Статья «Личностно-ориентированный подход в подготовке к олимпиадам»
Эссе «Личностно-ориентированный подход в подготовке к олимпиадам»
Образовательный процесс в школе представляет собой разнообразную и многопрофильную систему деятельности. Одним из общепризнанных направлений работы с учащимися является олимпиадное движение. Олимпиада как ничто лучше помогает организовать работу с одаренными детьми, выявить и развить их способности к творчеству и научно-познавательной деятельности. Участие в олимпиадном движении, безусловно, воспитывает в учащихся ответственность за начатое дело, трудолюбие и целеустремленность. Такие учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех его начинаниях. Это опора учителя, проводники его идей и планов. Но в свою очередь и учитель является опорой таких детей, он фундамент накопления и роста их знаний, он генератор их активности и целенаправленности. Учитель – это наставник учащихся по подготовке к олимпиаде.
Моя работа с учащимися по подготовке к олимпиаде по обществознанию планомерно выстраивается уже в течение четырех лет, с момента моего прихода в школу после университета. И в этом направлении я выработала для себя ряд правил.
Во-первых, наставничество должно носить субъект-субъектный характер. Взаимодействие педагога-наставника и ученика должно строиться на хороших, дружеских и доверительных отношениях. Необходимо понимать, что подготовка к олимпиаде – это не урок, это внеурочная деятельность, которую ребенок не обязан посещать. Поэтому эффективный педагог-наставник для начала должен сделать так, чтобы одаренный по его предмету ребенок захотел там участвовать. А для этого, конечно, он должен чувствовать себя комфортно в общении с педагогом наедине в неформальной обстановке. Вот именно – неформальной. Я уверена, что подготовка к олимпиаде должна проходить в доброжелательной, веселой и теплой атмосфере. Моя формула проста: педагог-наставник и одаренные дети – это одна большая семья, где у каждого есть свои взгляды, интересы и цели. Как говорят нам современные требования образования, личностный подход в сфере образования должен учитывать уникальность личности ребенка во всех его проявлениях.
Во-вторых, усвоение необходимого материала на уроке еще никто не отменял. Олимпиада, конечно, выходит за рамки школьной программы по предмету, но не просит учащихся взять что-то с потолка. В течение всего образовательного процесса по предмету должно проводиться систематическое наблюдение, анализ и контроль знаний учащихся. Ступень образования в школе не зря носит название общего, поскольку дает общие, основополагающие знания.
В-третьих, педагог-наставник должен быть образцом для подражания как в межличностных отношениях, так и в личной самоорганизации и профессиональной компетентности. Он должен предложить для учащегося оптимальную программу подготовки к олимпиаде, подобрать соответствующие методы.
В-четвертых, одаренных детей по какому-то предмету у одного педагога много не бывает, поэтому педагог-наставник должен четко сосредоточиться на работе с небольшой группой детей до 5-6 человек. Результат придет только при систематической и личностно-ориентационной работе с одаренными детьми.
Моя работа по приглашению учащихся для участия в школьном туре Всероссийской олимпиады по обществознанию идет в широком масштабе. Приходит большое количество детей, но как показала практика, самые лучшие результаты показывают те ученики, на которых я сама еще сразу обратила внимание. Настоящий педагог-профессионал сразу заметит на уроке одаренного ребенка. А дальше уже встает вопрос с дальнейшим развитием его способностей.
По своей работе могу сделать вывод, что результаты учеников, с которыми я уже в течение нескольких лет готовлюсь к олимпиаде по обществознанию, с каждым годом становятся все увереннее на городском туре. Поскольку они сейчас стали старшеклассниками, то в дальнейшем мы, конечно, планируем выйти на республиканский уровень.