12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Галкина Вера Владимировна101 Россия, Нижегородская обл., село Наумовка, Арзамасский район Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа творческого объединения «Юный филолог»
Учитель русского языка и литературы
Галкина Вера Владимировна
Нижегородская обл.
Программа
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Юный филолог"
Программа творческого объединения «Юный филолог» рассчитана на возраст детей с 11 лет и составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся:
· Отсутствием призёров в районном туре олимпиады по русскому языку
· Отсутствием интереса у учащихся к предмету русского языка
· Недостаточной подготовкой учащихся старших классов к устному экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста
· Недостаточной подготовкой обучающихся выпускных классов к ГИА по русскому языку
· Существованием искусственного разрыва между высшей, средней и основной школой
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
· увеличение занятости детей в свободное время
· развитие познавательных способностей
· поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
· ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Цель программы: Сформировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических познаний.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;
2. Преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой
3. Помочь учащимся подготовиться к ГИА и поступлению в учебные заведения гуманитарного профиля.
4. Привить учащимся интерес к предмету русского языка
5. По возможности подготовить призёров районной олимпиады по русскому языку
Программа рассчитана на 3 года обучения (102часа) и составлена для учащихся, интересующихся данным учебным предметом.
Программа состоит из трех разделов:
Раздел1. Язык и наука о нем. Языки народов мира. - 34 часа
Раздел 2. Система языка - 34часа
Раздел 3. Лингвистика:путь к овладению языком. Вопросы истории языка — 34 часа
Предполагается, что
1 год обучения учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления.
2 год – раздел «Система языка». В нём школьники знакомятся с уровневым устройством языка
3 год – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» В этом разделе речь пойдёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил.
Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах. На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
· Современный русский язык
· Культура речи
· Историческая грамматика
· Диалектология
· Введение в языкознание
· Стилистика
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности. На занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Организация работы:
- количество занимающихся в группе- 9-10 человек
- дети в возрасте от 11 лет.
Структура построения занятий:
- программа «Юный филолог» рассчитана на 3 года обучения-102 занятия
- занятия проводятся 1 раз неделю (всего за год 34 занятия)
- продолжительность занятий — 45 минут.
Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определённое количество баллов. В конце изучения курса учащимся может быть предложено участие в конференции с представлением подготовленной исследовательской работы по вопросам языкознания.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: 1. Знать основы науки о языке 2. Знать основные лингвистические термины
3. Уметь работать со словарями и справочной литературой
4. Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания
1 год обучения
Раздел «Язык и наука о нем. Языки народов мира»
(34 часа)
№ | Наименование темы занятия. | Кол-во часов |
1 | Лингвистика – наука о языке | 1 |
2 | Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 1 |
3 | Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения | 1 |
4 | Происхождение языка | 1 |
5 | Живые и мёртвые языки | 1 |
6 | Естественные и искусственные языки | 1 |
7 | Языки и диалекты | 1 |
8 | Предпосылки возникновения письма | 1 |
9 | Пиктографическое письмо | 1 |
10 | Идеографическое письмо | 1 |
11 | Переход к звуко-буквенному письму | 1 |
12 | Сравнительно-исторический метод в языкознании | 1 |
13 | Праиндоевропейцы и их языки | 1 |
14 | Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки | 1 |
15 | Славянская и балтийская группы | 1 |
16 | Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки | 1 |
17 | Германские и романские языки | 1 |
18 | Другие языковые семьи. Мировые языки | 1 |
19 | Контрольная работа | 1 |
20 | Уровни языка. Фонетический уровень | 1 |
