Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу в 7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
30 августа 2018 года протокол №1
Председатель________ Л.В.Величко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ»
По волейболу
Ступень образования (класс): основное общее (7-ые классы)
Учитель: Калашников Игорь Васильевич
Программа разработана на основе: Рабочей программы по физической
культуре 5 – 9 классов. Автор В.И.Лях-М.: Просвещение, 2011 г. и внеурочной деятельности учащихся. Волейбол. Автор Г.А.Колодницкий.- М.: Просвещение, 2011 г.
Пояснительная записка
На занятиях по волейболу в рамках внеурочной деятельности могут заниматься дети, проявившие интерес к этому уникальному виду спорта для учащихся 7- ых классов.
Программа занятий предусматривает распределение учебного мате-риала на один год обучения по причине смены интересов занимающихся.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Занятия для учащихся 7 классов проводятся 1час и 3 часа в неделю (7 «а», «в» классы - 1 час в неделю, 7 «б», «г» - 3 недельных часа).
Задачи занятий заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, формированию активной жизненной позиции, воспитанию волевых качеств, выносливости и настойчивости,взаимопомощи.
Основной принцип работы занятий по волейболу – выполнение программных требований по физической, технической, тактической и теоретической подготовке, выраженных в количественных и качественных показателях.
Основой подготовки занимающихся на занятиях и во внеурочной деятельности по волейболу является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ
в числе основных и важных направлений внеурочной деятельности выделено
спортивно – оздоровительное направление.
В связи с этим ставятся и реализуются следующие задачи:
Укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара; начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите; привитие интереса к соревнованиям.
Второй задачей является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
Общая характеристика данного курса (программы) по внеурочной деятельности: в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление. При создании данной программы учитывались следующие факторы: система физического воспитания МБОУ СОШ №2, интерес учащихся к данному виду спорта, доступность и креативность волейбола. Предметом обучения является двигательная активность учащихся с общеразвивающей направленностью. Заниматься учащиеся (мальчики, девочки) будут во внеурочное время согласно графика. Важнейшим требованием проведения данных занятий являются:
- обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода;
- состояние здоровья занимающихся;
- особенности развития психических свойств и качеств учащегося.
На реализацию данной программы в 2014 – 2015 учебном году отводится следующее количество внеурочных часов:
- 7 «А», «В» - в год 38 часов (в неделю – 1час);
- 7 «Б», «Г» - в год 114 часов (в неделю – 3 часа).
В соответствие с требованиями ФГОС данная рабочая программа
направлена на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- знание истории российского спорта и волейбола;
- формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения;
- владение основами самоконтроля;
- умение работать индивидуально, в группе и в команде.
Предметные результаты:
- понимание роли и значения физической культуры, спорта и волейбола, в частности;
- приобретение опыта участия в соревнованиях, организации самостоятель-ных занятий спортом.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать внеурочные занятия по волейболу с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных учителем совместно с занимающимися.
На занятия приходят дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.
В концеобучения по разделам и по окончанию года обучения проходят творческие и спортивные испытания.
Содержание программы.
Физическая культура и спорт в России. Общественное и государственное значение физической культуры и спорта в России. Задачи развития массовой физической культуры.
Физическая культура и спорт в Краснодарском крае. Организация, задачи работы спортивных коллективов в Краснодарском крае. Спортивные достижения края.Олимпийцы края.
Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов.Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в волейбол. Состав команды, замена играков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства.
Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Общая физическая подготовка. Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений.
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, строй, дистанция и интервал. Виды строя. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движениях. Походный и строевой шаг. Переход шага на бег и бега на шаг. Изменения скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц ног, таза, головы. Упражнения с набивными мячами, гантелями. Прыжки в высоту с прямого разбега углом или согнув ноги.
Акробатические упражнения.Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 метров. Низкий старт и стартовый разбег до 60 метров. Эстафетный бег.Прыжки через планку. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».
Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.
Спортивные игры. Баскетбол – ловля, передача и ведение мяча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические действия. Простейшие групповые взаимодействия.
