РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВУ «АЗБУКА ПРАВА от А до Я» для I - IV классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лозовская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
«Рассмотрено» На заседании МО Протокол № 1 от «30» августа 2023г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Лозовская СОШ» /______________/ «30» августа 2023г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Лозовская СОШ» /____________/ Приказ №156 от «30» августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВУ
«АЗБУКА ПРАВА от А до Я»
для I - IV классов
Срок реализации программы: 4 года
Составитель программы:
Учитель Анпилогова Любовь Николаевна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2023г.
2023г.
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников, способных решать проблемы самоопределения, обладающих правовым мышлением.
Рабочая программа куру внеурочной деятельности «Азбука права от А до Я» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897 ред. от 31.12.2015года . Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении.
СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2001 года№ 000); (зарегистрированы в Минюсте РФ ).
Письма Министерства образования и науки РФ -296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Учебного плана МКОУ « Лозовская СОШ»
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) приведена система базовых национальных ценностей: мирового сообщества, российской гражданской нации, семейной жизни.
Формирование личности человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования. Применительно к начальной школе чаще употребляется термин правовое воспитание, так как правовое обучение на этой ступени носит ярко выраженный прикладной характер и решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющего отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Направленность программы "Азбука права от А до Я" - по содержанию: социально-педагогичная; по функциональному предназначению — учебно-познавательная, по форме организации – кружковой, по времени реализации — четыре года
Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука права от А до Я» предназначена для обучающихся1 - 4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 - 4 классы -34 часа в год.
Роль и место дисциплины: Как педагог я заметила, что существует проблема недостаточного уровня сформированных понятий о доброте ,отзывчивости и зле, коммуникативных умений и навыков у обучающихся 1 классов. И эту работу нужно совершенствовать во 2 – 4 классах.
Назрела необходимость специальных занятий , где ребята постигали , изучали права и обязанности. «Уроков», на которых ребёнок мог бы поупражняться в общении со сверстниками, знать свои права и обязанности. Определить свою моральную позицию, должен постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности.
Цель: подготовить учащихся начальной школы к системному изучению прав человека в среднем звене. Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в сфере общественных и государственных отношений в свете Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи курса: сформировать представления учащихся начальной школы об основных понятиях прав человека, отличительных особенностях прав ребенка; создать условия для осознания основных вопросов прав человека; создание условий для осознания ценности прав человека в жизни.
укрепления здоровья;
формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
формировать у детей социокультурную идентичность;
развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим: направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное обще интеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное.Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
« Азбука права от А до Я»- интегрированный курс правоведения и литературы. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждан ведение), самосознанием и самоопределением. В программе большое место отведено литературе (сказкам, рассказам, пословицам, загадкам и т д), что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире, так как именно в младшем школьном возрасте дети особенно восприимчивы к языку и литературе. Просмотр мультипликационных фильмов на различную тематику.
Формы организации внеурочной деятельности: Важно на каждом занятии уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. От конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса выбираются способы мотивации в зависимости от уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. За счет использования наглядности: таблиц, картин, плакатов, схем, рисунков, презентаций. Просмотр мультипликационных фильмов на различную тематику.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука права от А до Я»
1. Игровая: ролевые игры, дидактические, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые продуктивные игры) ;
2. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
3. Конференции, познавательные беседы, исследовательские проекты );
4. Проблемно-ценностное общение (дискуссии, эстетические беседы);
5. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
6.Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
7.Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры)
8. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры)
9.Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ, устные журналы);
10. Социальное творчество (социально-образовательные проекты, акции, коллективно-творческие дела.)
При организации внеурочной деятельности используются программы, опубликованные в педагогических периодических изданиях, разработанные педагогами школы и утверждённые на школьных методических объединениях и педсоветом МКОУ «Лозовская СОШ» Верхнемамонского муниципального района.
1.Книги «Права ребенка» Е. С. Сабельника и «Ваши права» Е. С. Сабельника и Е. Г. Карцевой
Авторы: Бокова Н. Н.|Год:2009|Серия:В помощь преподавателю начальной школы
2.Я. В. Соколов « Гражданин России: Наши права и обязанности»,
Научно – методический центр « Гражданин» М., 2010
3. Бокова Н. Н. Азбука права разработки занятий в начальной школе, Волгоград, учитель, 2005г.
