Программа творческого объединения «Юный филолог» (7–9 классы)
Учитель русского языка и литературы
Галкина Вера Владимировна
Нижегородская обл.
Программа
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Юный филолог"
Программа творческого объединения «Юный филолог» рассчитана на возраст детей с 11 лет и составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся:
· Отсутствием призёров в районном туре олимпиады по русскому языку
· Отсутствием интереса у учащихся к предмету русского языка
· Недостаточной подготовкой учащихся старших классов к устному экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста
· Недостаточной подготовкой обучающихся выпускных классов к ГИА по русскому языку
· Существованием искусственного разрыва между высшей, средней и основной школой
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
· увеличение занятости детей в свободное время
· развитие познавательных способностей
· поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
· ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Цель программы: Сформировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических познаний.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;
2. Преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой
3. Помочь учащимся подготовиться к ГИА и поступлению в учебные заведения гуманитарного профиля.
4. Привить учащимся интерес к предмету русского языка
5. По возможности подготовить призёров районной олимпиады по русскому языку
Программа рассчитана на 3 года обучения (102часа) и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом.
Программа состоит из трех разделов:
Раздел1. Язык и наука о нем. Языки народов мира. - 34 часа
Раздел 2. Система языка - 34часа
Раздел 3. Лингвистика:путь к овладению языком. Вопросы истории языка — 34 часа
Предполагается, что
1 год обучения учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления.
2 год – раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка
3 год – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» В этом разделе речь пойдёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил.
Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах. На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
· Современный русский язык
· Культура речи
· Историческая грамматика
· Диалектология
· Введение в языкознание
· Стилистика
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. На занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Организация работы:
- количество занимающихся в группе- 9-10 человек
- дети в возрасте от 11 лет.
Структура построения занятий:
- программа «Юный филолог» рассчитана на 3 года обучения-102 занятия
- занятия проводятся 1 раз неделю (всего за год 34 занятия)
- продолжительность занятий — 45 минут.
Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определённое количество баллов. В конце изучения курса учащимся может быть предложено участие в конференции с представлением подготовленной исследовательской работы по вопросам языкознания.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: 1. Знать основы науки о языке 2. Знать основные лингвистические термины
3. Уметь работать со словарями и справочной литературой
4. Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
1 год обучения
Раздел «Язык и наука о нем. Языки народов мира»
(34 часа)
|
№ |
Наименование темы занятия. |
Кол-во часов |
|
1 |
Лингвистика – наука о языке |
1 |
|
2 |
Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система |
1 |
|
3 |
Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения |
1 |
|
4 |
Происхождение языка |
1 |
|
5 |
Живые и мёртвые языки |
1 |
|
6 |
Естественные и искусственные языки |
1 |
|
7 |
Языки и диалекты |
1 |
|
8 |
Предпосылки возникновения письма |
1 |
|
9 |
Пиктографическое письмо |
1 |
|
10 |
Идеографическое письмо |
1 |
|
11 |
Переход к звуко-буквенному письму |
1 |
|
12 |
Сравнительно-исторический метод в языкознании |
1 |
|
13 |
Праиндоевропейцы и их языки |
1 |
|
14 |
Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки |
1 |
|
15 |
Славянская и балтийская группы |
1 |
|
16 |
Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки |
1 |
|
17 |
Германские и романские языки |
1 |
|
18 |
Другие языковые семьи. Мировые языки |
1 |
|
19 |
Контрольная работа |
1 |
|
20 |
Уровни языка. Фонетический уровень |
1 |
|
21 |
Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека |
1 |
|
22 |
Гласные и согласные |
1 |
|
23 |
Фонема |
1 |
|
24 |
Ударение и интонация |
1 |
|
25 |
Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция |
1 |
|
26 |
Контрольная работа |
1 |
|
27 |
Слово – основная единица языка |
1 |
|
28 |
Значение слова. Многозначность |
1 |
|
29 |
Виды переносных значений |
1 |
|
30 |
Деление слов на классы. Тематические группы слов |
1 |
|
31 |
Омонимы |
1 |
|
32 |
Омофоны, омографы, омоформы |
1 |
|
33- 34 |
Зачёт . |
2 |
Раздел « Система языка» ( 34 часа)
|
№ |
Наименование темы занятия |
Кол-во часов |
|
1-2 |
Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках |
2 |
|
3-4 |
Первоучители словенские. |
2 |
|
5-6 |
Славянская азбука |
2 |
|
7-8 |
Азбучный имяслов |
2 |
|
9-10 |
История буквы ять |
2 |
|
11-12 |
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка |
2 |
|
13-14 |
Фонетические старославянизмы в русском языке. |
2 |
|
15-16 |
Современные приметы старинных слов |
2 |
|
17-18 |
Исторические чередования звуков в русском языке |
2 |
|
19-20 |
Московские нормы произношения |
2 |
|
21-22 |
Происхождение названий русских падежей |
2 |
|
23-24 |
История падежных форм имени существительного |
2 |
|
25-26 |
Происхождение полных имён прилагательных. |
2 |
|
27-28 |
Особенности склонения имён прилагательных |
2 |
|
29-30 |
История неопределённой формы глагола. Исследование |
2 |
|
31-32 |
История современных знаков препинания |
2 |
|
33-34 |
Творцы языка словенского |
2 |
3 год обучения
Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» ( 34 ч.)
|
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности учащихся |
|
|
I |
Введение Лингвистика как наука |
1 |
Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками |
|
|
II |
Язык и речь |
14 |
Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии. |
|
|
2-3 |
Происхождение языка |
2 |
|
|
|
4-5 |
Природа и сущность языка |
2 |
|
|
|
6-7 |
Язык – система знаков |
2 |
|
|
|
8 |
Функции языка |
1 |
|
|
|
9-10 |
Язык и речь |
2 |
|
|
|
11 |
Социально-функциональная структура языка |
1 |
|
|
|
12-13 |
Классификация языков |
2 |
|
|
|
14-15 |
Происхождение и развитие письма |
2 |
|
|
|
III |
Фонетика |
6 |
Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения |
|
|
16-17 |
Артикуляционная база |
2 |
|
|
|
18-19 |
Слог. Ударение и интонация |
2 |
|
|
|
20-21 |
Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем |
2 |
|
|
|
IV |
Лексикология |
5 |
Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма» |
|
|
22 |
Слово как предмет лексикологии |
1 |
|
|
|
23-24 |
Лексическое значение и его типы |
2 |
|
|
|
25-26 |
Фразеологические единицы |
2 |
|
|
|
V |
Морфемика и словообразование |
3 |
Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд |
|
|
27 |
Понятие о морфеме |
1 |
|
|
|
28-29 |
Основные способы словообразования |
2 |
|
|
|
VI |
Грамматика |
5 |
Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора. |
|
|
30 |
Грамматический строй языка |
1 |
|
|
|
31-32 |
Морфология. Классификация частей речи. Парадигма |
2 |
|
|
|
33-34 |
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция |
2 |
|
3 год обучения
Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком.
Вопросы истории языка» ( 34 часа)
|
№п/п |
Кол — во часов |
Наименование темы занятия: |
|
1 |
1 |
Введение . Лингвистика как наука |
|
2 |
1 |
Происхождение языка |
|
3 |
1 |
Происхождение языка |
|
4 |
1 |
Природа и сущность языка |
|
5 |
1 |
Природа и сущность языка |
|
6 |
1 |
Язык – система знаков |
|
7 |
1 |
Язык – система знаков |
|
8 |
1 |
Функции языка |
|
9 |
1 |
Язык и речь |
|
10 |
1 |
Язык и речь |
|
11 |
1 |
Социально-функциональная структура языка |
|
12 |
1 |
Классификация языков |
|
13 |
1 |
Классификация языков |
|
14 |
1 |
Происхождение и развитие письма |
|
15 |
1 |
Происхождение и развитие письма |
|
16 |
1 |
Артикуляционная база |
|
17 |
1 |
Артикуляционная база |
|
18 |
1 |
Слог. Ударение и интонация |
|
19 |
1 |
Слог. Ударение и интонация |
|
20 |
1 |
Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. |
|
21 |
1 |
Система фонем |
|
22 |
1 |
Слово как предмет лексикологии |
|
23 |
1 |
Лексическое значение и его типы |
|
24 |
1 |
Лексическое значение и его типы |
|
25 |
1 |
Фразеологические единицы |
|
26 |
1 |
Фразеологические единицы |
|
27 |
1 |
Понятие о морфеме |
|
28 |
1 |
Основные способы словообразования |
|
29 |
1 |
Основные способы словообразования |
|
30 |
1 |
Грамматический строй языка |
|
31 |
1 |
Морфология. Классификация частей речи. Парадигма |
|
32 |
1 |
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция |
|
33 |
1 |
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция |
|
34 |
1 |
Зачётная работа |