Подвижные игры. «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву» «Третий лишний», «Круговая эстафета», «Гонка мячей», «Невод»,
«Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета».
Специальная физическая подготовка.
Техника нападения. Перемещения и стойки. Сочетания способов перемещения.
Действия с мячом. Передачи мяча: сверху двумя руками; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; отбивание мяча; передачи в парах. Подача мяча: нижняя прямая; подача мяча через сетку; подача в стенку; подача нижняя боковая.
Техника защиты.Перемещения и стойки.
Тактическая подготовка. Тактика нападения.Индивидуальные действия. Групповые действия.
Подвижные игры: «Вызов», «Попробуй унеси», специальные эстафеты с выполнением разнообразных сочетаний и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом в руках.
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
Контрольные испытания, соревнования и игры. Правила соревнований. Положения о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года, участие в матчевых встречах и соревнованиях, спортивные эстафеты, акции и фестивали.
Тематический план занятий для 7-ых классов
№ п/п |
Наименование темы |
Все-го часов |
Кол-во часов теоре-тическ. занятий |
Кол-во часов практи-ческих занятий |
Всего часов |
Кол-во часов теоре-тическ. занятий |
Кол-во часов практи-ческих занятий |
7 «Б» , « Г» классы |
7 «А» , «В» классы |
||||||
1. |
Физическая культура и спорт в России |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
2. |
Физическая культура и спорт в Краснодарском крае |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
3. |
Влияние физических упражнений на организм человека |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
4. |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
5. |
Правила игры в волейбол |
2 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
6. |
Общая и специальная физическая подготовка |
22 |
- |
22 |
10 |
- |
10 |
7. |
Основы техники и тактики |
76 |
1 |
75 |
20 |
- |
20 |
8. |
Контрольные испытания, соревнования и игры |
10 |
- |
10 |
3 |
- |
3 |
ИТОГО : |
114 |
7 |
107 |
38 |
5 |
33 |
Физическая подготовка
Бег 30 м. с высокого старта (с) дев.-5,9 мал.- 5,7
Бег 30 м. 6 5 (с) дев.-12,5 мал. -12,0
Прыжок в длину с места дев.-140 мал.-160
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) д-32, м.-40
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, сидя (м)
Дев.-4,0 мал.-5,0
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке (м) дев.-6,0, мал.-8,0
Техническая подготовка
Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4 -4
Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены-4
Подача верхняя прямая в пределы площадки -3
Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3 – 3
Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) -6
Нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах -3
Основные требования к уровню подготовленности учащихся :
ЗНАТЬ
- значение волейбола в развитие физических качеств;
- правила безопасного поведения во время занятий;
- название разучиваемых приёмов игры;
- основное содержание правил соревнований;
- контрольные упражнения для оценки физической и технической подготовленности;
- жесты волейбольного судьи;
- игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.
УМЕТЬ
- соблюдать правила безопасности и правила профилактики на занятиях;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие;
- играть в волейбол с соблюдением правил;
- демонстрировать жесты судьи;
- проводить судейство по игре волейбол.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
*Библиотечный фонд:
Рабочие программы пофизической культуры 5 – 9 классы. В.И.Лях.
М.: Просвещение, 2011 г.
2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Автор Г.А.Колод-
ницкий.- М.: Просвещение, 2011 г.
3. Волейбол. Автор Н.А.Чупеева.- М.: Астрель АСТ, 2010 г.
4. Внеурочная деятельность.Олимпийские игры. 1 – 11 классы. Авт.-
сост. Н.В.Барминова и др.- Волгоград: Учитель,2013 г.
*Материально – техническое обеспечение:
1. Стенка гимнастическая.
2. Скамейки гимнастические.
3. Канат для лазания.
4. Мячи набивные.
5. Скакалки гимнастические.
6. Мячи волейбольные.
7. Оборудование спортивное для игры в волейбол.
8. Свисток.
9. Рулетка.
10. Секундомер.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей ФК Заместитель директора по ВР
№ 1 от 30 августа 2018 года _________ Н.Г.Левицкая
__________ Т.В.Куприянова 30 августа 2018 года