни» рассчитана на 34 часов (1 раз в неделю)
и развивает идеи личностно - ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.
Планируемые результаты освоения программы
Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.
Обучающиеся должны знать:
- правила и нормы поведения в различных ситуациях:
в школе, в магазине, на улице, в транспорте,
- о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках,
- об основных моделях коммуникативного поведения,
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
- адекватно реагировать на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других,
- взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
Занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия;
- информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п урока | № урока в теме | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Примечания | |||
план | факт | план | факт | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | 1 четверть 8ч. Наш класс и я. Классный час. Правила поведения в школе и классе. Беседа. «Школьные традиции». «Книги – наши друзья». «Как быть прилежным и старательным». «Вредные привычки». «Доброта – что солнце». Беседа. Я иду в гости. Сюжетно-ролевая игра. 2 четверть 8ч. Разговор по телефону. Беседа. Весёлые правила хорошего тона. Занятие-развлечение. Что такое дружба? Беседа. «Ты пришёл в библиотеку» практикум. Прозвища – это скверно. Беседа. «Все профессии важны – все профессии нужны». «Каждой вещи свое место». «Скоро, Новый год» 3 четверть 11ч. «О дружбе и друзьях». Беседа. «Мои поручения». Беседа. Правила поведения в столовой. Практикум. «Волшебный светофор» «Книжный доктор» «Доброта спасёт мир» «Содержим в чистоте одежду» «Прилежный пешеход». «Наши защитники» «Наши милые женщины» «Мир спорта» 4 четверть 8ч. «Весенние опасности». «Школа вежливых наук». Беседа Правила поведения в театре и музее. Беседа. Поговорим о культуре речи. Беседа. «Добро и зло». Беседа. «Всегда найдётся дело для умелых рук». Практикум. Итоговый урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Большая энциклопедия: этикет и стиль, издание для досуга, Л.Ошеверова, М.: Эксмо; Саратов: Фаворит Букс, 2011
- Программы внеурочной деятельности, Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, М.: Просвещение, 2011
- Правила хорошего тона, В.П.Кинцанс, Рига, 2000
- Основы духовно-нравственной культуры народов России, Н.Ф.Виноградова, М. : «Вентана-граф», 2011
- Все цвета кроме черного, Н.М.Безруких, М. : «Вентана-граф», 2008
- Игры, викторины, конкурсы, О.В.Перекатьева, Москва- Ростов- на –Дону, «Март», 2005г.