Учебно-методическое пособие для коррекционных занятий по развитию познавательных способностей у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
Аналитическая записка
Тулунский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икейская средняя общеобразовательная школа
Черепкова Татьяна Михайловна, учитель-дефектолог
Учебно-методическое пособие для коррекционных занятий по развитию познавательных способностей у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья является отставание в развитии всех видов мышления. Имеются грубые нарушения наглядно-образного мышления, внимание ребёнка трудно привлечь и удержать, снижена ориентировочно-познавательная деятельность. Данные нарушения в развитии требует наглядного и дидактического материала, использования игровых приемов, разнообразных пособий, формирующих интерес к занятиям и желанию узнавать новое.
Учебно-методическое пособие представляет систему заданий и упражнений по следующим разделам программы: «Развитие познавательных процессов», «Обучение грамоте и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений».
Учебно-методического пособие направленно на решение следующих задач:
- формирование навыки письма, звукового анализа, счѐта и решения задач;
- развитие связной речи и обогащение словаря учащихся;
- развитие мышления, внимания и памяти, всего того, что необходимо ребенку с ограниченными возможностями здоровья для успешного усвоения АООП.
Осуществляя занятия с данной категорией детей, требуется индивидуальный подход для каждого ребёнка с учётом характерных для него затруднений. Необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются. Очень важно заинтересовать ребенка. Для этого надо разнообразить виды занятий.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога в общеобразовательной школе осуществляется на основе комплексного подхода, направленного на определение индивидуально-ориентированных методов и приемов повышения уровня развития учебно-познавательной деятельности детей классов КРО в процессе усвоения учебных знаний.
Упражнения, предложенные в тетради, распределены по темам в соответствии с перспективным планированием, которые постепенно усложняются. «Учебно-методическое пособие» составлено для работы на первое полугодие для учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья (2 занятия в неделю).
Содержание методической разработки соответствует дидактическим принципам:
- принцип доступности: учебно-методического пособие соответствует возрастным особенностям и возможностей обучающихся. Задания имеет коррекционную направленность, представлены в доступной форме и направлены на формирование у учащихся практических и интеллектуальных умений.
- принцип систематичности и последовательности: изучаемый учебный материал представлен последовательно, прослеживается взаимосвязь изучаемых тем;
- принцип наглядности: иллюстрации позволяют повысить уровень учебной мотивации учащихся, активизировать их речевую и познавательную деятельность, уточнить и закрепить полученные знания.
Данное пособие является практическим, в котором раскрывается опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Учебно-методическое пособие» предназначено для совместной работы ребёнка и взрослого. Часть заданий выполняется на занятиях с учителем-дефектологом. Остальные – дома с родителями.
Только общими усилиями можно обеспечить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В настоящее время не разработано в достаточной мере учебно-методических пособий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это указывает на актуальность выбранной мной методической разработки.
Учебно-методическое пособие для коррекционных занятий по развитию познавательных способностей у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья
Развитие познавательных процессов
Дорисуй недостающие детали.
Найди подходящие заплатки к кофте и гольфам. Проведи стрелки от заплаток к кофте и гольфам.
Дорисуй вторую половину.
Обучение грамоте и развитие речи.
Назови картинки. Скажи, кому нужны эти жилища?
Образец ответа: Скворечник нужен скворцам.
Ответь на вопрос: «На полянке много кого?»
Бабочка – бабочек.
Кузнечик - …
Оса - …
Муравей - …
Пчела - …
Жук - …
«Подбери нужный предлог» (над, на, около, по, под, в).
Бабочка летала … цветком. Гусеница ползла … стволу.
Муха села … окно. Жук спрятался … лист.
Муравей сидел … муравейника. Кузнечик прыгнул … траву.
Подбери слова-признаки.
На старой яблоне висело несколько (каких?) ________________
яблок. В багаж сдали пять (каких?) _______________ сумок. В коробке не хватает трёх (каких?) __________________ карандашей. Возле (каких?) _______________ елей растут грибы.
Формирование элементарных математических представлений
1. Заполни таблицу: нарисуй в пустых клетках предметы нужной высоты и длины.
2. Составь круг из данных частей. Раскрась их.
Впиши пропущенные цифры.
Расставить в кружочках цифры по порядку от самого толстого пенька до самого тонкого. Раскрасить пеньки.
Развитие познавательных процессов
Дорисуй вторую половину.
Рассмотри картинки и назови предметы. Какой предмет в каждом ряду не подходит к остальным? Почему? Раскрась все картинки, кроме лишней.
Узнай предметы по действию.
