12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Аушева Елена Васильевна3841
Я учитель начальных классов и учитель математики. Высшая категория, стаж работы 20 лет.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И.Галушина»


 

Рассмотрено на заседании педагогического Совета

Протокол от « »

201.. г. № ___.

 

Утверждаю.

Директор МБОУ СШ № 35

_______________

«__»_____________201.. г.


 


 

Рабочая программа

творческого объединения «Информатика»

(возраст детей-7-8 лет)


 


 


 

Составитель: Аушева Елена Васильевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 35,

первая квалификационная категория.


 

Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.


 


 


 


 


 


 

Архангельск

2017 г.


 

Структура документа

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» включает в себя следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

  1. 1.1.Общая характеристика.

    1.2.Описание места в учебном плане.

1.3 Описание ценностных ориентиров содержания.

2. Планируемые результаты освоения учебной программы курса «Информатика».

3. Содержание учебного предмета.

4. Поурочное тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

5. Список литературы.

Пояснительная записка

Рабочая программа творческого объединения «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В рабочей программе творческого объединения «Информатика» нашли отражение цели и задачи изучения информатики на ступени начального общего образования, распределены учебные часы по крупным разделам программы. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся универсальных учебных действий.

1.1. Общая характеристика

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

- не требуют обязательного наличия компьютеров;

- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики для младших школьников предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения обучающимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Технологический компонент

Изучение технологического компонента реализуется на уроках технологии, проводимых с использованием компьютерной техники.

1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения

В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию курса «Информатика» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.

1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

2. Планируемые результаты освоения

курса «Информатика»

В результате освоения содержания учебного предмета «Информатика» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

- выслушивание собеседника и ведение диалога;

- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала обучающиеся могут научиться:

    • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
    • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
    • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
    • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
    • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
    • точно выполнять действия под диктовку учителя;
    • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3. Содержание

Отличительные признаки и составные части предметов (9 ч). Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

План действий и его описание (17 ч). Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Логические рассуждения(10 ч). Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

4. Поурочно - тематическое планирование творческого объединения «Информатика»

1 год обучения – 36 часов (1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)

1.

 

Признаки предметов.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

2.

 

Описание предметов.

3.

 

Состав предметов.

4.

 

Действия предметов.

5-6

 

Симметрия.

7-8

 

Координатная сетка.

9.

 

Повторение и обобщение по разделу «Отличительные признаки и составные части предметов».

План действий и его описание (17 часов)

10.

 

Действия предметов.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

Составлять алгоритмы с ветвлениями.

11-12

 

Обратные действия.

13.

 

Последовательность событий.

14.

 

Алгоритм.

15-16.

 

Ветвление.

17.

 

Повторение и обобщение по разделу «План действий и его описание».

18.

 

Множество. Элементы множества.

19.

 

Способы задания множества.

20

 

Сравнение множеств.

21.

 

Отображение множеств.

22.

 

Кодирование.

23.

 

Вложенность множеств.

24-25.

 

Пересечение множеств.

26.

 

Объединение множеств.

Логические рассуждения (10 часов)

27.

 

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

28.

 

Отрицание.

29-30.

 

Высказывание со связками «и», «или».

31.

 

Графы. Деревья.

32-33.

 

Комбинаторика.

34-35.

 

Повторение и обобщение по разделу «Логические рассуждения».

36.

 

Повторение и обобщение изученного за год материала.


 


 

5. Список литературы

1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: 2016.

2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. («Информатика в играх и задачах»). 1, 2, 3, 4-й классы: Учебники в 2-х частях.- М: БАЛАСС, 2016 .

3. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 1, 2, 3, 4-й классы: Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС, 2016.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.