4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
5. Декларация прав ребенка 1959 г.
6. Конвенция ООН по правам ребенка 1990 г.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности:
«Азбука права от А до Я »
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ
начального общего образования:
1. Личностные результаты: объяснять, что значит для каждого лично гражданственность и гражданские качества; осознать необходимость активного участия в жизни общества, свою принадлежность к вопросу о значении сотрудничества и коллективных действий; понять важность собственного действия для решения вопросов своего сообщества; проводить самооценку своих действий, проявления гражданских качеств.
2. Мета предметные результаты:
включающим:
универсальные познавательные учебные действия базовые логические и начальные
исследовательские действия, а также работу с информацией);
универсальные коммуникативные учебные действия (общение, совместная деятельность)универсальные, регулятивные, учебные
действия(самоорганизация, самоконтроль, самооценка).
Регулятивные УДД:
1)Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
3) Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
-оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Познавательные УДД: выявлять проблемы в ситуациях, требующих проявления гражданских качеств, сравнивать действия отдельных людей в различных ситуациях на основании примеров из литературы и реальной жизни, высказывания своих сверстников о гражданине, роли граждан в жизни общества; самостоятельно проводить социологические опросы; разрабатывать и реализовывать мини – проекты, исследования, направленные на решение проблем детского коллектива, окружающего сообщества, составлять полезные советы для своих ровесников на темы: «Как работать в группе», «Как решить проблему». ;
Коммуникативные УДД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3. Предметные результаты: объяснять различные значения понятия «гражданин».
Называть важные качества, которые характеризуют гражданина страны, вопросы общественной жизни, в решении которых могут участвовать молодые граждане страны.
Объяснять, что такое достоинство, ответственность, честь, гражданственность, общественная проблема, гражданский поступок, почему эти качества значимы для каждого человека. Перечислять проблемы, требующие решения, приводить примеры.
знать:
- правила поведения, принятые в современном обществе;
- названия основных документов в области защиты прав человека;
- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;
- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;
уметь: раскрыть сущность определений из области прав человека;проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
Устанавливать причинно-следственные ответственностью.
Проявлять доброжелательность к окружающим людям.
Владеть: приемами бесконфликтного общения и поведения; алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка. Правилами решения практических ситуаций;правилами поведения безопасного для себя и окружающих;
По окончанию курса для оценки достижений обучающиеся проходят промежуточную
аттестацию в виде теста.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу « Азбука права от А до Я»
1классаОсознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам.
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия.
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать.
Учащиеся должны уметь: формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова. Доказать свое мнение, оценивать поступок человека с точки зрения права, корректировать свое поведение, соблюдение прав человека,
Адекватно задавать вопросы по ситуации: Как? Почему? Зачем? Когда?
Учащиеся могут уметь: конструировать монологическое высказывание на заданную правовую тему.
Оценивать поступки главных героев литературных произведений согласно статьям
Конвенции о правах ребенка и в просмотренных мультипликационных фильмах.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека»,
Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса
Учащиеся должны знать: что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей.
Что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга.
Что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране.
Что поступки, уважающие, защищающие права человека – хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека – плохие.
Основной гарант соблюдения прав человека в стране – это государственный закон
Иметь представление о понятиях: закон, беззаконие, уважение, культура поведения, права человека.
равноправие, правило, здоровый образ жизни, отношения в семье, важность труда в жизни человека. хороший поступок, плохой поступок.
Учащиеся должны уметь: формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова.
Адекватно задавать вопросы по ситуации: Как? Почему? Зачем? Когда?
Доказать свое мнение, оценивать поступок человека с точки зрения права, корректировать свое поведение, соблюдение прав человека,
Учащиеся могут уметь: конструировать монологическое высказывание на заданную правовую тему.
Оценивать поступки главных героев литературных произведений согласно статьям
Конвенции о правах ребенка и в просмотренных мультипликационных фильмах
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека»,
Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса
Учащиеся должны знать: что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем
она принята, ее содержание; что права и обязанности имеют взаимную связь.
Что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
Иметь представление о документах: закон, Конституция.
Всеобщая декларация прав человека; Организация Объединенных Наций (ООН).
