Программа внеурочной деятельности по обществознанию «В мире права», 6-8 классы

5
0
Материал опубликован 11 September 2017 в группе

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса предназначена для 6-8 классов на 2017-2020 учебные годы , рассчитана на 102 часов ( 1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016г.);

2) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 23.06.2015 № 609);

3) Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004) ред. от 01.02.2012 г.;

4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 № 459);

6) Учебный план МОУ «СОШ №36» на 2016-2017 учебный год (приказ № 106 от 27.08. 2015 г. );

7) Рабочие программы по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 5-9 кл.: Москва; «Просвещение»,2014);

8) Рабочие программы по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 6-11 кл.: Москва; «Просвещение»,2011);

9) Рабочие программы по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 5-9 кл.: Москва; «Просвещение»,2016);

Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной.

Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через специальные учебные курсы.

Одним из направлений ФГОС нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям. Формирует основные представления о России, как государстве, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Главная цель программы: сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию посредством политического и правового воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации, а также воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее, дать учащимся полное представление о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны;

воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи, данной программы факультатива состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти в РФ.

Развитие политического мышления и культуры, аналитических умений учащихся.

Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.

Отработка умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.

Повышение уровня познавательной активности и саморазвития личности, формирование интереса к истории своего государства.

Создание условий для формирования активной гражданской позиции, дальнейшей социализации учащихся.

Профессиональное самоопределение учащихся, воспитание личности, адаптированной к сознательному выбору профессии

Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении

Закона и правопорядка;


 

Планируемые результаты:

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания данного факультатива являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты изучения данного факультатива проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную

деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы данного факультатива являются:

- относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Формы проведения занятий: беседа, ролевая игра, практикум, семинар, лекция, создание и защита проектов, решение правовых задач.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- основные положения Конституции;

- полномочия органов власти;

- право, его роль в жизни общества;

- норма права;

- понятие прав, свобод и обязанностей;

- понятие и виды юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

• выделять основной смысл текста, события, явления, соотно­сить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользо­ваться ими;

• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партне­рами для получения общего продукта или результата;

• проводить самооценку собственных знаний и умений;

• принимать решения, принимать ответственность на себя;

• реализовывать индивидуальные и общественные права и обя­занности;

• устанавливать конструктивные отношения с людьми;

• приобретать навыки организации труда.

 

Содержание программы курса: 6 класс, 34 часа:

1.Наша Страна- Наше Государство- Наша Родина – Россия

2.Символика РФ

3.Гражданин-отечества достойный сын

4.Основной закон страны

5.Мои права и обязанности

6.Мы многонациональный народ

7.Право выше власти

8.Наш край частица России

9.РФ- государство с республиканской формой правления

10.Политические режимы

11.Управление страной

12.Обеспечение правопорядка

13.Города России

14.Мой город

15.Праздники нашего государства

16.Достопримечательности моей Большой Родины

17.Моя Большая и Малая Родина

 

Календарно-тематическое планирование: 6 класс, 34 часа:


 

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

 

По плану

Факт.

1

Наша Страна- Наше Государство- Наша Родина – Россия

Беседа

2

09.09

 

2

Символика РФ

Беседа

2

23.09

 

3

Гражданин - отечества достойный сын

Беседа, лекция

2

07.10

 

4

Основной закон страны

Беседа, лекция, практикум, работа в группах

2

21.10

 

5

Мои права и обязанности

Работа в группах, беседа, ролевая игра

2

04.11

 

6

Мы многонациональный народ

Беседа, семинар

2

18.11

 

7

Право выше власти

Лекция

2

02.12

 

8

Наш край частица России

Лекция, беседа

2

16.12

 

9

РФ- государство с республиканской формой правления

Лекция

2

13.01

 

10

Политические режимы

Лекция, семинар

2

27.01

 

11

Управление страной

Лекция, работа в группах, беседа

2

10.02

 

12

Обеспечение правопорядка

Лекция, беседа, практикум

2

24.02

 

13

Города России

Беседа,

2

10.03

 

14

Мой город

Семинар, лекция

2

24.03

 

15

Праздники нашего государства

Семинар

2

07.04

 

16

Достопримечательности моей Большой Родины

Беседа

2

21.04

 

17

Моя Большая и Малая Родина

Создание и защита проекта

2

05.05

 
 

Итого: 34 часа

       

Содержание программы  курса: 7 класс, 34 часа:

Главная книга страны

Гражданство

Права и свободы

Равенство

Наши главные ценности

Достоинство

Право на личную жизнь

Права и обязанности в семье

Твоя национальность

Право на образование

Социально-экономические права

Нет прав без обязанностей

Ограничение прав и свобод

Для чего нужно государство?

Защита прав и свобод

Власть народа

Правительство

Судебная власть

Право активного участия в жизни общества

Лидер

Защита проекта: «Конституция – основной закон страны»

 

Календарно-тематическое планирование: 7 класс, 34 часа:

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

 

По плану

Факт.

1

Главная книга страны

Лекция, практические задачи, игра

1

02.09

 

2

Гражданство

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игра

1

09.09

 

3

Права и свободы

Исследовательская работа. Семинар. Групповая работа.

2

16.09

23.09

 

4

Равенство

Проблемные задания, моделирование ситуаций

1

30.09

 

5

Наши главные ценности

Проблемные задания, моделирование ситуаций

1

07.10

 

6

Достоинство

Проблемные задания, моделирование ситуаций, составление схем, таблиц

1

14.10

 

7

Право на личную жизнь

Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар

2

21.10

28.10

 

8

Права и обязанности в семье

Составление таблиц, моделирование ситуаций, ролевая игра

2

04.11

11.11

 

9

Твоя национальность

Игра, моделирование ситуаций, эвристическая беседа

2

18.11

25.11

 

10

Право на образование

Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар

2

02.12

09.12

 

11

Социально – экономические права

Исследовательская работа, дискуссия, игровая деятельность

2

16.12

23.12

 

12

Нет прав без обязанностей

Эвристическая беседа, дискуссия, игра, проблемные задания

2

13.01

20.01

 

13

Ограничение прав и свобод

Игровая деятельность, творческая работа

1

27.01

 

14

Для чего нужно государство?

Проблемные задания, игровая деятельность

1

03.02

 

15

Защита прав и свобод

Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия

2

10.02

17.02

 

16

Власть народа

Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания

2

03.03

10.03

 

17

Правительство

Ролевые игры, беседа, проблемные задания

2

17.03

24.03

 

18

Судебная власть

Игровая деятельность, творческая коллективная работа

2

07.04

14.04

 

19

Право активного участия в жизни общества

Деловая викторина, проблемные задания

1

21.04

 

20

Лидер

Ролевая игра, Семинар, дискуссия

2

28.04

05.05

 

21

Защита проекта : «Конституция – основной закон страны»

Защита проекта

2

12.05

19.05

 
 

Итого: 34 часа

       

 

Содержание программы  курса: 8 класс, 34 часа:

Что такое право. Система права.

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Правоотношение. Правонарушение.

Юридическая ответственность.

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Правовое государство и гражданское общество.

Общая характеристика прав и свобод человека.

Личные права человека.

Экономические, социальные и культурные права человека.

Политические права граждан.

Права несовершеннолетних.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения.

Конституционные обязанности.

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Семья. Родители. Дети.

Гражданские правоотношения.

Право собственности.

Сделка. Виды договоров.

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Жилищные правоотношения.

Права потребителей.

Трудовые правоотношения.

Международная защита прав человека.

Отношения с банками.

Земельные правоотношения.

Экологическое законодательство.

Знакомство с формами документов.

Ролевая игра «Суд идет».


 

Календарно-тематическое планирование: 8 класс, 34 часа:


 

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата проведения

       

По плану

Факт.

1

Что такое право. Система права.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

02.09

 

2

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

09.09

 

3

Правоотношение. Правонарушение.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

16.09

 

4

Юридическая ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

23.09

 

5

Государство: его понятие и признаки. Демократическое правовое государство.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

30.09

 

6

Правовое государство и гражданское общество.

Лекция, моделирование ситуаций, игровая деятельность, исследовательская работа

1

07.10

 

7

Общая характеристика прав и свобод человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление таблиц, схем

1

14.10

 

8

Личные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, семинар

1

21.10

 

9

Экономические, социальные и культурные права человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа

1

28.10

 

10

Политические права граждан.

Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия

1

04.11

 

11

Права несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

11.11

 

12

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Лекция, моделирование ситуаций, проблемные задания

1

18.11

 

13

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц

1

25.11

 

14

Государственная власть. Органы местного самоуправления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

02.12

 

15

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания

1

09.12

 

16

Гражданство. Право избирать и быть избранным. Общественные объединения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия

1

16.12

 

17

Конституционные обязанности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

23.12

 

18

Взаимоотношения граждан и органов государственного управления.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность, проблемные задания

1

13.01

 

19

Административная ответственность.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, составление схем

1

20.01

 

20

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, беседа

1

27.01

 

21

Семья. Родители. Дети.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, деловая игра

1

03.02

 

22

Гражданские правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность

1

10.02

 

23

Право собственности.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар

1

17.02

 

24

Сделка. Виды договоров.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, лекция, составление схем

1

03.03

 

25

Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра

1

10.03

 

26

Жилищные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

17.03

 

27

Права потребителей.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

24.03

 

28

Трудовые правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия,

1

07.04

 

29

Международная защита прав человека.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность,

1

14.04

 

30

Отношения с банками.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа,

1

21.04

 

31

Земельные правоотношения.

Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, беседа

1

28.04

 

32

Знакомство формами документов

Работа с нормативно –правовыми актами, заполнение форм документов

2

05.05

12.05

 

32

Ролевая игра «Суд идет»

Моделирование ситуаций

1

19.05

 
 

Итого: 34 часа

       

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

В.В. Спасская, С.И. Володина «Основы правовых знаний» в 2 ч.

В.О. Мушинский Азбука гражданина

В.И. Белов Лад: очерки о народной эстетике

В.М. Шумилов Правоведение

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Гражданский кодекс РФ

Герб и флаг России Х-ХХ века под. ред. Плеханова

Г.В. Семкин Атлас Страна, в которой я живу

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Жилищный кодекс РФ (извлечения)

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (извлечения)

И.А. Исаев История государства и права

И.В. Синова Государственные праздники России : справочник школьника

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Конституция РФ

М. Мильчак Как строились города России

М. М. Бронштейн, Наталия Жуковская Праздники народов России. Энциклопедия

Н.Т. Сапрыкин Верховская колыбель

Обществознание под ред. профессора Ю.Г. Волкова : учебное пособие

П.В. Миков , Н.П. Русакова Права вашего ребенка

Семейный кодекс РФ (извлечения)

Трудовой кодекс РФ (извлечения)

Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина «По законам добра»

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Ю.Л. Кушер Государственные символы и награды РФ

Ю.П. Титов Хрестоматия по истории государства и права

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (извлечения)

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)

www.zabota-deti.su/ - детский сайт «Шаг навстречу»

www.pravo.aodb-blag.ru - Детский центр правовой информации

http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова

http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»

http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей

Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/

Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для

детей, учителей http://school-sector.relarn.ru/

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.