Рабочая программа по технологии в 1 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009), Примерной образовательной программы начального общего образования по предмету «Технология», общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Технология», 1-4 кл., авт.Е.А. Лутцева/ Сборник Программа Технология «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Цель данной программы обучения в области формирования знаний по технологии: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию и его методическому аппарату.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Учащиеся 1 класса научатся:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей);
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Учащиеся 1 класса научатся:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них.
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Учащиеся 1 класса научатся:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи по способам соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по образцу и доступным заданным условиям.
Учащиеся 1класса получат возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч).
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность – цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч.)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
Конструирование и моделирование (10 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (одподетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела |
Тема урока |
Количество отводимых часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание |
Рукотворный мир как результат труда человека. |
1 |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. |
1 |
|
Природа в художественно-практической деятельности человека. |
2 |
|
Природа и техническая среда. |
1 |
|
Дом и семья. Самообслуживание. |
1 |
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. |
2 |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. Р/К «Материалы и инструменты, используемые мастерами тюменской области в декоративно-прикладном искусстве». |
1 |
|
Инструменты и приспособления для обработки материалов. Р/К «Праздничные национальные блюда жителей нашего края» |
1 |
|
Общее представление о технологическом процессе. |
2 |
|
Технологические операции ручной обработки материалов. (Изготовление изделий из бумаги). |
2 |
|
Технологические операции ручной обработки материалов. (Изготовление изделий из бумаги, сборка деталей.). |
1 |
|
Технологические операции ручной обработки материалов (Изготовление изделий из картона). Р/К «Профессии наших родителей» |
1 |
|
Технологические операции ручной обработки материалов (Изготовление изделий из картона). |
1 |
|
Технологические операции ручной обработки материалов (Изготовление изделий из ткани и др.). |
2 |
|
Графические изображения в технике и технологии. |
2 |
|
Графические изображения в технике и технологии. Инструкционная карта изделия. |
2 |
|
Конструирование и моделирование |
Изделие и его конструкция |
1 |
Элементарные представления о конструкции. |
2 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов. Оригами. |
1 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов. Последовательность изготовления изделия. |
1 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов. Отделка изделия. |
2 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов. |
1 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов по шаблону. |
1 |
|
Конструирование и моделирование несложных объектов с опорой на образец. |
1 |
|
Итого: |
33 |