12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алентова Марина Александровна27 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"
25
Рабочая программа по внеурочной деятельности
в начальной школе
«Занимательная физика»
Научная лаборатория
учитель физики
г. Москва, 2020-2021гг.
Рабочая программа кружка
«Занимательная физика»
Пояснительная записка
Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, я сочетаю в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
Цель программы:
Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе « Окружающего мира» по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность.
В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия (из расчёта 1 раза в неделю с одной группой).
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
игры;
упражнения;
самостоятельная деятельность детей;
рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Разминка.
Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Физкультминутка.
Занимательные опыты
Рефлексия.
Особенности организации работы кружка
Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.
В начале каждого занятия - « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся теме занятия.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Затем мы переходим к теме занятия, выясняем что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.
-В течение следующих 3-4 минут - « Мой подарок» -физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.
Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
-В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом: красный - получилось всё отлично, жёлтый - всё хорошо, зелёный - только часть выполнена так, как хотелось, синий - не получилось так, как хотелось.
Работая над данной программой, я тесно сотрудничала с учителями начальной школы, музыки и рисования. Программа составлялась таким образом, чтобы темы изучаемые по окружающему миру пересекались с темами кружка дополняя друг друга.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
преемственность.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:
беседы
устного опроса
участия в олимпиадах и конкурсах
итоговых уроков-праздников
исследование познавательного интереса.
Планируемые результаты.
1- 2 классы:
Личностные результаты:
•формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4 классы:
Личностные результаты:
•формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
5-й класс:
Личностные результаты
•формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. Умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы.
второй уровень:
Умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д ).
третий уровень:
Сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.
Содержание программы.
1-2 классы
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Сроки проведения | |
1 | Введение. Правила по ТБ. Наша Вселенная. Урок знакомства | Демонстрационные опыты. Видео фильм. | сентябрь | |
2 | Состояние вещества | Пластиковые бутылочки по 0,5 л: 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. | сентябрь | |
3 | Изучение свойств жидкости. Вода и жизнь. | Ёмкость для воды, раздаточный материал. Познавательный мультфильм «Смешарики» | сентябрь | |
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой | сентябрь | |
5 | Вода растворитель | Ёмкость, соль, краски, речной песок, глина. | октябрь | |
6 | Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды | Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. | октябрь | |
7 | Воздух. Свойства воздуха. Закон Паскаля | Слайдовая презентация. Раздаточный материал. Познавательный мультфильм «Смешарики» | октябрь | |
8 | Что происходит с воздухом при его нагревании. Закон Бернулли | Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча. Познавательный мультфильм «Смешарики» | октябрь | |
9 | Закон Архимеда. | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | ноябрь | |
10 | Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. | Монетка, спички, шарик с кольцом. | ноябрь | |
11 | Урок обобщение. Игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. | ноябрь | |
12 | Что холоднее? | Фокусы – опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник | ноябрь | |
13 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | Беседа. Макеты теплоизоляционных материалов. ИКТ | декабрь | |
14 | Термос | Интернет ресурсы, анимационный фильм | декабрь | |
15 | Заключительный урок игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. | декабрь | |
16 | Закон тяготения и мы. | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | декабрь | |
17 | Простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость. Зачем их применяют? | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | январь | |
18 | Сверхпроводимость. Что это такое? | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | январь | |
19 | Путешествие в параллельный мир. Интересно? | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | Январь | |
20 | Очень большая штука. | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | февраль | |
21 | Жажда скорости. | Демонстрация опытов. Познавательный мультфильм «Смешарики» | февраль | |
22 | Существует ли страна зазеркалья? | Занимательная физика для детей. Зеркало. Фрагмент видеофильма. | февраль | |
23 | Что такое давление? Эксперименты. | Клоун Дима и фиксики. Обучающее видео для детей. Давление. | февраль | |
24 | Электричество. Кто живет в розетке? | Обучающее видео для детей. Стихи для детей. | март | |
25 | Почему горит лампочка? Выясняем с Бимо. | Электричество и опыты для детей. | март | |
26 | Занимательные уроки Р.Саакаянца : Почему снег тает и превращается в воду? ....... | Физика для самых маленьких. | март | |
27 | Физический опыт: Вода течет вверх. | Опыт иллюстрирует, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом. | март | |
28 | Неньютоновская жидкость – физические опыты. | Провести эксперимент в классе. | апрель | |
29 | Простые физические опыты из книг Я.И. Перельмана. | Видеофильм, обсуждение и демонстрация экспериментов. | апрель | |
30 | Лавовая лампа. | Экспериментируем вместе с детьми. | апрель | |
31 | Личная радуга. | Экспериментируем вместе с детьми. | апрель | |
32 | Танец молока. | Экспериментируем вместе с детьми. | Май | |
33 | Интересные факты мира физики. | Академия занимательных наук. Физика. Видео. | Май | |
34 | Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов | Демонстрация опытов. | Май |
Содержание занятий.
