Рабочая программа по технологии в 11 классе
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
Утверждаю
директор школы:
____________ А.В. Русанов
«__» _____________2020
Согласовано
заместитель директора школы
_________ /Боровая М.В.
« » августа 2020
Рабочая программа
по технологии
для 11 классов
на 2020-2021 учебный год
Верхняя Тойма
2020
Рассмотрено на заседании МО учителей____________
Протокол № ____________
от «____» __________2020
Руководитель МО
____________/___________
Программу составил
Сакалин А.А.,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на базовом уровне в объеме 34 часов и составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- учебного плана общеобразовательного учреждения;
- Закона «Об образовании»;
- авторской программы «Технология» 10-11 кл. /Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012 (авторская программа по технологии для 10-11 классов разработана для базового (универсального) уровня образования);
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020 -2021 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Планируемые результаты
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Производство, труд и технологии (7 ч)
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современного производства, 2 ч
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
3.Нормирование и оплата труда, 2 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
4.Культура труда и профессиональная этика, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера (9 ч)
5.Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
6.Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
7.Профессиональная деятельность в различных сферах экономики, 2 ч
Теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.
Практическая работа. Тестирования для определения склонности к роду профессиональной деятельности.
8. Центры профконсультационной помощи, 1 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
9.Виды и формы получения профессионального образования, 1 ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
10.Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность (3 ч)
11.Планирование профессиональной карьеры, 2 ч
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
12.Презентация результатов проектной деятельности, 1 ч
Теоретические сведения. Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации.
Практическая работа. Проведение презентации и защита проекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс | ||||
Раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. | ||||
Тема «Выбор объекта проектирования и требования к нему» (2 часа) | ||||
1 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор наиболее удачных вариантов (с применением методов ТРИЗ). Выбор материалов для проектируемого изделия | Устный опрос; контроль по результатам практической работы | |
Тема «Расчёт себестоимости изделия» (1 час) | ||||
3 | Расчёт себестоимости изделия. | Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия | Контроль по итогам практической работы (предварительный расчёт материальных затрат) | |
Тема «Документальное представление проектируемого продукта труда» (3 часа) | ||||
4 | Документальное представление проектируемого продукта труда | Составление резюме по дизайну. Составление проектной сертификации проектируемого изделия. Выполнение эскизов, технических рисунков проектируемого изделия | Контроль по итогам практической работы (подготовка рабочей документации для создания проектируемого изделия) | |
Тема «Организация технологического процесса» (1 час) | ||||
7 | Организация технологического процесса. | Составление технологической карты проектируемого изделия | Устный опрос; контроль по итогам практической работы (составление технологической карты) | |
Тема «Организация рабочего места» (1 час) | ||||
8 | Организация рабочего места | Составление схемы своего рабочего места, выбор инструментов и оборудования, обеспечение безопасности на рабочем месте | Устный опрос; контроль по итогам практической работы (схема рабочего места) | |
Тема «Выполнение операций по созданию продуктов труда» (4 часа) | ||||
9 13 | Выполнение операций по созданию продуктов труда. | Изготовление проектируемого объекта | Практическая работа по изготовлению спроектированного изделия. Контроль по итогам практической работы | |
Тема «Анализ результатов проектной деятельности» (1 час) | ||||
14 | Анализ результатов проектной деятельности. | Апробация готового проектного изделия и его доработка. Самооценка проекта | Практическая работа; самостоятельная работа по оценке продукта проектирования. Контроль по итогам практической работы | |
Тема «Презентация проектов и результатов труда» (2 часа) | ||||
15 | Презентация проектов и результатов труда. | Подготовка и проведение презентации проектов | Контроль по итогам презентации и защиты проектов | |
Раздел «Производство, труд и технологии» (7 часов) | ||||
Тема «Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда» (1 час) | ||||
17 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации | Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы | |
Тема «Структура и составляющие современного производства» (2 часа) | ||||
18 | Структура и составляющие современного производства. РК: сферы производства промышленных предприятий Архангельской области и Верхнетоемского района | Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия. | Устный опрос | |
Тема «Нормирование и оплата труда» (2 часа) | ||||
19 | Нормирование и оплата труда | Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий | Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы. | |
Тема «Культура труда и профессиональный этикет» (2 часа) | ||||
21 | Культура труда и профессиональный этикет. | Расчёт эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по мерам его реорганизации, повышающим эффективность учебы. Обоснование смысла и содержание этических норм своей будущей профессиональной деятельности | Устный опрос: контроль по итогам практической работы | |
Раздел «Профессиональное самоопределение и карьера» (9 часов) | ||||
Тема «Этапы профессионального становления и карьера» (2 часа) | ||||
23 | Этапы профессионального становления и карьера | Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры | Устный опрос | |
Тема «Рынок труда и профессий» (2 часа) | ||||
25 | Рынок труда и профессий РК: региональный рынок труда | Изучение регионального рынка труда. Изучение содержание трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий | Устный опрос; контроль по итогам практической работы. | |
Тема «Профессиональная деятельность в различных сферах экономики» (2 часа) | ||||
27 | Профессиональная деятельность в различных сферах экономики | Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности. Экскурсия на предприятия | Устный опрос | |
Тема «Центры профконсультационной помощи» (1 час) | ||||
29 | Центры профконсультационной помощи. | Знакомство с работой центров профконсультационной помощи | Устный опрос | |
Тема «Виды и формы получения профессионального образования» (1 час) | ||||
30 | Виды и формы получения профессионального образования | Изучение регионального рынка образовательных услуг | Письменный опрос; контроль по итогам практической работы | |
Тема «Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства» (1 час) | ||||
31 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. | Составление автобиографии и профессионального резюме | Устный опрос | |
Раздел «Творческая проектная деятельность» (3 часа) | ||||
Тема «Планирование профессиональной карьеры» (2 часа) | ||||
32 | Планирование профессиональной карьеры. | Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» | Устный опрос; контроль по итогам практической работы | |
Тема «Презентация результатов проектной деятельности» (1 час) | ||||
34 | Презентация результатов проектной деятельности. | Подготовка и проведение презентации проектов | Контроль по итогам презентации и защиты проектов | |
список литературы и интернет-ресурсов
Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень : 10-11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2012.
Матяш Н.В. Технология : 10-11 классы : методические рекомендации / Н.В. Матяш, В.Д.Симоненко/ – М.:Вентана-Граф, 2012.
http://www.vakansii.com.ua и др.
7