Светит, сияет, греет (что?)__________________
Бегает, прыгает, лает (кто?) '__________
Прыгают, чирикают, дерутся (кто?)________
Вянут, желтеют, опадают (что?) ___________
Моросит, накрапывает, льет (что?)_________
Свищет, дует, воет (что?) ________________
Летают, звенят, кусают (кто?) ____________
Нарисуй по клеточкам как на образце.
Обучение грамоте и развитие речи.
Образуй слово. Образец: варенье из малины –малиновое.
Колесо из резины - … Машина из железа - …
Ручка из пластмассы - … Дом из дерева - … Рюкзак из кожи - … Окно из стекла - …
Назови ласково. Образец: Лида- Лидочка.
Нина -………………… Вера- …………………
Ира-…………………… Люба-…………………
Дима-…………………. Ваня- ………………...
Раскрась картинки, в названии которых слышится звук «Ш» желтым цветом, картинки со звуком «С» -зеленым цветом.
*Составь с одним из слов предложение.
Раскрась квадратик под картинкой зеленым цветом, если первый звук в слове мягкий, синим цветом – твердый. Раскрась картинки.
Формирование элементарных математических представлений
Соедини линией предмет и форму, на которую он похож.
Реши задачи. Запиши решение и ответ.
Внимательно рассмотри картинки. Какие времена года ты увидел? Назови признаки каждого времени года. Расставь их по порядку начиная с лета.
* Назови месяцы каждого времени года.
Нарисуй по клеточкам как на образце.
Развитие познавательных процессов
Назови предметы которые ты увидел и обведи их по контуру.
Найди пару каждой рукавице. Соедини их линией.
Ответь на вопросы.
Платье, брюки, шорты, трусы - что это? Назови одним словом.
Сапоги, ботинки, тапки, туфли – что это? Назови одним словом.
Шляпа, шапка, панамка, платок – что это? Назови одним словом.
Какие ещѐ предметы одежды, обуви и головные уборы ты знаешь?
Где в доме хранится одежда, обувь, головные уборы?
Где покупают одежду, обувь, головные уборы?
Нарисуй по точкам как на образце.
Обучение грамоте и развитие связной речи.
Подбери к данным словам слова противоположные по значению.
Глубокий -…….
Толстый - ………
Мягкий - ……….
Широкий - ………..
Короткий - ……..
Назови ласково: Шкаф – шкафчик.
Стул - …
Стол - …
Диван - …
Кровать - …
Полка - …
Отгадай загадки, составь описательный рассказ о предметах мебели отвечая на вопросы:
- что это?
- какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
- из какого материала сделан?
- из каких частей состоит?
- назначение.
1) Под крышей четыре ножки,
На крыше суп и ложки.
2) С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы.
*Нарисуй картинки-отгадки.
Формирование элементарных математических представлений
Внимательно рассмотри ряд чисел и ответь на вопросы:
10 5 1 12 6 4
Сколько в ряду однозначных и двухзначных чисел?
Какое число соответствует количеству месяцев в году?
Какое число соответствует количеству времён года?
Чуму равна сумма второго и самого последнего чисел ряда?
Какое число стоит перед числом 6?
Назовите соседей числа 12?
Какое число начинается с гласной буквой?
Раскрасить первую чашку красным цветом, третью – зелёным, пятую – синим, восьмую – оранжевым, девятую – голубым. Какие по счѐту чашки остались нераскрашенными?
Вычеркни овал под картинкой, где девочка ниже, чем ёлочка, но выше, чем мальчик.
Вычеркни овал под картинкой, где нарисована самая спелая кукуруза.
Нарисуй по клеточкам как на образце.
Развитие познавательных процессов
Внимательно посмотри на образец и запомнить его, затем закрой образец и дорисуй недостающие элементы.
Подумай и дорисуй в пустых клеточках нужные предметы. Раскрась картинки.
Какие предметы «спрятались» на рисунке. Назови их одним словом.
Обведи предметы по контуру разными цветами.
Обучение грамоте и развитие речи.
Прочитай слова. Образуй слово, отвечая на вопрос какой? Образец: гриб – грибной (какой?)
хлеб- ………………… мороз- …………………….
сахар- ………………... соль- ………………………
вода- ………………… море- ……………………..
Как называется человек, который:
летает на вертолёте - …………. прыгает с парашютом - …
служит в пехоте - …………….... поддерживает связь - …...
служит на подводной лодке - … управляет танком - ………
Образуй от данных слов новые. Образец: большой стакан, а маленький… (стаканчик).
