12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ибремова Елена Меликовна124
Россия, Дагестан респ.

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

______ __ /Качаева В.Н,/

ФИО


протокол № ______


от «_ »____________2023г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ № 1с.Куркент »


____ __/ Меджидова М.М../

ФИО

«___»______ _2023г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ № 4 с.Куркент »

___ _Шихрагимов М.М./

ФИО

Приказ № _____


от «_ _» 2023г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Абдуллаевой Елены Меликовны


учителя начальных классов

МКОУ «СОШ № 1 с.Куркент»


1 квалификационной категории


для проведения дополнительных занятий

с одаренными учащимися, 2 класс

предмет, класс и т.п.


















2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка


Программа предназначена для дополнительной работы с одаренными учащимися 2 класса по предметам: математика и русский язык.

Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной математической, грамматической, орфографической подготовки ученика для дальнейшего обучения, развития творческих и индивидуальных способностей ребенка.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определённым объёмом математических, грамматических и орфографических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать учебные дисциплины в старших классах. Однако постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению - не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания дополнительных занятий положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к обучению; отработка имеющихся навыков; восполнение пробелов; развитие индивидуальностей.

Обучение в 2 классе является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе

Программа дополнительных занятий реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, вычислительных навыков;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к учению и речевому творчеству.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей

культуры человека.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика; развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

навыки могут быть сформированы только при организации системы упражнений;

разнообразные виды деятельности при обучении должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц , с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Практическая направленность методики выражена в следующих положениях:

сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.


Курс направлен:

на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

на познание окружающего мира и самого себя.

Курс дополнительных занятий с одаренными учащимися во 2 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
























Содержание программы

Арифметические действия.

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.

Письменные приемы сложения и вычитания чисел, приемы умножения и деления на однозначное число.

Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

Нумерация.

Новая счетная единица

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, Чтение, запись и сравнение чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10 раз.

Числовой луч.

Величины.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений одной и той же величины.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Умножение и деление.

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний); задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; реализация вычислений на основе перестановки множителей; умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение; взаимосвязей между компонентами и результатами умножения и деления.

Синтаксис и пунктуация

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные .

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

Части речи

Имя существительное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные

Составление предложений (текстов) с существительными .

Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

Имя прилагательное

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Прилагательное как член предложения.

Употребление в речи имен прилагательных. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

Глагол

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределенная форма глагола.

Время глагола, изменение числам.

Глагол как член предложения.

Особенности употребления в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях) глаголов.

Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.

Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

Чистописание

Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


























Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 2 класса


Называть:

признаки простого и сложного предложений;

признаки главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения;

признаки однородных членов предложения;

лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;

Различать и сравнивать:

простое и сложное предложение;

главные и второстепенные члены предложения;

лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

.

Решать практические учебные задачи:

производить синтаксический разбор предложения;

расставлять знаки препинания в простом предложении, в предложениях с однородными членами;

устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (25-30 слов) с изученными в 1-2 классах орфограммами

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм;

создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского этикета в ситуациях повседневного общения.

Нумерация

Учащиеся должны знать:

названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д.); сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов.

Учащиеся должны уметь:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше» и «равно»;

представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Учащиеся должны понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Учащиеся должны знать:

названия и обозначение арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

связь между компонентами и результатом каждого действия;

правила о порядке выполнения каждого действия в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Учащиеся должны уметь:

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками или без них);

находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

решать задачи в 1-3 действия.

Величины

Учащиеся должны иметь представления о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Учащиеся должны знать:

единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Учащиеся должны уметь:

находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника, квадрата;

узнавать время по часам;

применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Учащиеся должны знать:

виды углов ( прямой, острый, тупой);

определение прямоугольника (квадрата);

свойство противоположных сторон прямоугольника;

Учащиеся должны уметь:

строить заданный отрезок;

строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
















Календарно-тематичекое планирование

Всего 34 часа (1 час в неделю)


№п/п занятия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения занятия

на разд

на тему

1

Задания на смекалку. Двухзначные числа и их запись.