Тема №1 « Введение». Дети приходя в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Показываю опыты. Рассказываю чем мы будем заниматься и отправляемся в путешествие во Вселенную.
Тема №2 «Состояние вещества». 3 бутылочки попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.
Тема № 3 «Изучение свойств жидкости». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Тема №4 «Замерзание воды уникальное свойство». Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Тема №5 «Вода растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок .Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.
Тема №6 «Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Тема №7 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Тема №8 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.
Тема № 9 «Экскурсия. Запуск китайских фонариков». Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Тема №10 «Свойства твердых тел. Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.
Тема №11 Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».
Тема 12 «Что холоднее?» Демонстрируется фокус с монеткой учащимся предлагается разгадать его. В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно. В зависимости от личных ощущении. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.
Тема № 13 «Изоляция тепла. Шуба греет!?». Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде.
Тема № 14 «Термос» Мультфильм. Рассказ учителя как раньше предки сохраняли пищу.
Тема № 15 Заключительный урок игра. Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж.
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное);
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место;
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы.
3-4 классы:
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Сроки | |||
1 | Введение. Путешествие во Вселенную. | Просмотр видео фильма. | сентябрь | |||
2 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. | сентябрь | |||
3 | Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими? Закон Архимеда. | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. | сентябрь | |||
4 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. | сентябрь | |||
5 | Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | октябрь | |||
6 | Урок игра. Брейн-ринг | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | октябрь | |||
7 | Атмосфера | Плакаты, слайдовая презентация. | октябрь | |||
8 | Атмосферное давление | Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. | октябрь | |||
9 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Барометр. | ноябрь | |||
10 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа. Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. | ноябрь | |||
11 | Источники звуков. Скрипичный звук. | Презентация, видеоролик Звуки природы. | ноябрь | |||
12 | Причина возникновения звуков | Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). | ноябрь | |||
13 | День непослушания | Занимательные опыты «Бутылочный орган» | декабрь | |||
14 | Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр. | Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. | декабрь | |||
15 | Звуки природы. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | декабрь | |||
16 | Почему взлетает ракета. | Свеча, яичная скорлупа, воздушные шарики. Презентация. | декабрь | |||
17 | Можно ли вскипятить воду снегом. | Стеклянный флакон с водой, соленая вода, снег. | январь | |||
18 | Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | январь | |||
19 | Урок игра. Брейн - ринг. | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | январь | |||
20 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Барометр. | февраль | |||
21 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа. Анимационный фильм. | февраль | |||
22 | Эксперимент. Закон сохранения энергии. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | февраль | |||
23 | Катапульта или инерция. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | февраль | |||
24 | Теплопроводность разных тел. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | март | |||
25 | Вакуумная упаковка. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | март | |||
26 | Лавовая лампа. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | март | |||
27 | Резонаторы. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | март | |||
28 | Как лопаются шарик и грелка? | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | апрель | |||
29 | Эксперимент. Яблоко и магнит. Самодельный магнит. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | апрель | |||
30 | Устойчивое равновесие. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | апрель | |||
31 | Опыт с яйцом. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | апрель | |||
32 | Лампочка в микроволновой печи. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | май | |||
33 | Почему кошка приземляется на лапы? | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | май | |||
34 | Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов | Демонстрация опытов. | май |
Содержание занятий:
Тема № 1 «Введение. Путешествие Мюнхгаузена». Обзор тем курса. Путешествие Мюнхгаузена. Слайдовая презентация.