Большой ключ, а маленький… Большая кровать, а маленькая…
Большое зеркало, а маленькое… Большая шишка, а маленькая …
Большая кукла, а маленькая… Большой жук, а маленький…
Большое стекло, а маленькое… Большой лес, а маленький…
Большие часы, а маленькие… Большая банка, а маленькая…
Большой графин, а маленький… Большие сапоги, а маленькие…
Большой перстень, а маленький… Большое лицо, а маленькое…
Составь небольшой рассказ о маме ответив на вопросы:
Как зовут?
Где работает? Кем?
Чем занимается дома?
Как ты помогаешь ей?
Формирование элементарных математических представлений
Нарисуй в пустых клетках предметы нужной толщены. Раскрась их.
Реши задачи. Запиши решение и ответ.
Нарисуй по клеточкам как на образце.
Развитие познавательных процессов
Дорисуй недостающие детали предметам.
Назови предметы одним словом. Раскрась.
Внимательно рассмотри картинки. Что изменилось в комнате?
*Раскрась картинки.
Дорисуй вторую половину.
Обучение грамоте и развитие речи.
Раскрась картинки, в названии которых слышится звук «Д» синим цветом, картинки со звуком «Т» -красным цветом.
*Где слышится заданный звук? Соедини картинку с нужной буквой.
К словам из первого столбика подбери слова из второго столбика, близкие по значению. Составь предложение с одним из слов.
путь лошадь
работа дело
метель дорога
грусть вьюга
конь дорожка
тропинка тоска
Закончи предложения, ответив на вопрос - как?
Весной солнце светит ярко, а летом ещѐ …
Весной птицы поют звонко, а летом ещѐ …
Весной холодно, а зимой ещѐ ...
В пальто тепло, а в шубе ещѐ …
Вечером темно, а ночью ещѐ …
Весной ночи длинные, а летом ещѐ…
Формирование элементарных математических представлений
Раскрась все пуговицы квадратной формы синим цветом, треугольной –зеленым, овальной – красным, круглым – желтым.
Составь квадрат из данных частей.
Рассмотри внимательно цифровой ряд и ответь на вопросы:
- Сколько всего чисел в ряду?
- Назови какие числа повторяются?
- Сколько раз повторяется одно и то же число?
8 3 2 5 3 2 6 9 1
Раскрась картинки: в нижнем правом – оранжевым цветом, посередине –зеленым цветом, в верхнем левом – коричневым, в верхнем правом –желтым, в нижнем левом – синим.
- Что находится между яблоком и флажком?
- Над грибочком?
- Под флажком?
- Под яблоком?
Нарисуй по клеточкам как на образце.
Развитие познавательных процессов
Дорисуй недостающие детали. Раскрась третью машинку желтым цветом, шестую – синим.
Выполни задания, ответив на вопросы:
Автобус, самолет, мотоцикл – что это? Назови одним словом.
Какие виды транспорта ты знаешь? (наземный, воздушный, водный, железнодорожный).
Что относится к воздушному виду транспорта?
Что относится к водному виду транспорта?
Что относится к железнодорожному виду транспорта?
Что относится к наземному виду транспорта?
Какие машины перевозят грузы? людей?
Как называются люди, едущие в автобусе?
На какой свет светофора машинам можно ехать?
Обведи предметы по контуру и назови их.
Нарисуй справа вазочку меньшего размера.
Обучение грамоте и развитие речи.
Картинки, в названии которых слышится звук «Ж» раскрасить желтым цветом, картинки со звуком «Ш» - красным.
Выбери лишнее слово из каждой строчки и объясни почему, ты выбрал это слово.
- Январь, весна, декабрь, апрель, август;
- Чертополох, курица, дикобраз, ёж;
- шапка, шарф, шляпа, кепка, панама;
- Карась, тюлень, полярный медведь, морж;
- астра, ромашка, роза, пчела.
Раскрась квадратик под картинкой зеленым цветом, если первый звук в слове мягкий, синим цветом – твердый. Раскрась картинки. Составь с одним из слов предложение.
Формирование элементарных математических представлений.
Реши задачи. Запиши решение и ответ.
Упражнение, направленное на развитие понятийных форм мышления.
- Мальчики одновременно хотят посмотреть через забор. Вычеркните овал под ящиком, на который должен встать самый высокий мальчик.
- Вычеркните овал под средним по размеру мячом.
- Вычеркните овал под электропроводом, который провис больше, чум все, но меньше, чем самый провисший.
Раскрась мышек, которые бегут влево, желтым карандашом, а тех, которые бегут вправо красным карандашом.
Развитие познавательных процессов
Найди и раскрасить одинаковые дома одним цветом.
Дорисуй до целого предмета.
Обведи предметы по контуру и назови их. Как можно назвать всех одним словом?
Обучение грамоте и развитие связной речи.
Какой звук слышится третьим по счету? Напиши соответствующую букву. Раскрась картинки.
