Рабочая программа "Проектная деятельность"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Филиал «Лесная средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьянская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА « педагогическим советом Директор (протокол № _ от ) | | УТВЕРЖДЕНА Директор_______Демченко И.И. Приказ №____от «___»______2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Проектная деятельность
на 2019 – 2020 учебный год
для 9 класса
Составитель: учитель истории и обществознания
Фендель Ирина Евгеньевна
с. Лесное – 2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Проектная детельность» предназначена для обучающихся 9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Проектная мастерская позволит учащимся получить навыки проектной деятельности, освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. Курс направлен на развитие навыков планирования своей деятельность, самостоятельного оценивания эффективности и результативности работы, использования собственных умений для решения практических задач и достижения желаемого результата.
В основу легла авторская программа и учебной пособие: Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. – (Внеурочная деятельность).
Содержание программы дает возможность учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.
Цель курса «Проектная деятельность»: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Задачи:
- знакомство с технологией проектной деятельности;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работе над исследованиями.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в вопросах растениеводства;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода;
- сформировать представление об образовании как ведущей ценности в современном обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются:
- способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать итоги ее решения;
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.
Содержание курса
1. Введение. (1 ч.)
Роль социальных наук в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.
2. Исследование и проектирование. (2 ч.)
Исследование и проектирование. Сходство и различия.
Практическая работа:
Этапы проектов. Первичная обработка и изучение собранных данных.
3. Проблема. (2 ч.)
Проблема и проблемный вопрос. В чем разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, семьей и перед тобой лично.
Практическая работа:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом.
4. Актуальность работы. (2 ч.)
Актуальность работы и актуальность проблемы. Аргументация своего интереса к выполняемой работе.
Практическая работа:
Определение важности выполняемой работы. Обоснование значимости выполняемой работы.
5. Источники информации. Ссылки и правила цитирования. (2 ч.)
Основные источники информации, степень их достоверности. Первичные и вторичные источники информации. Википедия.
Практическая работа:
Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Тема работы. (2 ч.)
Отличие темы от проблемы. Соответствие темы критериям научного исследования.
Практическая работа:
Корректная формулировка темы своей работы. Отбор материала в соответствии с темой.
7. Объект и предмет работы. (2ч.)
Необходимость выделения объекта в исследовательских и проектных работах. Определения объекта и предмета в исследовательской работе, их отличия.
Практическая работа:
Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе.
8. Цель работы. (2 ч.)
Понятие цели в разных сферах деятельности. Важность определения цели.
Практическая работа:
Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели.
9. Задачи работы. (2 ч.)
Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и от методов.
Практическая работа:
Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами.
10. Гипотеза. (2 ч.)
Зачем нужна гипотеза и как ее формулируют. Отличия утверждения от гипотезы. Почему в проекте не бывает гипотезы.
Практическая работа:
Формулировка гипотезы в соответствии с целью работы.
11. Методы исследования и проектирования. (2ч.)
Понятие метода исследования или достижения проектной цели. Виды методов исследования в области естественных наук. Необходимость контроля в каждом эксперименте.
Практическая работа:
Подбор методов, подходящих для достижения цели работы. Учет влияния разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода.
12. Планирование работы. (2 ч.)
Особенности планирования исследовательской и проектной работ. Ход выполнения работ.
Практическая работа:
Составление плана своей работы. Распределение времени, необходимого для работы. Правильный подбор ресурсов, необходимых для достижения цели.
13. Корректировка плана в ходе выполнения работы. (2 ч.)
Сложности, возникающие при достижении цели. Анализ реализации плана работы.
Практическая работа:
Выявление возникших трудностей. Корректировка плана выполнения работы.
14. Результаты и их обработка. (2 ч.)
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов.
Практическая работа:
Фиксация результатов экспериментов (наблюдений).
15. Анализ и обсуждение результатов. (2 ч.)
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, влияющих на результаты исследований.
Практическая работа:
Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы.
16. Подготовка отчета о работе. (2 ч.)
Жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации. Типичные ошибки.
Практическая работа:
Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста.
17. Подготовка материала для доклада. (2 ч.)
Подготовка материала к выступлению. Инфографика.
Практическая работа:
Подготовка презентационного материала для доклада. Представление текстов в виде информативных картинок.
18. Выступление. (1 ч.)
Кто такие эксперты и чем они интересуются. Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
9 класс (1 год обучения)
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные характеристики деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Знакомятся с понятиями: исследовательская деятельность, научное исследование. |
2 | Исследование и проектирование | 2 | Знакомятся с понятиями: исследование, проектирование, сходство и различия между ними, этапы проектов, первичная обработка данных. |
3 | Проблема | 2 | Знакомятся с понятиями: проблема, проблемный вопрос. |
4 | Актуальность работы | 2 | Знакомятся с понятиями: актуальность работы, актуальность проблемы, аргументация. |
5 | Источники информации. Ссылки и правила цитирования | 2 | Знакомятся с понятиями: источники информации, степень достоверности, первичные и вторичные источники информации, википедия. |
6 | Тема работы | 2 | Знакомятся с понятиями: тема, проблема, критерии научного исследования. |
7 | Объект и предмет работы | 2 | Знакомятся с понятиями: объект в исследовательских и проектных работах. |
8 | Цель работы | 2 | Знакомятся с понятиями: цель, определение цели. |
9 | Задачи работы | 2 | Знакомятся с понятиями: формулировка задач под поставленную цель, отличие задач от цели и от методов. |
10 | Гипотеза | 2 | Знакомятся с понятиями: гипотеза, формулировка гипотезы, утверждение. |
11 | Методы исследования и проектирования | 2 | Знакомятся с понятиями: метод исследования или достижения проектной цели, виды методов исследования. |
12 | Планирование работы | 2 | Знакомятся с понятиями: планирование исследовательской и проектной работ, ход выполнения работ. |
13 | Корректировка плана в ходе выполнения работы | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ реализации плана работы. |
14 | Результаты и их обработка | 2 | Знакомятся с понятиями: первичные результаты, достоверность результатов. |
15 | Анализ и обсуждение результатов | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ экспериментальных данных, факторы, влияющие на результаты исследований. |
16 | Подготовка отчета к работе | 2 | Знакомятся с понятиями: жанры представления отчета о выполненной работе, структура статьи или презентации, типичные ошибки. |
17 | Подготовка материала для доклада | 2 | Знакомятся с понятием: инфографика. |
18 | Выступление | 1 | Знакомятся с понятием: эксперт. |
| ИТОГО | 34 | |
Результатом освоения курса станет выполнение индивидуального итогового проекта по таким предметам как история, обществознание, география, биология и др.