Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности;
-формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Изобразительной деятельности решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:
-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-формирование и развитие реципрокной координации;
-развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительнодвигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать их самостоятельность. Дети учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя в выставках, творческих показах. Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь учеников с интеллектуальными нарушениями интереснее и ярче, способствует их самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмет «Изобразительная деятельность» в 5 классе рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Изобразительная деятельность» в 5 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями речи и составляет 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Использование инструментов и материалов в процессе доступной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции в процессе изобразительной деятельности.
Стремление с собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со взрослым.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Личностные результаты:
Владение правилами поведения в учебной ситуации.
Уважительное отношение к окружающим: взрослым и детям.
Слушание и понимание инструкции педагога.
Социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
Умение проявлять свои чувства.
Выполнение простых инструкций учителя.
Основные требования к умениям обучающихся
Критерий (ожидаемый результат) | Параметры |
| Минимальный уровень. |
Развитие интереса к изобразительной деятельности: лепке, аппликации, рисованию. | С интересом воспринимает изодеятельность: рисование, лепку, аппликацию. Положительная, эмоциональная реакция к ИЗО деятельности |
Формирование умений пользоваться различными материалами для рисования, аппликации, лепки. | Умеет пользоваться красками, карандашами, кисточками. Умеет пользоваться пластилином. |
Умеет работать с отдельными заготовками, умеет пользоваться клеем при работе с бумагой. | |
Обучение доступным приемам работы с различными материалами. | Умеет работать с карандашами, проводить линии с нажимом и без нажима. Освоил приёмы работ с кистью (касание, примакивание). Умеет работать с пластилином. Знает приёмы раскатывания, отрывания, размазывание. Умеет работать с бумагой. Умеет бумагу сгибать, сминать, работать с ножницами, резать по прямой линии. |
Обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов. | Умеет рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Умеет рисовать по трафарету, шаблону. Умеет отрезать кусочки пластилина стэкой. Умеет соединять детали между собой. |
Развитие художественно- творческих способностей. | Умеет дополнять рисунок декоративными элементами. |
| Достаточный уровень. |
Развитие интереса к изобразительной деятельности: лепке, аппликации, рисованию. | С интересом воспринимает изодеятельность: рисование, лепку, аппликацию. Положительная, эмоциональная реакция к ИЗО деятельности |
Формирование умений пользоваться различными материалами для рисования, аппликации, лепки. | Умеет пользоваться красками, карандашами, кисточками. Умеет пользоваться мелками, фломастерами. Умеет пользоваться пластилином. Узнаёт инструменты и приспособления для работы с пластилином, стэка, подложка, валик. Умеет работать с отдельными заготовками, умеет пользоваться клеем при работе с бумагой. Знает различные виды бумаги. Умеет пользоваться трафаретом, ножницами. |
Обучение доступным приемам работы с различными материалами. | Умеет работать с карандашами, проводить линии с нажимом и без нажима. Освоил приёмы работ с кистью (касание, примакивание). Умеет получать цвета красок путём смешивания. Умеет соединять точки. Умеет закрашивать внутри контура. Умеет работать с пластилином. Знает приёмы раскатывания, отрывания, размазывание. Умеет отщипывать кусочки пластилина от целого куска. Умеет катать шарики на доске. Умеет сгибать колбаски в кольцо. Умеет закручивать колбаски в жгутик. Умеет соединять детали изделия прижатием. Умеет работать с бумагой. Умеет бумагу сгибать, сминать, работать с ножницами, |
| резать по прямой линии. Умеет соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. |
Обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов. | Умеет рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Умеет рисовать по трафарету, шаблону. Умеет отрезать кусочки пластилина стэкой. Умеет соединять детали между собой. |
Развитие художественно- творческих способностей. | Умеет дополнять рисунок декоративными элементами. |
Содержание учебного предмета
Программа включает в себя 3 раздела:
1. Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Выбор цвета для рисования. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
2. Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
3. Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема | Количество часов |
Лепка | 6 |
Рисование на тему | 16 |
Аппликация | 12 |
Итого | 34 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
