12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галкина Вера Владимировна101
Россия, Нижегородская обл., село Наумовка, Арзамасский район

Учитель русского языка и литературы

Галкина Вера Владимировна  

Нижегородская обл.

Программа

ТВОРЧЕСКОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Юный филолог"

 

Пояснительная записка

     Программа творческого объединения «Юный филолог» рассчитана на возраст детей с 11 лет и  составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся:

·         Отсутствием призёров в районном туре олимпиады по русскому языку

·         Отсутствием интереса у учащихся к предмету русского языка

·         Недостаточной подготовкой учащихся старших классов к устному экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста

·         Недостаточной подготовкой обучающихся выпускных классов к ГИА по русскому языку

·         Существованием искусственного разрыва между высшей, средней и основной школой

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

·         увеличение занятости детей в свободное время

·         развитие познавательных способностей

·         поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка

·         ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов

Цель программы:  Сформировать  целостное представление  о  языке  на основе    начальных лингвистических  познаний.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;

2. Преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой

3. Помочь учащимся подготовиться к ГИА  и  поступлению в учебные  заведения  гуманитарного профиля.

4. Привить учащимся интерес к предмету русского языка

5. По возможности подготовить призёров районной  олимпиады по русскому языку

     Программа рассчитана на 3 года обучения (102часа) и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом.

                        Программа состоит из трех разделов:

   Раздел1. Язык и наука о нем. Языки народов мира. - 34 часа

   Раздел 2. Система языка - 34часа

   Раздел 3. Лингвистика:путь к овладению языком. Вопросы истории языка — 34 часа

 Предполагается, что

  1 год обучения учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления.

   2 год  – раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка

   3 год – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» В этом разделе речь  пойдёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил.

   Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е.   Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах.   На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

·         Современный русский язык

·         Культура речи

·         Историческая грамматика

·         Диалектология

·         Введение в языкознание

·         Стилистика

    Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.

    На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные  знания  и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. На занятиях  учащиеся будут изучать как  серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

   Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.

     Организация работы:

-         количество занимающихся в группе- 9-10 человек

     -   дети в возрасте от 11 лет.

Структура построения занятий:

-         программа «Юный филолог» рассчитана на 3 года обучения-102 занятия

-          занятия проводятся 1 раз  неделю (всего за год 34 занятия)

-          продолжительность занятий — 45 минут.

   Оценка знаний, умений и навыков.                                                                             Работа строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определённое количество баллов. В конце изучения курса учащимся может быть предложено участие в конференции с представлением подготовленной исследовательской работы по вопросам языкознания.

   Ожидаемые результаты:   

 Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:                       1.   Знать основы науки о языке                                                                                        2.   Знать основные лингвистические термины                                                               

 3.   Уметь работать со словарями и справочной литературой                                     

 4.   Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике  теоретические знания

 

Содержание программы  объединения «Юный филолог»

1 год обучения

Раздел «Язык и наука о нем. Языки народов  мира»

(34 часа)

  

Наименование  темы занятия.

Кол-во часов

1

Лингвистика – наука о языке

1

2

Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система

1

3

Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения

1

4

Происхождение языка

1

5

Живые и мёртвые языки

1

6

Естественные и искусственные языки

1

7

Языки и диалекты

1

8

Предпосылки возникновения письма

1

9

Пиктографическое письмо

1

10

Идеографическое письмо

1

11

Переход к звуко-буквенному письму

1

12

Сравнительно-исторический метод в языкознании

1

13

Праиндоевропейцы и их языки

1

14

Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки

1

15

Славянская и балтийская группы

1

16

Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки

1

17

Германские и романские языки

1

18

Другие языковые семьи. Мировые языки

1

19

Контрольная работа

1

20

Уровни языка. Фонетический уровень

1

21

Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

1

22

Гласные и согласные

1

23

Фонема

1

24

Ударение и интонация

1

25

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

1

26

Контрольная работа

1

27

Слово – основная единица языка

1

28

Значение слова. Многозначность

1

29

Виды переносных значений

1

30

Деление слов на классы. Тематические группы слов

1

31

Омонимы

1

32

Омофоны, омографы, омоформы

1

33-

34

Зачёт .

2

                     

 

2 год обучения

Раздел « Система языка» ( 34 часа)

 

Наименование  темы занятия

Кол-во часов

1-2

Порядок слов в предложении и словосочетании.                                                                                       Роль порядка слов в различных языках

2

3-4

Первоучители словенские.

2

5-6

Славянская азбука

2

7-8

Азбучный имяслов

2

9-10

История буквы  ять

2

11-12

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка

2

13-14

Фонетические старославянизмы в русском языке.

2

15-16

Современные приметы старинных слов

2

17-18

Исторические чередования звуков в русском языке

2

19-20

Московские нормы произношения

2

21-22

Происхождение названий русских падежей

2

23-24

История падежных форм имени существительного

2

25-26

Происхождение полных имён прилагательных.

2

27-28

Особенности склонения имён прилагательных

2

29-30

История неопределённой формы глагола. Исследование

2

31-32

История современных знаков препинания

2

33-34

Творцы языка словенского

2

 

 

 

3 год обучения

Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» ( 34 ч.)

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

 

I

Введение

Лингвистика как наука

1

Конспектирование лекции учителя.

 Составление понятийного словаря.

 Составление обобщающих  тематических

таблиц «Основные разделы языкознания»,

 «Связь лингвистики с другими науками

 

II

Язык и речь

14

 

Конспектирование лекции учителя.

 Работа со справочной литературой.

 Составление понятийного словаря.

 Составление   обобщающих тематических таблиц.

Оформление плакатов с различными знаками.                        Создание древа языков. Составление «посланий».

 Подготовка сообщений и их обсуждение.

Участие в дискуссии.

 

2-3

Происхождение языка

2

 

4-5

Природа и сущность языка

2

 

6-7

Язык – система знаков

2

 

8

Функции языка

1

 

9-10

Язык и речь

2

 

11

Социально-функциональная структура языка

1

 

12-13

Классификация языков

2

 

14-15

Происхождение и развитие письма

2

 

III

Фонетика

6

 

Конспектирование лекции учителя.

Составление понятийного словаря.

Составление обобщающих тематических таблиц.                                                                        Работа со справочной литературой.

Лингвистические игры.

Орфоэпические упражнения

 

16-17

Артикуляционная база

2

 

18-19

Слог. Ударение и интонация

2

 

20-21

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем

2

 

IV

Лексикология

5

Составление понятийного словаря.

 Составление тематических таблиц и схем.

Работа с лингвистическим текстом.

Работа со словарями разных типов.

 Лингвистические игры.

Работа со справочной литературой.

 Подготовка сообщений по теме: «Это интересно».

Составление словарей. Исследовательские задания:

 «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»

 

22

Слово как предмет лексикологии

1

 

23-24

Лексическое значение и его типы

2

 

25-26

Фразеологические единицы

2

 

V

Морфемика и словообразование

3

Конспектирование лекции учителя.

 Составление понятийного словаря.

 Составление словообразовательных цепочек.                                          Составление словообразовательных гнёзд

 

27

Понятие о морфеме

1

 

28-29

Основные способы словообразования

2

 

VI

Грамматика

5

Конспектирование лекции учителя.

 Составление понятийного словаря.

 Составление тематических таблиц и схем.

 Работа с текстами.

Выполнение различных видов разбора.

 

30

Грамматический строй языка

1

 

31-32

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

2

 

33-34

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

2

 

3 год обучения

Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком.

 Вопросы истории языка» ( 34 часа)

 

№п/п

 Кол — во  часов

    Наименование темы занятия:

1

1

Введение .     Лингвистика как наука

 2

1

Происхождение языка

3

1

Происхождение языка

4

1

Природа и сущность языка

5

1

Природа и сущность языка

6

1

Язык – система знаков

7

1

Язык – система знаков

8

1

Функции языка

9

1

Язык и речь

10

1

Язык и речь

11

1

Социально-функциональная структура языка

12

1

Классификация языков

13

1

Классификация языков

14

1

Происхождение и развитие письма

15

1

Происхождение и развитие письма

16

1

Артикуляционная база

17

1

Артикуляционная база

18

1

Слог. Ударение и интонация

19

1

Слог. Ударение и интонация

20

1

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем.

21

1

Система фонем

22

1

Слово как предмет лексикологии

23

1

Лексическое значение и его типы

24

1

Лексическое значение и его типы

25

1

Фразеологические единицы

26

1

Фразеологические единицы

27

1

Понятие о морфеме

28

1

Основные способы словообразования

29

1

Основные способы словообразования

30

1

Грамматический строй языка

31

1

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма

32

1

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

33

1

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция

34

1

Зачётная работа

 

 

 

Дата проведения: с 1 сентября по 25 мая
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.