Рабочая программа «Поделки-посиделки» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

0
0
Материал опубликован 16 August

Комитет администрации г. Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр научно-технического творчества учащихся»





Принята на заседании

педагогического совета

от 31.08.2023 г.

Протокол № 6

Утверждаю:

Директор МБУ ДО «ЦНТТУ»

_________________ Г.П.Ткаченко

Приказ № 47 от 31.08.2023 г.











Рабочая программа

«Поделки-посиделки»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

художественной направленности

«Поделки-посиделки»

на 2023-2024 учебный год



Возраст обучающихся: 7 - 12 лет

1-й год обучения







Автор - составитель:

Веремеенко Марина Николаевна,

педагог дополнительного обра­зования











Яровое, 2023



1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:

федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; изменения Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2023 г. № 1230);

приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;

локальный акт «Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».

Актуальность:

Значительную роль в развитии личности ребенка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры подрастающего поколения. Благодаря эталонам художественно-эстетической направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Ребенок вводится в мир прекрасного, знакомится с видами искусства, что дает ему возможность заимствовать какие-либо ее детали и внести их в свой быт. Программа способствует обогащению общей осведомленности ребенка, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Отличительная особенность данной программы заключается в использовании разнообразных нетрадиционных техник ДПИ, современных психолого-педагогических технологий обучения детей (в том числе с ОВЗ), базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку. Программа включает в себя изучение различных видов декоративно-прикладного искусства: лепка из солёного теста, аппликация из различных материалов, роспись по древесине и камню,декупаж, декорирование природным материалом. Декоративно-прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Кроме формирования и развития навыков работы с разнообразными материалами в различных техниках, программа знакомит с историей возникновения техник ДПИ, спектром их применений и т.п. Часть занятия проходят в форме традиционных посиделок, включающих в себя тематические беседы и выполнения работы параллельно. Обучение включает в себя следующие основные предметы:

Поделки-посиделки.

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность ДООП: художественная Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 7 - 12 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поделки-посиделки» предполагает занятия детей с ОВЗ, через составление рабочей адаптированной программы.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, образовательная платформа «Сферум», Интерактивные онлайн-доски платформы Pruffme.

Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартового (1 год обучения) уровня.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Режим занятий:


Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Поделки-посиделки

2 часа в неделю;

72 часа в год.

0 часов в неделю;

0часов в год.

0 часов в неделю;

0часов в год.


1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий. Задачи: Личностные:

формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;

формировать художественный вкус;

воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе.

Метапредметные:

развивать творческую активность обучающегося;

развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;

формировать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

развивать индивидуальные способности обучающихся;

расширять кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к предмету;

развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Образовательные (предметные):

формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;

дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения;

дать знания по истории возникновения и развития  изучаемых видов ДПИ.

1.3. Содержание программы

«Поделки-посиделки»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

викторина

1.1

Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры.

1

0,5

0,5

собеседование

1.2

Волшебный мир ДПИ

1

0,5

0,5

собеседование

2

Работа с бумагой и картоном


8

3

5

выставка работ

2.3

Знакомство с техникой аппликация.

1

0,5

0,5

практикум

2.4

Подарочная упаковка

2

1

1

практикум

2.5

Открытка к празднику

2

1

1

практикум

2.6

Обрывная аппликация. Проект по замыслу

3

0,5

2,5

практикум

3

Роспись по древесине

9

2

7


3.7

Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи

1

0,5

0,5

практикум

3.8

Проект «Пейзаж»

1

0,5

0,5

практикум

3.9

Проект «Слон»

3

0,5

2,5

практикум

3.10

Проект по замыслу с использование росписи

4

0,5

3,5

практикум

4

Декупаж

12

2

10


4.11

Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты.

1

0,5

0,5

практикум

4.12

Декупаж деревянной поверхности.