Назови одним словом:
Листья падают-________________________
Снег падает -__________________________
Вода падает -__________________________
Звёзды падают -________________________
Сам катит -____________________________
Везде ходит -__________________________
Упражнение «Закончи предложение».
Это рубашка, а в шкафу лежат пять … …….(рубашек).
Это платье, а на вешалке висят пять ……….
Это плащ, а в магазине продаются пять ……...
Это пальто, а портниха сшила пять ………...
Узнай предметы по их описанию. Составь предложение с одним из данных слов.
Косолапый, неуклюжий______________________________
Хитрая, рыжая ____________________________________
Зубастый, голодный_________________________________
Трусливый, резвый___________________________________
Формирование элементарных математических представлений
Составь задачи по картинкам. Запиши решение и ответ.
Развитие познавательных процессов
Продолжи узор.
Назови и покажи инструменты или предметы, которые нужны для работы швее, врачу, парикмахеру и учителю. Раскрась инструменты врача. Составь предложение с одним из слов.
Дорисуй вторую половину.
Обучение грамоте и развитие связной речи.
Назови одним словом.
Платок из ситца - … Платье из шѐлка - …
Шапка из меха - … Сапоги из резины - …
Варежки из пуха - … Носки из шерсти - …
Плащ из кожи - … Брюки из драпа - …
Отгадай предметы по действию.
Светит, сияет, греет (что?)__________________
Бегает, прыгает, лает (кто?) '__________
Прыгают, чирикают, дерутся (кто?)________
Вянут, желтеют, опадают (что?) ___________
Моросит, накрапывает, льет (что?)_________
Свищет, дует, воет (что?) ________________
Летают, звенят, кусают (кто?) ____________
Соедини стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания, составьте с полученными словосочетаниями предложения.
Новый книги
Новая утюг
Новое шапка
Новые пальто
Назови «Чья, чей, чьи, чьѐ?»
Это чья шапка? – Моя. Это чей шарф? -…
Это чьи перчатки? - … Это чьѐ пальто? -…
Это чья юбка? - … Это чьи сапоги? - …
Это чьѐ платье? - … Это чей носок? - …
Формирование элементарных математических представлений
Назови номер квадрата, в котором нарисовано:
- Флаг между шаром и звездой
- Шар между флагом и звездой
Скажи, что нарисовано:
- Между шаром и звездой
- Между флагом и шаром
Расставь в кружочках цифры по порядку от самой низкой ели до самой высокой. Раскрась ели.
Реши задачи. Запиши решение и ответ.
Раскрась стрижей, которые летят вправо, синим карандашом, а тех, которые летят влево - зелёным карандашом.
Развитие познавательных процессов
Вставь подходящие по смыслу слова.
Бабочка имеет два …………………..
Лёд всегда ……………………. .
Коровы и овцы - …………………….животные.
От дождя трава …………………………….зеленее.
Мыло нужно для того, чтобы им……………………….
Обведи предметы по контуру и назови их.
Найди пять отличий и раскрась их.
Обучение грамоте и развитие речи.
Вычеркни выделенные буквосочетания в каждой строчке.
Ма – ма ам ме на па ал ма пе мо ам ем му ва ма ми им ли мс ма мы ым
Бу – бо би бу уб иб бо аб ба бу бе бы бу ду бю бур у ут ту му бу уб му
Ток – так тук ток тек утк лок кот мок док тод ток тык окт ток тек так
Лак – лук вак акл лам лен лук лак док так ток лак люк кал лык лак
Раскрась квадратик под картинкой зеленым цветом, если первый звук в слове мягкий, синим цветом – твердый. Раскрась картинки. Составь с одним из слов предложение.
Назови ласково. Образец: кот - котик.
Комар - … Муха - …
Пчела - … Жук - …
Паук - … Муравей - …
Подбери противоположное по значению слово. Образец: широкий-узкий.
Быстрый - … Лѐгкий - …
Большой - … Чѐрный - …
Далеко - … Высоко - …
Формирование элементарных математических представлений
Нарисуй в пустых клетках предметы нужной ширины. Раскрась их.
Реши задачи. Запиши решение и ответ.
Развитие познавательных процессов
Найти отличия и раскрась их разными цветами.
Скажи ласково. Образец: мешок-мешочек.
Ёлка - … Снежинка - …
Игрушка - … Шар - …
Снеговик - … Звезда - …
Горка - … Дорога - …
Рассмотри картинки. Раскрась их.
*Составь по каждой картинке два предложения.
Список литературы
http://4-i-5.ru/text-3/page-6-ref-106523.php
http://pedlib.ru/Books/1/0119/1_0119-44.shtml
Маркеева Снежана Александровна
Desteni