О понятиях: права и свободы, обязанности; дискриминация; социальное происхождение.
личная неприкосновенность, вторжение, изгнание; смертный приговор, смертная казнь, лишение свободы; рабство, неволя; честь, репутация, клевета.
Местожительство, гражданство.
Совершеннолетие, бракосочетание; собственность, наследство;
Учащиеся должны уметь: ориентироваться в правовой терминологии; правильно употреблять изученные термины и формулировки ,в своей речи оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав
человека.
- конструировать монологическое высказывание на заданную правовую тему.
- оценивать поступки главных героев литературных произведений согласно статьям Конвенции о правах ребенка.
Учащиеся могут уметь:
конструировать монологической высказывание (на заданную правовую тему), формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), отбирать выразительные средства языка
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека»,
выставка творческих работ учащихся;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса
Что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
что соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка; что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Учащиеся должны знать: назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка (знать свои права); что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других.
Иметь представление о понятиях: Декларация и Конвенция; ООН; ребенок; государство, гражданство.
Социально незащищенные слои общества; родословная; медицинское обслуживание.
Здоровый образ жизни; закон; социальная защита, инвалид, милосердие.
Дискриминация; раса, расизм; право, свобода, обязанность, ответственность.
Учащиеся должны уметь: отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
- оценить различные ситуации с точки зрения соответствия положениям;
оперировать терминами и формулировками.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса является пропедевтическим, интегрированным и предназначен для дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности военно-патриотического направления ФГОС.
Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.
1 класс (33 часа)
Что такое права? Какие бывают права и обязанности? Для чего они нужны?
Осознание того, что права и правила необходимы в обществе для нормального существования людей.
Внутренний мир человека (6 часов)
Я и мое имя. Знакомство класса с педагогом. Для чего необходимо знать свои права и обязанности. Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность)
Кто я такой? « Играем и знакомимся» 3 час. Человек – часть природы т 3 час
Главный социальный опыт (9 часов)
. Право человека на имя.
Семья. Школа. Дисциплина. Не хочу учиться..? Стихи о школе. А. Барто, В. Берестова, С. Маршака
3 час.
Счастье. Семья. Любовь - самое бескорыстное чувство к близким.3 час. Труд. Право на выбор профессии. Театральные инсценировки. Мультфильм «Мама для мамонтёнка». 3 час
Основы государства и права ( 5 часов)
Право на жизнь – естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек. Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом
Гражданин. Родина. Игра « Я – гражданин своей Родины»3 час.
Зачем нужны законы? Игра « Помоги сказочным героям управлять в сказочной стране» 2 час.
Образование: права и обязанности (5 часов)
Мои обязанности. Школа и я. 2час. Ответственность перед собой, обществом и Законом. Игра "Слепое доверие". 1 час. Безответственный человек. Ролевая игра « Учебный суд в лесной школе»
2час.
Здоровье и безопасность (6 часов)
« Здоровье – бесценный клад жизни» 2 час. Строим город « Здоровяков»
Гигиена. Режим дня. Занятие физкультурой. Правильное питание.2 час. Законы светофора.
Дорожная азбука. 2 час.
Защита прав и ответственность ребенка ( 2часа)
Промежуточная аттестация. Тест. Промежуточная аттестация. Детский праздник – Международный день защиты детей. 1 час
Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
2 класс
Казнить нельзя, помиловать? У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также как оно воспринимается окружающими. Например, об одном человек кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а другой назовет его трусом; девочку можно назвать веселой и любимицей компании или кокеткой и вертихвосткой. Одно обидно, другое – нет.
Казнить нельзя, помиловать?
Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка: дети имеют право на информацию все дети имеют право на любовь и заботу; все дети равны; дети имеют право высказывать свое мнение; все дети имеют право на заботу о их здоровье; дети имеют право на свободу мысли, совести и религии;
ребенок не может быть жертвой войны; ребенок не может быть жертвой сексуальной эксплуатации;
Внутренний мир человека (4 часа)
Я и общество Игра « Ромашка» Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» 2 часа Индивидуальность Игра « Узнай друга» 2 час.
Главный социальный опыт ( 7 часов)
Достоинство человека. 2 час. Личные документы и их важность в жизни человека. 1 час.
Школьные годы – самые чудесные! Не хочу учиться..? 2 час.
Труд в жизни человека.
Пословицы о труде. Ролевые игры. Проект «Не место красит человека». 2 час.
Основы государства и права (5 часов)
Моя семья, моя отчий дом. Театральные инсценировки. 2 час. Я – гражданин своей страны.3 час.
Мультфильм «Волк и телёнок»,
Образование: права и обязанности (4 часа)
Мой труд – учёба в школе. 2 час. Права и обязанности должен соблюдать каждый гражданин .
Игра "Слепое доверие". 2 час.
Здоровье и безопасность (12 часов) Все дети равны; дети имеют право высказывать свое мнение; все дети имеют право на заботу о их здоровье; дети имеют право на свободу мысли, совести и религии;
« Позабудь про докторов…» « В гостях у доктора « Неболейкина» 3 час. Азбука безопасности. Пожарная безопасность. Безопасность на улицах и дорогах. 3 час. Осторожно! Компьютер! Правила работы в Интернете. 4 час.
Защита прав и ответственность ребенка (2 час)
Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека»
Детский праздник – Международный день защиты детей. 1 час
Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
3 класс
Умение давать сравнительную оценку поступкам людей; готовность совершать гуманистические поступки; готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей
Право и ответственность (7 часов)
Наше право. И наши правила. Составление правил поведения на улице в общественном месте 2 час.
Что такое ответственность? Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Добрые и плохие поступки.3 час. Ценность жизни. Рассказы В. Осеевой «Честное слово», «Хорошее», «Добрая хозяюшка» 2 час.
Гражданские права и свободы (10 часов)
Готовность к участию в управлении; умение оценивать политические взгляды; готовность к отстаиванию своего мнения на основе конструктивных отношений
Государство – это мы. Осознание роли закона в обществе Сказка Н. Н. Бобковой «Царство по имени «Закон» 2 час
Личные документы. Закон для нас Закон внутри нас. По законам добра, дорогою добра 2 час.
Кто где живет? 1 час. Дети планеты Земля. « Земля – наш дом родной»
театральные инсценировки 2 час. Право на тайну 1 час. Право на собственное мнение Ю Яковлев «Полосатая палка» 1 час. Законы дружбы. 3.. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» 1 час.
Семья и семейные отношения (2 часа)
Семейный отдых 1 час. Мой дом. Право на неприкосновенность жилища Меры предосторожности и правила. безопасности. Сказки: «Лиса и заяц», «Три поросенка» 1 час.
Образование: права и обязанности (4 часа) Устойчивое позитивное отношение к труду; умение правильно оценивать свой труд; социальная ориентированность деятельности
Труд детей. Работа с документами (Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка). Труд важен для человека, труд прославляется в пословицах у всех народов. Трудолюбие – одно из качеств, которое ценилось всегда высоко.
Мой труд. В мире профессий. Проект « Все профессии важны…».З. Александрова «Золотые руки»
«Колосок» (украинская народная сказка) 2 час. Наша школа. Не хочу учиться..? 1 час
Права и обязанности обучающихся. 1 час
Здоровье и безопасность (6 часов)
Если хочешь быть здоров. 2 час. Урок безопасности 2 час. Безопасная улица 2 час.
Защита прав и ответственность ребенка ( 5 час.)
Как защитить свои права . 1час
День защиты детей. Праздник. 1 час.
Правонарушение. Виды ответственности. «Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми». Деловая игра «Поступок и ответственность» 2 час.
Промежуточная аттестация. Тест. Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека»
Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
4 класс
Право и ответственность ( 7 часов)
Наше право. И наши правила. Составление правил поведения на улице в общественном месте. 2 час.
Что такое ответственность? Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Добрые и плохие поступки. 3 час.
Ценность жизни. Рассказы В. Осеевой «Честное слово», «Хорошее», «Добрая хозяюшка» 2 час.
Гражданские права и свободы ( 10 часов)
Государство – это мы. Осознание роли закона в обществе. Сказка Н. Н. Бобковой «Царство по имени «Закон» 2 час. Личные документы. Закон для нас Закон внутри нас. По законам добра, дорогою добра. 2 час. Кто где живёт? 1 час. Дети планеты Земля. « Земля – наш дом родной»
театральные инсценировки. 2 час. Право на тайну. 1 час. Право на собственное мнение Ю Яковлев «Полосатая палка» 1 час. Законы дружбы. 3.. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» 1 час.
