Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я расту в этом городе» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 60
|
ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБУ лицея № 60 Протокол №____ от «____»_____2014г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ лицея № 60 Чернецова Г.Н _______________ Приказ № ____от «____»_____2014г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
2014-2015 уч. год.
направление: общекультурное
название программы: «Я расту в этом городе»
класс: 1-4
количество часов: 33 чв 1 кл., 34ч во 2-4 кл.
составители учителя начальных классов:
Юсупова Е.Е.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
«…Давайте детям больше и больше созерцать общего,
мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их с этим
через родные национальные явления…
Общее является только в частном:
кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству»
В.Г.Белинский.
Актуальность данной программы обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей. Изучение истории родной земли, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. . В этом и заключается ценность программы, т. к. основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Программа позволяет в свете требований ФГОС реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности и культуры для формирования нравственной личности.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Одним из видов является экскурсионная работа. Она подразделяется на несколько групп:
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».
Все педагоги знают, какое большое значение в воспитательной работе имеют коллективные походы в театр, проведение совместных праздников, экскурсии.
Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения.
Изучая родной город, ребенок растет нравственно, развивается более гармонично. При этом отметим определенные показатели его умственного и психического развития:
- усложнение речи, словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих, исторических терминов, отрывков из литературных произведений и т.д.;
- умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
- умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события;
- умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и. наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал. Более отдаленные во времени результаты – это улучшение отношений с одноклассниками, педагогами, родителями, повышение интереса к чтению научной, исторической и классической литературы, в том числе к домашнему чтению. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Музей:
- панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности, в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;
- является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта, расширяя общеобразовательные знания;
- служит целям обогащения когнитивной основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни;
- является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях;
- экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
- в музее ребенок осмысливает социальные явления и противоречия жизни, соотносит свои взгляды, представления, ценности с нормами жизни людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников.
Функции музея и задачи воспитания и образования созвучны. Через музейный всеобуч можно добиться:
- гармоничного развития личности детей на основе комплексного подхода к воспитанию;
- формирования у учащихся исторического сознания, креативного отношения к действительности;
- преодоление девиантных проявлений личности путем формирования ориентации на общечеловеческие ценности.
Цель этой программы – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Основные задачи организации внеурочной деятельности детей: - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в
Задачи программы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-развитие интереса к русским традициям, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-развитие потребности в познании истории, культуры, традиций города;
- формирование умения наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
-формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию;
-формирование с помощью экскурсий навыка самостоятельной поисково- исследовательской деятельности;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.
-развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
-обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Рассчитана программа на 33 часа в первом классе (1 час в неделю), на 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Формы работы:
-мероприятия, посвящённые традициям русского народа;
-игры;
-беседы;
-посещения театров, музеев города;
-выставки работ;
-экскурсии, поездки.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
-систему краеведческих знаний,
-устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
-уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
-любовь и бережное отношение к родной природе;
-активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (33 часа)
Тема занятий |
Количество часов |
Формируемые УУД |
||
