Рабочая программа предмета «Чтение. Работа с текстом»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Чтение. Работа с текстом» разработана для начального общего образования разработана на основе:
-. Федеральный Закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС НОО (Приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, Приказ МОиН Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 « О внесении изменений в приказ МОиН России от 06.10.2009 г. № 373»)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования
-.Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Мало-Томской СОШ, утверждена на заседании педагогического Совета школы
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Курс рассчитан на 51 час: во 2и4 классах – по 17 ч (0,5 ч в неделю 34 учебные недели в каждом классе
Распределение объёма часов по годам обучения.
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 | - | - | - |
2 | 0,5 | 34 | 17 |
3 | 0,5 | 34 | 17 |
4 | 0,5 | 34 | 17 |
Всего часов за курс | 1,5 | 102 |
- УМК: Школа России".
Учебник О.Н Крыловой «Чтение. Работа с текстом». М: «Экзамен» 2019 год
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета "Чтение. Работа с текстом."
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результат:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;
- достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
-умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
1-2 класс
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
1 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения
2 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы, различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов; соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;
находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными; ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом; рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема); под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
.определять главную мысль текста .соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); .находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др. .подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; .подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; .различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи
3–4-й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения; находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными;
выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
Ученик получит возможность научиться:
.соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
.находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
.подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; .подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
.различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
.оценивать уместность использования слов в тексте;
4 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
.соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
.находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. .подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
.подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
.различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
.оценивать уместность использования слов в тексте;
.выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Система оценивания знаний обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Работа с текстом» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетной форме.
Итоговый контроль относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже с первого класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
3. Тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» 1 класс
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 | «Спала кошка на крыше...» Л.Толстой | |
2 | «Была у Насти кукла.» Л.Толстой | |
3 | «Медведь», «Лиса» По Е.Чарушину | |
4 | «Хотела галка пить. » Л.Толстой | |
5 | «Старик сажал яблони.» Л.Толстой | |
6 | «Весной скворец весь горит...», Хороша весна в лесу.» А.Тихонов | |
7 | «Пошла Катя по утру по грибы.» По Л. Толстому | |
8 | «Слон» Е.Чарушин | |
9 | «Надя приехала к бабушке в колхоз...» Я.Тайц | |
10 | «Издали горы кажутся строгими.» А.Тихонов | |
10 | «Охотился кит как-то близ устья реки. » С.Сахарнов | |
11 | «Всё здесь», «По пояс» Я.Тайц | |
12 | «Просто старушка», "Три товарища" В.Осеева | |
13 | «Почему с тополей падает снег?» По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему?» | |
14 | «Дома у бабушки были куры...», «По грибы» Я.Тайц «Зимой» С.Редозубов и др | |
15 | «Издали на лесной опушке.», «Дедушка рассказывал.» По Н.Юрцевичу | |
16 | Итоговая работа по тексту «Собака - близкий родственник волку. »По И.Шустовой | |
Тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» 2класс
№ | Тема урока | Дата |
1 | И.Соколов – Микитов «В лесу», «На лесной дороге» | |
2 | В. Осеева «Плохо», Л.Толстого «Два товарища» | |
3 | В. Бурлаков «На рассвете», Л.Яхнин «Силачи». | |
4 | А.Тихонов «Где вода, там жизнь», «Сороки». | |
5 | С.Михалков «Аисты и лягушки». | |
6 | И.Пузанов «На рыбалке», Бехревский «Мишка под деревом» | |
7 | К.Ушинский «Играющие собаки», «Четыре желания» | |
8 | И. Соколов– Микитова«Утром в лесу», Е.Пермяк «Первая рыбалка» | |
9 | И.Соколов– Микитов «Белка», «Не стоит благодарности». | |
10 | Работа с текстом В.Кологрив «Жизнь кузнечика», С.Аксаков «Щенок». | |
11 | Ш.Перро «Золушка», Н.Юрцевич «Красавица русских лесов» | |
12 | С.Юцзунь «Светлячок и Муравей», В.Танасийчук «Лосось». | |
13 | В.Коржикова «Прогулка по лесу», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». | |
14 | Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото» | |
15 | К.Ушинский «Гадюка» | |
16 | М.Садовский «Зима на колесах», Осеева«Кто хозяин?» | |
17 | Годовая контрольная работа по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси» | |
3.Ттематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» 3класс
№ | Тема урока | |
Дата | ||
1 | Скребицкий «Синица» | |
2 | Работа с научным текстом «Летняя тундра». | |
3 | Работа с научным текстом «Фламинго» По Э.Бауэру. | |
4 | Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | |
5 | Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | |
6 | Работа с научным текстом «Жизнь деревьев» по Г. Ханнелору. | |
7 | Работа с художественным текстом С. Михалкова «Ответ». | |
8 | Работа с научным текстом «Божья коровка» по материалам энциклопедии « Что такое. Кто такой». | |
9 | Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале». | |
10 | Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы». | |
11 | Работа с художественным текстом Л.Киселёвой «И так бывает», «Башмачки». | |
12 | Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима». | |
13 | Работа с художественным текстом И. Соколова - Микитова «В сосновых борах». | |
14 | Работа с научным текстом «Собаки» по Э.Бауэру | |
15 | Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл и бобр», «Оленёнок» по записям В. Васильева. | |
16 | Работа с художественным текстом В.Осеевой «На катке». | |
17 | Годовая контрольная работа По тексту «Калина» по И. Соколову - Микитову. | |
3.Тематическое планирование «Чтение. Работа с текстом» 4 класс
№ | Тема урока | Дата |
1 | Г. Николаева– «Ливень». | |
2 | Г. Срябицкий "Солнечный день в самом начале лета" | |
3 | А.Бостром «Кошка и еж». | |
4 | С.Аксаков "Осень", И.Соколов – Микитов "Клены" | |
5 | Работа над текстом по Р.Киплингу "Слоненок" | |
6 | Работа над текстом А.Тихонова «Колибри». | |
7 | Работа над текстом по И. Соколову - Микитову | |
8 | К. Ушинский «Четыре желания» | |
9 | Работа над текстом по Э. Бауэру | |
10 | С.Михалков «Жадный Заяц». | |
11 | И.Соколов - Микитов «Рябина» | |
12 | К.Ушинский «Утренние лучи» | |
13 | Е.Пермяк «Как Маша стала большой» | |
14 | С.Михалков "Просчитался" | |
15 | В.Осеева «Злая мать и добрая тетя» | |
16 | Работа над текстом по Г. Скрябицкому "За земляникой" | |
17 | Итоговая контрольная работа за по П.Молчанову "На рыбалке" | |