1 | Аппликация. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Манипуляции с бумагой (рвём, сминаем ее). | 1 | | Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. |
2 | Лепка. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. | 1 | | Различение пластичных материалов и их свойств. Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. |
3 | Рисование. Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы. Рисование фруктов: яблоко, апельсин. | 1 | | Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Рисование дуг и окружностей цветными карандашами. |
4 | Лепка фруктов: яблоко, апельсин. | 1 | | Раскатывание пластилина. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. |
5 | Аппликация. Овощи. Морковка из мятых салфеток. | 1 | | Откручивание кусочка материала от целого куска. |
6 | Лепка. Школа. | 1 | | Формирование умения правильно выбирать цвета |
7 | Лепка «Ежик» Формирование колючек (отщипывание) | 1 | | Соединение деталей изделия разными способами |
8 | Рисование «Корзинка для грибов». | 1 | | Формирование умения правильно выбирать цвета |
9 | Рисование пальцами. Виноград. | 1 | | Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
10 | Рисование осенних листьев с использованием шаблона. | 1 | | Повторение цвета – жёлтый, красный. |
11 | Рисование. Раскрась красками. «Мой портрет». | 1 | | Формирование умения правильно выбирать цвета |
12 | Аппликация. «Лицо клоуна» из рваной бумаги | 1 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации |
13 | Рисование. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски). | 1 | | Выбор цвета для рисования |
14 | Рисование. Изображение предметов с помощью геометрических фигур. Корабль. | 1 | | Работа с трафаретами геометрических фигур. |
15 | Рисование. «Цветик-семицветик». | 1 | | Работа цветными карандашами. |
16 | Рисование. Снегопад. Вырезание снежинки. | 1 | | Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Подбор цветав соответствии с сюжетом рисунка. |
17 | Рисование. «Новогодняя елка». | 1 | | Выбор цвета для рисования |
18 | Аппликация «Птицы на кормушке». | 1 | | Вырезание по контуру |
19 | Лепка. «Черепаха» из половинки грецкого ореха | 1 | | Соединение деталей изделия разными способами |
20 | Рисование. «Ярко светит солнышко» | 1 | | Сочетание округлой формы с прямыми линиями |
21 | Рисование. Узор для кукольной посуды — расписное блюдо | 1 | | Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
22 | Аппликация. Орнамент на платочке. | 1 | | Вырезание по контуру |
23 | Аппликация. Одуванчики из бумажных салфеток | 1 | | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации |
24 | Рисование. Узор на тарелочке. | 1 | | Выбор цвета для рисования |
25 | Лепка. Жираф. | 1 | | |
26 | Рисование. Украшение пасхального яйца. | 1 | | Рассматривание картинок. Выбор узора. Украшение овала. |
27 | Аппликация. «Торт на день рождение Мишки» | 1 | | Сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону |
28 | Аппликация. «Весна» | 1 | | Выбор цвета для рисования |
29 | Раскрашивание карандашами «Цветы в вазе». | 1 | | Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
30 | Аппликация. «Полет на луну» | 1 | | Соединение деталей изделия разными способами |
31 | Аппликация. Цыплята на лугу | 1 | | |
32 | Аппликация. «Праздничный салют» | 1 | | Сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону |
33 | Аппликация. Узоры на крылышках бабочки. | 1 | | Намазывание поверхности клеем |
34 | Рисование на свободную тему. | 1 | | Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
| Итого | 34 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: КАРО,2007 г.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007. 4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.
Приложение 1
Контрольно- измерительные материалы по изобразительной деятельности
Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и свободная деятельность). Фиксируется:
Умение правильно держать карандаш (кисть)
Свободное движение руки при рисовании
Аккуратность при пользовании краской
Бережное отношение к кисти
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень (4 балла) | |
Карандаш | Не умеет правильно держать карандаш, после исправления продолжает держать неправильно Пальцы напряжены, сильный нажим (едва заметный след карандаша) | Карандаш изначально держит может взять неправильно, но с помощью взрослого исправляет положение. Движения руки не свободны | Периодически забывает о правильном положении карандаша в руке, требуется напоминание. Мышцы руки часто напряжены, но движения свободны | Правильно держит карандаш, движения свободные, без напряжения, нажим на карандаш достаточный |
Кисть и краски | Не правильно держит кисть, набирает слишком много краски, не промывает кисть водой, не пользуется салфеткой (необходимы напоминания) | Может неправильно держать кисть, но исправляется после напоминания. Краской и водой пользуется более аккуратно, но необходимы периодически напоминания | Удерживает кисть в руке практически правильно. Правильно набирает краску из банки, но промывает кисть не совсем тщательно, забывает ее осушить | Все навыки сформированы: правильно держит кисть, аккуратно набирает краску, снимает лишнюю о край банки, тщательно промывает кисть, осушивает ее о салфетку |
Изобразительные навыки Игра «Закончи рисунок».