1


Комбинированный

2

Конструируем. Луч и его обозначение. Логические задания.


1


Комбинированный

3

Перенос слов. Составление рассказа, по заданной тематике.


1


Комбинированный

4

Час занимательной математики.


1


Комбинированный

5.

Состав слова. Основы транскрипции.


1


Комбинированный

6.

Сложение и вычитание столбиком. Устные приемы вычислений


1


Комбинированный

7.

Слова-предметы.Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. ИКТ


1


Комбинированный

8.

Взаимное расположение фигур на плоскости.Задания геометрического характера.


1


Комбинированный

9.

Состав слова. Устойчивые словосочетания.


1


Комбинированный

10.

Умножаем числа. Задачи на смекалку.


1


Комбинированный

11.

Слова с непроизносимыми согласными. ИКТ.


1


Комбинированный

12.

Умножение. Решение задач на развитие логики.


1


Комбинированный

13.

Интеллектуальная игра «Русский язык в загадках»


1


Комбинированный

14.

Умножение. Решение логических задач.

1


Комбинированный

15.

Развитие речи. «В мире слов»


1


Комбинированный

16.

Деление на группы по несколько предметов . Задания на смекалку.


1


Комбинированный

17.

Правописание частей слова. Основы транскрипции.


1


Комбинированный

18.

Умножение и деление.Решение задач.


1


Комбинированный

19.

Речевой этикет. Ситуация приветствия. Интонация предложения.


1


Комбинированный

20.

Умножение и деление. Игра «Самый умный»


1


Комбинированный

21.

Нахождение и проверка орфограмм в словах.


1


Комбинированный

22.

Логические задачи.Сравнение. Результат сравнения.


1


Комбинированный

23.

Звуковой анализ, постановка вопросов кто?, что?, какой?, какая? Составление и запись предложений и рассказов.


1


Комбинированный

24.

Нахождение нескольких долей числа. Составление и решение задач.


1


Комбинированный

25.

Диагностические задания.


1


Комбинированный

26.

Числовые выражения. Задания на смекалку.


1


Комбинированный

27.

Разноуровневые задания по темам курса.Отработка орфографических навыков.


1


Комбинированный

28.

Математический КВН.


1


Комбинированный

29.

Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния. Развитие речи.


1


Комбинированный

30.

Закрепление изученного. Решение задач и примеров на развитие логического мышления.


1


Комбинированный

31.

Грамотность в письменной речи- показатель образованности человека. Занимательный русский язык.


1


Комбинированный

32.

Закрепление изученного. Решение задач и примеров.


1


комбинированный

33.

Что делает нашу речь понятной и точной. Эпитеты и сравнения.


1


Комбинированный

34.

Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений. Яркость и многогранность русского языка.


1


Комбинированный
















Литература


В.Н.Рудницкая. Методическое пособие. Математика. М.: изд. центр «Вентан Граф». 2009

Баврин И.И., Фрибус Е.А.Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 1999.

Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. М., 1993.

Иляшенко Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.

Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

Степанова С.Ю. Сборник задач по математике для учащихся 1-3 классов: пособие для учителей и родителей. И.: «Свиток», 1996.

Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВН, викторины. М.: Айрис-пресс, 1999.

Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. М.: Орион, 1991.

С.А.Арженовская, О.А.Архипова.Уроки русского языка 1-4 классы с применением ИКТ. Современная школа.- М.: Издательство «Глобус», 2010

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. СПб., 1997.

школьников. М., 1990.

Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших Бетенькова Н.И., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2004.

Волошина О.И. Тесты. Русский язык 1-4 классы. М.: Дрофа, 2001.

Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. М.: Дрофа, 1995.

Нефедова Е.А. Диктанты по русскому языку. М.: Дрофа, 2002.

Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по русскому языку. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.

Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Русский язык. М.: Дрофа, 2001.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. М.: АСТ: Астрель, 2003.

Шклярова Т.В. Сборник упражнений. М., 2003.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.