Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинки доброты»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
«Тропинки доброты», 1 класс
Содержание
| Раздел | Страница |
1 | Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования …………………………….. | 3 |
2 | Общая характеристика курса ………………………………………………………………………………………………… | 4 |
3 | Место курса в учебном плане ……………………………………………………………………………………………….. | 5 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания курса. ……………………………………………………………………. | 5 |
5 | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ……………………………………………….. | 6 |
6 | Содержание курса …………………………………………………………………………………………………………….. | 8 |
7 | Тематическое планирование …………………………………………………………………………………………………. | 9 |
8 | Описание материально-технического обеспечения курса ………………………………………………………………… | 11 |
1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования , с учетом примерной авторской программы Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д. «Школа 2100».
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Тропинки доброты» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях-сборах присутствует весь класс.
«Тропинки доброты» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Эти занятия - разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
2. Общая характеристика курса.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
3. Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-7 лет. Занятия рассчитаны на 33 часа (1 час в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации курса «Тропинки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Тропинки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
6. Содержание курса.
№ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Кол – во часов | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Спорт и здоровье. "Азбука Здоровья" | 1 | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
2 | "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" | 1 | |
3 | "Панорама развивающих курсов" | 1 | |
4 | "Зимние забавы" | 2 | |
5 | Труд и порядок "Любимая школа - чистая школа" | 2 | экскурсия беседа выставка рисунков |
6 | "Содержи в порядке книжки и тетрадки" | 2 | |
7 | "Как трудится моя семья" | 1 | |
8 | "Ветеран живёт рядом" | 1 | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа |
9 | "Достопримечательности нашего города" | 1 | |
10 | "Символика родного края" | 1 | |
11 | "Мои любимые уроки" | 1 | викторина - игра поздравительная открытка поисковая деятельность |
12 | "Мы уже писать умеем" | 1 | |
13 | "Кто лучше считает?" | 1 | |
14 | "Клуб Почемучек" | 2 | |
15 | "День рожденья только раз в году!" | 3 | праздник концерт для мам и бабушек |
16 | "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | 2 | |
17 | "Помоги братьям меньшим" | 2 | акция " Помощь зоопарку" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества |
18 | "Птицам нужна помощь" | 3 | |
19 | "Алло, мы ищем таланты!" | 2 | |
20 | "Картинная галерея" | 3 |
7. Тематическое планирование
№ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Кол – во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности |
| | | | |
| "Спорт и здоровье" | 5 ч. | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
Спорт и здоровье. "Азбука Здоровья" | 1 | |||
"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" | 1 | |||
"Панорама развивающих курсов" | 1 | |||
"Зимние забавы" | 1 | |||
1 | ||||
| "Труд и порядок" | 5 ч. | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | экскурсия беседа выставка рисунков |
Труд и порядок. «Любимая школа - чистая школа» | 1 | |||
1 | ||||
"Содержи в порядке книжки и тетрадки" | 1 | |||
1 | ||||
"Как трудится моя семья" | 1 | |||
| "Патриот" | 3 ч. | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа |
"Ветеран живёт рядом" | 1 | |||
"Достопримечательности нашего города" | 1 | |||
"Символика родного края" | 1 | |||
| "Наука и образование" | 5 ч. | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | викторина - игра поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность |
"Мои любимые уроки" | 1 | |||
"Мы уже писать умеем" | 1 | |||
"Кто лучше считает?" | 1 | |||
"Клуб Почемучек" | 1 | |||
1 | ||||
| "Досуг" | 5 ч. | | |
"День рожденья только раз в году!" | 1 | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | праздник концерт для мам и бабушек | |
1 | ||||
1 | ||||
"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | 1 | |||
1 | ||||
| "Мир прекрасного" | 10 ч. | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | акция " Помощь зоопарку" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества |
"Помоги братьям меньшим" | 1 | |||
1 | ||||
"Птицам нужна помощь" | 1 | |||
1 | ||||
1 | ||||
"Алло, мы ищем таланты!" | 1 | |||
1 | ||||
"Картинная галерея" | 1 | |||
1 | ||||
1 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК для учителя:
№ п/п | Авторы | Название учебных и методических изданий | Выходные данные |
1 | Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. | Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008. | |
2 | Венгер А.Л., Цукерман Г.А. | Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001. | |
3 | Дереклеева Н.И. | Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000. | |
4 | Дереклеева Н.И. | Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007. | |
5 | Решетникова П.Е. | Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002. | |
6 | Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. , Обухова Л.А. | Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005. | |
7 | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. | Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005. | |
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
Технические средства обучения.
1. Проектор
2. Компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Специализированная мебель. Компьютерный стол.
3