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Значительные искажения в передаче формы, безразличие к цвету, расположению изображений на листе. Ребенок может отказаться от изображения чего- либо, или попросить о помощи нарисовать. | Имеются незначительные искажения в передаче форы, изображение нагромождено, расположено не по всему листу. Обращается с вопросами по поводу изображения к взрослому, просит показать. | Формы предметов переданы правильно. Расположение на листе без погрешностей. В процессе рисования не действует уверенно, переспрашивает, уточняет способы изображения. | Изображение выполнено по всему листу, переданы все характерные особенности изображаемых объектов и явлений. В процессе работы за помощью и разъяснениями не обращается. |
Знание цветов Игра «Подбери шарики к ниточкам»
Методика проведения:
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными на нем линиями разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, серый) и набор круглых и овальных форм таких же цветов. Задание – подобрать шарики такого же цвета, как и ниточки. При выполнении задания, уточнить у ребенка название цвета шарика
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень (4 балла) |
Различает не более 3 цветов. В назывании цветов путается. Допускает ошибки при подборе. | Различает в назывании только основные 4 цвета. Подбирает цвета правильно | Называет все цвета, кроме одного. Подбирает цвета правильно | Называет и различает все цвета. |
Обработка результатов:
От 0 до 4 – низкий уровень
От 5 до 8 – средний уровень
От 9 до 12– уровень выше среднего
От 13 до 16 – высокий уровень
Диагностическое задание «У куклы Маши день рождения»
Педагог вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.
Давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения
Какие угощения можно вылепить из пластилина (глины)?
Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс
В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:
Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
Умение соединять концы палочки в кольцо
Умение раскатывать комочки круговыми движениями
Умение сплющивать шар
Умение присоединять (прижимать)две части
Умение выполнять работу аккуратно
Наличие представления о способах лепки того или иного предмета В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
1.испытывает трудности в раскатывании пластилина прямыми движениями рук | 1.раскатывает пластилин между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность | 1.раскатывает пластилин одним из способов (только между ладонями или на дощечке) | 1.раскатывает пластилин двумя способами, действия уверенные, самостоятельные |
2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой) | 2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест | 2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки | 2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты |
3. испытывает трудности в раскатывании пластилина круговыми движениями рук | 3. раскатывает пластилин между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар | 3.раскатывает пластилин (глину) круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая | 3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью |
4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.) | 4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней) | 4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края | 4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями |
5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом | 5.соединяет детали не прочно | 5.соединение частей прочное, но не аккуратное | 5.прочно и аккуратно соединяет детали |
6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно | 6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется | 6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе | 6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников |
7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов) | 7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки. | 7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность | 7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске) |
Обработка результатов:
От 7 до 10-низкий уровень
От 11 до 17 – средний уровень
От 18 до 24 – уровень выше среднего
От 25 до 28- высокий уровень
Выкладывание форм в определенной последовательности (узор).
этап. Педагог предлагает изготовить красивый шарфик для собачки. Показывает свой незаконченный образец («не успела сделать, помоги закончить») и предлагает ребенку завершить работу
этап. Затем учитель предлагает ребенку выложить свой узор на полосе бумаге – шарфик для щенка.
Инструкция: теперь сделай свой шарфик, (из геометрических форм 2 цветов 2 видов или 2 размеров).
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора | Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу. | Выполняет самостоятельно. На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм. | Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество |
Выкладывание предметного изображения
Педагог предлагает ребенку набор цветных геометрических фигур и 3 картинки
Инструкция: выложи такие же картинки из фигурок.
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения | Раскладывает картинки не сразу, перебирает формы, примеривает, допускает ошибки или чувствуется неуверенность. | Выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибку, но сам ее устранить | Быстро выполняет задание, самостоятельно отбирает цвет. Вносит инициативу, творчество |
Владение техническими навыками.
В процессе работы ребенка над созданием аппликации ведется наблюдение и фиксируются следующие умения:
намазывание клеем – используется ли клеенка при нанесении клея, на какую сторону бумаги наносится клей, в каком количестве (каким слоем) наносится, как распределяется по бумаге.
-наклеивание – какой стороной прикладывается к фону намазанная клеем бумага, обращает ли внимание на ровное расположение формы на бумаге, сморщенность намазанного листа и т.п.
аккуратность – общее впечатление от действий ребенка, умение пользоваться салфеткой (промакивание наклеенного изображения), умение поддерживать порядок на столе (убирать кисть после работы на подставку)
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
У ребенка не сформированы представления о том, как наносится клей (формы плохо намазывает может иметь место намазывание на лицевой стороне формы), в процессе работы не обращает внимание на порядок. Работа не аккуратна, не обращает внимания на порядок на рабочем месте | Не совсем правильно наносит клей, не размазывает его по всей поверхности (или через чур много наносит клея), плохо прижимает, промакивает салфеткой наклеенную форму; в готовой работе имеют место элементы наслоения, сморщенность | В процессе работы ребенок может допускать элементы небрежности, но в целом работает правильно. Помнит о поддержании чистоты на рабочем месте. | Все умения ребенка уверенные и правильные. Придерживается порядка, работа выглядит аккуратной. Поддерживает рабочее место в порядке |
Обработка результатов:
3-4 балла – низкий уровень
5-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – уровень выше среднего
11-12 баллов – высокий уровень
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна