Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки зоологии» (7 класс)
1. Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
-формирование биологической и экологической грамотности;
-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
-представление о человеке как биосоциальном существе;
-развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
2. Общая характеристика учебного курса
Изучение материалов данного курса в 7 классе направленно на:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическим] объектами и состоянием собственного организма, биологические инструменты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творчески: способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе Ярославской области; собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде Ярославской области, собственному организму, здоровью других людей.
Цели занятий курса:
повышение качества знаний обучающихся по биологии;
предупреждение неуспеваемости;
развитие мотивации обучающихся; приобретение краеведческих знаний учащимися;
• удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.
3. Описание ученого курса в учебном плане школы
Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 7 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за животными, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..
Сроки реализации программы
Для реализации программы курса внеурочной деятельности определяется нормативный срок – 1 год.
В соответствии с учебным планом программа курса предназначена для учащихся 7 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Форма организации
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб. Биология» - кружок.
Занятия проводятся в следующих формах:
Практикумы (решение КИМ)
интернет-конкурсы
олимпиады
доклады
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;
8. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;
- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;
- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:
-овладение обучающимися основами читательской компетенции;
-приобретение навыков работы с информацией;
-участие в проектной деятельности.
Предметные результаты
- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных ЯО.
- Сравнивать представителей разных групп животных, обитающих в ЯО; делать выводы на основе сравнения.
- Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности животного организма и объяснять их результаты.
- Различать на живых объектах и таблицах органы животных, животных разных систематических групп, наиболее распространенные животных, опасные для человека животные, обитающие в ЯО.
- Объяснять роль различных животных ЯО в жизни человека.
- Проводить наблюдения за ростом и развитием животных ЯО.
- Приводить доказательства
(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных систематических групп).
- Осваивать приемы: работы с определителями животных; оказания первой помощи при укусах ядовитыми животными.
- Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
- Определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация).
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам животного мира.
В рамках реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
- ученик получит первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части;
- обучение навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов;
- обучение написанию связного текста аналитического характера;
- обучение тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей.
В рамках реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Содержание учебного курса
Тема 1. Общие сведения о животном мире.
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.
Тема 2. Многообразие животных.
Простейшие – обитатели водоемов Ярославской области: Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Тип Губки – обитатели водоемов ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные – обитатели водоемов ЯО: Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Кишечнополостные
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви – обитатели природы ЯО: Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Моллюски – обитатели природы ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие - обитатели природы ЯО:
Класс Ракообразные - обитатели природы ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Хордовые
Надкласс рыбы - обитатели водоемов ЯО: Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.
Класс Млекопитающие - обитатели природы ЯО: Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тема 3. Биоценозы Ярославской области.
Естественные и искусственные биоценозы ЯО. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы ЯО.
Тема 4. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Воздействие человека и его деятельности на животных в ЯО: Промыслы. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.
Тематическое планирование учебного курса
№ | Название темы | Количество часов | Контроль |
1. | Общие сведения о животном мире ЯО | 1 | 1 |
2. | Многообразие животных ЯО | 22 | 2 |
3. | Биоценозы ЯО | 2 | |
4. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека ЯО | 9 | |
| ИТОГО | 34 | 3 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия: растения, животные;
гербарии; коллекции насекомых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы;
микроскопы;
готовые микропрепараты.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
Диск «Звуки живой природы»
Диск «Биологические исследования»
Диск «Природа России»
Фильм «Многообразие растительного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Фильм «Бережем природу»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга Ярославской области»
Учебники и учебные пособия для учащихся
Латюшин, В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. : учеб. дл общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 10-е изд., стереотип. - М Дрофа, 2009.
Латюшин ,В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику B.I Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Латюшин, Е. / Ламехова-М.: Дрофа, 2010.
Учебные пособия для учителя
Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочнь разработки. - М.: ВАКО, 2006.
Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс / A.I Никишов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.
Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах /А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. - ]\ Эксмо, 2011
Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт. - сост. 0.1 Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2010
Контрольно- измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. - М ВАКО ,2010
ЦОР. 1С:Репетитор. Биология
8. Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате реализации курса внеурочной деятельности «Знатоки зоологии» в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных ЯО;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных ЯО, домашних животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме ЯО;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде ЯО.
Оценка достижения планируемых результатов за учебный курс
С целью организации текущего контроля за успеваемость используются
наблюдение активности на занятии;
беседа с учащимися, тесты.
В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основного раздела биологии «Животные». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:
Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
3.Понимание текстов биологического содержания.