Тема № 2 «Как зависит объем вытесненной воды от формы тела». Дети выдвигают гипотезу, какие тела вытеснят больше воды. В ёмкость для воды опускаем по очереди предметы разной массы и приходят к выводу, что объем вытесненной воды не зависит от массы. После чего опускаем в воду предметы разной формы. Дети делают выводы, заносят результаты в тетрадь
Тема № 3 «Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?» В ёмкость с водой опускаются различные предметы. Выводится условие плавания тел. Опыт в воду опускают картошку наблюдают, после чего воду насыщают солью и наблюдают как картофель всплывает. Рассказ учителя о мертвом море.
Тема № 4 «Почему одни тела тонут, а другие нет?» В ёмкость с водой опускают пластилин, наблюдаем. Делаем из пластилина кораблик делаем выводы из увиденного. Металлическую крышку сначала опускаем ребром потом ложем плашмя.
Тема № 5 «Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается . Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы.
Тема № 6 «Урок игра. Брейн-ринг». Загадки ребусы. Группа делится на две. Выбирается командир и название команды согласно пройденным темам.
Тема № 7 «Атмосфера». Даем понятие атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли.
Тема № 8 «Атмосферное давление». Доказательство атмосферного давления фокус как достать монету из воды не намочив рук.
Тема № 9 «Зависимость атмосферного давления от высоты». Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Измерение давления на 1 этаже здания и на 5 этаже делаем выводы.
Тема № 10 «Влияние атмосферного давления на живые организмы» Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок.
Тема № 11 «Источники звуков» Интернет ресурсы. Различные звуки. Металлическая линейка получаем звук уменьшая длину линейки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты.
Тема № 12 «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел . Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.
Тема № 13 «День непослушания». Дети приносят различные стеклянные ёмкости наполняем водой до разной высоты и играем на получившемся инструменте.
Тема № 14 «Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр». Проводим в кабинете музыки.
Тема № 15 «Экскурсия. Звуки природы». Учимся слушать и слышать звуки природы.
Ожидаемые результаты.
По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:
Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;
уметь применять знания на других предметах;
уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д.).
5 класс
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Сроки |
1 | Вводное занятие. Путешествие во Вселенную. | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Просмотр видео фильма. | сентябрь |
2 | Звезды и планеты. | Видеофильм. Беседа. | сентябрь |
3 | Наше солнце. | Видеофильм. Беседа. | сентябрь |
4 | Луна. | Видеофильм. Беседа. | сентябрь |
5 | Магнитное поле Земли | Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы | октябрь |
6 | Урок игра. | Кроссворд, загадки, ребусы. | октябрь |
7 | Электричество на расческах. | Электризация шарика, воды, мыльного пузыря. | октябрь |
8 | Осторожно статическое электричество. | Материалы шерсть, шелк, синтетика. | октябрь |
9 | Электричество в игрушках | Дети приносят игрушки | ноябрь |
10 | Урок-игра | Загадки, кроссворды, ребусы | ноябрь |
11 | Солнечные зайчики | Зеркало источник света. Слайдовая презентация. | ноябрь |
12 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | Компакт диски, мыльный раствор , коктельные трубочки | ноябрь |
13 | Радуга в природе. | Интернет ресурсы. Карандаши альбом. | декабрь |
14 | Складываем цвета. Совместно с учителем ИЗО | Круг Ньютона. Краски, бумага | декабрь |
15 | Искусство жонглеров. | Демонстрационные опыты. Демонстрации кругового движения. Волчек, монетка, шляпа. | декабрь |
