Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса по УМК В.Я. Коровиной
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей-филологов Руководитель МО учителей-филологов МКОУ Сагуновской СОШ ______ Ю.С. Калашникова Протокол №1 от 30.08.2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Сагуновской СОШ __________ от 30.08.2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Сагуновской СОШ __________ Приказ № 95-О от 30.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
на 2022-2023 учебный год
для 9 класса
Составитель: Калашникова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1КК. |
Сл. Сагуны, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сагуновской средней общеобразовательной школы с учётом примерной программы по литературе и программы основного общего образования по литературе В.Я. Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.). Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, И.С. Забарский – М., 2015. Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в 9 классе 102 часа.
Срок реализации программы - один учебный год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследства народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литература» в основной школе
являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами выпускников основной школы являются:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—
XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразител ных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.(1)
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Их древнерусской литературы. (2)
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
Из литературы XVIII века. (12)
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века.
М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…».
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы.
Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля.
Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии.
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.
Понятие о сентиментализме.
Н.М.Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма.
Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения.
Р.Р. Подготовка к сочинению
«Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
Из литературы XIX века. (53)
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы.
В.А.Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии.
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада.
Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Комедия «Горе от ума»: творческая история создания.
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
РР. Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.
А.С. Пушкин: тема свободы.
А.С. Пушкин: любовь как гармония душ.
А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии.
А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.
А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.
Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина».
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.
РР. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
Эпоха безвременья в лирике
М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа
Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»).
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Р.Р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.
РР. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?»
Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания.
Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души.
Чичиков – новый герой эпохи или антигерой?
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России.
Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.
РР. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя».
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Формирование личности героя повести.
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и
А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
Из литературы XX века. (24)
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести.
М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи.
РР. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века».
Русская поэзия «серебряного века».
А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока.
Образ родины в поэзии А.А. Блока.
С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина.
Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина.
В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.
М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики.
А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.
Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви.
А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе.
Эссе по теме «Поэт XX века».
Романсы и песни на слова русских писателей XIX и ХХ веков.
Из зарубежной литературы. (10)
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет».
И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
И.-В. Гете. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Итоги года и задания для летнего чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока Раздел |
| ||
1 | 1 | Введение.(1) Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
2 | 1 | Их древнерусской литературы. (2) Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». |
3 | 1 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. |
4 | 1 | Из литературы XVIII века. (12) Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. |
5 | 1 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». |
6 | 1 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. |
7 | 1 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. |
8 | 1 | Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. |
9 | 1 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. |
10 | 1 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
11 | 1 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. |
12 | 1 | Н.М.Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма. |
13 | 1 | Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. |
14 | 1 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. |
15 | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», и могут ли извлечь из неё современные молодые люди нравственные уроки? |
16 | 1 | Из литературы XIX века. (53) Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. |
17 | 1 | В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. |
18 | 1 | В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. |
19 | 1 | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
20 | 1 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. |
21 | 1 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
22 | 1 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
23 | 1 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
24 | 1 | Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
25 | 1 | РР. Прочитайте критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Ответьте на вопрос: «Почему Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (сочинение-рассуждение) |
26 | 1 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. |
27 | 1 | А.С. Пушкин: тема свободы. |
28 | 1 | А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. |
29 | 1 | А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. |
30 | 1 | А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. |
31 | 1 | А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. |
32 | 1 | Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». |
33 | 1 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. |
34 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. |
35 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. |
36 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. |
37 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. |
38 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
39 | 1 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. |
40 | 1 | РР. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). |
41 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
42 | 1 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» |
43 | 1 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» |
44 | 1 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. |
45 | 1 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. |
46 | 1 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». |
47 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). |
48 | 1 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
49 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. |
50 | 1 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. |
51 | 1 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. |
52 | 1 | Р.Р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. |
53 | 1 | РР. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» |
54 | 1 | Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. |
55-56 | 2 | Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. |
57 | 1 | Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? |
58 | 1 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. |
59 | 1 | Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. |
60 | 1 | РР. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». |
61 | 1 | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
62 | 1 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
63 | 1 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. |
64 | 1 | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
65 | 1 | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Формирование личности героя повести. |
66 | 1 | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. |
67 | 1 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. |
68 | 1 | Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) |
69 | 1 | Из литературы XX века. (24) Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. |
70 | 1 | И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. |
71 | 1 | «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. |
72 | 1 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. |
73 | 1 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. |
74 | 1 | М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. |
75 | 1 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. |
76 | 1 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
77 | 1 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи. |
78 | 1 | РР. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». |
79 | 1 | Русская поэзия «серебряного века». |
80 | 1 | А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. |
81 | 1 | Образ родины в поэзии А.А. Блока. |
82 | 1 | С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. |
83 | 1 | Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. |
84 | 1 | В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. |
85 | 1 | М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. |
86 | 1 | А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. |
87 | 1 | Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. |
88 | 1 | Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. |
89 | 1 | А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. |
90 | 1 | Эссе по теме «Поэт XX века». |
91-92 | 2 | Романсы и песни на слова русских писателей XIX и ХХ веков. |
93 | 1 | Из зарубежной литературы. (10) Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). |
94 | 1 | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. |
95 | 1 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер |
96 | 1 | У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. |
97 | 1 | У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
98 | 1 | Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». |
99 | 1 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. |
100 | 1 | И.-В. Гете. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. |
101 | 1 | Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
102 | 1 | Контрольная работа по материалу, изученному в 9 классе. Итоги года и задания для летнего чтения. |
| | Итого 102 часа |