12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алентова Марина Александровна27
1

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"

25

















Рабочая программа по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Занимательная физика»

Научная лаборатория



Алентова Марина Александровна,

учитель физики



















г. Москва, 2020-2021гг.







Рабочая программа кружка



«Занимательная физика»



Пояснительная записка



Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.



Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, я сочетаю в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.













Цель программы:



Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе « Окружающего мира» по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».



Задачи программы:

Образовательная:

формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

формировать умения работать с оборудованием.



Воспитательная:

формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

Развивающая:

развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;

формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;















Принципы программы:

Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность.

Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность.

Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.

Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Реалистичность.

В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия (из расчёта 1 раза в неделю с одной группой).





























Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные

игры;

упражнения;

самостоятельная деятельность детей;

рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

Разминка.

Основное содержание занятия – изучение нового материала.

Физкультминутка.

Занимательные опыты

Рефлексия.




Особенности организации работы кружка

Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.

В начале каждого занятия - « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся теме занятия.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Затем мы переходим к теме занятия, выясняем что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.

-В течение следующих 3-4 минут - « Мой подарок» -физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.

Физкультминутка  позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.

Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.

Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

-В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом: красный - получилось всё отлично, жёлтый - всё хорошо, зелёный - только часть выполнена так, как хотелось, синий - не получилось так, как хотелось.

Работая над данной программой, я тесно сотрудничала с учителями начальной школы, музыки и рисования. Программа составлялась таким образом, чтобы темы изучаемые по окружающему миру пересекались с темами кружка дополняя друг друга.



Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

преемственность.









Система отслеживания и оценивания результатов.


Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:

беседы

устного опроса

участия в олимпиадах и конкурсах

итоговых уроков-праздников

исследование познавательного интереса.


Планируемые результаты.


1- 2 классы:


Личностные результаты:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).








3-4 классы:


Личностные результаты:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану;


Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

















5-й класс:


Личностные результаты

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.









Уровень результатов работы по программе:


первый уровень:


Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. Умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы.


второй уровень:


Умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д ).



третий уровень:


Сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.

























Содержание программы.

1-2 классы

занятия

Тема занятия

Используемые ресурсы

Сроки проведения

1

Введение. Правила по ТБ. Наша Вселенная.

Урок знакомства

Демонстрационные опыты. Видео фильм.

сентябрь

2

Состояние вещества

Пластиковые бутылочки по 0,5 л: 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода.

сентябрь

3

Изучение свойств жидкости. Вода и жизнь.

Ёмкость для воды, раздаточный материал.

Познавательный мультфильм «Смешарики»

сентябрь

4

Замерзание воды уникальное свойство.

Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой

сентябрь

5

Вода растворитель

Ёмкость, соль, краски, речной песок, глина.

октябрь

6

Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды

Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска.

октябрь

7

Воздух. Свойства воздуха. Закон Паскаля

Слайдовая презентация. Раздаточный материал.

Познавательный мультфильм «Смешарики»

октябрь

8

Что происходит с воздухом при его нагревании. Закон Бернулли

Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча.

Познавательный мультфильм «Смешарики»

октябрь

9

Закон Архимеда.

Демонстрация опытов.

Познавательный мультфильм «Смешарики»

ноябрь

10

Свойства твердых тел. Изменение объемов тела.

Монетка, спички, шарик с кольцом.

ноябрь

11

Урок обобщение. Игра.

Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа.

ноябрь

12

Что холоднее?

Фокусы – опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник

ноябрь

13

Изоляция тепла. Шуба греет!?

Беседа. Макеты теплоизоляционных материалов. ИКТ

декабрь

14

Термос

Интернет ресурсы, анимационный фильм

декабрь

15

Заключительный урок игра.

Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал.

декабрь

16


Закон тяготения и мы.

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

декабрь

17


Простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость. Зачем их применяют?

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

январь

18


Сверхпроводимость. Что это такое?

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

январь

19

Путешествие в параллельный мир.

Интересно?

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

Январь




20

Очень большая штука.

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

февраль

21


Жажда скорости.

Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики»

февраль

22


Существует ли страна зазеркалья?

Занимательная физика для детей. Зеркало. Фрагмент видеофильма.

февраль

23


Что такое давление?

Эксперименты.

Клоун Дима и фиксики. Обучающее видео для детей. Давление.

февраль

24


Электричество. Кто живет в розетке?

Обучающее видео для детей. Стихи для детей.

март



25

Почему горит лампочка? Выясняем с Бимо.

Электричество и опыты для детей.

март



26

Занимательные уроки Р.Саакаянца : Почему снег тает и превращается в воду? .......

Физика для самых маленьких.

март



27

Физический опыт: Вода течет вверх.

Опыт иллюстрирует, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом.

март

28


Неньютоновская жидкость – физические опыты.

Провести эксперимент в классе.

апрель



29

Простые физические опыты из книг Я.И. Перельмана.

Видеофильм, обсуждение и демонстрация экспериментов.

апрель



30

Лавовая лампа.

Экспериментируем вместе с детьми.

апрель

31


Личная радуга.

Экспериментируем вместе с детьми.

апрель

32


Танец молока.

Экспериментируем вместе с детьми.

Май

33


Интересные факты мира физики.

Академия занимательных наук. Физика. Видео.

Май


34

Заключительный урок.

Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов

Демонстрация опытов.

Май


Содержание занятий.

Тема №1 « Введение». Дети приходя в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Показываю опыты. Рассказываю чем мы будем заниматься и отправляемся в путешествие во Вселенную.

Тема №2 «Состояние вещества». 3 бутылочки попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.

Тема № 3 «Изучение свойств жидкости». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.

Тема №4 «Замерзание воды уникальное свойство». Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.

Тема №5 «Вода растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок .Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.

Тема №6 «Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.

Тема №7 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.

Тема №8 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.

Тема № 9 «Экскурсия. Запуск китайских фонариков». Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.

Тема №10 «Свойства твердых тел. Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.

Тема №11 Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».

Тема 12 «Что холоднее?» Демонстрируется фокус с монеткой учащимся предлагается разгадать его. В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно. В зависимости от личных ощущении. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.

Тема № 13 «Изоляция тепла. Шуба греет!?». Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде.

Тема № 14 «Термос» Мультфильм. Рассказ учителя как раньше предки сохраняли пищу.

Тема № 15 Заключительный урок игра. Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж.

Ожидаемые результаты.


По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:

овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное);

знать понятие температуры, умение определять по градуснику,

уметь правильно организовать свое рабочее место;

умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы.











3-4 классы:

занятия

Тема занятия

Используемые ресурсы

Сроки

1

Введение. Путешествие во Вселенную.

Просмотр видео фильма.

сентябрь

2

Как зависит объем вытесненной воды от формы тела.

Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы.

сентябрь

3

Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими? Закон Архимеда.

Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка.

сентябрь

4

Почему одни тела тонут, а другие нет?

Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами.

сентябрь

5

Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена.

Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка)

октябрь

6

Урок игра. Брейн-ринг

Загадки, ребусы, слайдовая презентация.

октябрь

7

Атмосфера

Плакаты, слайдовая презентация.

октябрь

8

Атмосферное давление

Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа.

октябрь

9

Зависимость атмосферного давления от высоты.

Барометр.

ноябрь

10

Влияние атмосферного давления на живые организмы

Беседа. Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски.

ноябрь

11

Источники звуков. Скрипичный звук.

Презентация, видеоролик Звуки природы.

ноябрь

12

Причина возникновения звуков

Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики).

ноябрь

13

День непослушания

Занимательные опыты «Бутылочный орган»

декабрь

14

Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр.

Угадай инструмент. Звуки разных инструментов.

декабрь

15

Звуки природы.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

декабрь

16

Почему взлетает ракета.

Свеча, яичная скорлупа, воздушные шарики. Презентация.

декабрь

17

Можно ли вскипятить воду снегом.

Стеклянный флакон с водой, соленая вода, снег.

январь

18

Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена.

Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка)

январь

19

Урок игра. Брейн - ринг.

Загадки, ребусы, слайдовая презентация.

январь

20

Зависимость атмосферного давления от высоты.

Барометр.

февраль

21

Влияние атмосферного давления на живые организмы

Беседа. Анимационный фильм.

февраль

22

Эксперимент. Закон сохранения энергии.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

февраль

23

Катапульта или инерция.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

февраль

24

Теплопроводность разных тел.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

март

25

Вакуумная упаковка.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

март

26

Лавовая лампа.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

март

27

Резонаторы.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

март

28

Как лопаются шарик и грелка?

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

апрель

29

Эксперимент. Яблоко и магнит. Самодельный магнит.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

апрель

30

Устойчивое равновесие.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

апрель

31

Опыт с яйцом.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

апрель

32

Лампочка в микроволновой печи.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

май

33

Почему кошка приземляется на лапы?

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

май

34

Заключительный урок.

Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов

Демонстрация опытов.

май



Содержание занятий:

Тема № 1 «Введение. Путешествие Мюнхгаузена». Обзор тем курса. Путешествие Мюнхгаузена. Слайдовая презентация.

Тема № 2 «Как зависит объем вытесненной воды от формы тела». Дети выдвигают гипотезу, какие тела вытеснят больше воды. В ёмкость для воды опускаем по очереди предметы разной массы и приходят к выводу, что объем вытесненной воды не зависит от массы. После чего опускаем в воду предметы разной формы. Дети делают выводы, заносят результаты в тетрадь

Тема № 3 «Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?» В ёмкость с водой опускаются различные предметы. Выводится условие плавания тел. Опыт в воду опускают картошку наблюдают, после чего воду насыщают солью и наблюдают как картофель всплывает. Рассказ учителя о мертвом море.

Тема № 4 «Почему одни тела тонут, а другие нет?» В ёмкость с водой опускают пластилин, наблюдаем. Делаем из пластилина кораблик делаем выводы из увиденного. Металлическую крышку сначала опускаем ребром потом ложем плашмя.

Тема № 5 «Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается . Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы.

Тема № 6 «Урок игра. Брейн-ринг». Загадки ребусы. Группа делится на две. Выбирается командир и название команды согласно пройденным темам.

Тема № 7 «Атмосфера». Даем понятие атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли.

Тема № 8 «Атмосферное давление». Доказательство атмосферного давления фокус как достать монету из воды не намочив рук.

Тема № 9 «Зависимость атмосферного давления от высоты». Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Измерение давления на 1 этаже здания и на 5 этаже делаем выводы.

Тема № 10 «Влияние атмосферного давления на живые организмы» Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок.

Тема № 11 «Источники звуков» Интернет ресурсы. Различные звуки. Металлическая линейка получаем звук уменьшая длину линейки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты.

Тема № 12 «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел . Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.

Тема № 13 «День непослушания». Дети приносят различные стеклянные ёмкости наполняем водой до разной высоты и играем на получившемся инструменте.

Тема № 14 «Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр». Проводим в кабинете музыки.

Тема № 15 «Экскурсия. Звуки природы». Учимся слушать и слышать звуки природы.











Ожидаемые результаты.


По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:

Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;

уметь применять знания на других предметах;

уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д.).












5 класс


занятия

Тема занятия

Используемые ресурсы

Сроки

1

Вводное занятие. Путешествие во Вселенную.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Просмотр видео фильма.

сентябрь

2

Звезды и планеты.

Видеофильм. Беседа.

сентябрь

3

Наше солнце.

Видеофильм. Беседа.

сентябрь

4

Луна.

Видеофильм. Беседа.

сентябрь

5

Магнитное поле Земли

Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы

октябрь

6

Урок игра.

Кроссворд, загадки, ребусы.

октябрь

7

Электричество на расческах.

Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.

октябрь

8

Осторожно статическое электричество.

Материалы шерсть, шелк, синтетика.

октябрь

9

Электричество в игрушках

Дети приносят игрушки

ноябрь

10

Урок-игра

Загадки, кроссворды, ребусы

ноябрь

11

Солнечные зайчики

Зеркало источник света. Слайдовая презентация.

ноябрь

12

Цвета компакт диска. Мыльный спектр

Компакт диски, мыльный раствор , коктельные трубочки

ноябрь

13

Радуга в природе.