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
I. Волшебный мир музыки - 4 часа. |
||||
Волшебные нотки. |
1 |
Личностные ууд. 1.Готовность и способность к саморазвитию. 2.Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. 3.Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) Коммуникативные ууд 1. Умение выражать свои мысли, 2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Регулятивные ууд 1.Целеполагание. 2.Волевая саморегуляция. 3.Оценка качества и уровня усвоения. Познавательные ууд 1. Выделение и формулирование учебной цели. 2. Анализ объектов; 3. Классификация объектов. |
||
Концертные премудрости. |
1 |
|||
Путешествие в страну музыки (Прослушивание оркестровой музыки). |
1 |
|||
Театр и музыка. Просмотр музыкального спектакля. |
1 |
|||
II. Азбука театра - 10 часов |
||||
Театр начинается с вешалки. Правила поведения в театре. |
1 |
Личностные ууд. 1.Ценностно-смысловая ориентация учащихся. 2.Действие смыслообразования. 3.Нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные ууд. 1.Умение выражать свои мысли,. 2.Разрешение конфликтов. 3.Постановка вопросов. 4.Управление поведением партнера: контроль, коррекция. 5.Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. 6.Построение высказываний в соответствии с условиями коммуации. Регулятивные ууд. 1. Целеполагание. 2. Волевая саморегуляция. 3. Коррекция. 4. Оценка качества и уровня усвоения. 5. Контроль в форме сличения с эталоном. 6. Планирование промежуточных целей с учетом результата. Познавательные ууд. 1.Умение структурировать знания. 2.Выделение и формулирование учебной цели. 3.Поиск и выделение необходимой информации 4.Анализ объектов, как составление целого из частей. 5.Классификация объектов. |
||
Безопасность в пути. |
1 |
|||
Мои первые книжки. Выставка книг. |
1 |
|
||
Мои первые книжки. Посещение спектакля в МДТ. |
1 |
|||
Мои любимые сказки. Посещение спектакля в МДТ. |
1 |
|||
Мои впечатления о спектакле. Конкурс рисунков. |
1 |
|
||
Сказки Ш.Перро. Читаем вместе. |
1 |
|
||
Сказки любимых писателей. Посещение спектакля театра «Секрет». |
1 |
|||
Великие путешествия. Рассказы о семейных путешествиях. |
1 |
|||
Великие путешествия. Посещение спектакля в МДТ. |
1 |
|||
III. Мир глазами художника - 5 часов. |
||||
«В гостях у юных художников». (Посещение художественной школы). |
1 |
Личностные ууд. 1.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2.Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений. 3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные ууд 1. Умение выражать свои мысли, 2. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. 3. Построение высказываний в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные ууд 1. Целеполагание. 2. Волевая саморегуляция. 3. Коррекция. Познавательные ууд 1. Умение структурировать знания. 2. Выбор оснований и критериев для сравнения. 3. Поиск и выделение необходимой информации. |
||
Мир глазами художников-иллюстраторов (Выставка книг). |
1 |
|||
Я - художник-иллюстратор.
|
1 |
|||
Посещение художественного музея.
|
1 |
|||
«Зимушка-Зима» конкурс-выставка рисунков.
|
1 |
|||
IV. Вместе весело играть - 7 часов. |
||||
Беседа по правилам поведения в коллективной игре «Мы играем вместе». |
1 |
Личностные ууд. 1. Ценностно-смысловая ориентация учащихся, 2. Действие смыслообразования, 3. Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные ууд 1. Умение выражать свои мысли, 2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов. 3. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные ууд 1. Контроль в форме сличения с эталоном. 2. Планирование промежуточных целей с учетом результата. Познавательные ууд 1. Умение структурировать знания. 2. Выделение и формулирование учебной цели. 3. Поиск и выделение необходимой информации. |
||
Игры народов России. |
1 |
|||
«День народного единства» (Фестиваль творчества). |
1 |
|||
Новогодний праздник (Игровая программа). |
1 |
|||
Зимние забавы (Постройка снежной крепости). |
1 |
|||
Проводы Масленицы (Игровая программа). |
1 |
|||
Весенние игры и забавы. |
1 |
|||
V. Мой любимый город - 7 часов. |
||||
« С чего начинается Родина»? |
1 |
Личностные ууд. 1. Ценностно-смысловая ориентация учащихся, 2. Действие смыслообразования, 3. Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные ууд 1. Разрешение конфликтов, постановка вопросов. 2. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. 3. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Построение высказываний в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные ууд 1. Целеполагание. 2. Волевая саморегуляция. 3. Оценка. 4. Коррекция. Познавательные ууд 1. Умение структурировать знания. 2. Выделение и формулирование учебной цели. 3. Поиск и выделение необходимой информации. 4. Анализ объектов. |
||
Путешествие по музеям города. |
1 |
|
||
Традиции нашего края. Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
|||
Рождение нашего города. Экскурсия в музей института экологии Волжского бассейна РАН. |
1 |
|||
Выставка-конкурс рисунков «Мой любимый город». |
1 |
|||
«Мы помним их поименно». Экскурсия в «Музей Отваги». |
1 |
|||
Экскурсия на хлебозавод. |
1 |
|||
Содержание программы.
№ |
Раздел. |
Содержание раздела. |
1. |
Волшебный мир музыки - 4 часа. |
Знакомство с местами в городе, где можно послушать оркестровую музыку. Правила поведения в филармонии. Строение филармонии, этикет в зале. Знакомство с музыкальными терминами: акт, оркестровая яма, антракт, духовой оркестр, ударные инструменты и т.п. Посещение филармонии города. |
2. |
Азбука театра - 10 часов |
Театры нашего города. Виды театров. Правила поведения в театре, этикет в театре. Строение театра, его происхождение. Знакомство с театральными терминами: театр, сцена, спектакль, актер, режиссер, аплодисменты, гардероб, фойе, антракт, буфет, ширма, декорации. Посещение театров города. |
3. |
Мир глазами художника - 5 часов. |
Художественные галереи нашего города. Правила поведения в галерее. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Посещение художественной галереи. |
4. |
Вместе весело играть - 7 часов. |
Традиции народов России. Праздники любимые всеми. Участие в праздниках, организованных в лицее. Участие в театрализованных представлениях. |
5. |
Мой любимый город - 7 часов. |
История рождения города. Традиции нашего края. Знакомство с музеями города: краеведческим музеем, музеем института экологии Волжского бассейна РАН, «Музеем Отваги». Правила поведения в музее. Посещение музеев города, хлебокомбината. |
Учебно – тематический план.
№ |
Раздел. |
Количество часов |
|||
аудиторные |
внеаудиторные |
||||
1. |
Волшебный мир музыки - 4 часа. |
2ч. |
2ч. |
||
2. |
Азбука театра - 10 часов |
5ч. |
5 ч. |
||
3. |
Мир глазами художника - 5 часов. |
3ч. |
2 ч. |
||
4. |
Вместе весело играть - 7 часов. |
1ч. |
6 ч. |
||
5. |
Мой любимый город - 7 часов. |
3ч. |
4 ч. |
||
Итого: 33ч. |
14 ч. |
19 ч. |
19 ч. |
Тематическое планирование. Содержание программы
2 год обучения - (34 часа)
№ |
Тема занятий. |
Количество часов |
Формируемые УУД |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
1. |
Такие разные театры. Волшебный мир рампы. |
1 |
Личностные УУД Высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие Формирование системы морально-нравственных ценностей. Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя преобразовывать информацию из одной формы в другую: Извлечение необходимой информации из увиденного и услышанного, анализ Выбор оснований и критериев для сравнения объектов строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст выразительно читать и пересказывать текст Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные УУД учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Прогнозирование результатов деятельности. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. Постановка учебной задачи. |
|
2-3. |
Посещение театра. (постановка по сказке) |
2 |
||
4. |
Театр на бумаге. (рефлексия) |
1 |
||
5. |
Театрально-игровая программа «Осенний бал» |
1 |
||
6. |
Презентация «Чудеса из бабушкина сундука» |
1 |
||
7-8 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
2 |
||
9 |
«Тучкины штучки» Экскурсия в осенний парк. |
1 |
||
10. |
Звук и музыка. Интонация и образы звука. Что такое «Петь чисто»? |
1 |
||
11-12 |
Посещение филармонии. |
2 |
||
13 |
Спектакль на бумаге. (рефлексия) |
1 |
||
14. |
Новогоднее игровое шоу. |
1 |
||
15. |
Портрет. Особенности портретной живописи. |
1 |
||
16-17 |
Посещение картинной галереи. |
2 |
||
18. |
Написание маминого портрета. (рефлексия) |
1 |
||
19-20 |
Посещение библиотеки. |
2 |
||
21. |
Изображение любимого сказочного героя. (рефлексия) |
1 |
||
22-23 |
Посещение театра. |
2 |
||
24 |
Искусство фотографии. |
1 |
||
25-26 |
Посещение фотовыставки |
2 |
||
27. |
Фотогалерея собственных портретов. |
1 |
||
28. |
Участие в театральном игровом представлении «Масленица пришла!» |
1 |
||
29. |
Вестники весны. Лепка жаворонков. (рефлексия) |
1 |
||
30. |
Симфонический оркестр. |
1 |
||
31-32 |
Посещение филармонии. |
2 |
||
33-34. |
Экскурсия в технический музей ВАЗа. |
2 |
||
Итого |
34 часа |
Содержание программы.
Раздел 1.Волшебный мир музыки. ( 7 часов)
Посещение филармонии, занятия с прослушиванием музыкальных произведений.
Раздел 2. Азбука театра. ( 6 часов)
Посещение ТЮЗа, кукольного театра «Пилигрим», ДК ТОАЗ, «Секрет» постановки школьных спектаклей.
Раздел 3. Мир глазами художника. ( 8 часов)
Посещение художественной галереи, фотовыставок, выполнение собственных работ с использованием различных техник.
Раздел 4. Вместе весело играть. ( 4 часов)
Участие в развлекательных игровых театральных постановках.
Раздел 5. Мой любимый город. (9 часов)
Экскурсии в интересные места города и области (библиотеки, к памятникам, на природу), на зоовыставки, в музеи, на предприятия.
Тематическое планирование. Содержание программы
3год обучения - (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Формируемые УУД |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
I Раздел. Азбука театра |
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; любовь и уважение к городу, его культуре; интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; интерес к изучению шедевров искусства великих художников; осознание ответственности за выполненное художественное художественное произведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы, находить ответы. |
|||
1 |
История возникновения театра. |
1 |
||
2 |
Секреты сценического мастерства |
1 |
||
3 |
История создания национальных театров |
1 |
||
4 |
В гостях у сказки |
2 |
||
5 |
Театральный грим |
1 |
||
6 |
Культура поведения в театре |
2 |
||
7 |
На подмостках театра |
2 |
||
II Раздел. Волшебный мир музыки |
||||
1 |
Легенда о «трёх китах». |
1 |
||
2 |
Какой музыкальный инструмент был первым |
1 |
||
3 |
Симфонический оркестр. |
1 |
||
4 |
Путешествие в мир танца. |
1 |
||
III Раздел. Мир глазами художника |
||||
1 |
Смотрю на мир глазами художника |
1 |
1 |
|
2 |
Город мастеров |
2 |
||
3 |
Художественная мастерская |
2 |
||
IV Раздел. Мой любимый город |
||||
1 |
Культурное наследие Тольятти |
1 |
||
2 |
Обзорная экскурсия по городу Тольятти |
1 |
||
3 |
История возникновения краеведческого музея г. Тольятти |
1 |
1 |
|
4 |
Легенды «Самарской Луки» |
2 |
||
5 |
Символ города — памятник Василию Никитичу Татищеву |
1 |
||
6 |
Святыни г. Тольятти |
1 |
||
7 |
Музейный пикник |
2 |
||
V Раздел. Вместе весело играть |
||||
1 |
Цирк! Цирк! Цирк! |
1 |
||
2 |
Мир синематографа. |
1 |
||
3 |
Игры и игрушки |
1 |
||
4 |
Мы такие разные |
1 |
Содержание программы
I Раздел. Азбука театра
1. История возникновения кукольного театра. (1ч) Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
2. Секреты сценического мастерства (1ч) Ознакомительная экскурсия «за кулисы» театра. Просмотр репетиции спектакля.
3. История создания национальных театров (1ч) Знакомство с историей возникновения национальных театров. Понятие «национальность». Характеристики и отличия театров друг от друга.
4. В гостях у сказки (2ч) Посещение театральных постановок на основе народных и авторских сказок.
5. Театральный грим (1ч) Знакомство с необходимой атрибутикой театра.
6. Культура поведения в театре (2ч) Посещение ТЮЗ г. Тольятти, Драматический театр «Колесо» им. Г. Дроздова.
7. На подмостках театра (2ч) Посещение Молодежного драматического театра, театра «Пилигрим».
II Раздел. Волшебный мир музыки
1. Легенда о «трёх китах» (1ч) Знакомство с условным, образным выражением: «три кита» в области музыки. Понятия песня, танец, марш.
2. Какой музыкальный инструмент был первым (1ч) Знакомство с музыкальными инструментами.
3. Симфонический оркестр (1ч) Посещение концертного зала Тольяттинской филармонии.
4. Путешествие в мир танца (1ч) Посещение танцевально-спортивного клуба «Образ»
III Раздел. Мир глазами художника
1. Смотрю на мир глазами художника (2ч) Развитие художственных способностей, знакомство с работами художников г. Тольятти (Гавриленок Юрий Петрович, Анисимов-Климкин Алексей Владимирович, Кистанова Надежда Валериевна)
2. Город мастеров (2ч) Знакомство с творчеством декоративно-прикладного искусства мастеров г. Тольятти, посещение выставки «Ярмарка мастеров».
3. Художественная мастерская (2ч) Посещение Детской художественной школы №3, г. Тольятти.
IV Раздел. Мой любимый город
1. Культурное наследие Тольятти (1ч) Знакомство детей с историей города Тольятти, культурными памятниками.
2. Обзорная экскурсия по городу Тольятти (1ч) Знакомство с достопримечательностями родного города.
3. История возникновения краеведческого музея (2ч) Знакомство с историей возникновения музея, посещение музея по программе "Путешествие по реке времени".
4. Легенды «Самарской Луки» (2ч) Экскурсия по Национальному парку, с посещением фермы животных, древних храмов и резиденции архиепископа Сергия.
5. Символ города — памятник В.Н. Татищеву Знакомство с историей возникновения города Тольятти, знаменитыми людьми родного города.
6. Святыни города Тольятти. Посещение храмов родного города.
7. Музейный пикник (2ч) Посещение Тольяттинского краеведческого музея, Тольяттинского художественного музея, поле перед музеями.
V Раздел. Вместе весело играть
Цирк! Цирк! Цирк! (1ч) Познакомить детей с видом зрелищного искусства по законам которого строится развлекательное представление.
Мир синематографа. (1ч) Познакомить детей с видом современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.
Игры и игрушки (1ч) Познакомить детей с видом осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе, а так же с игрушкой — как предметом для игры.
Мы такие разные (1ч) Посещение детского развлекательного центра г. Тольятти
Тематическое планирование. Содержание программы
4 год обучения - (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Формируемые УУД |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
1 раздел. Мой любимый город. ( 10 ч) |
Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; любовь и уважение к городу, его культуре; интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; интерес к изучению шедевров искусства великих художников; осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; |
|||
1. |
Мой город. Вводное занятие - презентация |
1 |
||
2. |
Мой любимый уголок города. Экскурсия. |
1 |
||
3. |
Памятные места моего города. Экскурсия. |
1 |
1 |
|
4. |
Конкурс рисунков «Моя улица», «Мой район» |
1 |
||
5. |
Мои известные земляки. Какие люди в городе, в котором я живу! (художники, певцы, поэты, музыканты) |
1 |
||
6. |
Традиции моего города. Заочная экскурсия. |
1 |
||
7. |
Чтим великий День Победы! Экскурсия к памятникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
||
8. |
Посещение городской библиотеки. |
1 |
||
9. |
В гости к старожилам. Экскурсия. |
1 |
||
2 раздел. Волшебный мир музыки. (3 ч) |
||||
10. |
Музыкальная гостиная. |
1 |
||
11. |
Веселые нотки. Посещение детской музыкальной школы. |
1 |
||
12. |
Волшебный мир музыки. Посещение филармонии. |
1 |
||
3 раздел. Азбука театра. (10 ч) |
||||
13. |
Юный театральный критик. |
1 |
||
14. |
Закулисье. Встреча с актерами театра МДТ. |
1 |
||
15. |
Я и театр. Посещение театральных постановок МДТ. |
2 |
||
16. |
Клуб начинающего актера. |
1 |
||
17. |
Мы в театре. Посещение театральных постановок театра кукол. |
2 |
||
18. |
Альбом впечатлений. |
1 |
||
19. |
Любите ли вы театр? Посещение театральных постановок театров города. |
2 |
||
4 раздел. Вместе весело играть. (6 ч) |
||||
20. |
Осторожно, опасность! |
1 |
||
21. |
Красный! Желтый! Зеленый! |
1 |
||
22. |
Новогодние приключения. |
1 |
||
23. |
Прощай, Масленица! |
1 |
||
24 |
Веселые уроки в необычной школе. |
1 |
||
25. |
Здравствуй, лето! |
1 |
||
5 раздел. Мир глазами художника. (5 ч) |
||||
26. |
Прекрасное рядом! Монументальная живопись. Экскурсия в храм. |
1 |
||
27. |
На заре нашей жизни. Экскурсия в Краеведческий музей. |
1 |
||
28. |
Волшебство акварели. Мастер-класс. |
1 |
||
29. |
Юный художник. Экскурсия в художественную школу. |
1 |
||
30. |
Фотография – как искусство. Посещение фотовыставки. |
1 |
||
Итого: |
10 ч |
24 ч |
Содержание программы
4 год обучения - (34 часа)
1 раздел. Мой любимый город. ( 10 ч)
Мой город.(1 час)
Вводное занятие. Представление презентации о городе Тольятти, его истории, промышленной, культурной, образовательной, спортивной сферы деятельности.
Мой любимый уголок города. (1 час)
Экскурсия по району, беседа об истории возникновения и развития района. Посещение любимого уголка в Комсомольском районе.
Памятные места моего города. (1 час)
Экскурсия. Посещение основных достопримечательностей города.
Конкурс рисунков «Моя улица», «Мой район» (1 час)
Обобщающая беседа о достопримечательностях района. Выполнение рисунков на тему «Моя улица», «Мой район». Выставка работ.
Мои известные земляки. (1 час)
«Какие люди в городе, в котором я живу!» (Известные художники, певцы, поэты, музыканты, жившие и творившие в нашем городе) Презентация.
Традиции моего города. (1 час)
Заочная экскурсия. Беседа о традициях празднования Дня Города, Дня Машиностроителя, Грушинский фестиваль авторской песни, Дня Независимости России, традиции празднования памятных дат из прошлого нашей Родины: 1 мая, 9 мая Презентация детских работ по теме, фотоколлаж.
Чтим великий День Победы! ( 1 час)
Экскурсия к памятникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. История возникновения памятника. Чтение стихотворений по тематике, возложение цветов.
Посещение городской библиотеки. (1 час)
Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство с работой библиотекаря, посещение книгохранилища.
В гости к старожилам. (1 час)
Экскурсия в старый район города, знакомство с архитектурой. Встреча с интересными людьми.
2 раздел. Волшебный мир музыки. (3 ч)
Музыкальная гостиная.(1 час)
Презентация с видео и аудио фрагментами выступлений известных артистов Тольяттинской филармонии.
Веселые нотки. (1 час)
Посещение детской музыкальной школы Комсомольского района. Концерт учащихся школы.
Волшебный мир музыки.(1 час)
Беседа о поведении на симфоническом концерте. Посещение концерта симфонической музыки в Тольяттинской филармонии. Рисуем музыку.
3 раздел. Азбука театра. (10 ч)
Юный театральный критик. (1 час)
Заседание круглого стола. Какой спектакль интереснее? В чем заключается мастерство актерской игры? Почему людям нравится ходить в театр? Что дает театр зрителю, а зритель театру?
Составляем книгу отзывов.
Закулисье.(1 час)
Встреча с актерами театра МДТ. Посещение закулисья театра: встреча с гримерами, костюмерами, реквизиторами, декораторами театра.
Я и театр.(2 часа)
Посещение театральных постановок МДТ. Заполняем книгу отзывов.
Клуб начинающего актера. (1 час)
Подготовка и постановка мини сценок из школьной жизни. Беседа «Легко ли быть актером?»
Мы в театре. (2 часа)
Посещение театральных постановок театра кукол.
Альбом впечатлений. (1 час)
Рисуем свои впечатления от увиденного в театре, описываем свои эмоции и впечатления. Выставка работ.
Любите ли вы театр? (2 часа)
Посещение театральных постановок театров города.
4 раздел. Вместе весело играть. (6 ч)
Осторожно, опасность! (1 час)
Беседа о правилах безопасного поведения дома и на улице. Обучаемся серьезным правилам, играя с театром «Отрада»
Красный! Желтый! Зеленый! (1 час)
Беседа о правилах дорожного движения. Обучаемся серьезным правилам, играя с театром «Отрада»
Новогодние приключения. ( 1 час)
Театрализованное представление к Новогоднему празднику.
Прощай, Масленица! (1 час)
Презентация об истории праздника, традициях, конкурс блинов. Театрализованная игровая программа о проводах зимы с театром «Отрада»
Веселые уроки в необычной школе. (1 час)
Театрализованная игровая программа « День смеха» с театром «Отрада»
Здравствуй, лето! (1 час)
Театрализованная игровая программа, посвященная окончанию учебного года.
5 раздел. Мир глазами художника. (5 ч)
Прекрасное рядом! (1 час)
Монументальная живопись. Фреска. Витраж. Мозаика. Иконопись. Экскурсия в храм Комсомольского района, ознакомление с росписью храма.
На заре нашей жизни. (1 час)
Продолжаем знакомство с монументальной живописью. Наскальные рисунки. Экскурсия в Краеведческий музей.
Волшебство акварели.(1 час)
Особенности работы акварелью. Известные художники и их работы, выполненные акварелью. Техники акварели: по-сухому, по-сырому, вливание одного цвета в другой. Мастер-класс от художника.
Юный художник. (1 час)
Экскурсия в художественную школу им Репина. Посещение выставки работ учащихся школы. Беседа об инструментах, приспособлениях и материалах художника.
Фотография – как искусство. (1 час)
Беседа: В чем заключается мастерство художника-фотографа? Посещение фотовыставки. Проба «кадра». Составляем свой фотоальбом.
Тематическое планирование.
4 год обучения - (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
Кол-во часов |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
1 |
Мой любимый город. |
10 |
5 |
5 |
2. |
Волшебный мир музыки. |
3 |
1 |
2 |
3. |
Азбука театра. |
10 |
3 |
7 |
4. |
Вместе весело играть. |
6 |
6 |
|
5. |
Мир глазами художника. |
5 |
1 |
4 |
Итого: |
34 ч |
10 ч |
24 ч |
Литература:
Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» – М: Новая школа, 1994.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Экология и мир: Методическое пособие" – М: Новая школа, 1994
Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М:Мнемозина, 2010
Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
Барышева Ю.А. «Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе» Москва, «ЦЦЮТур», 1997г.;
Багаундинова Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы» Москва, «ЦДЮТур», 1996г.;
Багаундинова Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. Программа и методические рекомендации для учителя» Казань, «Республиканская СЮТур», 1991г.;
Салеева Л.П. «Здоровье человека и окружающей среды» Курган, ГУНО Администрация Курганской области, 1983г.;
Ашуркова Л.В. «Организация воспитательной работы в начальной школе» «Завуч начальной школы» №6, 2005г.;
Васильева Л.В. «По лесной тропинке» «Начальная школа» №7,2007г.;
Груздева Н.В. «Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со школьниками» Санкт-Петербург, «КАРО», 2004г.
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. – Ногинск, 2007.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. – М., 1999.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. – СПб., 2002.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. – М., 2003.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. – М., 2001