Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс "Умники и умницы"» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Умники и умницы»
1г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2020 г.
Планируемые результаты освоения курса «Умники и умницы», 1 класс
Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование по курсу «Умники и умницы» 1 класс (развернутое)
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1 | 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводное занятие). |
2 | 2. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводное занятие). |
3 – 4 | 3 – 4 | В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. |
5 | 5. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
6 | 6. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Сломанный телефон». Учимся внимательно слушать. |
7 | 7. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
8 | 8. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди лишнее». Учимся внимательно смотреть. |
9 – 10 | 9 – 10 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
11 | 11. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
12 | 12. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. |
13 | 13. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
14 | 14. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Головоломка «Листья и грибы». |
15 | 15. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант. |
16 | 16. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». |
17 – 18 | 17 – 18 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
19 | 19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
20 | 20. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Крокодил». |
21 | 21. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
22 | 22. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Веселая эстафета». |
23 | 23. | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. |
24 | 24. | Совершенствование воображения. Игра «Если видишь на картине…». |
25 | 25. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
26 | 26. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Головоломка «Ягоды». |
27 | 27. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
28 | 28. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». |
29 | 29. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
30 | 30. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Игра «Кто говорит?». |
31 | 31. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
32 | 32. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди на картинке». |
33 | 33. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
34 | 34. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Головоломки. |
35 | 35. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
36 | 36. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. |
37 – 38 | 37 – 38 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
39 | 39. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
40 | 40. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». |
41. | 41. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
42 | 42. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Игра «Найди лишнее». |
43 | 43. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
44 | 44. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
45 | 45. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
46 | 46. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди лишнее». |
47 – 48 | 47 – 48 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
49 | 49. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
50 | 50. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. |
51 | 51. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
52 | 52. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Разгадывание головоломок. |
53 – 54 | 53 – 54 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
55 | 55. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
56 | 56. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Игра «Что пропало? Что появилось?». |
57 – 58 | 57 – 58 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
59 | 59. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
60 | 60. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Найди лишнее». |
61 | 61. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Что пропало? Что появилось?». |
62 | 62. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
63 | 63. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
64 | 64. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс «Веселая эстафета». |
65 – 66 | 65 – 66 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года (заключительное занятие). |
Приложение 1.
Календарно - тематическое планирование. Умники и умницы, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
1 | 1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводное занятие). | | |
2 | 2. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводное занятие). | | |
3 – 4 | 3 – 4 | В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. | | |
5 | 5. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
6 | 6. | Тренировка слуховой памяти. Игра «Сломанный телефон». Учимся внимательно слушать. | | |
7 | 7. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
8 | 8. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди лишнее». Учимся внимательно смотреть. | | |
9 – 10 | 9 – 10 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
11 | 11. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | | |
12 | 12. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. | | |
13 | 13. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
14 | 14. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Головоломка «Листья и грибы». | | |
15 | 15. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант. | | |
16 | 16. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». | | |
17 – 18 | 17 – 18 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
19 | 19. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
20 | 20. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Крокодил». | | |
21 | 21. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
22 | 22. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Веселая эстафета». | | |
23 | 23. | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | | |
24 | 24. | Совершенствование воображения. Игра «Если видишь на картине…». | | |
25 | 25. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
26 | 26. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Головоломка «Ягоды». | | |
27 | 27. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
28 | 28. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». | | |
29 | 29. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
30 | 30. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Игра «Кто говорит?». | | |
31 | 31. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
32 | 32. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди на картинке». | | |
33 | 33. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
34 | 34. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Головоломки. | | |
35 | 35. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | | |
36 | 36. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. | | |
37 – 38 | 37 – 38 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
39 | 39. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
40 | 40. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Игра «Что пропало? Что появилось?». | | |
41 | 41. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
42 | 42. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Игра «Найди лишнее». | | |
43 | 43. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
44 | 44. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
45 | 45. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
46 | 46. | Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди лишнее». | | |
47 – 48 | 47 – 48 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
49 | 49. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | | |
50 | 50. | Совершенствование воображения. Задание «Дорисуй». Рисуем по образцу. | | |
51 | 51. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
52 | 52. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Разгадывание головоломок. | | |
53 – 54 | 53 – 54 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
55 | 55. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
56 | 56. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Игра «Что пропало? Что появилось?». | | |
57 – 58 | 57 – 58 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
59 | 59. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | | |
60 | 60. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Найди лишнее». | | |
61 | 61. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Игра «Что пропало? Что появилось?». | | |
62 | 62. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
63 | 63. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | | |
64 | 64. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс «Веселая эстафета». | | |
65 – 66 | 65 – 66 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года (заключительное занятие). | |