4

0,5

3,5

практикум

4.13

Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект»

1

0

1

практикум

4.14

Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картины

2

0,5

1,5

практикум

4.15

Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки.

4

0,5

3,5

практикум

5

Декорирование природным материалом.

8

2

6

выставка работ

5.16

Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материалом

1

0,5

0,5

практикум

5.17

Работа со спилами деревьев

2

0,5

1,5

практикум

5.18

Работа с шишками, желудями, цветами

2

0,5

1,5

практикум

5.19

Проект по замыслу «Декор для интерьера»

3

0,5

2,5

практикум

6

Лепка

13

2

11

выставка

6.20

Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.Способы и приемы лепки из соленого теста.

1

0,5

0,5

практикум

6.21

Лепка фигурок из теста.Роспись

4

0,5

3,5

практикум

6.22

Панно из соленого теста. Роспись

8

1

7

практикум

7

Роспись по камню

10

2

8

выставка

7.23

Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписи

1

0,5

0,5

практикум

7.24

Приемы росписи. Проект «Божья коровка»

2

0,5

1,5

практикум

7.25

Проект «Совушки»

2

0,5

1,5

практикум

7.26

Авторский проект «Панно»

4

0,5

3,5

практикум

7.27

Итоговая аттестация. Защита авторского проекта

1

0

1

выставка

8

Мастерская чудотворчества

10

0

10

выставка

8.28

Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИ

9

0

9

практикум

8.29

Выставка "Мастера и мастерицы"

1

0

1

выставка


Итого:

72

14

58


Содержание учебного плана

1. Введение 1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры. Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ.Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места. Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Учебная эвакуация. 1.2. Волшебный мир ДПИ Теория: Основные инструменты, разнообразие техник в ДПИ. Практика: Стартовый контроль – индивидуальный проект. 2. Работа с бумагой и картоном 2.3.Знакомство с техникой аппликация. Теория:Знакомство с техникой аппликация. Разновидности бумаги, картона. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами Практика: Практикум (сгибание, резание, склеивание) 2.4.Подарочная упаковка Теория: Виды подарочных упаковок.Развертка упаковки. Способы разметки. Практика: Изготовление и декорирование подарочной упаковки. 2.5. Открытка к празднику Теория: Виды открыток. Приемы декорирования открытки. Практика: Открытка ко Дню учителя. 2.6. Обрывная аппликация. Проект по замыслу «Натюрморт» Теория: Понятия «аппликация», «Обрывная аппликация». Практика: Творческая работа «Натюрморт» в изученной технике 3. Роспись по древесине 3.7. Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи Теория: Материалы, инструменты, используемые при росписи по древесине. Демонстрация эталонов, выполненных в данной технике. Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. 3.8. Проект «Пейзаж»

Теория:Понятие «пейзаж».Форма, объём, пропорция, цвет как средство выразительности в пространственной композиции.

Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.9. Проект «Слон»

Теория:Правила создания эскиза и разметки.

Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.10. Проект по замыслу с использованием росписи.

Теория:Материалы, используемые для росписи по древесине.

Практика: Создание эскиза. Выполнение первичной росписи на бумаге.Выполнение росписи на фанере. 4. Декупаж 4.11. Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты. Теория: Понятие техники "Декупаж". История декупажа. Материалы и инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы использования и методы работы с ними. Виды декупажа, стили декупажа. Декоративные эффекты. Материалы и инструменты, используемые в работе. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Планы на учебный год. Практика: показ презентации по работе в технике декупаж. Демонстрация поделок. 4.12. Декупаж деревянной поверхности.

Теория: Особенности работыс деревянной поверхностью предмета. Знакомство с трёхслойными салфетками и её свойствами. Последовательность декорирования любого изделия в технике «Декупаж».

Практика: Декупаж деревянной поверхности. Выполнение поделки «Подставка под горячее».

4.13. Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект» Практика: Презентация авторских работ. 4.14. Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картины

Теория: Стили в декупаже. Стиль «Винтаж».  Техника выполнения.