16 | Всемогущее трение. | Демонстрационные опыты. | декабрь |
17 | Мог ли Архимед поднять Землю. | Демонстрационные опыты. Рычаги, грузы. | январь |
18 | Легко ли сломать яичную скорлупу. | Демонстрационные опыты. Яйцо. | январь |
19 | Задача о лебеде раке и щуке. Вопреки Крылову. | Демонстрационные опыты. | январь |
20 | Что может электричество. Фокусы с электричеством. | Демонстрационные опыты. | февраль |
21 | Электричество в игрушках. | Демонстрационные опыты. Дети приносят игрушки. | февраль |
22 | Урок-игра. | Загадки, кроссворды, ребусы. | февраль |
23 | Причина возникновения звуков. Громкость звука. Музыкальные инструменты. | Демонстрационные опыты. Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики).Видеоролик Звуки природы. | февраль |
24 | Как взлетает самолет. Закон Бернулли. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | март |
25 | Простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | март |
26 | Микроволновая печь. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | март |
27 | На воздушном шаре вокруг света. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | март |
28 | Сила трения. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | апрель |
29 | Фотоаппарат. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | апрель |
30 | Театр теней. | Демонстрационные опыты. Фрагмент познавательной программы «Фиксики» | апрель |
31 | Резонаторы. | Демонстрационные опыты. Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | апрель |
32 | Лавовая лампа. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | май |
33 | Катапульта или инерция. | Демонстрационные опыты и просмотр познавательного фрагмента «Галилео» | май |
34 | Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов | Демонстрационные опыты. | май |
Содержание занятий.
Тема № 1 «Вводное занятие». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация.
Тема № 2 «Компас. Принцип работы» Знакомство с компасом. Как пользоваться. Изготавливаем простейший компас (на воду ложем пробку сверху кладем иголку и ждем, пока она не повернется). Рассказ учителя история создания компаса .
Тема № 3 «Магнит». Магниты полосовые, дуговые. Наблюдаем за взаимодействием . Магнитный конструктор.
Тема № 4 «Магнитная руда». Из кабинета географии набор минералов. Металлические предметы- намагничивание. Наблюдение линий магнитного поля. На полосовой магнит ложем лист бумаги и сыпем, металлические опилки встряхиваем.
Тема № 5 «Магнитное поле Земли». Рассказ учителя как ориентируются птицы, насекомые по полю земли.
Тема № 6 «Урок игра». Класс делим на группы. Ребята готовят вопросы друг другу. Отгадывают загадки.
Тема № 7 «Электричество на расческах». Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.
Тема № 8 «Осторожно статическое электричество». Рассказ учителя прочему зимой при снятии одежды волосы дыбом становятся. Как уберечь оргтехнику от статического электричества.
Тема № 9 «Электричество в игрушках». Дети приносят игрушки электрические, которые не жалко разобрать.
Тема № 10 «Урок-игра»
Тема № 11 «Солнечные зайчики». Как поймать солнечного зайчика источник света, зеркальце. Прямолинейное распространение света. Тень. Затмение.
Тема № 12 «Цвета компакт диска. Мыльный спектр». Дети наблюдают за спектром света сначала на компакт дисках потом на мыльной пленке.
Тема № 13 «Радуга в природе». Рассказ учителя причина возникновения радуги. Рисуем радугу . Распределяем спектр. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь).
Тема № 14 «Складываем цвета. Совместно с учителем ИЗО». Краски, альбом. Сложение цветов. Демонстрация раскрученного круга Ньютона.
Тема № 15 «Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» с участием детей из старших классов» Демонстрация опытов.
Ожидаемые результаты.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW
Физика для самых маленьких WWW yoube.com