Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинки доброты»

1
0
Материал опубликован 5 April 2022


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(духовно-нравственное направление)

«Тропинки доброты», 1 класс


Содержание





Раздел


Страница


1

Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования ……………………………..

3

2

Общая характеристика курса …………………………………………………………………………………………………


4

3

Место курса в учебном плане ………………………………………………………………………………………………..


5

4

Описание ценностных ориентиров содержания курса. …………………………………………………………………….


5

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ………………………………………………..


6

6

Содержание курса ……………………………………………………………………………………………………………..


8

7

Тематическое планирование ………………………………………………………………………………………………….


9

8

Описание материально-технического обеспечения курса …………………………………………………………………


11



1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования , с учетом примерной авторской программы Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д. «Школа 2100».

В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Тропинки доброты» может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях-сборах присутствует весь класс.

«Тропинки доброты» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Эти занятия - разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

2. Общая характеристика курса.


Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


3. Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-7 лет. Занятия рассчитаны на 33 часа (1 час в неделю).


4.Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно ­ смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально ­ положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации курса «Тропинки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Тропинки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

6. Содержание курса.


ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Кол – во часов

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

1

Спорт и здоровье. "Азбука Здоровья"


1

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

2

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

1

3

"Панорама развивающих курсов"

1

4

"Зимние забавы"

2

5

Труд и порядок "Любимая школа - чистая школа"

2

экскурсия

беседа

выставка рисунков

6

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

2

7

"Как трудится моя семья"

1


8

"Ветеран живёт рядом"

1

изготовление поздравительной открытки

фотовыставка

беседа

9

"Достопримечательности нашего города"

1

10

"Символика родного края"

1

11

"Мои любимые уроки"

1

викторина - игра

поздравительная открытка


поисковая деятельность

12

"Мы уже писать умеем"

1

13

"Кто лучше считает?"

1

14

"Клуб Почемучек"

2

15

"День рожденья только раз в году!"

3

праздник

концерт для мам и бабушек

16

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"

2

17

"Помоги братьям меньшим"

2

акция " Помощь зоопарку"

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

путешествие в мир творчества

18

"Птицам нужна помощь"

3

19

"Алло, мы ищем таланты!"

2

20

"Картинная галерея"

3




7. Тематическое планирование

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Кол – во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности







"Спорт и здоровье"

5 ч.

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

Спорт и здоровье. "Азбука Здоровья"


1

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

1

"Панорама развивающих курсов"

1

"Зимние забавы"

1

1


"Труд и порядок"

5 ч.

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

экскурсия

беседа

выставка рисунков


Труд и порядок. «Любимая школа - чистая школа»

1

1

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

1

1

"Как трудится моя семья"

1


"Патриот"

3 ч.

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

изготовление поздравительной открытки

фотовыставка

беседа


"Ветеран живёт рядом"

1

"Достопримечательности нашего города"

1

"Символика родного края"

1


"Наука и образование"

5 ч.

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

викторина - игра

поздравительная открытка

математический ринг

поисковая деятельность

"Мои любимые уроки"

1

"Мы уже писать умеем"

1

"Кто лучше считает?"

1

"Клуб Почемучек"

1

1


"Досуг"

5 ч.



"День рожденья только раз в году!"

1

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

праздник

концерт для мам и бабушек

1

1

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"

1

1


"Мир прекрасного"

10 ч.

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

акция " Помощь зоопарку"

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

путешествие в мир творчества

"Помоги братьям меньшим"

1

1

"Птицам нужна помощь"

1

1

1

"Алло, мы ищем таланты!"

1

1

"Картинная галерея"

1

1

1






8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК для учителя:

п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н.

Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.


2

Венгер А.Л., Цукерман Г.А.

Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.


3

Дереклеева Н.И.

Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.


4

Дереклеева Н.И.

Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.


5

Решетникова П.Е.

Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.


6

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. , Обухова Л.А.

Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.


7

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.

Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.



Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru


Технические средства обучения.

1. Проектор

2. Компьютер.


Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

Специализированная мебель. Компьютерный стол.

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.