Семья и семейные отношения (2 часа)
Семейный отдых 1 час. Мой дом. Право на неприкосновенность жилища Меры предосторожности и правила. безопасности. Сказки: «Лиса и заяц», «Три поросенка» 1 час
Образование: права и обязанности (4 часа) Мой труд. В мире профессий.
Проект « Все профессии важны…».З. Александрова «Золотые руки»
«Колосок» (украинская народная сказка) 2 час. Наша школа. Не хочу учиться..? 1 час.
Права и обязанности обучающихся 1 час.
Здоровье и безопасность (6 часов)
Если хочешь быть здоровым. В стране « Здоровяков» 2 час.
Урок безопасности. 1 час. Безопасная улица 1 час.
Защита прав и ответственность ребенка (4 часа)
Правонарушение. Виды ответственности. «Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми». Деловая игра «Поступок и ответственность» 2 час.
Как защитить свои права 1 час.
День защиты детей. Праздник « Детство. Мир» 1 час.
Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека» 1 час. Выставка творческих работ учащихся. 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс – 33 часа
№ | Название разделов, тем программы | Кол - во | Электронные | |
п/п | | | (цифровые) | |
| | часов | образовательные | |
| | | ресурсы | |
Внутренний мир человека (6 часов) | | |||
1 | Кто я такой? «ИГРАЕМ И ЗНАКОМИМСЯ « | 3 часа | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (http://school- collection.edu.ru/) | |
2 | Человек – часть природы. | 3 часа | Информационно- коммуникационная образовательная платформа «Сферум» | |
Главный социальный опыт (9 часов) | | |||
3 | Я и мое имя. Семья. Школа. Дисциплина. Не хочу учиться..? Стихи о школе. А. Барто, В. Берестова, С. Маршака | 3 часа | | |
4 | Счастье. Семья. Любовь - самое бескорыстное чувство к близким. Мультфильм «Мама для мамонтёнка». | 3 час | Информационно- коммуникационная образовательная платформа «Сферум» | |
5 | Труд. Право на выбор профессии. Театральные инсценировки. Сказка « Репка» | 3 часа | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (http://school- collection.edu.ru/) |
Основы государства и права ( 5 часов) | | |||
6 | Гражданин. Родина. Игра « Я – гражданин своей Родины» Рассказ Т. А. Шорыгиной «Мои права» | 3 час | https://multiurok.ru/index.php/files/igra-ia-grazhdanin-svoei-strany.html | |
7 | Зачем нужны законы? Игра « Помоги сказочным героям управлять в сказочной стране» | 2 часа | https://urok.1sept.ru/articles/655834 | |
Образование: права и обязанности (5 часов) | | |||
8 | Мои обязанности. Школа и я. | 2 час | | |
9 | Ответственность перед собой, обществом и Законом. Игра "Слепое доверие". | 1 час | https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-chto-znachit-byt-otvietstviennym.html | |
10 | Безответственный человек. Ролевая игра « Учебный суд в лесной школе» | 2 часа | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/rolievaia-ighra частично | |
Здоровье и безопасность (6 часов) | | |||
11 | « Здоровье – бесценный клад жизни» | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
7 | Строим город « Здоровяков» Гигиена. Режим дня. Занятие физкультурой. Правильное питание.