Интернет ресурсы.

Карандаши альбом.

декабрь

14

Складываем цвета.

Совместно с учителем ИЗО

Круг Ньютона. Краски, бумага

декабрь

15

Искусство жонглеров.

Демонстрационные опыты.

Демонстрации кругового движения. Волчек, монетка, шляпа.

декабрь

16

Всемогущее трение.

Демонстрационные опыты.

декабрь

17

Мог ли Архимед поднять Землю.

Демонстрационные опыты.

Рычаги, грузы.

январь

18

Легко ли сломать яичную скорлупу.

Демонстрационные опыты.

Яйцо.

январь

19

Задача о лебеде раке и щуке. Вопреки Крылову.

Демонстрационные опыты.

январь

20

Что может электричество.

Фокусы с электричеством.

Демонстрационные опыты.

февраль

21

Электричество в игрушках.

Демонстрационные опыты.

Дети приносят игрушки.

февраль

22

Урок-игра.

Загадки, кроссворды, ребусы.

февраль

23

Причина возникновения звуков. Громкость звука. Музыкальные инструменты.

Демонстрационные опыты.

Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики).Видеоролик Звуки природы.

февраль

24

Как взлетает самолет. Закон Бернулли.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

март

25

Простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

март

26

Микроволновая печь.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

март

27

На воздушном шаре вокруг света.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

март

28

Сила трения.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

апрель

29

Фотоаппарат.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

апрель

30

Театр теней.

Демонстрационные опыты.

Фрагмент познавательной программы «Фиксики»

апрель

31

Резонаторы.

Демонстрационные опыты.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

апрель

32

Лавовая лампа.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

май

33

Катапульта или инерция.

Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео»

май

34

Заключительный урок.

Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов

Демонстрационные опыты.

май


Содержание занятий.


Тема № 1 «Вводное занятие». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация.

Тема № 2 «Компас. Принцип работы» Знакомство с компасом. Как пользоваться. Изготавливаем простейший компас (на воду ложем пробку сверху кладем иголку и ждем, пока она не повернется). Рассказ учителя история создания компаса .

Тема № 3 «Магнит». Магниты полосовые, дуговые. Наблюдаем за взаимодействием . Магнитный конструктор.

Тема № 4 «Магнитная руда». Из кабинета географии набор минералов. Металлические предметы- намагничивание. Наблюдение линий магнитного поля. На полосовой магнит ложем лист бумаги и сыпем, металлические опилки встряхиваем.

Тема № 5 «Магнитное поле Земли». Рассказ учителя как ориентируются птицы, насекомые по полю земли.

Тема № 6 «Урок игра». Класс делим на группы. Ребята готовят вопросы друг другу. Отгадывают загадки.

Тема № 7 «Электричество на расческах». Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.

Тема № 8 «Осторожно статическое электричество». Рассказ учителя прочему зимой при снятии одежды волосы дыбом становятся. Как уберечь оргтехнику от статического электричества.

Тема № 9 «Электричество в игрушках». Дети приносят игрушки электрические, которые не жалко разобрать.

Тема № 10 «Урок-игра»

Тема № 11 «Солнечные зайчики». Как поймать солнечного зайчика источник света, зеркальце. Прямолинейное распространение света. Тень. Затмение.

Тема № 12 «Цвета компакт диска. Мыльный спектр». Дети наблюдают за спектром света сначала на компакт дисках потом на мыльной пленке.

Тема № 13 «Радуга в природе». Рассказ учителя причина возникновения радуги. Рисуем радугу . Распределяем спектр. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь).

Тема № 14 «Складываем цвета. Совместно с учителем ИЗО». Краски, альбом. Сложение цветов. Демонстрация раскрученного круга Ньютона.

Тема № 15 «Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов» Демонстрация опытов.







Ожидаемые результаты.


По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:

уметь пользоваться компасом;

знать принцип его действия;

уметь объяснять природные явления;

уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;

уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы;

уметь правильно организовать свое рабочее место,

умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,

обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы

Список литературы.

Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000

Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы.

Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html .

Физика для самых маленьких WWW yoube.com








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.