21 | Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека | 1 |
22 | Гласные и согласные | 1 |
23 | Фонема | 1 |
24 | Ударение и интонация | 1 |
25 | Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 1 |
26 | Контрольная работа | 1 |
27 | Слово – основная единица языка | 1 |
28 | Значение слова. Многозначность | 1 |
29 | Виды переносных значений | 1 |
30 | Деление слов на классы. Тематические группы слов | 1 |
31 | Омонимы | 1 |
32 | Омофоны, омографы, омоформы | 1 |
33- 34 | Зачёт . | 2 |
Раздел « Система языка» ( 34 часа)
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
1-2 | Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках | 2 |
3-4 | Первоучители словенские. | 2 |
5-6 | Славянская азбука | 2 |
7-8 | Азбучный имяслов | 2 |
9-10 | История буквы ять | 2 |
11-12 | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | 2 |
13-14 | Фонетические старославянизмы в русском языке. | 2 |
15-16 | Современные приметы старинных слов | 2 |
17-18 | Исторические чередования звуков в русском языке | 2 |
19-20 | Московские нормы произношения | 2 |
21-22 | Происхождение названий русских падежей | 2 |
23-24 | История падежных форм имени существительного | 2 |
25-26 | Происхождение полных имён прилагательных. | 2 |
27-28 | Особенности склонения имён прилагательных | 2 |
29-30 | История неопределённой формы глагола. Исследование | 2 |
31-32 | История современных знаков препинания | 2 |
33-34 | Творцы языка словенского | 2 |
3 год обучения
Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка» ( 34 ч.)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
|
I | Введение Лингвистика как наука | 1 | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками |
|
II | Язык и речь | 14 |
Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии. |
|
2-3 | Происхождение языка | 2 |
| |
4-5 | Природа и сущность языка | 2 |
| |
6-7 | Язык – система знаков | 2 |
| |
8 | Функции языка | 1 |
| |
9-10 | Язык и речь | 2 |
| |
11 | Социально-функциональная структура языка | 1 |
| |
12-13 | Классификация языков | 2 |
| |
14-15 | Происхождение и развитие письма | 2 |
| |
III | Фонетика | 6 |
Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения |
|
16-17 | Артикуляционная база | 2 |
| |
18-19 | Слог. Ударение и интонация | 2 |
| |
20-21 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем | 2 |
| |
IV | Лексикология | 5 | Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма» |
|
22 | Слово как предмет лексикологии | 1 |
| |
23-24 | Лексическое значение и его типы | 2 |
| |
25-26 | Фразеологические единицы | 2 |
| |
V | Морфемика и словообразование | 3 | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд |
|
27 | Понятие о морфеме | 1 |
| |
28-29 | Основные способы словообразования | 2 |
| |
VI | Грамматика | 5 | Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора. |
|
30 | Грамматический строй языка | 1 |
| |
31-32 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | 2 |
| |
33-34 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | 2 |
|
3 год обучения
Раздел «Лингвистика: путь к овладению языком.
Вопросы истории языка» ( 34 часа)
№п/п | Кол — во часов | Наименование темы занятия: |
1 | 1 | Введение . Лингвистика как наука |
2 | 1 | Происхождение языка |
3 | 1 | Происхождение языка |
4 | 1 | Природа и сущность языка |
5 | 1 | Природа и сущность языка |
6 | 1 | Язык – система знаков |
7 | 1 | Язык – система знаков |
8 | 1 | Функции языка |
9 | 1 | Язык и речь |
10 | 1 | Язык и речь |
11 | 1 | Социально-функциональная структура языка |
12 | 1 | Классификация языков |
13 | 1 | Классификация языков |
14 | 1 | Происхождение и развитие письма |
15 | 1 | Происхождение и развитие письма |
16 | 1 | Артикуляционная база |
17 | 1 | Артикуляционная база |
18 | 1 | Слог. Ударение и интонация |
19 | 1 | Слог. Ударение и интонация |
20 | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. |
21 | 1 | Система фонем |
22 | 1 | Слово как предмет лексикологии |
23 | 1 | Лексическое значение и его типы |
24 | 1 | Лексическое значение и его типы |
25 | 1 | Фразеологические единицы |
26 | 1 | Фразеологические единицы |
27 | 1 | Понятие о морфеме |
28 | 1 | Основные способы словообразования |
29 | 1 | Основные способы словообразования |
30 | 1 | Грамматический строй языка |
31 | 1 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма |
32 | 1 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция |
33 | 1 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция |
34 | 1 | Зачётная работа |