| 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
8 | Законы светофора. Дорожная азбука. | 2 часа | Образовательный портал («Учи.ру») | |
Защита прав и ответственность ребенка ( 2часа) | | |||
9 | Детский праздник – Международный день защиты детей. | 1 час | https://www.google.com/search? |
Итоговое занятие (1час) | | |||
10 | Промежуточная аттестация. Тест. Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека» | 1 час | не предусмотрены | |
| Итого | 33 ч. | |
2 класс
№ п/п | Название разделов, тем программы | Количес тво часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Внутренний мир человека (4 часа) | | |||
1 | Я и общество Игра « Ромашка» Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» | 2 час | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (http://school- collection.edu.ru/) | |
2 | Индивидуальность Игра « Узнай друга» | 2 час | не предусмотрены | |
Главный социальный опыт ( 7 часов) | | |||
3 | Достоинство человека. | 2 часа | не предусмотрены | |
4 | Личные документы и их важность в жизни человека. | 1 час | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
5 | Школьные годы – самые чудесные! Не хочу учиться..? | 2 часа | http://www.myshared.ru/slide/412064/ | |
6 | Труд в жизни человека. Пословицы о труде. Ролевые игры. Проект «Не место красит человека». | 2 часа | https://ethnomir.ru/articles/poslovitsy-i-pogovorki-o-trude/ |
Основы государства и права ( 5 часов) | | |||
7 | Моя семья, моя отчий дом. Театральные инсценировки. Мультфильм «Волк и телёнок», | 2 часа | https://rosuchebnik.ru/material/stsenariy-prazdnika-velikoe-chudo-semya-13264/ | |
8 | Я – гражданин своей страны. | 3 часа | https://infourok.ru/prezentaciya-klassnogo-chasa-yagrazhdanin-svoey-strani-966654.html | |
Образование: права и обязанности (4 часа) | | |||
9 | Мой труд – учёба в школе. | 2 часа | не предусмотрены | |
10 | Права и обязанности должен соблюдать каждый гражданин . Игра "Слепое доверие". | 2 часа | https://kss118.1mcg. ru/ | |
Здоровье и безопасность (12 часов) | | |||
11 | « Позабудь про докторов…» « В гостях у доктора « Неболейкина» | 3 часа | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zd | |
12 | Азбука безопасности. Пожарная безопасность. Безопасность на улицах и дорогах. | 5 часов | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/osno https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki | |
13 | Осторожно! Компьютер! Правила работы в Интернете. | 4 часа | | |
Защита прав и ответственность ребенка (2 час) | | |||
16 | День защиты детей | 1 часа | не предусмотрены | |
| | |||
17 | Промежуточная аттестация. Тест. Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека» | 1 час | не предусмотрены | |
| Итого | 34 ч. | |
3 класс
№ п/п | Название разделов, тем программы | Кол – во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Право и ответственность ( 7 часов) | | |||
1 | Наше право. И наши правила. Составление правил поведения на улице в общественном месте | 2 часа | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (http://school- collection.edu.ru/) | |
2 | Что такое ответственность? Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Добрые и плохие поступки. | 3 часа | Образовательная платформа «Сферум» | |
3 | Ценность жизни. Рассказы В. Осеевой «Честное слово», «Хорошее», «Добрая хозяюшка». Просмотр мультфильмов. | 2 часа | | |
Гражданские права и свободы ( 10 часов) | | |||
4 | Государство – это мы. Осознание роли закона в обществе | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
5 | Личные документы. Закон для нас Закон внутри нас. По законам добра, дорогою добра | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
6 | Кто где живет? | 1 час | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
7 | Дети планеты Земля. « Земля – наш дом родной» театральные инсценировки | 2 часа | https://infourok.ru/scenariy-ekologicheskogo- l |
8 | Право на тайну | 1 час | https://infourok.ru/klassnyy_chas | |
9 | Право на собственное мнение Ю Яковлев «Полосатая палка» | 1 час | Информационно- коммуникационная образовательная платформа «Сферум» | |
10 | Законы дружбы. 3.. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | 1 час | https://www.maam.ru/detskijsad/klasnyi-chas-zakony-druzhby | |
Семья и семейные отношения (2 часа) | | |||
11 | Семейный отдых | 1 часа | https://infourok.ru/klassnyj-chas-semejnye-prazdniki-4- | |
12 | Мой дом. Право на неприкосновенность жилища Меры предосторожности и правила. безопасности. Сказки: «Лиса и заяц», «Три поросенка» | 1 час | Не предусмотрено | |
