Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения по развитию познавательных способностей для обучающихся 2–3 классов с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР 7.1)
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения по развитию познавательных способностей учащихся 2- 3 классов с ограниченными возможностями здоровья (детей с ЗПР)
Пояснительная записка
У большинства детей, обучающихся в классах КРО имеются негрубые интеллектуальные нарушения, поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися классов КРО являются групповые занятия по формированию общих (познавательных) способностей учащихся.
Основным содержанием таких занятий является развитие познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданной в словесной и наглядной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований), формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами, т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Главная цель занятий – формирование целостной психологической основы обучения, всестороннее развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа и синтеза, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Основная задача психологического развития второклассников развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действий как одного из новообразований этого периода развития.
Основная задача психологического развития третьеклассников формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности, внутреннего плана действий.
Содержание программы
I. Развитие восприятия
Цель: научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), научить осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
II. Развитие внимания
Цель: формирование устойчивости внимания, распределения, т.е. умения контролировать выполнение одновременно двух или более объектов.
III. Развитие памяти
Цель: формирование опосредованного запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов (умения расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков).
IV. Развитие мыслительной деятельности
Цель: развитие операций мыслительной деятельности, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, установление закономерностей, формирование логических операций.
V. Развитие воображения
Цель: развитие воссоздающего и творческого воображения.
Тематический план занятий
2 класс
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата проведения |
1 | Развитие произвольного внимания | Развитие произвольного внимания (сосредоточенности), зрительных ощущений | |
2 | Развитие умения выполнять словесные поручения, самоконтроля | Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений | |
3 | Развитие внимания и осязательных ощущений | Развитие внимания (объем) и осязательных ощущений | |
4 | Развитие памяти и пространственных представлений | Развитие непосредственной вербальной памяти и пространственных представлений | |
5 | Развитие внимание и слуховой памяти | Развитие внимание (распределение), слуховой памяти и наглядно-образного мышления | |
6 | Развитие пространственных представлений и наглядно-образного мышления | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа и наглядно-образного мышления | |
7 | Развитие пространственных представлений и зрительной памяти | Развитие пространственных представлений, зрительной памяти, произвольности движений | |
8 | Развитие мышления и вербальной памяти | Развитие мышления (установление закономерностей) и вербальной памяти | |
9 | Развитие пространственных представлений и логической памяти | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти (установление ассоциативных связей), тонкокоординационных движений | |
10 | Развитие внимания и наглядно-образного мышления | Развитие внимания (устойчивости), мышления (процессы синтеза), наглядно-образного мышления | |
11 | Развитие мышления и психомоторики | Развитие мышления (установление закономерностей, процессы анализа), точности произвольных движений | |
12 | Развитие мышления и зрительного восприятия | Развитие мышления (процессы анализа), зрительного восприятия (выделение буквенных форм), слуховых ощущений | |
13 | Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений | Развитие произвольного внимания(распределение), осязательных ощущений | |
14 | Развитие мышления и зрительной памяти | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля | |
15 | Развитие мышления и произвольности | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления (нахождение общих признаков), двигательной сферы | |
16 | Развитие пространственных представлений и наглядно-образного мышления | Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности | |
17 | Развитие мышления (анализ) и зрительной памяти | Развитие мышления (анализ, установление закономерностей), непосредственной зрительной памяти | |
18 | Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти | Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти | |
19 | Развитие мышления и слуховых ощущений | Развитие умения выделять существенные признаки, умения соотносить с образцом и развитие слуховых ощущений | |
20 | Развитие мышления и воображения | Развитие зрительно-вербального синтеза, пространственных представлений и воображения | |
21 | Развитие опосредованной памяти и мышления | Развитие опосредованной памяти, осязательных ощущений, мышления (установление закономерностей), мышечных ощущений (чувство усилия) | |
22 | Развитие слуховых ощущений, внимания и наглядно-образного мышления | Развитие слуховых ощущений, внимания (устойчивость, переключение) и наглядно-образного мышления | |
23 | Развитие осязательных и зрительных ощущений, памяти | Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти | |
24 | Развитие внимания и мышления (сравнение) | Развитие внимания (распределение) и мышления (сравнение, установление закономерностей) | |
25 | Развитие опосредованной памяти, мышления и восприятия | Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия | |
26 | Развитие вербальной памяти и произвольного внимания | Развитие вербальной памяти, произвольного внимания, пространственных представлений | |
27 | Развитие мышления и двигательной сферы | Развитие мышления (процессы синтеза, умение воспроизводить образец) и двигательной сферы (макродвижения) | |
28 | Развитие наглядно-образного мышления и осязательных ощущений | Развитие наглядно-образного мышления, процессов синтеза и осязательных ощущений | |
29 | Развитие опосредованной памяти и зрительных ощущений | Развитие опосредованной памяти, двигательной сферы, произвольности и зрительных ощущений | |
30 | Развитие мышления и зрительной памяти | Развитие мышления (операции сравнения, установление закономерностей), зрительной памяти и мышечных ощущений | |
31 | Развитие мышления и осязательных ощущений | Развитие мышления (обобщение наглядного материала, установление закономерностей) и осязательных ощущений | |
32 | Развитие внутреннего плана действий | Развитие внутреннего плана действий, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы, произвольности | |
33 | Развитие внимания, мышления, пространственных представлений | Развитие внимания (распределение), мышления (абстрагирование), умения ориентироваться в пространстве листа | |
34 | Развитие мышления и зрительного восприятия | Развитие мышления (сравнение, установление закономерностей) и зрительного восприятия | |
Тематический план занятий
3 класс
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата проведения |
1 | Развитие памяти и логического мышления | Развитие зрительной опосредованной памяти и логического мышления, произвольности движений | |
2 | Развитие мышления и опосредованной памяти | Развитие мышления (обобщение, установление закономерностей) и опосредованной памяти | |
3 | Развитие внутреннего плана действия и мышления | Развитие внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей) и внимания (устойчивость) | |
4 | Развитие мышления и воображения | Развитие ассоциативного и обобщающегомышления и воображения | |
5 | Развитие внутреннего плана действий и произвольности движений | Развитие внутреннего плана действий и произвольности движений | |
6 | Развитие зрительной памяти, мышления и пространственных представлений | Развитие зрительной памяти, вербального мышления и пространственных представлений | |
7 | Развитие мышления и произвольности движений | Развитие словесно-логического мышления, внутреннего плана действий и произвольности движений (помехоустойчивость) | |
8 | Развитие мышления и внутреннего плана действий | Развитие мышления (аналогии), внутреннего плана действий и произвольности движений (умение затормозить движение) | |
9 | Развитие мышления, произвольности движений и воображения | Развитие мышления (умение сравнивать), произвольности движений (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) и воображения | |
10 | Развитие памяти и мышления | Развитие опосредованной вербальной памяти и мышления (установление закономерностей) | |
11 | Развитие вербально-смыслового мышления и памяти | Развитие вербально-смыслового мышления, зрительной памяти и пространственных представлений | |
12 | Развитие внутреннего плана действий и мышления | Развитие внутреннего плана действий и мышления (сравнение) | |
13 | Развитие мышления, внимания, чувства времени | Развитие логического мышления, внимания (устойчивость), чувства времени | |
14 | Развитие мышления и внимания | Развитие мышления (процессы синтеза) и внимания (переключение) | |
15 | Развитие воображения, мышления и пространственных представлений | Развитие воображения, абстрактно-логического мышления и пространственных представлений | |
16 | Развитие мышления и произвольности | Развитие логического мышления и произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности) | |
17 | Развитие мышления (сравнение) и внутреннего плана действий | Развитие мышления (сравнение, установление закономерностей) и внутреннего плана действий | |
18 | Развитие опосредованной памяти, внутреннего плана действий | Развитие опосредованной памяти, внутреннего плана действий, чувства времени | |
19 | Развитие вербальной памяти, внутреннего плана действий | Развитие опосредованной вербальной памяти, внутреннего плана действий | |
20 | Развитие памяти, пространственных представлений и произвольности движений | Развитие непосредственной слуховой памяти, пространственных представлений и произвольности движений (преодоление гиперактивности) | |
21 | Развитие внутреннего плана действий, мышления | Развитие внутреннего плана действий, мышления (синтез) | |
22 | Развитие внимания и наглядно-образного мышления | Развитие внимания (переключение), наглядно-образного мышления и произвольности движений | |
23 | Развитие мышления, пространственных представлений и воображения | Развитие вербально-смыслового мышления, пространственных представлений и воображения | |
24 | Развитие мышления и слухового восприятия | Развитие вербально-понятийного, вербально-смыслового мышления и слухового восприятия | |
25 | Развитие мышления, памяти, внутреннего плана действия | Развитие мышления (установление закономерностей), непосредственной памяти, внутреннего плана действия | |
26 | Развитие вербально-понятийного мышления, внимания | Развитие вербально-понятийного мышления, внимания (устойчивость) | |
27 | Развитие вербального мышления и опосредованной памяти | Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти и чувство времени | |
28 | Развитие логической памяти и произвольности | Развитие логической памяти и произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | |
29 | Развитие понятийного мышления и воображения | Развитие понятийного мышления, воображения и пространственных представлений | |
30 | Развитие мышления и произвольности движений | Развитие вербально-понятийного мышления и произвольности движений | |
31 | Развитие вербального мышления | Развитие вербального мышления (обобщение и абстрагирование) | |
32 | Развитие мышления и воображения | Развитие понятийного мышления, воображения и пространственных представлений | |
33 | Развитие вербального мышления и опосредованной памяти | Развитие вербального мышления (обобщение) и опосредованной памяти | |
34 | Развитие вербального мышления и зрительной памяти | Развитие вербального мышления, зрительной памяти и пространственных представлений | |
Литература
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Ж. «Вопросы психологии», 1990, №6
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога начальной школы (2-ое изд.)/ серия «Справочники». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004г.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд.-М.: АРКТИ, 2008г.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практич. Пособие/ Н.Я. Семаго. – М,: Айрис-прессс, 2007г.
Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения / сост. С.В. Лесина. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь,2007г.
Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г.