Практик: Декорирование рамки для картины.

4.15. Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки.

Теория:особенности работы со стеклянной поверхностью. Нанесение фона на стеклянную поверхность. Использование объемных контуров. Понятие "прямой декупаж".

Практика: прямой декупаж стеклянной бутылки. 

5. Декорирование природным материалом. 5.16 Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материалом

Теория:Объекты природы, используемые в декорировании. Знакомство с коллекцией природных материалов

Практика: Подготовка изделия из древесины к росписи 5.17 Работа со спилами деревьев

Теория:Правила обработки спила. Приемы росписи по спилу

Практика: Изготовление брелока. Шлифование спила. Перенос эскиза, роспись 5.18 Работа с шишками, желудями, цветами.

Теория:Демонстрация эталонов изделий с декорированием природным материалом.

Практика: Авторская работа с использование шишек, желудей, цветов. 5.19 Проект по замыслу «Декор для интерьера»

Теория:Понятия «интерьер», «интерьерный декор». Демонстрация эталонов изделий.

Практика: Выполнение индивидуального проекта.

6. Лепка 6.20 Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом. Способы и приемы лепки из соленого теста.

Теория:Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.

Практика: Способы и приемы лепки из соленого теста.

6.21 Лепка фигурок из теста. Роспись

Теория: Форма изделия. Последовательность лепки. Соединение деталей, мелкие налепы.

Практика: Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.

6.22 Панно из соленого теста. Роспись

Теория: Основные правила композиции. Цветовой контраст в оформлении изделий. Практика: Выполнение индивидуального проекта.

7. Роспись по камню 7.23 Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписи

Теория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня.

Практика: Проба выполнения росписи по камню. 7.24 Приемы росписи. Проект «Божья коровка»

Теория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня. Приемы росписи.

Практика: Проект «Божья коровка» 7.25 Проект «Совушки»

Теория: Эскиз в заданной форме.

Практика: Выполнение эскиза. Перенос эскиза на камень. Роспись. 7.26 Авторский проект «Панно»

Теория: Способы закрепления камня в панно. Композиция из камней. Демонстрация эталонов изделий.

Практика: Выполнение авторского эскиза. Подготовка камней. Оформление панно. 7.27 Итоговая аттестация. Защита авторского проекта Практика: Защита авторского проекта «Панно» 8. Мастерская чудотворчества 8.28 Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИ

Теория: Понятия«гармония», «равновесие»,«статика и динамика»в композиции.

Практика: Выполнение индивидуального проекта.

8.29 Выставка "Мастера и мастерицы"

Практика: Оформление выставки. Презентация авторских работ.


2. Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

01.01.2024 - 08.01.2024

Даты начала и окончания учебного года

15.09.2023 - 31.05.2024

Сроки промежуточной аттестации

15.12.2023 - 25.12.2023

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

20.04.2024- 20.05.2024


2.5. Методические материалы Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Выставка

Защита проекта

Презентация

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы изделий

Эскизы



2.6. Список литературы


1. Андреева Н. А. «Рукоделие. Полная энциклопедия» - М.: 1992 г. 135 с.

2. Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» -

Ростов-на-Дону: 2009 г. 154 с.

3. Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» - М.: 2002 г. 97 с.

4. Григорьева Г.С. « Любимое рукоделие» - Москва: 2009 г. 192 с.

5. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду» - Москва: Просвещение, 2014 г. 128 с.

6. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М.: 1999 г. 151 с.

7. Концов В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» -

Ярославль: Академия развития, 2011 г. 68 с.

Корнеева Г.М. «Бумага. Играем, вырезаем, клеим» - СПб.: Кристалл,

2001 г. 93 с.

Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - Москва: 2008 г.76 с.

Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов» - Москва: 2007 г. 112 с.

11. Силаева К.В. «Соленое тесто» - М.: 2000 г. 65 с.



11

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации