Рабочая программа по «Внеурочной деятельности» курс «Азбука жизни» (социальное направление)

0
0
Материал опубликован 14 January


ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Рабочая программа на 2024 - 2025 учебный год по «Внеурочной деятельности» курс «Азбука жизни» (социальное направление)

(вариант 1) разработана в соответствии с:


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;


Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599;


Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;


Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант I) Государственного казённого общеобразовательного учреждения «Донецкая специальная школа-интернат № 28», утверждённой приказом № ____ от _________________;



Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;



Календарным годовым графиком работы образовательного учреждения на 2024-2025 учебный год.



















Пояснительная записка


Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации обучающегося воспитанника.

Социализация и интеграция детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.

Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся воспитанников является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

Цель: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ в обществе.

Задачи:

-создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося воспитанника;

-повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;

-развить у обучающихся воспитанников способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми;

-формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся воспитанников, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося воспитанника сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование основы культуры межэтнического общения;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- воспитание у обучающихся воспитанников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа курса «Азбука жизни» рассчитана на 34 часов (1 раз в неделю)

и развивает идеи личностно - ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы.


Планируемые результаты освоения программы

Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.

Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Здоровье человека. Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть. Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Бережное отношение к семье. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда. Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге.

Знание основных моральных норм жизни в обществе. Умение видеть ценность и уникальность понимание чувств других людей. каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др. Установка на здоровый образ жизни.


Обучающиеся должны знать:

- правила и нормы поведения в различных ситуациях:

в школе, в магазине, на улице, в транспорте,

- о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках,

- об основных моделях коммуникативного поведения,

Обучающиеся должны уметь:

-соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

- адекватно реагировать на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других,

- взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

Занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.

Внеурочные занятия включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия;

- информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах;

- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

урока


урока в теме


Содержание программного материала

Количество часов


Дата


Примечания

план

факт

план

факт




1

2

3

4

5

6

7

8



9

10

11

12

13

14

15

16




17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35



1

2

3

4

5

6

7

8



9

10

11

12

13

14

15

16




17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27


28

29

30

31

32

33

34

35

1 четверть 8ч.


Наш класс и я. Классный час.

Правила поведения в школе и классе. Беседа.

«Школьные традиции».

«Книги – наши друзья».

«Как быть прилежным и старательным».

«Вредные привычки».

«Доброта – что солнце». Беседа.

Я иду в гости. Сюжетно-ролевая игра.

2 четверть 8ч.


Разговор по телефону. Беседа.

Весёлые правила хорошего тона. Занятие-развлечение.

Что такое дружба? Беседа.

«Ты пришёл в библиотеку» практикум.

Прозвища – это скверно. Беседа.

«Все профессии важны – все профессии нужны».

«Каждой вещи свое место».

«Скоро, Новый год»



3 четверть 11ч.

«О дружбе и друзьях». Беседа.

«Мои поручения». Беседа.

Правила поведения в столовой. Практикум.

«Волшебный светофор»

«Книжный доктор»

«Доброта спасёт мир»

«Содержим в чистоте одежду»

«Прилежный пешеход».

«Наши защитники»

«Наши милые женщины»

«Мир спорта»

4 четверть 8ч.

«Весенние опасности».

«Школа вежливых наук». Беседа

Правила поведения в театре и музее. Беседа.


Поговорим о культуре речи. Беседа.

«Добро и зло». Беседа.

«Всегда найдётся дело для умелых рук». Практикум.

Итоговый урок



1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

2


1

1

1

1





















Учебно-методическое обеспечение:


- Большая энциклопедия: этикет и стиль, издание для досуга, Л.Ошеверова, М.: Эксмо; Саратов: Фаворит Букс, 2011

- Программы внеурочной деятельности, Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, М.: Просвещение, 2011

- Правила хорошего тона, В.П.Кинцанс, Рига, 2000

- Основы духовно-нравственной культуры народов России, Н.Ф.Виноградова, М. : «Вентана-граф», 2011

- Все цвета кроме черного, Н.М.Безруких, М. : «Вентана-граф», 2008

- Игры, викторины, конкурсы, О.В.Перекатьева, Москва- Ростов- на –Дону, «Март», 2005г.






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации