12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лобанова Ольга Павловна193
Россия, Крым респ., Симферопольский район, пгт. Гвардейское
1

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальные творческие проекты»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1-А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________Е.В.Нессонова

«___»___________2018г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы-гимназии

_______Е.В. Богданова

Приказ № ____ от «___»________2018г

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Социальные творческие проекты»

Класс: 2-Б

Срок реализации программы: 2018/2019 уч.г.

Количество часов по учебному плану: 34 ч/год, 1 ч/неделю

Рабочую программу составил учитель начальных классов Лобанова О.П.

пгт. Гвардейское, 2018г.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности».

Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Используемые технологии:

технология проблемного обучения;

технология деятельностного  метода;

информационно-коммуникативные технологии;

проектная деятельность;  

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;           

система инновационной оценки «Портфолио».

Результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения

в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание курса

34 часа

Подпрограмма  «Тренинг» (10 ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Зна­комство с основными доступными нам методами исследования (поду­мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока­ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада­ния на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправиль­ные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня­тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с оп­ределением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вы­вод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при форму­лировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая ра­бота - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Прак­тическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до­клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (18 ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самосто­ятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представ­лена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения само­стоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для перво­классников подробно описана в методических рекомендациях. Каж­дый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экс­курсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По ито­гам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только же­лающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскур­сии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет воз­можность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллек­ции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

      Подпрограмма  «Мониторинг» (6 ч.)

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен­ных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне­ния об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследова­ний»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творчес­ких проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Тематическое планирование

Вид работы

Всего

часов

Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоёмкость

10

В течении учебного года

2

Занятия со всей группой учащихся

3

Еженедельно

3

Индивидуальная работа

4

 

4

Самостоятельная работа

3

 

Исследовательская практика

5

Общая трудоёмкость

18

В течение учебного года

6

Занятия со всей группой учащихся

10

В течение учебного года

7

Индивидуальная работа

5

В течение учебного года

8

Самостоятельная работа

3

В течение учебного года

Мониторинг

9

Общая трудоёмкость

6

В течение учебного года

10

Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции)

4

В течение учебного года

11

Индивидуальная работа

   

12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся)

2

В течение учебного года


 


 

Календарно-тематический план

урока

Тема занятия

Кол-во

час

Дата

Планируемые результаты

План

Корр.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

 

Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

1

Что такое исследование

1

   

Обучающиеся должны научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

 проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

 готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


 

В ходе решения системы проектных задач у

младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть

трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

Регулятивные УУД

принимать инструкцию учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД

- выработать навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

- научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формирование у детей мотивации к обучению, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

- развитие критического и творческого мышления.


 

2

Наблюдение и наблюдательность

1

   

3

Что такое эксперимент

1

   

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

   

5

Знакомство с логикой

1

   

6

Как задавать вопросы

1

   

7

Учимся выделять главное и второстепенное

1

   

8

Как делать схемы

1

   

9

Как работать с книгой. Что такое парадоксы

1

   

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

   
 
 
 

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч)

11-13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

3

   

Обучающиеся должны научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы; структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у

младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть

трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или

аргументировано отклонять точки зрения

других).

Регулятивные УУД

принимать инструкцию учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные УУД

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- научиться активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя литературу и Интернет;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

-анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

Коммуникативные УУД

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

участвовать в разных формах работы(индивидуальной, фронтальной, в паре и группе).

- формирование у детей мотивации к обучению, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

- развитие критического и творческого мышления.


 


 

14-18

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

5

   

19

Экспресс-исследование

1

   

20-21

Семинар по итогам экскурсии

2

   

Познавательные УУД

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- научиться активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя литературу и Интернет;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

- формирование у детей мотивации к обучению, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

- развитие критического и творческого мышления.


 


 


 


 


 

22-23

Коллективная игра-исследование

2

   

24-25

Коллекционирование

2

   

26-27

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

2

   

28

Сообщения о своих коллекциях

1

   

Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)

 

29-30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

   

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч)

Обучающиеся должны научиться:

видеть проблемы;

ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы; структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у

младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть

трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или

аргументировано отклонять точки зрения

других).

Регулятивные УУД

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценки своих действий учителем и одноклассниками;

Познавательные УУД

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

-анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

Коммуникативные УУД

- научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы и адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

участвовать в разных формах работы (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе).

- формирование у детей мотивации к обучению, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

- развитие критического и творческого мышления.


 


 


 


 


 

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

   

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

   

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.