12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Учителя физики»
4

Рабочая программа. Учебный предмет: Астрономия (базовый уровень). Уровень образования: среднее общее образование.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: АСТРОНОМИЯ (базовый уровень)

Уровень образования: среднее общее образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Астрономия» (базовый уровень) обязательной предметной области "Естествознание" для среднего общего образования разработана на основе

Основной образовательной программы (ООП) СОО ФГОС МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа», утв. приказ № 121 от 27.08.2020г;

Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — Москва, Дрофа, 2018.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Целями изучения астрономии являются:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Основные задачи предмета:

формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной;

формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

текущая аттестация: тестирование, зачеты, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные и проверочные работы, устный и письменный опросы;

аттестация по итогам обучения за четверть: тестирование, контрольные работы;

промежуточная аттестация по итогам года: тестирование (май)

Критерии оценивания контрольной работы:

оценка «5» - 97-100%,

оценка «4» - 75-96%,

оценка «3» - 50-74%,

оценка «2» - 0-49%.

Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная система;

Практические занятия;

Применение мультимедийного материала;

Решение расчетных качественных задач;

Уроки-консультации.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных образовательных технологий.

Формы учета достижений: урочная деятельность - ведение тетрадей по астрономии, анализ текущей успеваемости

Используемые технологии:

проблемное обучение;

информационно-коммуникативные;

обучение в диалоге;

лекционно-семинарская система обучения;

личностно-ориентированное обучение.

Состав участников образовательного процесса и срок реализации программы:

Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на один год.

Место учебного предмета в учебном плане:

В учебном плане МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» на изучение предмета «Астрономия» (базовый уровень) отводится следующее количество часов:

Класс

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

1

35

35

ЛИНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия


Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238с.

Астрономия. 10-11 классы. Сборник проверочных и контрольных работ - Котова О.В., Романенко Е.Ю. «Легион». Ростов на Дону. 2018

Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. ДРОФА, корпорация "Российский учебник"  



Астрономия. Проверочные и контрольные работы. 10-11 классы. Базовый уровень. Гомулина Н.Н. ДРОФА, корпорация "Российский учебник"  

Астрономия. 10-11 классы. Атлас. Гомулина Н.Н., Карачевцева И.П., Коханов А.А. 2018




Дидактический материал по астрономии - Малахова Г.И., Страут Е.К.

РАЗДЕЛ I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность ксаморазвитию и самообразованию, а также осознанному построениюиндивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивыхпознавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том численавыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствамиинформационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы иих использования на благо развитиячеловеческой цивилизации;

сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебнойдеятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента входе обсуждения спорных проблем науки;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

формирование готовности к научно-техническому творчеству, овладению достоверной информацией о пе­редовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другогочеловека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общегообразования:

Выпускник на базовом уровненаучится:

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарногостиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны иСолнца;

применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий извезд.

Строение Солнечной системы

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системымира;

воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическаяединица);

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам ирасстоянию;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) законаКеплера;

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различнымэксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечнойсистемы.

Природа тел Солнечной системы

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевогооблака;

определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты- карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия отЗемли;

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этихпланет;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природыЗемли;

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников иколец;

характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительныхразличий;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космическойскоростью;

описывать последствия падения на Землю крупныхметеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды

определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световойгод);

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники ихэнергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции ипятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние наЗемлю;

вычислять расстояние до звезд по годичномупараллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр —светимость»;

сравнивать модели различных типов звезд с модельюСолнца;

объяснять причины изменения светимости переменныхзвезд;

описывать механизм вспышек новых исверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от ихмассы;

описывать этапы формирования и эволюциизвезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черныхдыр.

Строение и эволюция Вселенной

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовоеизлучение);

характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период —светимость»;

распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические,неправильные);

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно моделиВселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрахгалактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимостисверхновых;

оценивать возраст Вселенной на основе постояннойХаббла;

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячейВселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большоговзрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия анти тяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой ещенеизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни воВселенной.

Выпускник получит возможность

Получить представление:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектнойдеятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализаданных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественныхнауках;

об историинауки;

о новейших разработках в области науки итехнологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.п.);

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

научиться

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно- познавательныхзадач;

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальнойжизни;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательскихзадач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательскойработы;

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общемблаге;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленнойцели;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельностичеловека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодногосотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершенииработы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этихрисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применениярезультатов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

(ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА)

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии

Выпускник научится:

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии

Выпускник научится:

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы

Выпускник научится:

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной

системы.

Природа тел Солнечной системы

Выпускник научится:

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды

Выпускник научится:

определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной

Выпускник научится:

систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(35 часов, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. «ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ. НАБЛЮДЕНИЯ — ОСНОВА АСТРОНОМИИ»(2 Ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

РАЗДЕЛ 2. «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ» (5 Ч.)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географическихширотах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

РАЗДЕЛ 3. «СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»(7 Ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической

системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

РАЗДЕЛ 4. «ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»(6 Ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-

следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

РАЗДЕЛ 5. «СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ»(7 Ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

РАЗДЕЛ 6. «СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ»(4 Ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

РАЗДЕЛ 7. «ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ»(1 Ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

РАЗДЕЛ 8. «ПОВТОРЕНИЕ» (2 Ч+1ПА)

РАЗДЕЛ III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫЕ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

10 КЛАСС

(1 час в неделю, всего –35 часов, в том числе итоговое повторение –2 часа)​​​​​​​

п./п.

Наименование разделов/тем

Количество



часов

зачетных работ

1

Введение. Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии

2


2

Практические основы астрономии

5

1

2.1

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты

1


2.2

Видимое движение звезд на различных географических

широтах.

1


2.3

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1


2.4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1


2.5

Время и календарь.

1


3

Строение Солнечной системы

7

1

3.1

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.

1


3.2

Конфигурации планет и условия их видимости.

1


3.3

Законы движения планет Солнечной системы

1


3.4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

2


3.5

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

2


4

Природа тел Солнечной системы

6

1

4.1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1


4.2

Система Земля и Луна.

1


4.3

Планеты земной группы.

1


4.4

Далекие звезды.

1


4.5

Малые тела Солнечной системы.

2


5

Солнце и звезды

7

1

5.1

Солнце – ближайшая звезда

2


5.2

Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд.

2


5.3

Массы и размеры звезд

2


5.4

Переменные и нестационарные звезды

1


6

Строение и эволюция Вселенной

4


6.1

Наша Галактика

2


6.2

Другие звездные системы - Галактики

1


6.3

Основы современной космологии

1


7

Жизнь и разум во вселенной

1


7.1

Промежуточная аттестация в форме тестирования

1

1

7.2

Итоговое повторение

2



Всего

35

4+1ПА





Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.