Рабочая программа учебного курса «Спортивные игры» для учащихся 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Спортивные игры" на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа "Спортивные игры" разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по спортивным играм отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Спортивные игры» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Спортивные игры» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы "Спортивные игры" для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения спортивных игр в 1 классе составляет – 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;
устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта;
сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки;
выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;
высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья;
управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя;
обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;
выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств;
проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня;
соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий;
выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Способы самостоятельной деятельности |
|||||
2.1 |
Режим дня школьника |
1 |
|
|
Поле для свободного ввода |
Итого по разделу |
1 |
|
|||
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
|||||
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура |
|||||
1.1 |
Гигиена человека |
1 |
|
|
Поле для свободного ввода |
1.2 |
Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника |
1 |
|
|
Поле для свободного ввода |
Итого по разделу |
2 |
|
|||
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура |
|||||
2.1 |
Подвижные и спортивные игры |
19 |
|
|
Поле для свободного ввода |
Итого по разделу |
19 |
|
|||
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура |
|||||
3.1 |
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО |
11 |
|
|
Поле для свободного ввода |
Итого по разделу |
11 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
0 |
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Виды, |
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Формирование ФГ (элементы ФГ, формируемые на уроке) |
Дата изучения
|
||||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||||||
1 |
Режим дня и правила его составления и соблюдения |
|
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
2 |
Личная гигиена и гигиенические процедуры |
|
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
3 |
Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
4 |
Считалки для подвижных игр |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
5 |
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр |
|
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
6 |
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
7 |
Обучение способам организации игровых площадок |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
8 |
Обучение способам организации игровых площадок |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
9 |
Самостоятельная организация и проведение подвижных игр |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
10 |
Самостоятельная организация и проведение подвижных игр |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
11 |
Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
12 |
Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
13 |
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
14 |
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
15 |
Разучивание подвижной игры «Не оступись» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
16 |
Разучивание подвижной игры «Не оступись» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
17 |
Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
18 |
Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
19 |
Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
20 |
Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
21 |
Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
22 |
Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом» |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
23 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
24 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
25 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
26 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Плавание. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
27 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Плавание. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
28 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
29 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
30 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
31 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом. Владение разными видами информации. |
|
||
32 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Обогащение двигательного опыта прикладными упражнениями и ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. |
|
||
33 |
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры |
1 |
|
|
Текущий |
https://resh.edu.ru/subject/9/1/ |
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. |
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
0 |
|
|