Образование: права и обязанности (4 часа) | | |||
13 | Мой труд. В мире профессий. Проект « Все профессии важны…». З. Александрова «Золотые руки» | 2час | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
14 | Наша школа. Не хочу учиться..? | 1 час | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://kss118.1mcg. ru/ | |
15 | Права и обязанности обучающихся | 1часа | https://kss118.1mcg. ru/ | |
Здоровье и безопасность (6 часов) | | |||
16 | Если хочешь быть здоров | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru | |
17 | Урок безопасности | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru |
| | | | |
18 | Безопасная улица | 2 часа | Образовательный портал («Учи.ру») | |
Защита прав и ответственность ребенка (5 часа) | | |||
19 | Правонарушение. Виды ответственности. «Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми». Деловая игра «Поступок и ответственность» | 2 часа | | |
20 | Как защитить свои права | 1 час | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2 | |
16 | День защиты детей. Праздник | 1 час | нет | |
| | |||
17 | Промежуточная аттестация. Тест. Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека» | 1 час | нет | |
| Итого | ч. | |
4 класс
№ | Название разделов, тем программы | Количес | Электронные | |
п/п | | тво | (цифровые) | |
| | часов | образовательные | |
| | | ресурсы | |
Право и ответственность (5 часов) | | |||
1 | Наше право Всероссийская акция «Я – гражданин России» Мультфильм «Просто так» | 2 часа | https://multiurok.ru/index.php/files/klassnyi-chas-v-4 | |
2 | Что такое ответственность? Читаем и размышляем: «Правила самовоспитания Ушинского», «Честное слово», «Цветик – семицветик» | 2 часа | Информационно- коммуникационная образовательная платформа «Сферум» | |
3 | Ценность жизни. «Что означают наши имена» Обсуждаем, действуем, играем. | 1 час | | |
Гражданские права и свободы (8 часов) | | |||
4 | Государство – это мы. Обсуждаем, действуем, играем. Казнить нельзя, помиловать. Знакомство с официальным сайтом Президента России для детей Узнай президента. | 2 часа | / | |
5 | Дети планеты Земля. Презентация. | 2 часа | https://nsportal.ru/nachalnaya https://www.uchportal.ru/load/119-1-0-21750 -shkola/ra | |
6 | Право на тайну | 2 часа | не предусмотрены | |
7 | Право на собственное мнение. Занятие «Будущее создаём мы» | 2 часа | https://kopilkaurokov.ru/klassnomurukovoditeliu/me | |
Семья и семейные отношения (3 часа) | | |||
8 | Моя семья. Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | 1 час | не предусмотрены | |
9 | Семейный отдых и труд. Взаимопомощь. Помощь родителям. В. Осеева «Сыновья» | 1 час | не предусмотрены | |
10 | Мой дом. | 1 час | не предусмотрены | |
Образование: права и обязанности (4 часа) | | |||
11 | Мой труд. В мире профессий. З. Александрова «Что мы сажаем, сажая леса» Проект «Не место красит человека». | 2 час | |
12 | Наша школа. Не хочу учиться..? Просмотр мультфильма « В стране невыученных урокаов» | 1 час | https://yandex.ru/video/preview/17487969497267259635 |
13 | Права и обязанности обучающихся | 21часа | https://kss118.1mcg. ru/ |
Здоровье и безопасность (8 часов) | | ||
14 | Если хочешь быть здоров. К. И. Чуковский «Доктор Айболит» | 2 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru |
15 | Урок безопасности | 3 часа | Образовательная онлайн-платформа ЦОК https://educont.ru |
16 | Безопасная улица | 3 часа | Образовательный портал («Учи.ру») |
Защита прав и ответственность ребенка (5 часов) | | ||
17 | Правонарушение. Виды ответственности. | 2 часа | Электронный образовательный ресурс |
18 | Как защитить свои права . Мои права. «Теперь я знаю». Защита проектов. | 2 часа | (https://infourok.ru/u rok-kak-zashitit- svoi-prava- 4483445.html) |
19 | День защиты детей | 1 час | |
Итоговое занятие (1час) | |
20 | Промежуточная аттестация. Тест. Модель «Права человека» | 1 час | не предусмотрены |
| Итого | 34 ч. | |
Используемая литература и источники сети Интернет
https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/
1.Книги «Права ребенка» Е. С. Сабельника и «Ваши права» Е. С. Сабельника и Е. Г. Карцевой
Авторы: Бокова Н. Н.|Год:2009|Серия: В помощь преподавателю начальной школы
2.Я. В. Соколов « Гражданин России: Наши права и обязанности»,
Научно – методический центр « Гражданин» М., 2010
3. Бокова Н. Н. Азбука права разработки занятий в начальной школе, Волгоград, учитель, 2005г.
4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
5. Декларация прав ребенка 1959 г.
6. Конвенция ООН по правам ребенка 1990 г.